Налоговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
Для достижения этой цели в работе ставятся следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и типы налоговой политики;
2) рассмотреть задачи и цели налоговой политик государства;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..…..3
I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА……………………………………………………..…….5
1.1Понятие и типы налоговой политики государства………………..….5
1.2Задачи и цель налоговой политики государства……………...............8
1.3Роль налоговой политики в экономических моделях……..………..12
II.АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ.……………………18
2.1 Важнейшие недостатки российской системы налогообложения….18
2.2 Анализ формирования доходов бюджета РФ за счет косвенных и прямых налогов…………………………………………………………...20
2.3 Основные направления налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов …...……………………………….26
Заключение………………………………………………………………..30
Список используемой литературы ………………………………………32

Файлы: 1 файл

Selivanova.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

1. Нестабильность налоговой  политики.

2. Чрезмерное налоговое  бремя, возложенное на налогоплательщика.

3. Уклонение от уплаты  налогов юридическими л щами, вызванное в том числе отменой  инвестиционной льготы.

4. Чрезмерное распространение  налоговых льгот, что приводит  к огромным потерям бюджета  (правда, в последние годы многие  из них были отменены). Опыт  развитых стран свидетельствует  о целесообразности зачисления  льгот в налоговые расходы государства и включения их в расчеты эффективности государственного сектора экономики.

5. Отсутствие стимулов  для развития реального сектора  экономики.

6. Эффект инфляционного  налогообложения. В условиях инфляции  капитал с длительным циклом  оборота (фермерский, промышленный) несет дополнительную налоговую нагрузку.

7. Чрезмерный объем  начислений на заработную плату.

8. Единая ставка налога  на доходы физических лиц. Во  всем мире лица с более высокими  доходами платят в бюджет более  весомые налоги, а малообеспеченные  слои населения от них освобождаются. С отменой прогрессивной шкалы подоходного налога оказался нарушен один из важнейших принципов налогообложения - его справедливость. Кроме того, при установлении предела для стандартных вычетов по налогу на доходы физических лиц этот общий для всех налогоплательщиков элемент обложения «дискриминируется» по сравнению с другими вычетами, для которых лимиты по доходам не установлены.

К числу других пороков  проводимой сейчас в России налоговой  политики относятся15:

- ярко выраженная регрессивность налогообложения (только низкооплачиваемые наемные работники платят подоходные и социальные налоги в полном объеме);

- перенос основного  налогового бремени на производственные  отрасли;

- тенденция к расширению  доли прямых налогов;

- исключение из налогообложения экономических выгод, извлекаемых не в форме рублевых денежных доходов (например, в порядке прямого присвоения имущества, в виде наличных инвалютных доходов и т. д.).

Государство всегда сталкивается с необходимостью решать две взаимоисключающие задачи: с одной стороны, значительно увеличить поступление налогов в бюджеты всех уровней; с другой стороны, резко уменьшить бремя на налогоплательщиков. Но при проведении реформы в налоговой сфере ощутимых позитивных сдвигов пока добиться не удалось. Эффективность вновь введенных форм налогов оказалась намного ниже, чем предполагалось:

- не происходит ожидаемого  прироста поступлений налога  на прибыль;

- переход на «плоскую» шкалу налога на доходы физических лиц не привел к выводу из «тени» значительных объемов заработной платы;

- введение инвестиционной  составляющей в составе сборов  по пенсионному страхованию создало,  похоже, неразрешимую проблему с  подбором надежных объектов инвестирования; и т. д.

Большой резерв для налогообложения  сосредоточен в теневой экономике. Но капиталам, укрытым от налогообложения, и при желании владельцев крайне сложно вернуться в легальную производственную сферу: крупные инвестиции могут привлечь внимание налоговых органов к источнику средств. Поэтому капиталы, единожды попавшие в теневой оборот, так в нем и остаются или вывозятся за границу.

2.2 Анализ формирования доходов бюджета РФ за счет косвенных и прямых налогов

 

 

Доходы федерального бюджета формируются за счет налоговых  и неналоговых доходов, а также  безвозмездных перечислений. Обособленно в составе доходов федерального бюджета учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Федеральные налоги (размер их ставок, объекты обложения, плательщики  и льготы, а также порядок зачисления их в бюджет) - это налоги, устанавливаемые налоговым законодательством и обязательные к уплате на всей территории РФ.

К налоговым доходам  относятся16:

1) налог на добавленную  стоимость;

2) акцизы на отдельные  виды товаров (услуг) и отдельные  виды минерального сырья;

3) налог на прибыль  (доход) организаций;

4) налог на доходы  от капитала;

5) налог на доходы  физических лиц;

6) взносы в государственные  социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина  и таможенные сборы;

9) налог на пользование  недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный  доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право  пользования объектами животного  мира и водными биологическими  ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные  сборы.

