Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

К настоящему моменту Россия вступила на трудный, непроторенный путь перехода от жесткого планирования к рыночной экономике. И сегодня как никогда важно хорошо знать природу налогов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства. Проблемы оздоровления налоговой системы волнуют сегодня буквально всех. Ведь то, что происходит в настоящее время в сфере налогообложения предприятий-производителей сумевших в настоящее время остаться на "плаву" теснейшем образом связано с личным благополучием каждого.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Возникновение и развитие налогообложения.
2. Классификация и виды налогов и сборов, взимаемых в РФ.
3. Налоговая реформа в России.
4. Современное состояние и перспективы совершенствования
российского налогообложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

9_Nalogovaya_sistema_Word.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  сельского хозяйства РФ

Департамент кадровой политики и образования

Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

Кафедра экономической  теории и сельской кредитной кооперации

 

 

 

 

 

 

 

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Исполнитель: студент

 

Научный руководитель:

доц. Захаров  В. А.

                                                             

 

 

 

Волгоград 2011

 

 

 

 

 

 

 

 

План.

ВВЕДЕНИЕ

 

1. Возникновение и развитие налогообложения.

2. Классификация  и виды налогов  и сборов, взимаемых в РФ.

3. Налоговая реформа в России.

4. Современное состояние и перспективы  совершенствования 

     российского налогообложения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

К  настоящему   моменту  Россия вступила  на трудный,  непроторенный путь  перехода  от жесткого планирования к рыночной экономике.  И сегодня как никогда важно хорошо знать природу налогов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.  Проблемы оздоровления налоговой системы волнуют сегодня буквально всех. Ведь то, что происходит в настоящее время в сфере налогообложения предприятий-производителей сумевших в настоящее время остаться  на "плаву" теснейшем образом связано с личным благополучием каждого.

В условиях  перехода  от  преимущественно централизованных методов плановой экономики к  рыночной  существенно  изменяются методы  воздействия  государства  на социально-экономическое развитие.  Оценивая этапы реформирования нашей экономики (от первых  форм хозрасчета до нынешних версий налоговых систем), нетрудно выявить следующее: все принимавшиеся за последние годы  модели  хозяйственного  механизма  содержат концептуальные просчеты, нанесшие народному хозяйству серьезный урон.

Попытки воздействовать  на  экономическое  поведение  предприятий такими новациями как  замораживание  уровня  заработной  платы, фиксации предельного  уровня рентабельности и т.п.,  послужили мощным толчком к росту себестоимости, сокращению объемов производства остродефицитной продукции,  а в конечном итоге раскрутили инфляционную спираль. Проблема налогов является одной из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической  реформы.

Переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания системы налогообложения предприятий и граждан (юридических и физических лиц). Созданная целостная система налогообложения четко и недвусмысленно устанавливает перечень налогов, которые могут применяться на территории РФ, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, разграничены полномочия органов государственной власти различного уровня по введению налогов на соответствующей территории, установлению ставок налогов и льгот по ним.

В ходе реализации налоговых  законов возникает множество  острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и физических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов.

Вносимые в реформу  уточнения и дополнения неизбежно  отражаются на необходимости изменения  отдельных элементов системы  налогообложения. Этого требуют и продолжающиеся в экономике страны процессы инфляции, роста бюджетного дефицита и эмиссии денег. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые.

В обществе усилиями и  органов власти, и экономической  науки, и практики  за долгие годы создано негативное отношение к налогам. Поэтому любое решение в этой сейчас приходится принимать с учетом возможных социальных  и политических последствий. Налоговая система практически создана заново. Конечно,  мы сегодня имеем огромный практический и теоретический опыт Запада. Но его использование  в нашей стране серьезно затруднено, поскольку нам необходимо учитывать экономические, социальные и политические условия развития России.

 

 

 

 

 

 

 

1. Возникновение и развитие  налогообложения.

 

Налоги  - обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на  общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Проблемы налогообложения  постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.

         На самых  ранних стадиях государственной  организации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным.

По мере развития государства  возникла «светская» десятина, которая  взималась в пользу влиятельных  князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в течение  многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так в Др. Греции в VII-VI вв. до н.э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, строительство храмов, укреплений и т.д.

В то же время в древнем мире имелось и серьезное противодействие прямому налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин не должен платить прямых налогов.

Многие же стороны  современного государства зародились в Др. Риме. В мирное время граждане не платили денежных податей. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами.

В IV-III вв. до н.э. Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались все новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговом праве. В колониях вводились коммунальные налоги и повинности. 

