Налоговая политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие действующей налоговой системы РФ, выявление основных её противоречий и путей их решения. Задачи курсовой работы: приобретение навыков работы с нормативно-правовыми документами по изучаемой проблеме; обобщение и систематизация результатов исследования проблемы, содержащихся в научной литературе; выявление дискуссионных теоретических вопросов в рамках исследуемой проблемы и аргументация собственного подхода; приобретение навыков обработки фактического материала, представления его в форме таблиц, диаграмм, графиков и их анализ.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 86.86 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство  широко  использует  налоговую  политику в качестве определенного  регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся  налоговая система, являются мощным инструментом управления  экономикой в условиях рынка.

Налоги, как известно, являются одним из источников финансирования всех направлений деятельности государства  и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов. Налог - одно из проявлений суверенитета государства. Этим они отличаются от доходов с  государственных имуществ и займов. Право взыскивать налоги всегда было одним из суверенных прав государства, так же, как чеканка монеты и  отправление правосудия, следовательно налоги устанавливаются в одностороннем порядке, однако противоречие между согласием на установление налогов и принудительным характером их взыскания только внешнее. Налоги и их функции отражают реальный базис, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике.

Положение налогового права  служат отправным моментом в осуществлении  налоговой политики. Таким образом, налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также  правовые нормы осуществления налоговой  техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и  цели налоговой политики обусловлены  социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

От того, насколько правильно  построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование  всего  народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования. Актуальность её очевидна, т.к. любому человеку  рано или поздно придётся столкнуться с выплатой налогов и/или подачей налоговой декларации, тем более, если он собирается заниматься частным предпринимательством или создавать свою фирму.

Целью данной работы является раскрытие действующей налоговой  системы РФ, выявление основных её противоречий и путей их решения.

Задачи курсовой работы:

    1. приобретение навыков работы с нормативно-правовыми документами по изучаемой проблеме;
    2. обобщение и систематизация результатов исследования проблемы, содержащихся в научной литературе;
    3. выявление дискуссионных теоретических вопросов в рамках исследуемой проблемы и аргументация собственного подхода;
    4. приобретение навыков обработки фактического материала, представления его в форме таблиц, диаграмм, графиков и их анализ.

Важным моментом видится  рассмотрение налоговых аспектов экономического роста в России с точки зрения как традиционных, так и нетрадиционных подходов. Особую остроту сегодня  приобрела проблема собираемости налогов  и уклонения от них, поэтому особое место в данной работе будет отведено проблемам развития налоговой реформы  и их взаимосвязи с налоговой  политикой.

Предметом исследования является формирование налоговой политики как  системы целей, задач и средств  их достижения, реализуемых государством в сфере налоговых отношений.

Объектом исследования курсовой работы является налоговая политика РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Налогообложение как фактор развития рыночной экономики.

 

1.1.Сущность налогов.

 

Налоги – основная доходная часть бюджета и одновременно важный

 инструмент государственного  регулирования экономики. 

Для изучения каждого налога необходимо выделить его элементы:

    1. субъект налога;
    2. носитель налога;
    3. объект налога;
    4. источник налога;
    5. единица (масштаб) обложения;
    6. ставка налога;
    7. оклад налога;
    8. налоговый период;
    9. налоговая квота (бремя налога);
    10. налоговая льгота;
    11. налоговая политика;
    12. налоговый кадастр;
    13. система налогов.

Субъект налога - лицо, на которое  законом возложена обязанность  уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может перекладываться на другое лицо.[6,стр.142]

Носитель налога - физическое или юридическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. При  этом носитель налога вносит налог  субъекту налога, а не государству. В действительности субъект и  носитель налога не совпадают только тогда, когда существуют условия  для его переложения. Пример - косвенный  налог: субъект налога - производитель  или продавец товара, носитель - потребитель  товара.

Объект налога - имущество  или доход, которые облагаются налогом. Объекты налога многообразны: недвижимое имущество, движимое имущество, предметы потребления, доходы.

Источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог.

Единица (масштаб) налога - часть  налога, принятая за основу для исчисления размера налога. Например, по подоходному  налогу - один рубль дохода; по земельному налогу - единица измерения площади.

