Налоговая система: сравнительный анализ (на материалах России и стран Запада)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

Цель:
-Рассмотреть муниципальную и государственную собственность в России и зарубежных странах.
Задачи:
- дать определение понятиям государственная и муниципальная собственность;
-рассмотреть методы управления государственной и муниципальной собственностью;
-определить состав и объекты государственной и муниципальной собственности;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.Специфика государственной собственности в России…………..4
1.1.Понятие государственной собственности…………………………….4
1.2.Сущность государственной собственности в России………………...6
Глава 2.Муниципальная собственность в России………………………10
2.1.Понятие и состав муниципальной собственности в России………...10
2.2.Методы управления муниципальной собственностью в России…...12
Глава3. Государственная собственность за рубежом и в России сравнительный анализ …………………………………………………………….15
3.1.Государственная собственность за рубежом……………………….15
3.2.Муниципальные системы зарубежных стран……………………….21
Заключение…………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

курсовой.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

  Права собственника  в отношении имущества, входящего  в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно.

 

 

 

 

 

  1. 2 Методы управления муниципальной собственностью

На сегодняшний день местными администрациями могут  быть использованы как организационно-распорядительные, так и экономические методы управления муниципальной собственностью. К первой группе методов можно отнести:

1. создание муниципальных  предприятий;

2. контракты с руководителем  муниципальных предприятий;

3. договора на передачу  прав на имущество;

4. внесение доли в  уставный капитал акционерных обществ;

5. передача имущества  с баланса на баланс и списание;

6. аренда, лизинг;

7. залог, ипотека;

8. доверительное управление (траст);

9. отчуждение;

10. приватизация муниципальных  предприятий

 

Вторая группа методов  включает:

 

1.муниципальный заказ;

2.нормативы отчислений  от прибыли муниципальных предприятий  в городской бюджет;

3. дотации;

4.нормативы платежей  за использование муниципальной  собственности;

5.местное налогообложение;

 

6.экономические санкции,  штрафы.

 

Аренда и субаренда  занимают особое место в системе управления муниципальной собственностью. Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества является стабильным источником доходов местных бюджетов, поэтому управление муниципальной собственностью не означает ее продажу по максимально высокой цене. В качестве перспективного направления можно назвать создание предприятий смешанной формы собственности в различных сферах городской экономики. Будучи держателем пакета акций, местная администрация может принимать непосредственное участием в оперативном управлении предприятиями. По всем предприятиям (и смешанным, и чисто муниципальным) необходимо наладить систему профессионального аудита с целью своевременного предотвращения банкротства и контроля за "движением" имущества.

Поскольку, собственнику принадлежат все правомочия в отношении соответствующего объекта собственности, то он в праве самостоятельно выбирать для себя такие правовые режимы ее использования, которые максимально способствуют достижению его целей. Он вправе сам владеть и пользоваться своим имуществом (к примеру, зданием, в котором расположены органы МСУ, транспортом, бюджетными средствами и другими объектами), а может передавать эту собственность во владение, пользование и распоряжение другими лицами, оставаясь при этом, оставаясь собственником или распоряжаться им иным способом.

Само МО в лице органов  МСУ использует сравнительно небольшую  часть муниципальной собственности. Большая ее часть передается на тех  или иных условиях (правовых режимах). Например, таких как: аренда (включая лизинг), доверительное управление, бесплатное пользование, хозяйственное ведение (для муниципальных предприятий), залог.

Наряду с перечисленными способами собственник вправе распоряжаться принадлежащими ему объектами и таким образом, когда прекращаются его права собственности:

- внесение имущества  в качестве вклада в уставный  капитал хозяйственных обществ;

- продажа (приватизация) имущества; его дарение; безвозмездная  передача в собственность других лиц (в случаях, когда это допускается федеральным законодательством).

