Налоговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
Для достижения этой цели в работе ставятся следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и типы налоговой политики;
2) рассмотреть задачи и цели налоговой политик государства;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..…..3
I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА……………………………………………………..…….5
1.1Понятие и типы налоговой политики государства………………..….5
1.2Задачи и цель налоговой политики государства……………...............8
1.3Роль налоговой политики в экономических моделях……..………..12
II.АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ.……………………18
2.1 Важнейшие недостатки российской системы налогообложения….18
2.2 Анализ формирования доходов бюджета РФ за счет косвенных и прямых налогов…………………………………………………………...20
2.3 Основные направления налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов …...……………………………….26
Заключение………………………………………………………………..30
Список используемой литературы ………………………………………32

Файлы: 1 файл

Selivanova.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

«Алтайский государственный университет»

Международный институт экономики, менеджмента и информационных систем

Кафедра экономической  теории

 

Налоговая политика государства

(курсовая работа)

Работу выполнил студент 

1 курса, группа 221 Д

Селиванова Полина

(подпись)

 

Научный руководитель:

(ФИО)

Работа защищена:

(дата)

Оценка__________                                                                                                (подпись)

 

 

Барнаул 2013

Содержание

Введение………………………………………………………………..…..3               

I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ налоговой политики государства……………………………………………………..…….5                 

1.1Понятие и типы налоговой политики государства………………..….5                                           

  • 1.2Задачи и цель налоговой политики государства……………...............8
  • 1.3Роль  налоговой политики в экономических моделях……..………..12
  • II.АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ.……………………18

    2.1 Важнейшие недостатки российской системы налогообложения….18

    2.2 Анализ формирования доходов бюджета РФ за счет косвенных и прямых налогов…………………………………………………………...20

    2.3 Основные направления налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов …...……………………………….26

    Заключение………………………………………………………………..30

    Список используемой литературы ………………………………………32                                                                                                        

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    введение

     

    Налоги возникли еще  на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми  человеческими потребностями. Налоговая  система возникла и развивается  вместе с государством. На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и таким образом становилось принудительной выплатой или побором.

    Любому государству  для выполнения своих функций  необходимы фонды денежных средств. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через бюджет, составляют главную экономическую силу государства. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

    Налоговая политика является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики  и в условиях продолжающегося экономического кризиса в России играет значительную роль в восстановлении народного хозяйства.      

    Содержание и цели налоговой политики обусловлены  социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.      

    Основная цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.

    Для достижения этой цели в работе ставятся следующие задачи:

    1) рассмотреть понятие и типы налоговой политики;

    2) рассмотреть задачи и цели налоговой политик государства;

    3) описать роль налоговой политики в экономических моделях;

    4) провести анализ налоговой политик России;

    5) проанализировать основные  направления налоговой политики  РФ на 2013-2015 годы;

    6) изучаются и анализируются нормативные и научные источники.

    При написании данной курсовой работы использовались общенаучные  методы познания, такие как логико-правовой метод, метод умозаключения, анализа и др..

    Структурное содержание. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1 Теоретические  аспекты налоговой политики государства

     

      1. Понятие и типы налоговой политики государства

     

    Переход России к рынку  актуализировал проблему взаимоотношений  государства и экономики. Социально-экономические  проблемы переходного периода обусловили необходимость усиления роли государства  в российской экономике. Одним из основных рычагов государственного регулирования экономических процессов из всего комплекса финансовых инструментов является налоговая политика.

    Налоговая политика - многоаспектная категория, непосредственно связанная со взаимоотношениями государства и каждого человека, государства и предприятий, различных организаций друг с другом, межгосударственными отношениями1.

    В доперестроечной России создавалась иллюзия, что налоговая  система играет чисто прикладную роль: с ее помощью государство  аккумулирует финансовые ресурсы, необходимые для реализации его функций. В этой связи давалась узкая трактовка налоговой политики. Так, в финансово-кредитном словаре отмечалось, что «налоговая политика - это система мероприятий, проводимых государством в области налогов». 
    В действительности понятие налоговой политики выходит за рамки мероприятий в области налогов. Проводя налоговую политику, государство активно вмешивается в «работу» рынка, регулирует развитие производства, способствует ускоренному росту одних отраслей экономики по сравнению с другими, влияет па инвестиционную политику и структурную перестройку. От успешного проведения налоговой политики во многом зависит результативность принимаемых экономических решений. Эффективной может считаться только та налоговая политика, которая стимулирует накопление и инвестиции, способствует экономическому росту. 
    Реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков. При проведении налоговой политики государство должно преследовать следующие цели2:

