Налоговое регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 09:13, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
• исследовать экономическую сущность налога, понятия налоговой системы и значение функций налога;
• сделать обзор экономических учений и их взглядов на место государства и налогов в экономике;
• определить роль налоговой политики в современном государстве;
• проанализировать различные модели налоговой политики в условиях рыночной экономики;
• показать значение налогов в государственном регулировании экономики.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................3
ГЛАВА I. Сущность налогов, их функции. Взгляды теоретиков на роль налогов в экономике.............................................................................................................5
1.1 Сущность и функции налогов...........................................................................5
1.2 Научные подходы к роли налогов в государственном регулировании экономики…………………………………………………………………………………………………………..9
ГЛАВА II. Роль налогов в государственном регулировании экономики…………14
2.1 Сущность налоговой политики, ее принципы.............................................14
2.2 Налоговая политика в условиях рыночной экономики....................………..16
2.3 Налоговая политика как инструмент государственного регулирования экономики…………………………………………………………………………………………………………22
ГЛАВА III. Налоговое регулирование экономики Кыргызстана………………………29
3.1 Налоговая политика Кыргызстана…………………………………………………………….29
3.2. Совершенствование налоговой политики Кыргызской Республики……….34
Заключение...........................................................................................................39
Список использованной литературы……………………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по макроэкономике.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

 

  В настоящее время финансовые взаимоотношения между различными уровнями государственной власти строятся на распределении обязательств по доходам и расходам в порядке разграничения ответственности между республиканским и местными администрациями за сбор налогов, с одной стороны, и распределение расходов, с другой. В Кыргызской Республике установлена следующая структура распределения бюджетных полномочий по функциям:

1) функции Правительства - расходные  обязательства Правительства Кыргызской  республики, финансируемые из республиканского  бюджета;

2) смешанные функции - расходные обязательства Правительства Кыргызской Республики и местных государственных администраций, финансируемые из республиканского и местных бюджетов посредством грантов;

3) местные функции - расходные обязательства  местных государственных администраций, финансирование которых осуществляется из местных бюджетов соответствующего уровня.

   В соответствии с бюджетной структурой из республиканского бюджета финансируются мероприятия, имеющие общегосударственное значение, ответственность по которым полностью возлагается на Правительство Кыргызской республики через соответствующие государственные органы управления. Из республиканского и местных бюджетов финансируются мероприятия, в отношении которых Правительство Кыргызской Республики разделяет ответственность по финансированию посредством грантов.

 

 

 

3.2. Совершенствование налоговой  политики Кыргызской Республики.

 

 

 

   Необходимо признать, что современный этап развития экономики не позволяет реально оценивать доходы хозяйствующих субъектов для целей налогообложения вследствие невозможности полного контроля над объемом наличных платежей и товарными потоками. Также наличие комплекса субъективных факторов, таких, как несовершенство администрирования, межведомственные противоречия, коррупция, не позволяет достаточно эффективно применять классическую систему налогообложения, на основании которой разработан существующий Налоговый кодекс.

   Данная система применима, в основном, для хозяйствующих субъектов с достаточно крупными оборотами, развитой системой безналичных платежей, применяющих общепринятые методы бухгалтерского учета. Однако для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих хозяйственные операции без документального подтверждения за наличный расчет, данная схема не применима и порочна, так как ведет к сокрытию доходов и развитию коррупции. Поэтому система взимания налогов путем применения фиксированных платежей, таких, как патент, упрощенная система налогообложения и другие, более рациональна. Признавая, что система фиксированных платежей не полностью соответствует критерию равенства, считаем, что на первом этапе налоговой реформы она является необходимой. Кроме того, следует признать, что необходим индивидуальный подход к налогообложению отдельных специфических видов деятельности, таких, как страховая, банковская и финансовая деятельность, инвестиционные фонды. Концептуально данные категории плательщиков не облагаются косвенными налогами по основному виду деятельности. Существующая же система взимания прямых и целевых налогов не соответствует специфической природе определения их совокупного дохода для целей налогообложения. Поэтому признается необходимость выделения отдельных разделов Налогового кодекса, отражающих особенности налогообложения данных категорий субъектов.