Ставка налога - размер налога, установленный на единицу налога. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (р.) или в процентах.

Оклад налога - сумма налога, взятая со всего объекта налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд.

Налоговый период - время, определяющее период исчисления оклада налога и  сроки его внесения в бюджетный  фонд.

Налоговая квота - доля оклада налога в источнике налога. Налоговая  квота отражает тяжесть налогового бремени, так как показывает, какую  часть доходов плательщика изымает  каждый отдельный налог и все  налоги в целом.

Налоговая льгота - снижение размера налогообложения.

Налоговая политика – это  комплекс правовых действий органов  власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых  законов.[2,стр.128]

 Обычно цели и задачи налоговой политики определяются в зависимости от конкретной экономической конъюнктуры. Основы налоговой политики закладываются на каждый финансовый год через принятие государственного бюджета. Проведение же самой налоговой политики оформляется путем принятия соответствующих нормативных актов: Федеральных законов, Указов Президента России, Постановлений Правительства России и иных подзаконных актов. [6,стр.123]

Налоговый кадастр - перечень объектов налога с указанием их доходности.

Система налогов - перечень предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве.

1.2.Функции налогов. Принципы налогообложения.

 

Налоги выполняют следующие  функции:

    1. фискальную – финансирование государственных расходов. У государства есть традиционные функции – содержание органов государственного управления, армии, судебных и правоохранительных органов ,охрана окружающей среды, поддержка инфраструктуры, а также современные функции – социальные, культурные, научные. На выполнение этих традиционных и современных функций и приходится основная часть государственных расходов.
    2. социальную – поддержание социального равновесия путем сглаживания неравенства в доходах, так как оно ведет к отрицательным последствиям.
    3. регулирующую – государственное регулирование экономики, прежде всего для сглаживания циклических колебаний и поддержки прогрессивных структурных изменений, инвестиций, НИОКР, экологии, внешнеэкономических связей.
    4. стимулирующую – с помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.

Указанное разграничение  функций налоговой системы носит  условный характер, так как все  они переплетаются и осуществляются одновременно.

Адам Смит сформулировал  четыре основополагающих принципа налогообложения, желательных в любой экономической системе [8,стр.45] .

  1. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
  2. Налог, который обязан уплачивать определённый субъект налога, должен быть точно определён (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).
  3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как налогоплательщику удобнее всего уплатить его.
  4. Каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

 Кроме того, схема уплаты  налога должна быть доступна  для восприятия налогоплательщика,  а объект налога должен иметь  защиту от двойного или тройного  обложения.

 

1.3.Виды налогов.

 

Вся совокупность законодательно установленных налогов и сборов подразделяется  на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.

По методу взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

К числу прямых налогов  относятся: налог на прибыль предприятий  и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических  и физических лиц, владение и пользование  которым служат основанием для обложения.

Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Они  взимаются через надбавку к цене.

Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы  (облагается  относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины.

В первой части Налогового кодекса РФ, действующей с 1 января 1999 г., установлен закрытый перечень налогов  и сборов. Он включает 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов и сборов[1,ст.13,14,15]. Приведем этот перечень.

К федеральным относятся следующие налоги и сборы:

1.налог на добавленную стоимость;

2.акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3.налог на прибыль (доход) организаций;

4.налог на доходы от капитала;

5.подоходный налог с физических лиц;

6.взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7.государственная пошлина;

8.таможенная пошлина и таможенные сборы;

9.налог на пользование недрами;

10.налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11.налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12.сбор за право пользования объектами животного мира и водными 13.биологическими ресурсами;

14.лесной налог;

15.водный налог;

16.экологический налог;

17.федеральные лицензионные сборы.

 

Региональные налоги и  сборы включают[1]:

1.налог на имущество организаций;

2.налог на недвижимость;

3.дорожный налог;

4.транспортный налог;

5.налог с продаж;

6.налог на игорный бизнес;

7.региональные лицензионные сборы.

 

      Местные налоги и сборы включают:

1.земельный налог

2.налог на имущество  физических лиц

Рис 1. Структура видов налогов, поступающих в федеральный бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ.

Информация о работе Налоговая политика РФ