Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 11:01, курсовая работа
Описание работы
Развитие экономики страны во многом зависит от качества налоговой системы. В России за последние годы для ее совершенствования сделано немало - сформирована налоговая система, заметно снижена налоговая нагрузка, введена плоская шкала налога на доходы физических лиц, эффективнее стало налоговое администрирование. Уменьшено количество малоэффективных налогов. Однако, принимая во внимание тот факт, что в настоящее время в РФ совершается множество налоговых правонарушений, необходимым является дальнейшее реформирование налоговой системы России. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о сущности и строении налоговой системы.
Содержание работы
Введение 3 Глава 1. Понятие и функции налоговой системы России 4 1 Понятие налоговой системы 4 1.2 Функции налоговой системы России 6 Глава 2. Налоговая система в экономике российского общества 9 1 Элементы российской налоговой системы 9 2 Совершенствование налоговой системы России 15 Заключение 17 Список литературы 19 Законодательные акты 19 Литературные источники 20 Интернет-источники 21
Приведем некоторые данные о поступлении
администрируемых ФНС России доходов
в федеральный бюджет в январе-апреле
2012 г. (рис. 1 - 6).
В консолидированный бюджет РФ в январе-апреле
2012 г. поступило 3 493,8 млрд. руб., что на 9,7%
больше, чем в январе-апреле 2011 г. Формирование
всех доходов в январе-апреле 2012 г. на 81%
обеспечено за счет поступления НДПИ -
24%, налога на прибыль организаций - 20%,
НДС - 19% и НДФЛ - 18%. По сравнению с январем-апрелем
2011 г. совокупная доля указанных налогов
снизилась на 2 процентных пункта (п.п.).
В консолидированные бюджеты субъектов
РФ в январе-апреле 2012 г. поступило 1 764,9
млрд. руб., или на 0,1% больше, чем в январе-апреле
2011 г. Формирование доходов консолидированных
бюджетов субъектов РФ в январе-апреле
2012 г. на 92% обеспечили налог на прибыль
- 34%, НДФЛ - 36%, имущественные налоги - 14%
и акцизы по подакцизным товарам (продукции),
производимым на территории РФ - 8%. По сравнению
с январем-апрелем 2011 г. совокупная доля
этих налогов снизилась на 2 п.п.
Рис. 1. Структура доходов по уровням консолидированного
бюджета Российской Федерации (январь-апрель
2011-2012 гг.).
Источник: О поступлении администрируемых
ФНС России доходов в консолидированный
бюджет Российской Федерации в январе-апреле
2012 года
// www.nalog.ru - Официальный сайт Федеральной налоговой
службы России.
* здесь и далее п.п. - процентные
пункты
Рис. 2. Структура доходов консолидированного
бюджета Российской Федерации (январь-апрель
2011-2012 гг.).
Источник: О поступлении администрируемых
ФНС России доходов в консолидированный
бюджет Российской Федерации в январе-апреле
2012 года // www.nalog.ru - Официальный сайт Федеральной
налоговой службы России.
Рис. 3. Динамика поступлений основных
налогов в консолидированный бюджет Российской
Федерации (январь-апрель 2011-2012 гг.).
Источник: О поступлении администрируемых
ФНС России доходов в консолидированный
бюджет Российской Федерации в январе-апреле
2012 года // www.nalog.ru - Официальный сайт Федеральной
налоговой службы России.
Рис. 4. Поступления доходов в федеральный
бюджет (январь-апрель 2011-2012 гг.).
Источник: О поступлении администрируемых
ФНС России доходов в консолидированный
бюджет Российской Федерации в январе-апреле
2012 года // www.nalog.ru - Официальный сайт Федеральной
налоговой службы России.
Рис. 5. Структура доходов федерального
бюджета (январь-апрель 2011-2012 гг.)
Источник: О поступлении администрируемых
ФНС России доходов в консолидированный
бюджет Российской Федерации в январе-апреле
2012 года // www.nalog.ru - Официальный сайт Федеральной
налоговой службы России.
Рис. 6. Структура консолидированных бюджетов
субъектов Российской Федерации (январь-апрель
2011-2012 гг.)
Источник: О поступлении администрируемых
ФНС России доходов в консолидированный
бюджет Российской Федерации в январе-апреле
2012 года // www.nalog.ru - Официальный сайт Федеральной
налоговой службы России.
Важным элементом налоговой системы
является налоговый контроль - специализированный
финансовый контроль со стороны государственных
органов за соблюдением налогового законодательства,
правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью уплаты налогов и других
обязательных платежей юридическими и
физическими лицами, проводимый посредством
налоговых проверок; получения объяснений
налогоплательщиков, налоговых агентов
и плательщиков сборов; проверки данных
учета и отчетности; осмотра помещений
и территорий, используемых для извлечения
дохода (прибыли) и в иных формах, предусмотренных
НК РФ.