    фискальную - мобилизация  части создаваемого национального  дохода в регионах в бюджетную  систему и внебюджетные фонды  для финансирования общегосударственных, региональных и местных программ социально-экономического развития;

    экономическую - целенаправленное воздействие на экономику через  налоговый механизм с целью проведения структурных изменений общественного  воспроизводства, перераспределения  национального дохода и ВВП в территориальном, отраслевом и социальном разрезах, регулирования спроса и предложения, стимулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности в регионах РФ;

    социальную - относительная  ликвидация пли сглаживание неравенства  в уровнях доходов населения по группам и между регионами за счет прогрессивной системы налогообложения, предоставления многодетным и малоимущим слоям граждан, инвалидам и участникам военных событий налоговых льгот и привилегий;

    экологическую - охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет усиления роли экологических налогов и штрафных санкций как к отдельным предприятиям, таки к регионам, где допускается превышение предельно допустимых норм выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и не предпринимается эффективных действий для улучшения экологической ситуации па своих территориях;

    контрольную - за счет проведения выездных и камеральных проверок, когда достигается не только увеличение поступления налогов в бюджеты  разных уровней, но и соблюдение налоговой дисциплины. Полученная от налоговых органов информация используется государством для принятия оперативно- тактических и стратегических решений в области планирования как самих налогов, так и в сфере социально-экономического развития территорий и страны в целом;

    международную - укрепление экономических связей с другими  странами за счет заключения двухсторонних  и многосторонних соглашений но устранению двойного налогообложения, снижению торговых таможенных пошлин и гармонизации налоговых  систем.

    Выделяют, как правило, три типа налоговой политики государства.  
    Первый тип политика максимальных налогов, характеризуется принципом «взять все, что возможно». При этом государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом доходов. Поэтому данная политика проводится государством, как правило, в экстренных случаях, таких, как экономический кризис или ведение военных действий3.

    Второй тип - политика разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства, но снижает объем  социальных гарантий. 
    Третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите населения. Налоговые доходы направляются па увеличение социальных фондов. Недостатком такой политики является то, что она вызывает инфляцию. 
    При развитой экономике все типы налоговой политики успешно сочетаются. В РФ с начала экономических реформ стал реализовываться первый тип налоговой политики. Однако экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к падению темпов роста производства в отраслях экономики, широким масштабам уклонения от уплаты налогов, росту задолженности и взаимным неплатежам субъектов предпринимательства.

    В целях преодоления  негативных последствий воздействия  налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость продолжения  налоговой реформы, выражением которой  стал НК РФ4. Налоговые преобразования, предусмотренные им, направлены на поэтапную реализацию второго типа налоговой политики. Основные задачи, которые должны быть решены посредством налоговой реформы, - снижение налогового бремени, упрощение налоговой системы, повышение уровня администрирования, создание равных условий для всех налогоплательщиков.

    Итак, один из основных инструментов государственного регулирования экономических процессов - налоговая политика, которая представляет собой систему целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий.

      1. Задачи и цель налоговой политики государства

    Налоговое регулирование, как и любая деятельность, требует  установления целей и задач. Формулировка критериев, которым должна удовлетворять система налогообложения, содержится в принципах налогообложения. Впервые целостную систему таких принципов предложил А. Смит5: «Подданные государства должны, по возможности, соответственно своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для другого лица ... Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству».

    Практически все современные  ученые-экономисты в том или ином виде выделяют следующие критерии6:

    • минимизация административных издержек,

    • справедливость,

    • экономическая эффективность.

    Одним из традиционных требований к налоговой системе является внесение ею минимальных искажений  в выбор экономических субъектов (экономическая эффективность налоговой  системы). Рассмотрим влияние существующей налоговой системы и рынков факторов производства. Налогообложение создает «клинья» между ценами до и после введения налогов, различия в относительных величинах которых ведет к искажению принимаемых экономическими субъектами решений относительно ключевых вопросов экономики: что, когда и как производить и предлагать на рынке. Так, общемировой тенденцией последних тридцати лет стало повышение налоговой нагрузки на труд. В наибольшей мере этому подвержены европейские страны, в меньшей - США, большинство развивающихся стран и Япония. Россия в данном вопросе больше тяготеет к странам Европы. Учитывая значительные возможности переложения налога на добавленную стоимость на конечных потребителей, для большинства которых доходы от труда являются преобладающими, то есть можно считать, что носителями этого налога выступают люди, предлагающие на рынке свой труд.

    Информация о работе Налоговая политика государства