К собственным доходам  бюджета субъекта Российской Федерации  Бюджетный кодекс Российской Федерации  относит следующие виды доходов.

1. Налоговые доходы, закрепленные  за бюджетами субъектов Российской  Федерации законодательством Российской Федерации. К числу таких доходов относятся налоги и сборы субъектов Российской Федерации, перечень которых устанавливает Налоговый кодекс Российской Федерации. Согласно этому Кодексу к налогам и сборам субъектов Российской Федерации относятся: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на недвижимость; 3) дорожный налог; 4) транспортный налог; 5) налог с продаж; 6) налог на игорный бизнес; 7) региональные лицензионные сборы (ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации17).

2. Неналоговые доходы в виде:

а) доходов от платных  услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, после уплаты налогов  и сборов, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах;

б) средства, полученные в результате применения гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного субъектам Российской Федерации, и иные суммы принудительного изъятия, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

3. Иные неналоговые  доходы, а также безвозмездные  перечисления (за исключением финансовой  помощи их федерального бюджета) (ст. 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Что касается регулирующих доходов бюджетов Российской Федерации, то они представляют собой, как уже  было сказано выше, федеральные налоги и иные платежи, по которых устанавливаются  нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов (ст. 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Федеральные налоги устанавливаются  законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории, их ставки определяются Федеральным Собранием РФ либо Правительством РФ, льготы по ним могут устанавливаться только федеральными законами.

В 2006 году доходы проекта  федерального бюджета составили 3273844,6 млн. руб. или 17,9 % к ВВП. В структуре доходов проекта федерального бюджета на 2006 год налоговые доходы занимают 93 %, что выше фактического на 1,2 % (налоговые доходы бюджета за 2006 год составили 3154261,87 млн.руб.). Снижение роста проектируемых доходов федерального бюджета в 2006 году в значительной мере обуславливается проведением налоговой реформы, обеспечивающей в 2006 году снижение налоговой нагрузки на экономику на 1 % ВВП, что может позволить увеличить темпы роста ВВП на 0,3 процентного пункта. Важной причиной проектируемого снижения роста доходов федерального бюджета в 2006 году является также прогнозируемое падение мировых цен на нефть с 26,0 доллара США за баррель в 2005 году до 22,0 доллара США за баррель в 2006 году.

В 2007 году доходы федерального бюджета составили 5127228933,9 млн.руб., что на 2,96 % больше запланированного. В 2007 году в федеральный бюджет поступило 4811152,315 млн. рублей налоговых доходов, что на 1,024 %, превышает объем, предусмотренный федеральным бюджетом. За отчетный период налоговые поступления в федеральный бюджет увеличились по сравнению с 2006 годом на 1656,89 млрд. рублей, или в 1,52 раза. Вместе с тем величина налоговых доходов в сопоставимых условиях, без учета изменений, внесенных в налоговое и бюджетное законодательство, а также роста инфляции, составляет 1656,89 млрд. рублей, или 152,5 % к уровню 2006 года. В 2007 году неналоговых доходов поступило в федеральный бюджет 316076,62 млн. рублей, или 1 13,0 % от установленного объема на год. На величину доходов федерального бюджета, поступивших в 2007 году, повлияли изменения, внесенные в налоговое и бюджетное законодательство. Так же в течение 2007 года в экономике страны имела место положительная динамика основных макроэкономических показателей (объем валового внутреннего продукта, темп роста объема производства промышленной продукции. На положительную динамику основных экономических показателей значительное влияние оказали благоприятная конъюнктура мировых цен на нефть и продукты ее переработки, газ, металлы, продукцию лесной и деревообрабатывающей промышленности18.

В 2008 году в предлагаемом проекте федерального бюджета на 2008 год доходы федерального бюджета  определены в размере 5046,14 млрд. рублей. Налоговые доходы проекта федерального бюджета на 2008 год составят 4830,83 млрд. рублей, что выше уровня, установленного на 2007 год на 1,089 %. Характерной особенностью проекта федерального бюджета на 2008 год является заметное повышение доли налоговых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета, удельный вес которых вырос на 2,7 процентных пункта. Факторами роста налоговых доходов послужили повышение среднего уровня собираемости налогов и сборов.

