Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 16:35, реферат
Переориентация Республики Беларусь на хозяйственные условия рыночной экономики вызвала необходимость перехода к единой налоговой системе.
Понятие «налоговая система» является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «налоги». Если налоги рассматриваются как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрация в госбюджете и во внебюджетных фондах, то налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «УО» БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономической теории
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Экономическая теория
на тему: «Налоговая система Республики Беларусь»
Подготовила: Малынич Надежда Анатольевна
студентка 1 курса, ФФБД, ДФТ
1.Характеристика налоговой системы Республики Беларусь.
Переориентация Республики
Беларусь на хозяйственные условия
рыночной экономики вызвала
Понятие «налоговая система» является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «налоги». Если налоги рассматриваются как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрация в госбюджете и во внебюджетных фондах, то налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.
Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, форм и методов, определяющих правомочие и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. Налоговая система есть единство экономических, правовых и организационных принципов, обусловливающих ее самостоятельность и функционирование.
Экономическая и юридическая наука выделяют следующие общие характеристики налоговой системы:
- порядок установления и ввода в действие налогов;
- виды налогов или система налогов, классификация налогов в соответствии с национальной бюджетной классификацией;
- порядок распределения
налогов между звеньями
- налоговые органы;
- права и обязанности налогоплательщиков;
- права и обязанности налоговых органов;
- ответственность участников налоговых отношений;
- защита прав и интересов налогоплательщиков;
- налоговое законодательство.
Экономические отношения в области налогообложения, уплаты в бюджет сборов, пошлин регулируются Налоговым кодексом, представляющим собой единый систематизированный свод законов, соответствующих конституции государства. Налоговый кодекс регламентирует порядок введения, изменения, отмены республиканских налогов, сборов, пошлин, процедуру установления местных налогов и сборов, очерчивает права, обязанности, ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, определяет объекты налогообложения, ставки льготы, сроки платежей. Налоговый кодекс Республики Беларусь декларирует принципы эффективного, равного и справедливого налогообложения объектов экономической деятельности с учетом предельно допустимых норм налоговой нагрузки. 1 января 2010 года в основной части Налогового кодекса Республики Беларусь были развиты и расширены действующие принципы. Были введены новые требования к построению и функционированию налоговой системы, исходя из сложившихся социально-экономических отношений.
Общие принципы построения налоговых систем – это исходные, базовые категории и положения, по которым формируется налоговая система в конкретных динамических условиях экономики страны.
Впервые основополагающие четыре принципа построения налоговых систем были сформулированы шотландским экономистом и философом Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатств народов» (1776 г.), которые являются актуальными и в наше время.
Первый – принцип справедливости, утверждающий всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами (равные обязанности граждан платить налоги, соизмеримо их доходам).
Второй - принцип удобности – предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким образом, которые наиболее удобны для плательщиков. Система и процедура выплаты налогов должна быть понятной и удобной для налогоплательщиков.
Третий – принцип, определенности – согласно которому, сумма, способ и время платежа должны быть совершенно точно и заранее известны налогоплательщику.
Четвертый – принцип экономии – предполагает сокращения издержек взимание налогов, в рационализации системы налогообложения. Сумма сбора по каждому конкретному налогу должны в соответствии с рассматриваемым принципом превышать затраты на его сбор и обслуживание.
С дальнейшим развитием налогообложения формировались и другие принципы.
Для соответствия всем этим принципам современные налоговые системы используют различные виды налогов.
Существуют различные классификации налогов. В зависимости от объекта обложения, взаимоотношений государства и плательщика налоги делятся на прямые (подоходный налог, налог на прибыль, налог на социальное страхование, налог на фонд заработной платы, налог на собственность, налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др.) и косвенные (налог на товары и услуги, акцизы, налог на наследство, налог на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и т.д.). В зависимости от направления расходования налоги делятся на общие и специальные. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают закрепленные налоги и регулирующие налоги. По порядку введения налоги могут быть обязательными и факультативными. В зависимости от органов взимания различают государственные (налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налоги на доходы; подоходный налог с физических лиц; экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов; налоги на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; оффшорный сбор; консульский сбор; экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников; государственная пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины) и местные (налог с розничных продаж; налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей) налоги. Существуют также и другие классификации налогов.
В налоговых отношениях участвуют две стороны: налогоплательщики и государство, интересы которого защищают государственные налоговые органы. Участники налоговых отношений наделяются государством определенным объемом прав и обязанностей, которые закрепляются налоговым законодательством.
Наряду с признаками налоговая система включает способы и методы взимания налогов.
Таблица 1. Способы взимания налогов.
Применяются следующие методы уплаты налога:
Налоговый механизм – совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.)
Инструментами налогового механизма или элементами налоговой системы выступают:
Налоговые органы являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения.
Налоговые органы, выполняют свои функции и взаимодействуют посредством реализации прав и выполнения обязанностей, установленных законодательством.
2.Реформирование налоговой
Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 году. Основу ее составил Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также специальные акты налогового законодательства, определяющие по каждому виду налога конкретные объекты налогообложения, порядок уплаты, ставки и льготы. Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов и 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды. Принятый перечень налогов и некоторые методики исчисления имели формальные признаки налогообложения рыночного типа. Однако ее логику и внутреннее содержание определяли потребности сложившегося соотношения доходов и расходов государственного бюджета.
Налоговая политика в
Республике Беларусь в 2001-2005 гг. и непосредственная
работа по совершенствованию действующей
системы налогообложения в
Величина налоговой нагрузки на экономику, сложившаяся в 2005 году в Республике Беларусь, вполне сопоставима с аналогичным показателем по странам с развитыми рыночными отношениями, хотя несколько выше, чем в некоторых странах СНГ (это показывает Таблица 1).
Налоговая нагрузка на экономику | |
Дания |
49,9% |
Бельгия |
44,0% |
Италия |
39,1% |
Великобритания |
37,3% |
Франция |
44,4% |
США |
28,0% |
Российская Федерация |
26,1% |
Республика Беларусь |
40,3% |
Это связано с высокой социальной ориентированностью белорусского бюджета и проведением мероприятий по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На финансирование столь значимых расходных статей нашим государством ежегодно направляется более половины финансовых ресурсов, аккумулируемых в рамках республиканского бюджета.
Отчасти такой уровень налоговой нагрузки на экономику объясняется тем, что налоговые поступления являются основным источником доходов бюджета Республики Беларусь. В развитых странах основу доходов бюджета также составляют налоги, однако, уровень налоговой нагрузки на экономику в большинстве из них ниже.
Таблица 2. Структура доходов бюджета РБ в 2006 году, %
Единый налог с индивидуальных предпринимателей |
1,9 % |
Платежи от фонда заработной платы |
3,0 % |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
7,7 % |
Прочие налоги |
16,9 % |
Налоги на добавленную стоимость |
24,0 % |
Оборотные налоги |
16,1 % |
Подоходный налог |
8,4 % |
Налог на прибыль |
7,6 % |
Налог на доходы |
1,4 % |
Акцизы |
7,0 % |
Налог на недвижимость |
3,9 % |
Земельный налог |
2,1 % |
Таблица 3. Виды налогов на 2005-2006 гг.
Виды налогов |
2005 год млрд. руб. |
2006 год млрд. руб. |
НДС |
2828,367403 |
2919,192289 |
Оборотные налоги |
1732,81966 |
1954,221815 |
Акцизы |
762,537543 |
846,3170245 |
Налог на прибыль |
830,5686615 |
930,2221835 |
Налог на недвижимость |
405,7098184 |
472,6877824 |
Подоходный налог |
995,023386 |
1024,33207 |