Цель муниципальной  политики в области управления собственностью – получение максимального эффекта  от ее использования. Эффект может быть получен как в денежной форме (например, за счет арендной платы), так и путем извлечения прямой пользы (оказание услуг населению). Муниципальная собственность, не приносящая достаточной пользы либо экономического эффекта, может быть приватизирована.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава3. Государственная собственность за рубежом и в России - сравнительный анализ

3.1.Государственная собственность за рубежом

Имущество, составляющее государственную  собственность, предназначено для удовлетворения общественных интересов собственника имущества- государства, его органы и службы, местные органы управления. Для государственного имущества в целом установлен общий принцип не отчуждаемости. Неприменим срок давности к оспариванию приобретения доли государственного имущества. Государство может экспортировать или реквизировать необходимое ему имущество. Например, среди способов приобретения права собственности, используемых государством, в Законе о государственном имуществе 1964 год (Испания) названы возмездное приобретение, дарение, экспроприация, захват. В большинстве развитых капиталистических стран в рамках государственной собственности выделяется так называемая публичная собственность.

 Великобритания.

 В Великобритании публичной  собственности соответствует "имущество короны". К ней относятся: территориальные воды, морские берега, наиболее ценные полезные ископаемые. Закон об имуществе короны 1961 года относит к нему землю, которую суверен использует, находясь у власти. Эти земли включают в себя:

1. Участки, изначально принадлежавшие  короне или перешедшие к ней  в последствии;

2. Береговую полосу, затопляемые  во время прилива, наплывы,  шахты;

 

3. Земли и права на землю,  перешедшие к короне в качестве  выморочного имущества или в результате конфискации. Корона владеет всеми землями, примыкающими к побережью или судоходным рекам, землями береговой полосы, землями между уровнем прилива (высшим) и уровнем отлива, примыкающими к морским заливам. Корона обладает исключительным правом на разработку полезных ископаемых на морском дне и в недрах (подробно порядок разработки месторождений урегулирован в Законе о континентальном шельфе 1964 года, а также в Законе о юрисдикции над территориальными водами от 1878 года).

Короне принадлежит исключительное право на:

1)разработку месторождений золота  и серебра, располагающихся на  землях короны или на землях  подданных английской королевы;

2)разработку соляных  месторождений;

3)изыскание и разработку  месторождений нефти, минеральных  масел и природного газа.

 Испания.

 Статья 132 Конституции  Испании (1978) гласит, что " государственной собственностью является имущество, определенное законом, а также во всех случаях: прибрежная зона, пляжи, территориальные воды, природные ресурсы экономической зоны и континентальный шельф. Использование, защита и сохранность государственной и национальной собственности регулируется законом ".

 Гражданский кодекс Испании (1889 г.) устанавливает, что к имуществу, находящемуся в общем, пользовании, относятся дороги, каналы, реки, водопады, порты и мосты, построенные государством, берега, пляжи, и редуты. Помимо указанных выше объектов, Закон о государственном имуществе 1964 года относит к государственной собственности:

1. Имущество, находящееся  в собственности государства  и предназначенное для общего пользования;

2. Вечные права, вытекающие  из аренды, принадлежащих государству объектов;

3. Все иные права,  вытекающие из владения государственным предприятием;

4. Имущество, предназначенное  для какой-либо государственной  службы или для развития национального богатства;

5. Права на совместную  собственность, принадлежащую государству.

 Франция

 Во Франции в  состав исключительной собственности государства французский гражданский кодекс включает:

1. Дороги и улицы,  за состоянием которых следит  государство,

2. Реки, судоходные и  сплавные речки, берега, морские  наплывы, порты, гавани, рейды и любые участки территории Франции, которые не могут находиться в частной собственности;

3. Ворота, стены, рвы,  оборонительные сооружения укреплений  и крепостей.

 Бесхозное имущество,  то есть имущество, никем не  освоенное, и имущество лиц умерших без наследников, также принадлежит государству. Исключительной собственностью государства являются большие озера Ле-Берте и Линесен.

 

 Французское законодательство  относит к числу объектов государственной собственности воздушное пространство, недра земли, шахты и недвижимое имущество, предназначенные для их эксплуатации.

 Бельгия.

 Гражданский кодекс  Бельгии практически без изменений  воспроизводит положения Французского Гражданского Кодекса об объектах, находящихся в исключительной собственности государства.