Таким образом, в рамках российской налоговой
системы активно задействуются как основные
известные мировой практике косвенные
налоги (НДС, акцизы), так и группа прямых
налогов (на прибыль, налог на доходы физических
лиц, налог на имущество физических лиц).
При этом основную роль в формировании
федерального бюджета играют косвенные
налоги, а в формировании бюджетов субъектов
Федерации и местных бюджетов - прямые.
2 Совершенствование
налоговой системы России
Создание эффективной, сбалансированной
налоговой системы, отказ от необоснованных
мер в области увеличения налогового бремени,
предусмотрено Основными направлениями
налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый
период 2013 и 2014 годов, одобренными Правительством
РФ 07.07.2011 г. (далее - Основные направления).
Предложенные мероприятия составлены
с учетом преемственности базовых целей
и задач, выработанных в предыдущие годы.
В 3-летней перспективе 2012 - 2014 гг. приоритеты
Правительства РФ в области налоговой
политики остаются такими же, как и ранее
- создание эффективной и стабильной налоговой
системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость
в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Основными целями налоговой политики
продолжают оставаться поддержка инновационной
деятельности, в том числе и путем предоставления
новых льгот, направленных на ее стимулирование,
а также поддержка инвестиций в области
образования и здравоохранения.
Налоговая политика государства в указанные
годы будет по-прежнему проводиться в
условиях дефицита федерального бюджета.
В этой связи важнейшей задачей Правительства
РФ является создание эффективной и стабильной
налоговой системы, обеспечивающей бюджетную
устойчивость в среднесрочной и долгосрочной
перспективе. Планируется, в частности,
предпринимать усилия, направленные на
увеличение доходного потенциала налоговой
системы (повышение доходов бюджетной
системы от налогообложения потребления,
ренты, возникающей при добыче природных
ресурсов, а также от перехода к новой
системе налогообложения недвижимого
имущества). Отдельным направлением политики
в области повышения доходного потенциала
налоговой системы будет оптимизация
существующей системы налоговых льгот
и освобождений и ликвидация имеющихся
возможностей для уклонения от налогообложения.
Выделены меры:
Налоговое стимулирование инновационной
деятельности и развития человеческого
капитала. Планируется дальнейшее снижение
тарифов страховых взносов, совершенствование
амортизационной политики, предоставление
налоговых преференций при осуществлении
социально значимых расходов.
Мониторинг эффективности налоговых
льгот. Необходимо регулярное проведение
анализа востребованности установленных
механизмов налогового стимулирования
и налоговых льгот. Планируется
уточнение перечня доходов, освобождаемых
от обложения НДФЛ, также устранение
имеющихся неточностей и противоречий,
приводящих к неоднозначному
толкованию норм.
Акцизное налогообложение. В
плановом периоде будет проводиться
периодическая индексация ставок
акциза с учетом реально складывающейся
экономической ситуации, при этом
повышение акцизов на алкогольную,
спиртосодержащую и табачную
продукцию будет производиться
опережающими темпами по сравнению
с уровнем инфляции (приведены
конкретные цифры ставок акцизов,
планируемые к введению в период
до 2015 г.).
Совершенствование налогообложения
при операциях с ценными бумагами и финансовыми
инструментами срочных сделок, финансовыми
операциями. Планируется принять ряд решений,
направленных на совершенствование налогообложения
при совершении операций с еврооблигациями
российских эмитентов, депозитарными
расписками, а также при получении и выплате
дивидендов.
Налог на прибыль организаций. Предлагается
уточнить порядок признания дохода от
реализации имущества, права на которые
подлежат гос. регистрации.
Налогообложение природных
ресурсов. Для выравнивания уровня
налоговой нагрузки на газовую
и нефтяную отрасли в плановом
периоде продолжится работа по
установлению дополнительной фискальной
нагрузки на газовую отрасль
путем дифференциации ставки
НДПИ. Предполагается также корректировка
ставки по полезным ископаемым,
доля экспорта которых превышает
50 %, в зависимости от мировых
цен на соответствующие полезные
ископаемые.
Совершенствование налогообложения
в рамках специальных налоговых
режимов. Планируется до конца 2012
г. введение в действие новой
главы 26.5 "Патентная система налогообложения"
для применения индивидуальными
предпринимателями. Помимо этого
предусматривается постепенное
сокращение сферы применения
системы налогообложения в виде
ЕНВД, а с 2014 г. ее отмена.
Введение налога на недвижимость.
Необходимо ускорить подготовку
введения налога на недвижимость.
Предусматривается разработать
систему, позволяющую взимать данный
налог исходя из рыночной стоимости
облагаемого имущества с необлагаемым
минимумом для семей с низкими
доходами.
Налоговое администрирование. Предлагается
внедрение инструментов, противодействующих
уклонению от уплаты налогов. Помимо этого,
в частности, в плановом периоде предусматривается
проработать вопросы взыскания налогов
за счет электронных денег, урегулировать
порядок обращения взыскания налогов
с валютных счетов и счетов в драгоценных
металлах в банках.
