Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 11:01, курсовая работа
Описание работы
Развитие экономики страны во многом зависит от качества налоговой системы. В России за последние годы для ее совершенствования сделано немало - сформирована налоговая система, заметно снижена налоговая нагрузка, введена плоская шкала налога на доходы физических лиц, эффективнее стало налоговое администрирование. Уменьшено количество малоэффективных налогов. Однако, принимая во внимание тот факт, что в настоящее время в РФ совершается множество налоговых правонарушений, необходимым является дальнейшее реформирование налоговой системы России. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о сущности и строении налоговой системы.
Содержание работы
Введение 3 Глава 1. Понятие и функции налоговой системы России 4 1 Понятие налоговой системы 4 1.2 Функции налоговой системы России 6 Глава 2. Налоговая система в экономике российского общества 9 1 Элементы российской налоговой системы 9 2 Совершенствование налоговой системы России 15 Заключение 17 Список литературы 19 Законодательные акты 19 Литературные источники 20 Интернет-источники 21
Перераспределительная фyнкция налоговой
системы носит ярко выраженный социальный
характер. Соответствyющим образом построенная
налоговая система позволяет придать
рыночной экономике социальнyю направленность,
как это сделано в Германии, Швеции многих
дрyгих странах. Это достигается пyтем
yстановления прогрессивных ставок налогообложения,
направления значительной части бюджета
средств на социальные нyжды населения,
полного или частичного освобождения
от налогов граждан, нyждающихся в социальной
защите.
И ещё одна фyнкция налогов - фискальная,
изъятие части доходов предприятий и граждан
для содержания госyдарственного аппарата,
обороны страны и той части непроизводственной
сферы, которая не имеет собственных источников
доходов (многие yчреждения кyльтyры - библиотеки,
архивы и др.), либо они недостаточны для
обеспечения должного yровня развития
(фyндаментальная наyка, театры, мyзеи и
многие yчебные заведения и т.п.).
Стабильность налоговой системы не означает,
что состав налогов, ставки, льготы, санкции
могyт быть установлены раз и навсегда.
"Застывших" систем налогообложения
нет и быть не может. Любая система налогообложения
отражает характер общественного строя,
состояние экономики страны, устойчивость
социально-политической ситуации.
Таким образом, развитие экономики регyлирyется
финансово-экономическими методами - пyтем
применения отлаженной системы налогообложения,
маневрирования ссyдным капиталом и процентными
ставками, выделения из бюджета капитальных
вложений и дотаций, госyдарственных закyпок
и осyществления народнохозяйственных
программ и т.п. Центральное место в этом
комплексе экономических методов занимают
налоги. Налоговая система - социальная
категория, рассматриваемая как открытая
система, объединяющая положения политического,
экономического и правового характера,
устанавливаемая в целях обеспечения
реализации налога (или налогового механизма)
как средства финансового обеспечения
деятельности публично-территориальных
образований в современном демократическом
правовом (социальном) государстве. Это
наиболее активный рычаг государственного
регулирования социально-экономического
развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической
деятельности, структурных изменений
в производстве, ускоренного развития
приоритетных отраслей. Разграничение
фyнкций налоговой системы носит условный
характер, т.к. все они переплетаются и
осyществляются одновременно. Налогам
присyща одновременно стабильность и подвижность.
Чем стабильнее система налогообложения,
тем yвереннее чyвствyет себя предприниматель:
он может заранее и достаточно точно рассчитать,
каков бyдет эффект осyществления того
или иного хозяйственного решения, проведенной
сделки, финансовой операции и т.п. Системy
налогообложения можно считать стабильной
и, соответственно, благоприятной для
предпринимательской деятельности, если
остаются неизменными основные принципы
налогообложения, состав налоговой системы,
наиболее значимые льготы и санкции (если,
естественно, при этом ставки налогов
не выходят за пределы экономической целесообразности).
Принципы налогообложения нацеливают
все элементы налоговой среды на максимально
продуктивный результат, который может
быть принят обеими сторонами налогового
процесса: субъектами сфер "бизнес"
и "бюджет". Эти принципы служат ориентиром
для совершенствования российской налоговой
системы.
Глава 2. Налоговая система в экономике
российского общества
1 Элементы
российской налоговой системы
Существующая российская налоговая система
создавалась на базе опыта зарубежных
стран. Благодаря этому она по общей структуре,
системе налогов и принципам построения
в основном соответствует общераспространенным
в мировой практике системам налогообложения.
Это позволяет учесть все многообразие
возможных доходов платежеспособность,
т.е. материальное положение; разных групп
населения, смягчить психологически общее:
бремя налогов, более гибко воздействовать
на общественное производство, его структуру,
темпы роста.
Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) устанавливает
систему налогов и сборов, взимаемых в
федеральный бюджет, а также общие принципы
налогообложения и сборов в РФ, в том числе:
1) виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
2) основания возникновения (изменения,
прекращения) и порядок исполнения обязанностей
по уплате налогов и (или) сборов; 3) принципы
установления, введения в действие и прекращения
действия ранее введенных налогов и сборов
субъектов РФ и местных налогов и сборов;
4) права и обязанности налогоплательщиков,
налоговых органов и других участников
отношений, регулируемых законодательством
о налогах и сборах; 5) формы и методы налогового
контроля; 6) ответственность за совершение
налоговых правонарушений; 7) порядок обжалования
актов налоговых органов и действий (бездействия)
их должностных лиц.
В настоящее время налоговая система
России носит относительно централизованный
характер. Система налогообложения, складывающаяся
в той или иной стране, есть результат
воздействия множества факторов. Один
из них - форма государственного устройства.
Федерация - это сложное государство по
своей структуре и характеру взаимоотношений
составных частей. Значительной спецификой
характеризуется и правовое регулирование
самих налогов в федеративном государстве.
Специфика перехода экономики к рынку
и решение проблем взаимоотношений федерального
центра и регионов определяет и особенности
состава и структуры налогообложения.
Действующая в России налоговая система
имеет относительно короткую историю.
Она начала складываться только в 1992 г.,
а основные законы, регулирующие вопросы
налогообложения, были приняты Парламентом
России в декабре 1991 г. На протяжении прошедших
лет российская налоговая система подвергалась
множеству изменений, уточнений и модификаций,
однако основные элементы и принципы построения
этой системы в целом сохранились и поныне.
Налоговая система России включает следующие
элементы: взаимосогласованная совокупность
налогов, сборов и платежей, используемых
в той или иной стране для финансирования
государственного бюджета и внебюджетных
фондов; система законов, указов и подзаконных
актов, регулирующих порядок исчисления
и уплаты в бюджет различных налогов, сборов
и иных налоговых платежей.
В зависимости от характера государственного
устройства налоговая система может включать
федеральные (центральные) налоги, налоги
административно-территориальных образований
(или налоги субъектов Федерации) и местные
налоги и сборы. Как правило, в рамках второй
и третьей категорий налогов выделяются
налоги, носящие обязательный характер,
и налоги, которые могут быть введены по
решению региональных и местных органов
власти.
Налоги административно-территориальных
образований и местные налоги и сборы
зачисляются в соответствующие бюджеты,
а из числа федеральных налогов могут
выделяться те, которые распределяются
между бюджетами различных уровней для
балансирования бюджетной системы и дотирования
местных бюджетов (группа регулирующих
налогов).
Все налоги и сборы в РФ распределены
между тремя уровнями системы налогов
и сборов и отражают федеративное устройство
государства. В частности, предусматриваются:
федеральные налоги и сборы; налоги и сборы
субъектов РФ (региональные налоги и сборы);
местные налоги и сборы.
Федеральными налогами и сборами признаются
налоги и сборы, которые установлены НК
РФ и обязательны к уплате на всей территории
РФ, если иное не предусмотрено п. 7 ст.
12 НК РФ.
Региональными налогами признаются налоги,
которые установлены НК РФ и законами
субъектов РФ о налогах и обязательны
к уплате на территориях соответствующих
субъектов РФ, если иное не предусмотрено
п. 7 ст. 12 НК РФ. Региональные налоги вводятся
в действие и прекращают действовать на
территориях субъектов РФ в соответствии
с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах.
Местными налогами признаются налоги,
которые установлены НК РФ и нормативными
правовыми актами представительных органов
муниципальных образований о налогах
и обязательны к уплате на территориях
соответствующих муниципальных образований,
если иное не предусмотрено пп. 4, 7 ст. 12
НК РФ. Местные налоги вводятся в действие
и прекращают действовать на территориях
муниципальных образований в соответствии
с НК РФ и нормативными правовыми актами
представительных органов муниципальных
образований о налогах.
Не могут устанавливаться федеральные,
региональные или местные налоги и сборы,
не предусмотренные НК РФ.
Статья 13 НК РФ предусматривает следующие
федеральные налоги и сборы: налог на добавленную
стоимость; акцизы; налог на доходы физических
лиц; налог на прибыль организаций; налог
на добычу полезных ископаемых; водный
налог; сборы за пользование объектами
животного мира и за пользование объектами
водных биологических ресурсов;
К региональным налогам (ст. 14 НК РФ) относятся:
налог на имущество организаций; налог
на игорный бизнес; транспортный налог.
К местным налогам относятся (ст. 15 НК РФ):
земельный налог; налог на имущество физических
лиц.
Итак, налоги и сборы устанавливаются
на территории России с учетом принципов
федерализма, ведь главной, стержневой
в любой федерации традиционно остается
проблема распределения полномочий между
федеральным центром и составными частями
федерации.
Поскольку налогообложение всегда предполагает
определенное ограничение прав и свобод
человека, федеральный законодатель вправе
согласно п. 3 ст. 55 Конституции РФ устанавливать
общие пределы такого ограничения, в том
числе и на региональном (местном) уровне.
В целях обеспечения справедливости, всеобщности,
формально - юридического равенства, единства
экономического пространства и других
конституционных принципов федеральный
законодатель вправе не только формулировать
общие принципы налогообложения и исчерпывающий
перечень региональных (местных) налогов
и сборов, но и прямо устанавливать общие
(стандартные) для всей территории РФ элементы
региональных (местных) налогов и сборов.
Разумеется, такое федеральное вмешательство
должно носить "рамочный характер"
и не может быть произвольным. "Федеральный
законодатель не вправе определять существенные
условия взимания конкретных региональных
налогов, если только это не продиктовано
необходимостью реализовать те или иные
общие принципы налогообложения, не обосновано
с позиции достижения равновесия между
правами субъектов Федерации - с одной
стороны, и основными правами человека
и гражданина, принципом единства экономического
пространства - с другой".
В 2000-е годы в России был проведен ряд
налоговых реформ, к позитивным результатам
которых следует отнести некоторое снижение
налогового бремени налогоплательщиков
за счет уменьшения налоговых ставок по
основным налогам. В рамках реализации
основных направлений налогового реформирования,
помимо совершенствования отдельных налогов,
достигнуто определенное упрощение налоговой
системы путем отмены "оборотных"
налогов, налога с продаж, налога с имущества,
переходящего в порядке наследования
и дарения. Положительным результатом
налогового реформирования также является
введение специальных налоговых режимов
в виде упрощенной системы налогообложения
и единого налога на вмененный доход для
определенных видов деятельности, а также
для сельскохозяйственных товаропроизводителей,
направленных на снижение налогового
бремени для налогоплательщиков, упрощение
процедуры налогообложения и администрирования.
Принципиальное изменение роли налоговой
системы в экономике, направленное на
стимулирование экономического роста,
связывается с НК РФ, первая часть которого,
закрепившая институциональные правила,
вступила в силу в 1999 г., вторая, определяющая
порядок взимания конкретных налогов,
вводится постепенно, начиная с 2001 г. Для
налогообложения на основе НК РФ характерно
уменьшение перечня применяемых налогов,
снижение ставок основных федеральных
налогов, сопровождающееся отменой большинства
льгот.
Структура налоговой системы может рассматриваться
с точки зрения: соотношения прямых и косвенных
налогов; распределения налоговой нагрузки
на физ. и юрлиц; роли отдельных налогов
в формировании общей величины доходов
бюджетной системы; распределения налоговых
доходов между уровнями бюджетной системы
(налоговые доходы федерального бюджета,
налоговые доходы бюджетов субъектов
Федерации, налоговые доходы местных бюджетов).
С точки зрения проблем макроэкономического
регулирования роль прямых и косвенных
налогов различается весьма существенно.
Так, прямые налоги могут использоваться
в качестве встроенных стабилизаторов,
они достаточно чутко реагируют на смену
фаз экономической конъюнктуры и, таким
образом, представляют собой циклически
нестабильный источник налоговых доходов.
В отличие от них косвенные налоги, в целом
также следуя за фазами экономического
цикла, тем не менее более устойчивы к
колебаниям конъюнктуры.
В фазах экономического спада
объем прибыли снижается весьма
существенно (вплоть до нуля), в
то время как товарооборот, который
также может снижаться, никогда
не достигает нуля. Кроме того,
косвенные налоги обладают свойством
прямого индексирования по темпам
инфляции. Темпы инфляции автоматически
переносятся на объемы поступлений
косвенных налогов в доходы
бюджетной системы. Динамика же
поступлений прямых налогов прямо
не связана с темпами инфляции
- поступления налога на прибыль
и подоходного налога могут
и отставать от темпов инфляции,
и опережать их в зависимости
от динамики объектов обложения
и характера установленных ставок
(прогрессивное или пропорциональное
налогообложение).
Следует также отметить, что доминирование
тех или иных типов налогообложения (в
первую очередь это относится к роли прямых
и косвенных налогов) отражает и общую
политическую ориентацию государства.
Повышение роли косвенных налогов в ущерб
прямым свидетельствует о снижении уровня
демократичности в обществе. Это обстоятельство
отражает тот факт, что в случае с прямыми
налогами граждане непосредственно взаимодействуют
с государством (в лице налоговых служб)
при уплате налогов. При этом формируется
их более активная позиция относительно
контроля над государством по поводу использования
им полученных средств. Когда же поступление
налогов обезличено (как в случае с косвенными
налогами) и граждане более индифферентны
в вопросах использования бюджетных средств,
государственные чиновники, чувствуя
бесконтрольность со стороны общества,
ведут себя более безответственно.
В рамках российской налоговой системы
в целом хотя и не просматривается однозначного
доминирования косвенных налогов, тем
не менее их роль очень велика. Причем
основную роль в формировании доходов
федерального бюджета играют косвенные
налоги. Это обстоятельство, с одной стороны,
ведет к относительной стабилизации доходов
бюджетной системы (и федерального бюджета
в первую очередь), а с другой, объективно
понижает уровень контроля над использованием
этих средств со стороны общества в целом
и его отдельных граждан.