Налогово-бюджетная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой, или так называемой фискальной политики государства. Роль фискальной политики в целостном экономическом управлении велика. Являясь одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, она непосредственно формирует государственный бюджет, государственными денежными доходы. В условиях рынка фискальная политика является стержневой частью государственной экономической политики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………..3
1.Сущность, цели и типы налогово-бюджетной политики………………………………………5
2.Инструменты регулирования налогово-бюджетной политики в рыночной экономике и условия их применения……………………………………………………………………………15
3.Особенности, основные направления совершенствования налогово-бюджетной политики Республики Беларусь………………………………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………………………………...34

Файлы: 1 файл

адина курсовая на распечатку.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

Экспансионистская политика осуществляется за счет роста госрасходов, увеличения дефицита госбюджета, для покрытия которого государство берет кредиты, что увеличивает государственный долг.

Контрактивная бюджетная политика осуществляется на основе сокращения расходов бюджета или повышения  его доходов.

Для эффективной фискальной политики государство должно аккумулировать достаточно высокую долю НД – до 40% в развитых странах[4, c. 280].

Фискальная политика может как  благотворно, так и негативно воздействовать на стабильность национальной экономики. В случае если правительство применяет инструменты фискальной политики для сглаживания колебаний выпуска продукции в ходе экономического цикла, поддержания занятости и стабильности цен, используется политика стабилизации. Главной задачей в данном случае является приближение объема совокупного дохода к его потенциальному уровню. Увеличение фактических объемов совокупного дохода служит целью политики экономического роста, а уменьшение реального совокупного дохода по сравнению с его потенциальным уровнем — целью политики ограничения деловой активности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Особенности, основные направления совершенствования налогово-бюджетной политики Республики Беларусь

 

 

Относительно бюджетно-налоговой  политики следует отметить, что с целью совершенствования налоговой системы, оптимизации состава налогов и сборов за 2010 г. в Республике Беларусь отменены сбор в республиканский Фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог на приобретение автотранспортных средств, местный налог с продаж товаров в розничной торговле, местный сбор с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств а специально оборудованных местах. Исходя из необходимости компенсации потери части объема доходов бюджета в связи с упрощением налоговой системы и сокращением числа налогов с 1 января 2010г. произведено увеличение ставки НДС с 18 до 20%.

В целом реализация комплекса  мер по дальнейшему упрощению налоговой системы позволила обеспечить в прошлом году снижение налоговой нагрузки на экономику на 0,45 %к ВВП и оставить в ведении субъектов хозяйствования республики около 780 млрд. руб.

Согласно действующему законодательству из средств республиканского бюджета профинансированы общегосударственные расходы, национальная оборона, судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности, реализация государственной политики и поддержка отраслей национальной экономики, функционирование и развитие организаций социальной сферы республиканского подчинения (образования, здравоохранения, физической культуры, спорта, культуры и СМИ, частично социальной защиты и др.), другие расходы республиканского значения.

Исполнение расходов республиканского бюджета в отчетном году осуществлялось исходя из приоритетов бюджетно-финансовой политики страны на 2010 г. Бюджет-2010 сохранил свою социальную направленность. Расходы бюджета на социальную сферу, равно как и национальную экономику, были приоритетным направлением реализации бюджетно-финансовой и налоговой политики в прошлом году[11, c.17-19].

Бюджетно-финансовая и  налоговая политика Республики Беларусь на 2012 г. направлена на обеспечение макрофинансовой сбалансированности и достижение параметров финансовой безопасности, определенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, другими нормативными правовыми актами.

В частности, для уменьшения налоговой нагрузки на экономику  и дальнейшего упрощения налоговой  системы снижена ставка налога на прибыль с 24 % до 18 %. Одновременно изменены подходы к налоговому стимулированию инвестиций, в т.ч. введены система ускоренной амортизации и механизм переноса убытков на будущие прибыли без количественных ограничений.

Хотя повышения конкурентоспособности  экономики, развития рынка ценных бумаг  прибыль организаций, полученная от реализации инновационной продукции собственного производства, а также высокотехнологичных товаров (если удельный вес такой прибыли составляет более 50 %) освобождена от налога на прибыль. Установлена ставка налога на прибыль в размере 10 % в отношении прибыли организаций, полученной от реализации высокотехнологичной продукции собственного производства. Кроме того, подлежит освобождению от налогообложения эмиссионный доход, полученный при первичном размещении ценных бумаг.

Уменьшена налоговая  нагрузка на субъекты малого и среднего предпринимательства за счет снижения на 1 процентный пункт стандартных ставок налога при упрощенной системе налогообложения (с 8 % до 7 % без уплаты НДС и с 6 % до 5 % с уплатой НДС). Для дальнейшего совершенствования порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, усиления в бюджете 2012 г. роли ресурсных платежей предусмотрено применение ставки налога за добычу нефти в доллаpax США в зависимости от уровня мировых цен на нефть.

Введена комбинированная  ставка налога за добычу (изъятие) соли калийной, включающая ставку в твердой сумме за добычу 1 т природного ресурса и ставку в процентах от средневзвешенной цены реализации калийных удобрений за пределы Республики Беларусь.

Основные показатели республиканского бюджета на 2012 г. утверждены: по доходам в сумме 92 772 млрд. руб. (18,2 % к ВВП), или 186.3 % по отношению к 2011 г.; по расходам соответственно - 92 772 млрд. руб. (18,2 % к ВВП) и 183,3 % к предыдущему году. Предельный размер дефицита бюджета установлен в сумме 0 руб. при 800,0 млрд. руб., или 1,6 % к ВВП, в 2011 г.[10,c.41-42].

С точки зрения влияния  на экономику налоговая система  должна рассматриваться какнабор эффективных  инструментов, то есть конкретных видов  налогов и способов их построения. С их помощью государство:

– финансирует необходимый уровень расходов, обусловленный выбранной экономической моделью развития;

– не мешает работе экономики, обеспечивая адекватное снижение налоговой  нагрузки, беспрепятственную инвестиционную и инновационную деятельность.

Основная налоговая реформа в Беларуси завершена – количество и состав налогов приведены к стандартному перечню. Применяются общепринятые механизмы их взимания. Количественно это можно выразить показателями налоговой нагрузки, то есть отношением уровня налоговых доходов к ВВП, и уровня централизации финансовых ресурсов государства.

Диаграмма 3.1 Показатели уровня налоговой нагрузки и централизации  государственных ресурсов в Республике Беларусь

Стоит отметить и начало продвижения нашей страны в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» по позиции «Налогообложение». Беларусь покинула последнее место и сегодня занимает 156 позицию. Понятно, что подъем небольшой, но не стоит забывать, что пока учтены только изменения отечественного налогового законодательства в 2010 году.  В этом направлении есть все основания для дальнейшей положительной динамики.

Если перейти на уровень  предприятий, то о реальном уменьшении налоговой нагрузки свидетельствует  снижение удельного веса налогов  в выручке по основным промышленным министерствам и концернам, которое произошло в 2011 году по сравнению с 2010-м.

Диаграмма 3.2 Удельный вес  налогов в выручке организаций  по министерствам и концернам  за 2010-2011 гг., %

И это на фоне существенного  увеличения выручки в прошлом  году по различным министерствам, как по причине высокой инфляции, так и в связи с существенным увеличением экспорта.

Таким образом, можно  констатировать, что действующая  налоговая система уже обладает встроенными регуляторами, которые  автоматически реагируют на изменение  конъюнктуры, облагая реальные доходы предприятий и исключая излишнее налоговое давление. Особенно выигрывают те предприятия, которые наращивают экспорт.

Положительные тенденции  усилит корректировка налогового законодательства с 2012 года – Беларусь вышла в число  лидеров по ставке налога на прибыль не только в Таможенном союзе, но и среди стран Восточной Европы.  Одновременно введены общепринятые способы стимулирования инвестиционной деятельности, обеспечены условия для расширения производства инновационных и высокотехнологичных товаров.

Все это повысит конкурентоспособность  и инвестиционную привлекательность  экономики, создаст дополнительные условия для прихода иностранных  инвесторов и расширения инвестиционной активности действующих предприятий.

Следующая таблица свидетельствует, что различие в общем показателе централизации финансовых ресурсов по сравнению с отдельными государствами, прежде всего партнерами по Таможенному союзу, обусловлено относительно высокой долей платежей в Фонд социальной защиты населения.