Итак, проблема создания налоговой системы,
обеспечивающей баланс, гармонию социальной
справедливости и экономической эффективности,
пока что в России осталась нерешенной.
На сегодняшний день одна из главных задач
заключается в том, чтобы сделать налоговую
систему нашей страны понятной и предсказуемой
для налогоплательщиков и в то же время
снять все еще сохранившиеся барьеры,
которые ухудшают инвестиционный климат.
В мире накоплен огромный опыт построения
и функционирования налоговых систем,
который, конечно же, следует учитывать
и в России. К настоящему времени в России
за период от начала развертывания рыночных
реформ уже стало отчетливо ясно направление
корректировки налоговой системы. Предлагаемые
сегодня меры в области налоговой политики,
планируемые к реализации до конца текущего
года и в плановом периоде 2013 и 2014 гг., учитывают
необходимость долгосрочной сбалансированности
доходов и расходов бюджетов бюджетной
системы. Вместе с тем, нужно учитывать,
что налоговая система должна быть гибкой,
способной использовать меры налоговой
политики в целях стабилизации и экономического
роста. Непростая задача ученых, политиков,
правоприменителей состоит в том, чтобы
вырабатывать и совершенствовать такие
методы проведения налоговой реформы,
которые бы не в ущерб возможностям налогоплательщиков
"предвидеть свое экономическое будущее"
позволяли бы эффективно влиять на налоговую
систему в целях реализации экономической
политики.
Заключение
В условиях рыночных отношений налоговая
система является одним из важнейших экономических
регуляторов, основой финансово-кредитного
механизма государственного регулирования
экономики.
Налоговая система представляет собой
социальную категорию, рассматриваемую
как открытая система, объединяющая положения
политического, экономического и правового
характера, устанавливаемая в целях обеспечения
реализации налога (или налогового механизма)
как средства финансового обеспечения
деятельности публично-территориальных
образований в современном демократическом
правовом (социальном) государстве.
Рассматривая налоговую систему как
сложное правовое, социально-экономическое
явление, можно выделить следующие образующие
ее элементы:
-юридическая конструкция налога
как первооснова формирования
налоговой системы (выделена из
системы налогообложения, с тем
чтобы подчеркнуть особую роль
правовой категории как системообразующего
элемента);
-система налогообложения государства,
формирующаяся на основе объединения
юридических конструкций всех
установленных и введенных налогов;
-нормотворческая деятельность
представительных органов власти
в сфере налогообложения;
-система налоговых органов;
-налоговый контроль;
-налоговая политика государства;
-налоговая культура населения
государства.
Налоговая система Российской Федерации
имеет ряд особенностей. Прежде всего,
они объясняются федеративным устройством
государства. В России действует трехуровневая
система налогообложения, включающая
федеральные налоги, налоги субъектов
Российской Федерации, местные налоги.
Трехуровневая система налогообложения
наиболее рационально и жестко закрепляет
за администрацией каждого уровня определенные
налоги с тем, чтобы средства, обеспечивающие
его деятельность непосредственно поступали
в соответствующую казну.
Разделение налогов по уровням власти
проведено с учетом следующих принципов:
-налоговые доходы каждого уровня
власти должны быть достаточны
для финансирования закрепленных
сфер или предметов ведения;
-чем менее мобильна налоговая
база (стоимостная, физическая или
иная характеристики объекта
налогообложения), тем на более
низком уровне государственной
власти производится ее налогообложение.
Поэтому закреплено на федеральном
уровне налогообложение доходов
физических и юридических лиц,
а на иных уровнях - налогообложение
имущества;
- большинство регулирующих налогов
закрепляется на федеральном
уровне;
- косвенные налоги - акцизы, налог
на добавленную стоимость - взимаются
на федеральном уровне;
-число совместных сфер ведения
по налоговым вопросам федерации
и ее субъектов должно быть
минимизировано.
От того, насколько правильно построена
налоговая система государства, зависит
эффективное функционирование всей национальной
экономики. Налоговая система России еще
несовершенна, нуждается в улучшении.
Масштабных мер в области налоговой политики,
сопоставимых с глобальной перестройкой
налоговой системы, в среднесрочной перспективе
не запланировано. Но необходимо принимать
во внимание, что проведение социально-экономических
преобразований, интеграция России в мировую
экономику неизбежно требуют внесения
поправок в налоговое законодательство.
На сегодняшний день решены не все задачи,
поставленные в ходе налоговой реформы.
Поэтому эта отрасль законодательства
будет динамично изменяться. Основные
направления налоговой политики РФ на
2012 г. и на плановый период 2013-2014 гг., одобренные
Правительством РФ 07.07.2011 г., не предполагают
существенных изменений налоговой системы,
а будут создавать условия для восстановления
экономического роста в России.