Налоговая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 16:35, реферат

Описание работы

Переориентация Республики Беларусь на хозяйственные условия рыночной экономики вызвала необходимость перехода к единой налоговой системе.
Понятие «налоговая система» является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «налоги». Если налоги рассматриваются как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрация в госбюджете и во внебюджетных фондах, то налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

 

В 2006 году были снижены  ставки отдельных налогов: НДС с 20 до 18 %; сбор на формирование местных  целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов и сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием ремонтом жилищного фонда, уплачиваемые единым платежом с 2,5 до 1.15 %, целевые сборы в местные бюджеты с 5 до 4 % и другие. Хотя в тоже время были повышены ставки сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налог с пользователей автомобильных дорог, уплачиваемые единым платежом с 2 до 3 %, налоги на услуги, уплачиваемые в местные бюджеты с 5 до 10 %.

С 1 января 2008 года были отменены 5 обязательных платежей в бюджет и  в состав государственной пошлины  включены лицензионные и регистрационные  сборы, ранее действовавшие в  качестве самостоятельных налоговых  платежей.

Отменены налог с  пользователей автомобильных дорог, 3 местных сбора (за осуществление торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц; за осуществление строительства объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц; за размещение наружной рекламы на иностранных языках, а также зарегистрированных товарных знаков (знаков обслуживания) на иностранных языках) и отчисления в государственный целевой бюджетный фонд развития строительной науки Минстройархитектуры.

В целях упрощения порядка расчетов с бюджетом принят Указ Президента Республики Беларусь от 6 марта 2008 г. № 145 «Об отдельных вопросах уплаты налогов, сборов, арендной платы и представления налоговых деклараций (расчетов)», которым установлены ежеквартальные сроки уплаты земельного налога, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, налога за использование природных ресурсов (экологического налога) и налога на недвижимость.

20 марта 2008 г. был  принят Декрет Президента Республики Беларусь № 5 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1999 г. № 43», обеспечивший снижение ставки налога на доходы от операций с ценными бумагами с 40 до 24 процентов и освобождение от налогообложения доходов юридических и физических лиц, полученных от операций с корпоративными облигациями, выпущенными в период с 1 января 2008 г. по 1 января 2013 г.

Так, с 1 января 2009 года снижена  ставка сбора в республиканский  фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки с 2 до 1 процента от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), из объекта обложения налогом на недвижимость исключена активная часть основных производственных фондов, установлены единые ставки местного налога с продаж товаров в розничной торговле и местного налога на услуги в размере 5 процентов, а также уменьшена с 5 до 3 процентов ставка налога на приобретение автомобильных транспортных средств.

Реализация данных мероприятий  позволит с 1 января 2009 г. снизить налоговую нагрузку на 1,3 % ВВП и оставить в распоряжении белорусских субъектов хозяйствования более 2 трлн. рублей.

Внесены изменения в  Общую часть Налогового кодекса  Республики Беларусь, обеспечивающие возможность подачи налоговых деклараций в виде электронного документа, а также упрощен порядок постановки на учет в налоговых органах отдельных организаций и физических лиц.

Налоговая система Беларуси после вступления в силу Особенной  части Налогового кодекса, принятого 1 января 2010 года  включает 30 стандартных платежей. При этом обычный налогоплательщик уплачивает только 5 из них - НДС, налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный и экологический налоги. Проект Особенной части Налогового кодекса Беларуси определяет порядок применения каждого из республиканских и местных налогов, сборов, а также особых режимов налогообложения. По каждому налоговому платежу устанавливается состав плательщиков, объект налогообложения, налоговая база, размеры налоговых ставок, перечни налоговых льгот, а также порядок исчисления налогов, сроки их уплаты и предоставления деклараций.

К настоящему времени  отменены 17 малоэффективных, а также  оказывающих негативное влияние  на экономику налогов и сборов, объединены платежи, имеющие сходные  налоговые базы. В 2010 году в целях совершенствования налоговой системы Беларуси отменен сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки, налог на приобретение автотранспортных средств, местный налог с продаж товаров розничной торговли, местный сбор с пользователей за парковку.   В целях компенсации выпадающих доходов бюджета в связи с упрощением налоговой системы и сокращением числа налогов предусматривается увеличение ставки НДС с 18% до 20%. Кроме того, для малых предприятий с небольшими объемами доходов в проекте документа заложена возможность выбора сроков уплаты налогов - ежеквартально или ежемесячно. Предлагается также отменить действующий механизм нормирования расходов на оплату труда, а также на рекламу, информационные, консультационные, маркетинговые и другие услуги.

В Таблице 4 приведены  финансовые результаты деятельности организаций  на период с января - по февраль 2010 года  по отношению к 2009 году.

Таблица 4.Финансовые результаты деятельности организаций. 

 

Прибыль/ убыток (-) до налогообложения

Чистая прибыль/убыток (-)

январь-

сентябрь

2010 г.,

млрд. руб

в % к

январю-

сентябрю

2009 г.

январь-

сентябрь

2010 г.,

млрд. руб.

в % к

январю-

сентябрю

2009 г.

РБ

14813,8

122,1

10195,9

123,7

Области:

       

Брестская

1394,6

112,6

1007,0

110,8

Витебская

974,2

111,1

627,1

117,2

Гродненская

1408,9

146,0

1001,9

147,7

Гомельская

2353,9

113,3

1579,3

115,0

г.Минск

4867,5

120,5

3213,3

124,4

Минская

2928,4

130,3

2159,0

127,5

Могилевская

886,3

128,2

608,3

130,4


 

Деятельность налоговых  органов в республике регламентируется Положением о Министерстве по налогам  и сборам Республики Беларусь, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь», Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, Налоговым кодексом Республики Беларусь, Типовым положением об инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденным постановлением МНС от 28.12.2001 № 136 (в редакции постановления МНС от 19.03.2010 № 17). Для обсуждения и выработки решений по наиболее важным вопросам утверждена коллегия МНС в составе 15 человек.

Численность налоговых органов республики по состоянию на 01.04.2010 составляет 9860 человек, в том числе центрального аппарата министерства – 196 человек. В структуру МНС входят 157 инспекций МНС, из них 7 – по областям и г.Минску, 150 – по районам, городам, районам в городах.

Подготовка специалистов для налоговых органов осуществляется в УО «Белорусский государственный  экономический университет», в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, на экономических факультетах  других учебных заведений республики. Повышение квалификации кадров осуществляется на базе учебных учреждений при учебных заведениях республики. Среди них ведущее место занимают Институт государственной службы Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Институт повышения квалификации и переподготовки экономических кадров УО «Белорусский государственный экономический университет», УО «Учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров» Министерства финансов Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

1. АдаменковаС.И.  Налогообложение-2010.Ценообразование.  Мн. – 2010.

2. Сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. www.nalog.by

3. Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь. http://president.gov.by

4.  Сайт Министерства  финансов Республики Беларусь. www.minfin.by

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь