Налогово-бюджетная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой, или так называемой фискальной политики государства. Роль фискальной политики в целостном экономическом управлении велика. Являясь одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, она непосредственно формирует государственный бюджет, государственными денежными доходы. В условиях рынка фискальная политика является стержневой частью государственной экономической политики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………..3
1.Сущность, цели и типы налогово-бюджетной политики………………………………………5
2.Инструменты регулирования налогово-бюджетной политики в рыночной экономике и условия их применения……………………………………………………………………………15
3.Особенности, основные направления совершенствования налогово-бюджетной политики Республики Беларусь………………………………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………………………………...34

Файлы: 1 файл

адина курсовая на распечатку.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………………………………..3

1.Сущность, цели и типы налогово-бюджетной  политики………………………………………5

2.Инструменты регулирования налогово-бюджетной  политики в рыночной экономике  и условия их применения……………………………………………………………………………15

3.Особенности, основные направления  совершенствования налогово-бюджетной  политики Республики Беларусь………………………………………………………………………………23

Заключение…………………………………………………………………………………………33

Список литературы………………………………………………………………………………...34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Основной задачей государства  на всех этапах его развития является стабилизация экономики. В нынешнее время государство активно применяет  инструменты вмешательства в  экономику. К основным 2 видам вмешательства  государства в рыночную экономику можно отнести бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику.

Целью данной курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой, или так называемой фискальной политики государства. Роль фискальной политики в целостном экономическом управлении велика. Являясь одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, она непосредственно формирует государственный бюджет, государственными денежными доходы. В условиях рынка фискальная политика является стержневой частью государственной экономической политики.

Фискальная политика как важнейший элемент финансовой политики государства выполняет  ряд важнейших функций, таких  как мобилизация и привлечение  средств, необходимых для функционирования государства, их распределение в  целях решения социально-экономических проблем страны.

Теоретическая база фискальной политики достаточно хорошо разработана. Но эта область экономической  науки не исчерпала себя. Множество  спорных и нерешенных проблем  реализации фискальной политики, ее влияния  на развитие государства требуют дальнейшего совершенствования и решения. В прошлом, в течение длительного времени, бюджетно-налоговая политика рассматривалась экономистами лишь с аспекта пропорций распределения объема производства страны.

Актуальность  изучения фискальной политики обусловила выбор темы данной курсовой работы. В условиях рыночной экономики особенно важно знание сущности, функций, видов и инструментов фискальной политики, а также механизма ее действия для более правильной ориентации в существующей ситуации в стране с целью правильного принятия управленческого решения.

Целью нашей работы стало изучение механизма реализации фискальной политики государства.

Основными задачами данной курсовой работы являются изучение:

сущностной характеристики фискальной политики,

видов фискальной политики,

инструментов фискальной политики,

роли фискальной политики в развитии государства и ее особенности  в Республике Беларусь.

Учитывая актуальность изучения фискальной политики неудивительно отметить, что  эту тему изучали многие экономисты, которые по-своему давали ответ на вопрос о сущности фискальной политики, влиянии ее инструментов на экономическую ситуацию в государстве. Практически во всех учебниках проблемам фискальной политики, механизмам ее функционирования уделяется большое внимание.

При работе над темой данной курсовой работой были использованы труды  зарубежных и отечественных авторов, посвященных финансовой политике государства, учебные пособия, статьи экономических  журналов и газет, статистические данные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность, цели и типы  налогово-бюджетной политики

 

 

В экономической  литературе для определения бюджетно-налоговой  политики часто используется несколько  понятий: «фискальная политика», «бюджетно-налоговая  политика», «налогово-бюджетная политика» и др.

Впервые термин «фискальная политика» применил Дж.М. Кейнс. Аргументация, на которую  опиралась его концепция регулирующего потенциала бюджетного механизма, может быть кратко охарактеризована следующим образом.

Существуют различные  определения фискальной политики, зачастую противоположные по своей сути. Большинство авторов согласны с тем, что она является частью экономической политики государства, но расходятся в определении объекта фискального регулирования[14, c.87-89].

Часто под фискальной политикой подразумевается политика бюджетно-налоговая, которая реализуется путем изменения налоговых ставок или правил, определяющих налоговую ответственность, либо изменения государственных расходов на приобретение реальных товаров и услуг или трансфертных платежей. Такая политика может проводиться как в целях оказания воздействия на уровень совокупного спроса, так и для стимулирования фирм и людей заниматься или, напротив, не заниматься теми или иными конкретными видами деятельности[19, c.456].

Использование возможностей правительства расходовать средства государственного бюджета и взимать налоги составляет фискальную политику государства (от лат. fiscus — государственная казна)[20, c.318].

Под фискальной политикой понимается совокупность определенных мероприятий государства: государственные расходы, государственные доходы и, если это необходимо, государственные займы.

Государственные расходы - это выплаты из государственной  казны, идущие на развитие народного  хозяйства, на нужды обороны страны, на социальное обслуживание населения, на помощь собственным регионам и иностранным государствам и т.д. )[18, c.27].