 Для включения имущества  в состав государственного достояния необходим специальный закон. Имущество, которое используется всеми, считается государственным достоянием.

 Италия.

 Правому положению  государственного имущества посвящена  глава II книги III Гражданского кодекса Италии. Статья № 822 причисляет к государственной собственности следующее: морские побережья, рейды и порты, реки, озера, другие воды (в соответствии с положением специальных законов), а также изделия, предназначенные для национальной обороны.

 В состав государственного имущества также входят:

1. Принадлежащие государству  дороги, автодороги и железные  дороги, аэропорты, акведуки;

2. Здания, представляющие  историческую, археологическую или  художественную ценность;

3. Собрания музеев, архивов,  библиотек;

4. Другое имущество, отнесенное к разряду государственного специальными законами.

 Если виды имущества,  перечисленные выше, приобретены  регионами на любых законных основаниях, то такое имущество подчиняется правовому режиму, установленному Государственным Кодексом Италии для государственного имущества (статья №281 от 16 мая 1970 года).

 Имущество, входящее  в состав государственного, неотчуждаемо, на него может быть обращено взыскание в пользу третьих лиц, лишь в случаях, установленных законом, относящихся к этому имуществу.

 Органы государственной  власти осуществляют управление  государственным имуществом. Защиту права собственности на это имущество они осуществляют в порядке, установленном административным и гражданским законодательством.

 Имущество, принадлежащее  провинциям и коммунам, подчинено тому же режиму, что и прочее государственное имущество. Этот же правовой режим распространяется на коммунальные рынки и кладбища.

 В состав государственного  имущества входят принадлежащие  государству, провинциям и коммунам права на имущество, принадлежащее другим лицам, в тех случаях, когда это имущество необходимо для достижения целей, представляющих общественный (государственный) интерес.

 Частью имущества  государства является:

1. Леса, шахты, карьеры  и торфяники, разрабатываемые месторождения;

2. Объекты, найденные  в земле и представляющие историческую, археологическую, палеонтологическую или художественную ценность;

 

3. Имущество, предоставляемое  президенту Республики;

4. Казармы, вооружение, военные самолеты и корабли.

 В состав имущества государства, провинций и коммун входят здания, предназначенные для размещения в них государственных учреждений, а также иное имущество, предназначенное для осуществления государственной службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2Муниципальные  системы зарубежных стран

Местное самоуправление является непременным атрибутом  любого современного демократического общества. Зарубежный муниципализм знает громадное количество разнообразных моделей и типов организации местного самоуправления. Различия в построении систем местного самоуправления зависят от многих факторов: политического режима, доминирующей в стране идеи организации власти и управления на местах, государственного устройства и административно-территориального деления государства, национальных традиций и пр. В большинстве современных государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами местного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также специально назначенными из центра органами местного управления. Местное или муниципальное самоуправление - это такая система управления местными делами, которая осуществляется специальными выборными органами, непосредственно представляющими население той или иной административно-территориальной единицы данной страны. Европейская хартия о местном самоуправлении, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года и являющаяся важной правовой основой самоуправления для всех европейских стран, дает общее определение местного самоуправления, фактически ставшее универсальным и принятое всеми демократическими государствами. Под местным самоуправлением Хартия понимает «право, действительную способность местных сообществ контролировать значительную часть общественных дел, управлять ею в рамках закона под свою ответственность и на благо населения». Концепция местного самоуправления исходит, прежде всего, из того, что местные сообщества населения представляют собой один из основных элементов любого демократического режима, а право граждан на участие в управлении общественными делами является составной частью демократических принципов построения большинства современных государств.

    Кроме того, принцип местного самоуправления исходит из того, что участие граждан в управлении общественными делами самым непосредственным образом может быть реализовано именно на местном уровне. При этом совершенно очевидно, что существование местных сообществ, облеченных реальными полномочиями, делает возможным обеспечить такое управление, которое было бы наиболее эффективным и максимально приближенным к нуждам населения.

Информация о работе Налоговая система: сравнительный анализ (на материалах России и стран Запада)