В 2009 году доходы проекта  федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год» в объеме 6965,32 млрд. рублей (18,85% к ВВП) сформированы, исходя из прогнозируемого сохранения положительной ценовой ситуации на внешних рынках для российских экспортеров и, прежде всего, цены на нефть в пределах среднегодового уровня в размере 23,5 долларов США за баррель и оценки ВВП в объеме 10600 млрд. рублей. Доходы федерального бюджета без учета поступлений от взимания единого социального налога (368,774 млрд. рублей) составят 6329,27 млрд. рублей или 16,42% к ВВП. Складывающиеся макроэкономические условия реализации федерального бюджета текущего финансового года характеризуются более положительной динамикой экономического роста, чем это предусматривалось при составлении проекта федерального закона, относительным укреплением рубля, ростом золотовалютных резервов страны.

Анализ данных показывает, что налоговые доходы занимают лидирующее место в доходах федерального бюджета, их доля к 2009 г. составила 96,22%. Основную массу налоговых доходов образуют косвенные налоги: НДС, акцизы, таможенные пошлины и сборы, лицензионные платежи (в 2006 г. их доля составила 68,6%).

Анализируя удельный вес налога на добавленную стоимость, можно сказать, что его доля за весь период оставалась примерно неизменной (31%), а доля акцизов в общей  массе доходов снижается (с 3,37 % в 2006 г. до 1,8% в 2009 г.). В период с 2006 по 2009 года наблюдается тенденция роста удельного веса таможенных пошлин и сборов (с 25,69 % в 2006 году до 34,37 % в 2009 году). Платежи за пользование природными ресурсами в 2006 году были на отметке 12/8 %, в 2007 году поднялись почти на 4 процентных пункта, а в течении 2007-2009 годов установились на средней отметке - 15 %. Доля налога на прибыль предприятий и организаций с 2009 г. по 2009 г. увеличилась с 5,72 % до 8,83 %. Доля единого социального налога, введенного с 2001 г., снизилась с 2006 по 2009 гг. с 13,3 % до 5,3% соответственно. Уровень неналоговых доходов за последние годы тоже снизился: с 6,8 % в 2006 г. до 3,83 % в 2009 г., тогда как, в целом, удельный вес налоговых доходов увеличился с 2006 г. по 2009 г. с 93,2 % до 96,16 %.

Анализ показателей показывает, что неналоговые доходы в общем объеме доходов федерального бюджета в 2009 г. составили 3,83 %. В предыдущие годы их удельный вес постоянно менялся, претерпевая тенденцию в уменьшению. За рассматриваемый период в структуре неналоговых доходов федерального бюджета произошли существенные изменения. Так, удельный вес доходов от имущества, находящегося в государственной собственности, уменьшился с 62,4 % в 2006 г. до 37,4 % в 2009 г.

Всего доходы в 2010 г. составляют 6644,4 млрд. руб., что на 320,9 млрд. руб. меньше, чем в 2009 г., 2012 г. доходы возрастут на 485,9 млрд. руб. по сравнению с 2009 г.

Из них налоговые  доходы составляют в 2010 г. 4226 млрд. руб. (12,1% к ВВП), а в 2012 г. - 4972,9 млрд. руб. (11,1% к ВВП), что на 1111,61 млрд. руб. больше, чем в 2009 г. Из них лидирующее место занимает НДС (51,31% в 2010 г., 64,78% в 2012 г.), затем идет налог НДПИ (20,84% в 2010 г., 17,44% в 2012 г.) и налог на прибыль организаций (12,42% в 2010 г., 12,77% в 2012 г.).

Неналоговые доходы составляют 1846,1 млрд. руб. (5,27% к ВВП) в 2010 г., в 2012 г. - 2447,7 млрд. руб., что на 274,16 млрд. руб. меньше, чем в 2009 г. Из них лидирующее место занимают доходы от ВЭД (64,42% в 2010 г., 68,33% в 2012 г.), затем идут доходы от оказания платных услуг (5,45% в 2010 г., 4,61% в 2012 г.) и доходы от использования имущества (4,11% в 2010 г., 3,28% в 2012 г.).

 

2.3 Основные направления налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов

 

2 мая 2012 года Правительством  РФ были одобрены Основные направления налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее - политика)19.

Политика содержит оценку итогов реализации Основных направлений  налоговой политики на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг., а также устанавливает приоритеты Правительства в области налоговой политики на 2013 - 2015 гг. - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Сохраняется преемственность основным целям налоговой политики, которыми остаются поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности.

В 2013 - 2015 гг. предлагается совершенствование налоговой системы  путем проведения налогового маневра, заключающегося в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал, повышении налоговой нагрузки на потребление, включая дорогую недвижимость, рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества. Совершенствование налоговой системы будет осуществляться по следующим направлениям20:

- выравнивание налоговой  нагрузки на газовую и нефтяную  отрасль, а также изъятие 80% доходов производителей газа, получаемых  ими в связи с ростом оптовых  цен на газ на внутреннем рынке свыше прогнозируемого уровня инфляции;

Информация о работе Налоговая политика государства