 

   На первом этапе реформы законодательно должно быть определено понятие «субъект малого предпринимательства», для которого применяется специфическая упрощенная система налогообложения. Одновременно для крупных хозяйствующих субъектов действует классическая схема, базирующаяся на налогообложении реальных доходов. Основной задачей первого этапа является взаимоувязка данных систем для того, чтобы не происходило перераспределение налогового бремени с ущемлением прав отдельных категорий субъектов. Вследствие этого упрощенная система налогообложения применима, в основном, для субъектов, обслуживающих конечного потребителя. На этом этапе также рационально усилить работу по пересмотру действующей системы налоговых льгот, налогообложению фиксированных налоговых объектов, которые сложно сокрыть, таких, как имущество, недропользование, земля, торговая площадь и т. д.

 

   Второй этап реформы должен являться переходным периодом к контролируемому рынку. Полный контроль над доходами субъектов еще не достигнут. Однако развивается система безналичных расчетов, происходит законодательное ограничение бартерных операций. Рыночная торговля постепенно заменяется стационарной, в результате чего сокращается применение упрощенной системы налогообложения. Все это должно происходить на фоне создания единой структуры фискальных органов, объединяющей контроль над импортом и внутренним рынком.

 

   Третьим этапом реформы можно считать ситуацию, позволяющую полностью контролировать доходы хозяйствующих субъектов. На данном этапе должен быть полностью отработан механизм налогообложения собственности. Земля и недвижимость облагаются в зависимости от реальной стоимости. Происходит отказ от упрощенной системы налогообложения.

 

   Очевидно, что и в дальнейшем заимствования уже никогда не будут иметь прежних масштабов, поэтому единственной устойчивой долгосрочной стратегией предоставления государственных услуг выступает мобилизация необходимых для этого ресурсов в виде налогов. Для функционирования налоговой системы эффективность и прозрачность расходных программ государства имеют решающее значение. Граждане законопослушно платят налоги только тогда, когда видят и понимают, что их средства действительно расходуются на общественно полезные цели.

   В целом налоговая политика на 2012-2014 годы останется неизменной и вопрос о повышении налогового бремени не будет даже рассматриваться. Будет продолжено совершенствование системы налогового администрирования для достижения разумного баланса прав предпринимателя и контролирующих органов. В условиях неизменности налогового бремени, величина поступлений, которые собирают фискальные органы, зависят только от темпов роста ВВП и улучшения собираемости, а также от принятых в рамках модернизации и автоматизации налогового и таможенного дела мер Из Концепции развития Налоговой системы на 2012-2014 гг..

 

   Следует отметить, что налоговая политика формируется на политической арене, и это во многом затрудняет ее применение для стабилизации экономики. Тем не менее, при ее проведении будут учтены три важнейшие функции государственного управления налогообложением:

- обеспечение полноты финансирования государственных расходов;

- поддержание социального равновесия  путем изменения соотношения  между доходами отдельных групп  с целью сглаживания неравенства  между ними и выравнивания  бремени налогообложения между разными видами предпринимательской деятельности;

- государственное противоинфляционное, отраслевое и региональное регулирование  экономики (применение регулирующей  функции налогов).

 

   Основными мерами налоговой политики на предстоящий трехлетний период будут:

1) уточнение прогнозных показателей  государственных, республиканских  и местных бюджетов и совершенствование  политики в сфере государственного  и гарантированного государством  заимствования и долга;

2) создание конкурентных условий в экономике путем ужесточения контроля за неплательщиками налогов, выведению экономики из тени и усилению борьбы с ведением двойной бухгалтерии и серыми схемами путем опубликования в СМИ;

3) завершение модернизации и автоматизации, налоговой и таможенной служб, обеспечение их гармонизации и интегрированности с Министерством экономического регулирования Кыргызской Республики;

4) передача функций по администрированию  страховых взносов из Социального  фонда в Государственную налоговую  службу Кыргызской Республики;

5) определение единой налоговой  базы для исчисления подоходного  налога и страховых взносов  с объединением отчетности по  данным платежам. Унификация формы  социального налога с формой  налоговой отчетности по подоходному  налогу;

