Налоговая система: сравнительный анализ (на материалах России и стран Запада)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

Цель:
-Рассмотреть муниципальную и государственную собственность в России и зарубежных странах.
Задачи:
- дать определение понятиям государственная и муниципальная собственность;
-рассмотреть методы управления государственной и муниципальной собственностью;
-определить состав и объекты государственной и муниципальной собственности;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.Специфика государственной собственности в России…………..4
1.1.Понятие государственной собственности…………………………….4
1.2.Сущность государственной собственности в России………………...6
Глава 2.Муниципальная собственность в России………………………10
2.1.Понятие и состав муниципальной собственности в России………...10
2.2.Методы управления муниципальной собственностью в России…...12
Глава3. Государственная собственность за рубежом и в России сравнительный анализ …………………………………………………………….15
3.1.Государственная собственность за рубежом……………………….15
3.2.Муниципальные системы зарубежных стран……………………….21
Заключение…………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

курсовой.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский  университет управления и экономики

Новосибирский филиал

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине<<макроэкономика>>

Тема№04<<Налоговая система: сравнительный анализ (на материалах России и стран Запада) >>

 

 

Выполнил:

студент гр. Э-32

Броднева И.А.

Проверил:

Чирихин С.Н.

к.э.н.,доцент

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1.Специфика государственной  собственности в России…………..4

1.1.Понятие государственной собственности…………………………….4

1.2.Сущность государственной собственности в России………………...6

Глава 2.Муниципальная собственность  в России………………………10

2.1.Понятие и состав муниципальной  собственности в России………...10

2.2.Методы управления муниципальной  собственностью в России…...12

Глава3. Государственная собственность за рубежом и в России сравнительный анализ …………………………………………………………….15

3.1.Государственная собственность за рубежом……………………….15

3.2.Муниципальные системы зарубежных стран……………………….21

Заключение…………………………………………………………………28

Список литературы………………………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Собственность относится  к числу наиболее важных и сложных  проблем экономики и экономической теории. История экономической жизни общества в периоды повышенной социальной активности ведет, как правило, к перераспределению объектов и прав собственности. Переходная экономика России служит подтверждением этой исторической традиции. Собственность – закрепление права контроля экономических ресурсов и жизненных благ за поставленными экономическими субъектами. Основными источниками регулирования отношений собственности в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, раздел II Гражданского кодекса Российской Федерации "Право собственности и другие вещные права" (ст. 209-306). В Российской Федерации признается частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. За категорией "собственность" стоит чрезвычайно сложная и многослойная система общественных отношений, как экономических, так и юридических, которые настолько взаимопереплетены, что их трудно отделить друг от друга.

Цель:

-Рассмотреть муниципальную и государственную собственность  в России и зарубежных странах.

Задачи:

- дать определение понятиям государственная и муниципальная собственность;

 -рассмотреть методы управления государственной и муниципальной собственностью;

 -определить состав и объекты государственной и муниципальной собственности;

 

 

Глава 1.Специфика  государственной собственности  в России

1.1.Понятие государственной собственности

Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

 Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение.

 Средства соответствующего  бюджета и иное государственное  имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.

 

 Объекты, составляющие  основу национального богатства страны:

 

- Ресурсы континентального  шельфа, территориальных вод и  морской экономической зоны Российской  Федерации.

-Охраняемые или особым  образом используемые природные  объекты (заповедники, в том  числе биосферные, национальные  природные парки, курорты, а также заказники, имеющие обще республиканское значение).

-Объекты историко-культурного  и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

-Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач:

-Государственная казна  Российской Федерации (средства  республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды).

-Имущество вооруженных  сил, железнодорожных, пограничных  и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.

-Высшие учебные заведения,  научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты  Российской Академии наук, отраслевых  академий наук, Министерства образования  Российской Федерации и т.д.

 

 

 

 

 

 

1.2. Сущность государственной собственности в России

    Вид собственности существует на 3-х уровнях:

- На уровне всей  федерации - федеральная собственность.

-На уровне субъектов  федерации (их 89). Каждый из них  имеет свою региональную собственность.

-Муниципальная собственность (собственность на уровне отдельного города, округа, села и т.д., кроме Санкт-Петербурга и Москвы, которые выступают как субъекты федерации).

Сейчас развернулся  процесс приватизации крупных государственных  предприятий. Причина этого процесса заключается в неэффективности, тяжелом финансовом положении данных предприятий. Но, как правило, приватизация не распространяется на железные дороги, гидростанции, почту, каналы, портовые сооружения, имеющие большое значение для нормального функционирования экономики в целом.

Представления о собственности  формировались в науке и жизни  в течение тысяч лет, при этом, собственность стала, прежде всего, официальным объектом правовой, юридической природы и философии. Долгое время собственность как особое общественное отношение являлась непосредственным предметом юриспруденции (прежде всего гражданского права), однако, с дальнейшим развитием общественного производства собственность становится наряду с юридической также и определяющей экономической категорией.

