Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 19:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование налоговой политики государства. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть типы налоговой политики
2. Рассмотреть инструменты налогового регулирования
3. Выявить критерии эффективности налоговой политики
Предметом исследования является налоговая политика.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ…….....5
1.1 Роль налоговой политики в экономических моделях…………….....….5
1.2 Задачи и типы налоговой политики ……………………………………...10
1.3 Инструменты налоговой политики………..……………………………...13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА…15
2.1 Критерии эффективности налоговой политики……………….………….15
2.2 Налоговая политика в РФ………………………………….………….……19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…….……22
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………….………………….……24
Второй тип налоговой политики - низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.
Третий тип - налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.
Для налоговой политики стран, которые имеют долгосрочную концепцию построения национальной экономики, характерны следующие черты:
¦ четкое определение проблем, стоящих перед экономикой страны;
¦ ранжирование целей по степени их важности и концентрация усилий на достижении наиболее важных из них
¦ проведение аналитической работы и изучение зарубежного опыта налоговых реформ, четкое представление об экономических результатах, выгодах и потерях при осуществлении каждой из программ реформирования;
¦ оценка эффективности реализации подобных программ в прошлом;
¦ анализ имеющихся в распоряжении инструментов;
¦ анализ исходных условий;
¦ корректировка политики с учетом национальной специфики и специфики момента времени.
На практике налоговая
политика осуществляется через налоговый
механизм, который представляет собой
совокупность организационно-правовых
форм и методов управления налогообложением.
Государство придает этому
Второй подход основан
на том, что более высокие налоги
должен платить тот, кто получает
большую выгоду от представляемых обществом
услуг, что рассматривается как
реализация принципа справедливости,
поскольку именно эти категории
населения и должны оплатить услуги,
представляемые обществом за счет бюджетных
средств. Основной недостаток обеих
концепций заключается в том,
что, во-первых, определить сумму тех
благ, которые отдельные
1.3. Инструменты налоговой политики
Для достижения целей, стоящих перед налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования налогового механизма государство использует различные инструменты и, в частности, такие как конкретные виды налогов и их элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции.
Специфика института налоговых льгот определяется видами налогов, методиками расчета, целями их использования и странами их применения. Мировая практика выработала оптимальный комплекс принципов Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ. Учебник для вузов. - М.: МЦФЭР, 2003 организации налогового регулирования. К ним, в частности, относятся следующие:
¦ применение налоговых льгот не носит избирательного характера;
¦ инвестиционные льготы предоставляются исключительно плательщикам, обеспечивающим выполнение государственных инвестиционных программ и заданные объемы производства;
¦ применение льгот не должно наносить существенного ущерба государственным экономическим интересам;
¦ порядок действия налоговых льгот определяется законом и не подлежит существенным корректировками на местном уровне.
Другим важным инструментом государственного налогового регулирования экономики являются налоговые санкции. Их роль двойственна, так как, во-первых, они обеспечивают исполнение налогового законодательства (санкции применяются за ненадлежащее выполнение обязательств перед бюджетом или внебюджетными фондами), а во-вторых, они ориентируют хозяйствующие субъекты на использование в своей деятельности более эффективных форм хозяйствования. Вместе с тем нельзя не отметить, что действенность санкций зависит от эффективной работы контролирующих органов.
Таким образом, рассматривая
основные инструменты налогового регулирования
можно сказать, что по своему характеру
налоговое регулирование
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
2.1. Критерии эффективности налоговой политики
Экономическая политика правительства
реализуется путем
Налоговая политика является
одной из основных макроэкономических
политик любого государства. Обычно
она исполняется
Налоговая политика способна
влиять на совокупный спрос. Решение
правительства повысить процентные
ставки ведет к сокращению расходов
частного сектора на инвестиции. Падение
уровня инвестиционных расходов приводит
к тому, что налоговая политика
может сократить норму
Налоговая политика наиболее эффективна при стабильном обменном курсе и устойчивом движении капиталов.
Расширение налоговой политики ведет к повышению процентной ставки, поэтому приводит к тому, что центральный банк вынужден увеличивать количество денег для поддержания стабильного обменного курса, укрепляя тем самым эффект расширения налоговой политики.