6) определение стратегии государства по развитию и изменению подходов к специальным налоговым режимам для МСБ. Совершенствование упрощенной системы налогообложения, направленной на поддержку развития малого и среднего бизнеса, в рамках разработанной и утвержденной среднесрочной Концепцией фискальной политики в отношении субъектов малого и среднего бизнеса, ведущих деятельность на основе патента;

7) разработка методики кадастровой  оценки недвижимого имущества  и методики проверки результатов  кадастровой оценки недвижимости;

8) создание единой информационной сети и обеспечения обмена электронной информацией между участниками фискальных правоотношений включая таможенные, налоговые органы, систему Казначейства Министерства финансов Кыргызской Республики и Министерством экономического регулирования Кыргызской Республики;

9) в рамках реформирования и  модернизации налоговой системы, с учетом высоких темпов развития  электронных услуг связи, изучение  совместно с ГНС при Правительстве  Кыргызской Республики опыта  развитых стран по администрированию налоговых поступлений от сотовых операторов и фирм занимающихся электронной торговлей;

10) стимулирование инновационной  деятельности и предоставление  фискальных льгот предприятиям, работающим прозрачно, и стабильно  увеличивающим уплату налогов;

11) внедрение в экономику механизмов государственно-частного партнерства, в рамках Закона Кыргызской Республики «О государственно-частном партнерстве» от 11 мая 2009 года N 154;

12) законодательное разрешение  вопросов, касающихся межбюджетных  отношений и развития регионов. Пересмотр существующей системы предоставления межбюджетных трансфертов, субсидий и категориальных грантов (с передачей отдельных общегосударственных налогов в пользу местного бюджета. Например подоходного налога и поступлений от патентов);

13) проведение работ по совершенствованию неналоговых платежей, влияющих практически на все сферы деятельности государственного управления и предоставления государственными органами услуг;

14) создание условий стимулирующих  легализацию неформального сектора  экономики, который негативно влияет на налоговую и социальную базу;

15) максимальное упрощение налогового  учета, отчетности, всех налоговых  процедур и рассмотрение их  с точки зрения удобства для  налогоплательщика, а не для сотрудников  государственных и местных органов управления, имеющих отношение к регулированию и контролю над предпринимательской деятельностью. Представление минимума отчетности и документов, путем запрета на предоставление дублирующей и повторной информации;

16) создание налогового суда  и условий для соответствующей подготовки судей;

17) предоставление возможностей  к подаче налоговых отчетов  и деклараций в электронной  форме и по электронным каналам  связи всеми налогоплательщиками;

18) пропаганда среди общества  высокой важности и общественного  значения своевременной уплаты налогов;

19) пересмотр статей в Кодексе  Кыргызской Республики об административной  ответственности, предусматривающих  административную ответственность  субъектов предпринимательства  за нарушения налогового законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

   Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. Регулирующая функция государства в сфере экономики проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики.

 

   В ходе исследования были:

· исследованы экономическую сущность налога, понятия налоговой системы и значение функций налога;

· сделан обзор экономических учений и их взглядов на место государства и налогов в экономике;

· определена роль налоговой политики в современном государстве;

· проанализированы различные модели налоговой политики в условиях рыночной экономики;

· показано значение налогов в государственном регулировании экономики.

 

   Будучи финансовой категорией, характеризующей финансовые отношения (денежные потоки), налоги обеспечивают образование централизованных (общегосударственных) фондов финансовых ресурсов.

 

   Налоговая система представляет собой качественно определенную совокупность ряда элементов. В нее входят сами налоги во всем их многообразии, а также взаимосвязи между ними. Важными элементами являются правовое поле налогообложения и органы управления налогообложением. Взаимодействие всех этих звеньев формирует общие интеграционные качества, определяющие эффективность налоговой системы в целом.

   Действие налоговой системы реализуется через налоговый механизм, представляющий собой качественно определенную совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением.

   Функции налогов активно используются государством для разработки и реализации налоговой политики. Налоговая политика представляет собой систему мер государства по целенаправленному использованию налогового механизма в интересах развития производства, роста доходов предприятий и физических лиц, а также обеспечения на этой основе формирования централизованных фондов финансовых ресурсов.

Информация о работе Налоговое регулирование экономики