Понятие отношения собственности  включает в себя с одной стороны  отношение собственника к своей  вещи, т.е. имущественное отношение  между субъектом и объектом. Субъект  собственности (собственник) это активная сторона отношения собственности, обладающая объектами собственности, владеющая ими, распоряжающаяся и пользующаяся ими. Отметим, что собственность не может быть бессубъектной. Что касается бесхозных объектов, предметов, вещей, не имевших или потерявших своего собственника, то они прекращают быть собственностью. Объект собственности это пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, информации, имущества, духовных, интеллектуальных ценностей, целиком или в какой-то степени принадлежащих собственнику. Часто объект собственности называется просто собственностью.

В свою очередь первичные  отношения собственности служат материальной предпосылкой отношений между субъектами собственности, т.е. субъектных отношений. Последние представляют собой экономические отношения, возникающие в связи с собственностью, и отражающие имущественные взаимосвязи субъекта с другими субъектами.

В самом деле, собственность  невозможно представить без того, чтобы одни индивиды или их группы относились к конкретным вещам, условиям и продуктам производства как к своим, а прочие - как к чужим. Из этого с очевидностью следует, что собственность - это отношение индивида к вещи. При этом, поскольку речь идёт об отношении разных людей к одной и той же конкретной вещи, то имеются основания говорить о собственности как об отношениях между индивидами по поводу вещей. Будучи законодательно урегулированы государством, они приобретают форму права собственности, которое включает полномочия собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

При более полном развертывании определения собственности, как экономической категории, различные экономисты исходили из разных оснований статичности или динамичности этой категории, основных ее проявлений в повседневной практике, ее классового и исторического характера и так далее. С моей точки зрения, наиболее функциональным, с точки зрения настоящего исследования является определение через основные проявления хозяйственного господства собственника над вещью: владение, пользование, распоряжение.

В самом общем виде собственность можно определить как отношения между экономическими агентами по поводу присвоения экономических ресурсов и потребительских благ. Также в самом общем виде можно констатировать, что присвоение экономических ресурсов является первичным, определяющим по отношению к присвоению потребительских благ. Вследствие этого в любом обществе, любой стране расслоение населения на богатых и бедных вытекает главным образом из разного отношения людей к экономическим ресурсам как своим или чужим.

Понять сущность собственности можно, если рассмотреть ее во взаимосвязи со всеми другими экономическими отношениями общества: производством, распределением, обменом и потреблением благ. Именно собственность наиболее полно отражает социально-экономический характер эпохи.

  Все действующие экономические системы различаются по их отношению, прежде всего к собственности на средства производства. Различают несколько исторических типов собственности, характеризующихся различными методами соединения производителя и средств производства, а также распределения произведенного общественного продукта между членами общества.

Принято различать первобытно общинный, рабовладельческий, феодально-крепостнический и капиталистический типы собственности. До недавнего времени в качестве особого выделяли также социалистический тип собственности, для чего, по-видимому, достаточных оснований не было. Ни в одной из стран мира, входивших некогда в социалистическое содружество, социализм на самом деле построен не был. Непосредственные производители в этих странах по-прежнему подвергались эксплуатации, воссоединения средств производства с работниками производства в действительности не произошло. Тот тип собственности, который в условиях тоталитарного режима (иногда неприкрытого, но в ряде случаев завуалированного) в этих странах утвердился, причудливо сочетал в себе характерные черты, свойственные типам собственности, как предшествующих эпох, так и ныне существующих.

Таким образом, собственность, как экономическая категория, определяется как отношение индивидов либо сообщества индивидов к принадлежащей им вещи, как к своей, которая выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранении воздействия всех иных субъектов в ту сферу хозяйственного господства, на которую распространяется власть собственника, то есть как общественное отношение по поводу владения распоряжение и распоряжение вещью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Муниципальная собственность в России

2.1.Понятие  и состав муниципальной собственности в России

    В соответствии  со ст. 215 ГК РФ муниципальная собственность - имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. В настоящее время не существует единого нормативного акта федерального уровня, который бы регулировал вопросы муниципальной собственности.

  Согласно ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

  От имени муниципального  образования права собственника  осуществляют органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица, которым муниципальные органы доверили осуществление прав собственника. В случаях и порядке, предусмотренных законом, права собственника в отношении муниципального имущества может осуществлять непосредственно население муниципального образования. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом (право хозяйственного ведения). Казенное муниципальное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. При этом собственник имущества вправе изъять излишнее либо не используемое по назначению имущество, закрепленное за казенным муниципальным предприятием. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. Согласно Конституции РФ и иному федеральному законодательству органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.

Информация о работе Налоговая система: сравнительный анализ (на материалах России и стран Запада)