При осуществлении анализа
налоговой политики государства
большое внимание уделяется структуре
налогообложения. В странах с
низкими доходами, обычно, структура
налогообложения имеет
а) Большую часть поступлений составляют налоги на отечественные товары и внешнеторговые операции, которые в совокупности составляют около 70% всех налоговых поступлений, причем на долю одних только импортных пошлин приходится свыше 40% .
б) Внутренние подоходные налоги не столь значительны (они составляют около 25% налоговых поступлений), причем компании были охвачены этими налогами в большей степени, чем частные лица. Это связано с удобством использования крупных (часто зарубежных) компаний в качестве источников доходов, а также с административными трудностями организации обложения эффективным подоходным налогом частных лиц.
В отличие от стран с
низкими доходами, налоги на внешнеторговые
операции в промышленно развитых
странах играют незначительную роль,
а главными источниками поступлений
служат налоги с частных лиц и
налоги, взимаемые в соответствии
с программами социального
Критерии макроэкономической
эффективности налоговой
а) Возможность налоговой политики концентрировать источники доходов.
Налоговые поступления классифицируются по категориям в зависимости от базы с которой взимается налог, либо от вида деятельности, которая порождает налоговые обязательства. Увеличение суммы поступлений является результатом автоматических или дискреционных изменений.
К автоматическим относят повышение суммы поступлений, вызванных расширением налоговой базы.
Дискреционный рост поступлений является результатом изменений в налоговой системе, таких как пересмотр налоговых ставок, введение нового налога, улучшение системы сбора налогов, то есть изменений в самой налоговой политике.
Система, обеспечивающая налоговые поступления при ограниченном числе налогов и ставок, может значительно снизить административные расходы и расходы на обеспечение соблюдения законодательства. Ограничение числа налогов может облегчить оценку влияния изменений в налоговой политике и избежать впечатления о чрезмерности налогообложения.
б) Способность налоговой политики определять приемлемую налоговую базу.
Широкая налоговая база дает возможность обеспечить налоговые поступления при относительно низких налоговых ставках. При значительном сужении налоговой базы необходимы гораздо более высокие ставки для того, чтобы обеспечить заданные налоговые поступления. В результате этого возрастает вероятность уклонения от уплаты налогов.
Большая часть стран-членов
ОЭСР расширила налоговую базу, хотя
кое-где происходили и обратные
процессы (введение новых вычетов
и повышение необлагаемого
В последние годы наметилась тенденция в ряде стран-членов ОЭСР (Австралия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия) к выведению взносов работников на социальное страхование из налоговой базы. Это объясняется тем, что платежи по социальному страхованию приравниваются к налогу и, тем самым, проявляется стремление избежать двойного налогообложения.
Еще одним способом расширения налоговой базы стало введение альтернативного налога (как доли валового дохода в Канаде и США) или дополнительного налога (на валовой доход или близкую к нему величину в Дании и Норвегии). Эти налоги применяются только по отношению к наиболее высокодоходным группам населения с тем, чтобы избежать укрытия ими части доходов.
в) Направленность налоговой политики на минимизацию задержек в уплате налогов.
При сильной инфляции реальная ценность налоговых поступлений может значительно снизиться в случае длительных задержек в уплате налогов. Для того, чтобы не имели места задержки, вызванные задолженностью по платежам, необходимо применять большие штрафы. Задержки в уплате налогов на капитал являются более вероятными, чем задержки в уплате налогов на доходы в виде заработной платы, вследствие чего могут возникнуть проблемы, связанные со справедливостью налогообложения.
г) Нейтральность налоговой политики в отношении стимулов.
Налоговая система должна
обеспечивать финансирование государственной
деятельности при минимальных расходах
и при минимальных нарушениях
характера производства, а также
характера получения и
2.2. Налоговая политика в РФ
Российская экономика
развивается в сложных, противоречивых
условиях, испытывая на себе действие
ряда позитивных и негативных факторов.
Это находит отражение в
Налоговую политику в Российской
Федерации осуществляют Президент
РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство
РФ и органы исполнительной власти,
наделенные соответствующей компетенцией.
Органом непосредственно
Налоговая политика проводится (осуществляется) ими посредством методов:
управления;
информирования (пропаганды);
воспитания;
консультирования;
льготирования;
контролирования;
принуждения.
Управление заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития.
Информирование (пропаганда) -- деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т.п.
Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей, и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.