Правительственные расходы связаны, с одной стороны, с закупкой средств, необходимых для удовлетворения потребностей населения продовольственными товарами (например, сельскохозяйственной продукции); с другой стороны, эти расходы осуществляются посредством распространения заказов на изготовление изделий, необходимых государственному сектору экономики. Государство может производить внешнеторговые закупки, включающие как товары продовольственного назначения, так и оборудование для развития промышленности, сельского хозяйства и т.д. Государственные расходы также могут иметь своим назначением строительство дорог, школ, объектов культуры, могут производиться закупки военной техники и снаряжения и т.д. Главной отличительной особенностью и чертой названных форм расходования финансовых ресурсов выступает то, что потребителем полученных благ и услуг является общество в целом, в лице государства. Исходя из этого, государственные закупки обычно подразделяют на два вида: закупки для нужд государственного потребления и закупки, предназначенные для покрытия рыночного дефицита на те или иные товары и услуги.

Государственные заказы, таким образом, являются средством стабилизации экономики, они оказывают воздействие на расширение совокупного спроса[3, c.105-106].

Государственные доходы - это поступления в государственную  казну для оплаты государственных  расходов. К государственным доходам  относятся налоги, а также помощь (субсидии) со стороны собственных регионов и иностранных государств.

В тех случаях, когда расходы государства превышают  его доходы, возникает необходимость  в государственных займах. Источниками  последних могут быть либо внутренние (национальные), либо внешние (иностранные).

Фискальная политика представляет собой две стороны: руководство к действию и само действие. Это значит, что существует разница между тем, что государство  планирует в качестве расходов, доходов  и займов, и тем, какими фактически оказываются расходы, доходы и займы в каждый данный промежуток времени)[18, c.27].

В зависимости  от фазы цикла, в которой находится  экономика, выделяют стимулирующую и сдерживающую бюджетно-налоговую политику - ее основные виды. Что касается методов этой политики, то они определяются в зависимости от того, какая цель государственного развития признается авторитетной — стабилизация в краткосрочном периоде или достижение макроэкономического равновесия в долгосрочном[15, c,456].

Рис. 1.1 Воздействие фискальной политики на экономику

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 1.1 а), направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и оптимизацией структуры государственных расходов[1, c.116].

При этом снижение налогов  и увеличение трансфертов фирмам (субсидий) ведет к росту и совокупного  спроса, и совокупного предложения. Происходит не только рост совокупного  выпуска (от Y1 до Y*), но и снижение уровня цен (от P1 до Р2) (рис. 1.1 в), поэтому эти инструменты могут использовать как средство борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией.

Используя модель «совокупный спрос — совокупное предложение», можно продемонстрировать смещение кривой совокупного спроса вправо (рис. 1.2). Совокупный спрос может переместиться из состояния АD1 в АD2 путем увеличения государственных расходов, снижения налогов или сочетания этих мер[2,  c.54-56].

Рис. 1.2 Стимулирующая фискальная политика

Сдерживающая фискальная политика используется при буме («перегреве»  экономики), направлена на снижение деловой  активности в целях борьбы с инфляцией (рис. 1.1 б).

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода, в том числе и в России.

Сдерживающая  фискальная политика направлена на борьбу с инфляцией спроса. В этом случае требуется устранить чрезмерный спрос на товары и услуги, который толкает уровень цен вверх. Рис. 1.3 демонстрирует смещение совокупного спроса из состояния АD3 в АD4 вследствие применения следующих мер: сокращение государственных расходов, повышение налогов или их сочетание.

Рис. 1.3 Сдерживающая фискальная политика

Стимулирующая фискальная политика обычно приводит к возникновению дефицита бюджета, а сдерживающая- к бюджетному излишку или профициту [14, c.90-92].

Фискальная политика является весьма важным инструментом в сглаживании инфляции и при поддержании на должном уровне занятости населения. Поэтому необходимо вырабатывать весьма четкий механизм функционирования этой политики. На первый взгляд с выработкой подобного механизма казалось бы все ясно и просто, на деле же все обстоит иначе. Тем не менее, мировой практикой здесь наработан определенный опыт и его следует использовать.

По характеру осуществления  различают:

  • дискреционную фискальную политику;
  • недискреционную (автоматическую) фискальную политику[17, c.451].

Важным звеном фискальной политики является дискреционная политика. Она обычно связана с проведением определенных правительственных программ. Дискреционная фискальная политика (лат. discrecio – действующий по своему усмотрению) означает сознательное манипулирование правительством расходами и налогами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля инфляции. В дискреционную политику входят: государственная программа занятости, различные социальные программы, изменение налоговых ставок.  Государственная программа занятости, как и другие названные программы, осуществляется обычно за счет средств государства и местных органов власти. Главная задача этих программ состоит в том, чтобы поднять совокупный спрос и снять социальную напряженность в обществе в условиях роста безработицы. Главный недостаток всех этих программ состоит в том, что они вводятся в период спада экономики и их очень тяжело потом отменять в период стабилизации экономики и ее подъема. Поэтому изменение налоговых ставок в этом плане является более гибким и более эффективным инструментом. Здесь можно использовать разные механизмы: одни для подъема экономики, другие - рассчитанные на ее спад. Посредством этого осуществляется регулирование экономического развития[3, c.105-107]

При этом могут приниматься специальные  решения правительства, направленные на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции.

Информация о работе Налогово-бюджетная политика