Таблица 3.1

 Структура доходов  бюджета сектора органов государственного  управления Беларуси, России, Казахстана

Возможность снижения этого  показателя необходимо искать, соответствующие  направления должны быть проработаны  и предложены Минтруда совместно  с заинтересованными.  Что касается непосредственно показателя налоговой нагрузки, то достигнутый уровень уже давно не является критичным для экономики и экономического роста. При этом с учетом достаточно высокого уровня государственных обязательств, прежде всего, в социальной сфере, мы приблизились к порогу возможности дальнейшего снижения ставок основных налогов без принятия соответствующих компенсационных мер и выявления дополнительных резервов налоговой системы. Поэтому необходимо решать две основные задачи:

1. налоговая система по-прежнему должна обеспечивать необходимый уровень доходов для финансирования государственных расходов;

2. изыскать возможности усиления инвестиционных стимулов для предприятий и упрощения налоговой системы.

Существует несколько  направлений.

Первое – повышение  эффективности налоговой системы  с точки зрения предприятий.  Для  дальнейшего усиления инвестиционных стимулов необходимо рассмотреть возможность  снятия ограничений по налоговым  вычетам налога на добавленную стоимость  при приобретении инвестиционных товаров. Данная мера уже применяется в отношении инвесторов, которые реализуют проекты в соответствии с Декретом Президента от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь».

Речь идет о предоставлении плательщикам права принятия к вычету равными долями в течение календарного года сумм «входного» НДС, уплаченных при осуществлении капитальных  вложений. Это снизит сроки окупаемости  инвестиционных проектов, обеспечит  реальный сектор экономики дополнительными оборотными средствами и будет способствовать расширению инвестиционной активности.

Основной сдерживающий фактор – влияние на доходы бюджета, его потери при этом предварительно оцениваются на уровне 0,5% к ВВП. Тем  не менее, Минфин готов проанализировать возможность реализации данного предложения с 2013 года. Министерство по налогам и сборам и Минфин продолжают работу по упрощению налогового администрирования.

Второе направление  – дальнейшее усиление роли ресурсных  платежей и налогов, которые не оказывают прямого влияния на увеличение налоговой нагрузки на реальный сектор. Доля налога за добычу полезных ископаемых в доходах бюджета Беларуси в 2011 году составила всего 0,2%. В Российской Федерации за счет этих платежей обеспечивается порядка 9,9%, в Казахстане – 3,4% доходов бюджета. 

В 2011-м правительство  перешло на взимание налога за добычу нефти в зависимости от уровня котировок цен мирового рынка. В  результате ставка налога увеличилась  практически с 1 USD за тонну до 30 USD. С этого года аналогичное решение принято и в отношении налога за добываемую калийную соль.

Беларусь располагает  запасами бурого угля, горючих сланцев, а также полезных ископаемых, которые  используются для строительства  и производства цемента. Проработка аналогичных подходов в отношении данных категорий ресурсов позволит изыскать дополнительные резервы в усилении доходной части бюджета без увеличения налоговой нагрузки на подавляющее большинство плательщиков. Тем более что рассматриваются возможности по привлечению в эту сферу иностранных инвесторов.  При этом усилится ресурсная база и местных бюджетов, в доходы которых зачисляются налоги за добычу полезных ископаемых.

Что касается акцизов, то следует дополнительно проанализировать их ставки на нефтепродукты. С учетом необходимости сдерживания цен на внутреннем рынке, в текущем году они сохранены на уровне прошлого года. В результате их соотношение к ставкам акцизов, установленным, к примеру, в Российской Федерации, составило 50-70%.

С текущего года изменились ценовые условия поставки нефти в нашу страну. В связи с этим необходим дополнительный анализ действующего уровня изъятия с учетом реального финансового положения нефтеперерабатывающих предприятий. Соответствующие предложения, возможно, будут внесены уже в этом году.

В целом, усиление роли ресурсных  платежей и акцизов – реальные компенсационные источники формирования дальнейших предложений по снижению налоговой нагрузки на остальные  предприятия.

Еще одно важное направление  – расширение налоговой базы действующих налогов.  Надо более взвешенно подходить к предоставлению налоговых льгот. Предложения по их установлению растут, а экономическая эффективность остается низкой. В условиях перехода к свободному ценообразованию их предоставление ведет не к снижению стоимости товаров, работ и услуг для покупателей, а к перераспределению потенциальных доходов бюджета в дополнительную прибыль производителей и продавцов, причем, не всегда оправданную. Особенно это касается льгот по налогу на добавленную стоимость.

Информация о работе Налогово-бюджетная политика