Налоговая политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие действующей налоговой системы РФ, выявление основных её противоречий и путей их решения. Задачи курсовой работы: приобретение навыков работы с нормативно-правовыми документами по изучаемой проблеме; обобщение и систематизация результатов исследования проблемы, содержащихся в научной литературе; выявление дискуссионных теоретических вопросов в рамках исследуемой проблемы и аргументация собственного подхода; приобретение навыков обработки фактического материала, представления его в форме таблиц, диаграмм, графиков и их анализ.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 86.86 Кб (Скачать файл)

 

2.1. Структура налоговой политики РФ.

 

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых  с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также  совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания[6,стр.76].

Первая часть Налогового кодекса Российской Федерации формулирует:

  1. виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  2. основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  3. принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  4. права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  5. формы и методы налогового контроля;
  6. ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  7. порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.

Единая налоговая система  России строится на следующих базовых  принципах, установленных НК РФ[1]:

  1. Принцип всеобщности налогообложения. Согласно этому принципу каждая организация и физическое лицо без каких-либо исключений должны посредством уплаты налогов и сборов участвовать в финансировании общегосударственных расходов: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы на принципах равенства.
  2. Принцип справедливости. Согласно этому принципу каждый плательщик обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы на принципах справедливости.
  3. Принцип равного налогообложения. Он предполагает равенство всех плательщиков перед налоговыми законами: налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  4. Принцип соразмерности. Он заключается в том, что налоговое бремя должно быть экономически сбалансировано с интересами плательщика и интересы государства не должны оказывать неблагоприятные последствия для налогоплательщика.
  5. Принцип рентабельности налоговых мероприятий: налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование. Поэтому, во-первых, налоги должны быть экономически эффективны, т.е. суммы платежей по каждому налогу должны многократно превышать затраты по их сбору. Во-вторых, при установлении налогов необходимо учитывать экономические последствия для: государственного бюджета; развития экономики; налогоплательщика.
  6. Налоги и сборы не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав. Налогообложение всегда связано с ограничением прав. Но это ограничение должно происходить с учетом статьи 55 Конституции Российской Федерации, которая определяет, что права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  7. Налоги и сборы не должны нарушать единое экономическое пространство, которое гарантировано ст. 8 Конституции Российской Федерации. Поэтому налоги не могут ограничивать свободное перемещение в пределах России товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо по-другому ограничивать или препятствовать законной деятельности налогоплательщика. Незаконно установление дополнительных пошлин, сборов или повышение ставок налогов на товары, происходящие из других регионов страны или вывозимых в другие регионы.
  8. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, а также взносы и платежи, если они не обладают признаками налогов и сборов, установленных НК РФ, либо не предусмотрены НК РФ, либо установлены в ином порядке, чем это определено в кодексе.

Федеральные налоги и сборы, устанавливающиеся путем внесения изменений в НК РФ. На все вводимые налоги и сборы субъектов Федерации, и местные налоги и сборы распространяется принцип законного установления налогов и сборов. Если такие налоги и сборы не предусмотрены НК РФ или они введены с нарушением порядка, предусмотренного кодексом, то они считаются незаконными. Поэтому  никто не обязан их уплачивать.

При внесении изменений в  законодательные акты о налогах  и сборах необходимо учитывать требования ст. 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствие с которой  внесение изменений и дополнений в законодательство о федеральных  налогах и сборах, пред полагающие их вступление в силу в течение  текущего финансового года, допускается  в случае внесения соответствующих  изменений и дополнений в федеральный  закон о федеральном бюджете  на текущий финансовый год. Аналогичные правила установлены Бюджетным кодексом в от ношении законодательства субъектов о региональных налогах и сборах и в отношении нормативных актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах[16,ст.53].

  1. Принцип удобного налогообложения. Каждый точно должен знать, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить. Этот принцип направлен на эффективное исполнение налогоплательщиком своих обязанностей, а с другой стороны, предотвращает возможные злоупотребления со стороны должностных лиц исполнительных органов власти: при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения;
  2. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Этим принципом установлена презумпция правоты налогоплательщика, которая направлена на обеспечение дополнительной защиты прав налогоплательщика.
  3. Безусловный приоритет норм, установленных в налоговом законодательстве, над положениями по налоговым вопросам в законодательных актах, не относящихся к сфере налогообложения. Так, в статье 56 Налогового кодекса записано, что налоговые льготы устанавливаются только законодательством о налогах и сборах.
  4. Равенство защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства. Это значит, что каждый из участников налоговых отношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке.
  5. Определение в федеральном законодательстве перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и их должностных лиц.

13 статья Налогового кодекса  РФ водит трехуровневую систему налогообложения[1].

Первый уровень - это федеральные  налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют  основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Второй уровень - налоги субъектов  Российской Федерации, региональные налоги. Устанавливаются представительными  органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится  к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

Третий уровень - местные  налоги, налоги право регламентации которых отводится представительным органам муниципальных образований.

Следует отметить, что наиболее источники доходов агрегируются в федеральном бюджете. К числу  федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, налог на доходы физических лиц и пр.

Бюджетообразующим для регионов становится налог на имущество юридических лиц.

Среди местных налогов  крупные поступления обеспечивают: налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу.

Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения  дает возможность самостоятельно формировать  доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий  бюджет (регулирующих налогов), неналоговых  поступлений от различных видов  хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая  деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти полномочия сочетаются с  полной ответственностью за исполнение бюджета, как доходной, так и расходной  его частей[9,стр.105].

Законом “Об основах налоговой  системы в Российской Федерации” впервые в России вводится трехуровневая  система налогообложения. Налоги и  сборы были подразделены на федеральные, региональные и местные.

 Федеральные налоги  взимаются по всей территории  России. В настоящее время к  федеральным относятся следующие налоги[1]:

    1. налог на добавленную стоимость;
    2. акцизы на отдельные группы и виды товаров;
    3. налог на доходы банков;
    4. налог на доходы от страховой деятельности;
    5. налог от биржевой деятельности;
    6. налог на операции с ценными бумагами;
    7. таможенные пошлины;
    8. отчисления из производства материально – сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд РФ;
    9. платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республик в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краёв, областей, обл. бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусматриваемых законодательными актами РФ;
    10. подоходный налог с физических лиц;
    11. налоги, служащие источниками, образующие дорожные фонды;
    12. гербовый сбор;
    13. государственная пошлина;
    14. налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
    15. сбор за использование наименований “Россия”, “Российская Федерация” и образовываемых на их основе слов и словосочетаний;
    16. налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте.

Налоги республик в  составе РФ и налоги краёв, областей, автономных областей, автономных округов[1]. К этим налогам относятся:

 а) налог на имущество  предприятий, сумма платежей по  налогу равными долями зачисляется  в республиканский бюджет республики  в составе РФ, краевые, областные  бюджеты краёв и областей, областной  бюджет автономной области, окружные  бюджеты автономных округов и  в районные бюджеты районов,  городские бюджеты городов по  месту нахождения плательщиков;

 б) местный доход;

 в) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями  из водохозяйственных систем;

 г) республиканские платежи за пользование природными ресурсами.

 Налоги, указанные в  подпунктах “а”, “б” и “в” , устанавливаются законодательными органами (актами) РФ и взимаются на всей её территории. При этом конкретные ставки определяются законами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краёв, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами РФ.

Сборы, указанные в подпункте  “г”, Зачисляются в республиканский  бюджет республики в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты  краёв и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты  автономных округов и используются целевым назначением на дополнительное финансирование образовательных учреждений. Ставки этого сбора не могут превышать  размера одного процента от годового фонда заработной платы предприятий, учреждений и организаций. Они устанавливаются  законодательными актами республик  в составе Российской Федерации, решениями органов государственной  власти краёв, областей, автономной области  и автономных округов.

К местным относятся следующие  налоги:

а) налог на имущество  физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта  налогообложения;

б) земельный налог. Порядок  зачисления поступлений по налогу в  соответствующий бюджет определяется законодательством о Земле.

в) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью, сумма сбора зачисляется  в бюджет по месту их регистрации;

 г) налог на строительство  объектов производственного назначения  в курортной зоне;

 д) курортный сбор;

 е) сбор за право  торговли : сбор устанавливается районными, городскими (без районного деления ), районными (в городе), коллективными, сельскими органами исполнительной власти. Сбор уплачивается путём приобретения разового талона или временного патента, и полностью зачисляются в соответствующий бюджет;

 ж) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно - правовых форм, на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели.

Ставка сборов в год  не может превышать размера 3% от 12-ти установленных Законом минимальной  месячной оплаты для физического  лица, а для юридического лица - размера 1% от годового фонда заработной платы, рассчитанного, исходя из установленного Законом размера минимальной  месячной оплаты труда. Ставки в городах  и районах устанавливаются соответствующими органами государственной власти, а  в посёлках и сельских населённых пунктах на собраниях и сходах жителей;

 з) налог на рекламу: уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию по ставке, не превышающей 5% стоимости услуг по рекламе;

и) налог на перепродажу  автомобилей, вычислительной техники  и персональных компьютеров. Налог  устанавливают юридические и  физические лица, перепродающие указанные  товары по ставке, не превышающей 10% суммы  сделки;

 к) сбор с владельцев  собак. Сбор вносят физические лица, имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере, не превышающем 1/7 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год;

 л) лицензионный сбор  за право торговли винно-водочными  изделиями. Сбор вносят юридические  и физические лица, реализующие  винно-водочные изделия населению  в размере: с юридических лиц  - 50 установленных законом размеров  минимальной месячной оплаты  труда год, с физических лиц  - 20 установленных законом размеров  минимальной месячной оплаты  труда в год. При торговле  этими лицами с временных точек,  обслуживающих вечера, балы, гуляния  и другие мероприятия - половины  установленного законом размера  месячной оплаты труда за каждый  день торговли;

м) лицензионный сбор за право  проведения местных аукционов и  лотерей. Сбор вносят их устроители в  размере, не превышающем 10% стоимости  заявленных к аукциону товаров или  суммы, на которую выпущены лотерейные билеты;

н) сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор вносится физическими лицами при получении права на заселение отдельной квартиры, в размере, не превышающем 3/4 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в зависимости от общей площади и качества жилья;

 о) сбор за парковку  автотранспорта. Сбор вносят юридические  и физические лица за парковку  автомашин в спец. оборудованных для этого местах в размере, установленном местными органами государственной власти;

Информация о работе Налоговая политика РФ