Основным налогом в  Др. Риме был поземельный и единая подушная подать для жителей провинций. Существовали и косвенные налоги.

Многие хозяйственные  традиции Др. Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов.  Но обилие налогов не привело к финансовому процветанию Византийской империи.

Несколько позже стала  складываться финансовая система Руси. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был, по сути, сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440-1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси.

Несколько упорядочена  финансовая система была в царствование Алексея Михайловича (1629-1676), создавшего в 1655 г. Счетный приказ, деятельность которого позволила довольно точно определить государственный бюджет.

Современное государство  раннего периода новой истории  появилось в XVI-XVII вв. в Европе. Это государство еще не имело теории налогов.

Но только в конце XVII-XVIII в. в европейских странах стало формироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат и рациональную налоговую систему, состоявшую из косвенных  и прямых налогов.

Но отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических мер приводила порой к тяжелым последствиям.  Эпоха Петра I(1672-1725) характеризуется постоянной нехваткой финансовых  ресурсов из-за многочисленных войн, крупного строительства и пр. Для пополнения казны вводились все новые налоги. Но в то же время был принят ряд мер для обеспечения справедливости налогообложения, была введена подушная подать.

В последней трети XVIII  в Европе активно разрабатывались проблемы теории и практики налогообложения.

В это же время в  России  прямые налоги в бюджет играли второстепенную роль по сравнению с косвенными.

В этот же период создавалась  теория налогообложения. Ее  основоположником считается  шотландский экономист и философ А. Смит. Он сформулировал основные принципы налогообложения:

1)Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.

2)Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ  и время платежа были точно  заранее известны плательщику.

3)Принцип удобности  предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.

4)Принцип экономии, заключающийся  в  сокращении издержек взимания  налога, в рационализации системы  налогообложения.

Именно в конце XVIII  в. закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую, политику. Это касается, как стран  Западной Европы, так и России.  При Петре I были образованы 12 коллегий, из которых 4 заведовали финансовыми вопросами. Екатерина II(1729-1796) преобразовала систему управления финансами. В 1802 г. манифестом Александра I «Об учреждении министерств» было создано Министерство Финансов и определена его роль.

На протяжении XIX в. главным источником доходов оставались  государственные прямые и косвенные налоги. Отмена подушной подати началась с 1882 г. Кроме государственных прямых налогов существовали земские сборы, специальные государственные сборы, пошлины

В  80-х гг. XIX в. начало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг и т.д.

Но развитие России было прервано: сначала I мировая война  (повышение сборов, налогов, акцизов, падение покупательной способности рубля, уменьшение золотого запаса, увеличение внутреннего и внешнего долгов и пр.), потом февральская революция (нарастание инфляции, развал хозяйства). Очередной спад во всей финансовой системе наступил после Октября 1917г.

Определенный этап налаживания  финанасовой системы наступил после  провозглашения НЭПа. Разработана система налогов, займов, кредитных операций. Но НЭП быстро свернули.

В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в  направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны, что привело страну, в конце концов, к кризису.

 

 

2. Классификация  налогов и сборов, взимаемых в  РФ.

 

Созданная налоговая  система включает различные виды налогов, классифицируемые по разным признакам.

Группировка налогов  по методам их установления и взимания, характеру применяемых ставок и  объектов обложения и ряду других признаков представляет собой классификацию  налогов.

Делятся налоги в зависимости  от того, какой уровень власти устанавливает важнейшие элементы налога и вводит его в действие. По этому признаку налоги подразделяют на государственные и местные.

Исходя из государственного устройства, различаются унитарные  и федеративные государства с  соответствующими уровнями власти. В  унитарных государствах существуют государственные налоги, устанавливаемые и вводимые в действие органами государственного управления, и местные налоги, важнейшие элементы которых устанавливаются и вводятся в действие местными властями.

В федеративных государствах, в том числе в Российской Федерации, государственные налоги подразделяются на федеральные и региональные (налоги субъектов Федерации). Федеральные налоги устанавливаются федеральным налоговым законодательством и являются обязательными к уплате на всей территории страны.

В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются  непосредственно на доход или  имущество налогоплательщика. В  связи с этим при прямом налогообложении  денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Пример прямого налогообложения в российской налоговой системе – налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других.

Подоходные налоги. Практика подоходного налогообложения различает валовой доход, вычеты и облагаемый доход. Валовой доход - это общая сумма доходов, полученных из различных источников. К вычетам относятся различные налоговые льготы, скидка с дохода лиц, имеющих на иждивении детей,  инвалидов, льготы предприятиям.

Информация о работе Налоговая система