Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 09:20, реферат
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей
Введение
1 Основы государственного регулирования рынка труда и занятости
2 Федеральный закон Российской Федерации «О занятости населения». Основные принципы и направления государственной политики в области занятости населения
3 Механизм реализации государственной политики занятости
4 Миграционная политика России
5 Методологические основы решения проблемы занятости в условиях рыночной экономики.
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф.Горбачёва»
в г. Междуреченске
Кафедра экономики и управления
Реферат
по дисциплине
«Экономика труда»
Тема:«Направление и методы государственной политики занятости в области трудовой миграции населения»
Междуреченск 2014
Содержание:
Введение
1 Основы государственного регулирования рынка труда и занятости
2 Федеральный закон Российской Федерации «О занятости населения». Основные принципы и направления государственной политики в области занятости населения
3 Механизм реализации государственной политики занятости
4 Миграционная политика России
5 Методологические основы решения проблемы занятости в условиях рыночной экономики.
Заключение
Список литературы
Введение
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Переход к рыночной экономике на начальном этапе вызвал структурные сдвиги, спад производства и бюджетный кризис, привел к увеличению безработицы, а, следовательно: к ухудшению благосостояния населения, росту социальной и политической напряженности в стране. Поэтому ряд проблем – рынка труда, занятости и безработицы, проблемы регулирования занятости в условиях перехода к рынку труда, региональные аспекты безработицы, неравномерной занятости населения, пути решения проблемы занятости в условиях России - становятся, в настоящее время, наиболее актуальными.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы и методы государственного регулирования занятости являются одними из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Сложность и неоднозначность занятости и безработицы в России и повлияли на выбор мной данной темы для курсовой работы.
1.Основы государственного регулированиярынка труда и занятости
В целях регулирования рынка труда и занятости государственные органы различного уровня осуществляют:
–разработку планов и программ социально-экономического развития, мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;
–правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;
–разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;
– создание государственной службы занятости населения;
–внедрение эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;
–оказание социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Государственное регулирование рынка труда предполагает регулирование трудовых отношений.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора в результате:
– избрания на должность;
– избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;
– назначения на должность или утверждения в должности;
–направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты;
– судебного решения о заключении трудового договора.
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
С целью регулирования социально-трудовых отношений и согласования интересов наемных работников и работодателей заключаются соглашения о социальном партнерстве.
Социальное партнерство в сфере труда (далее социальное партнерство) – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Основными принципами социального партнерства являются:
– равноправие сторон;
– уважение и учет интересов сторон;
– заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
–содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
–облюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
– полномочность представителей сторон;
–свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
– добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
– реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
– обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
–контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
–ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Социальное партнерство осуществляется:
–на федеральном уровне, который устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
–межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
–региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
–отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
–территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
–локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.
Социальное партнерство осуществляется в формах:
–коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
–взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
–участия работников, их представителей в управлении организацией;
–участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
2.Федеральный закон Российской Федерации «О занятости населения». Основные принципы и направления государственной политики в области занятости населения
Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
В соответствии с Федеральным законом «О занятости населения государственная политика в области содействия занятости населения направлена:
–на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
–обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
–создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
–поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
–осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);
–предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
–поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
–объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
–координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
–координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
–международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.
3.Механизм реализации государственной политики занятости
Основными инструментами реализации государственной политики занятости являются активный и пассивный методы осуществления политики занятости.
Активная политика занятости – это совокупность организационных, правовых и экономических мер, способствующих снижению безработицы до ее естественного уровня и ориентированная на обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости, предоставляющая в то же время возможность предприятиям всех форм собственности свободно нанимать работников для эффективного производства.
Принципы активной политики занятости (по МОТ):
– защита рынка труда;
– гарантия занятости;
– гарантия сохранения рабочего места;
– гарантия доходов;
– гарантия воспроизводства рабочей силы;
– гарантия прав представителей трудящихся.
Активная политика занятости включает следующие меры:
–повышение конкурентоспособности работников, социально-профессиональной мобильности рабочей силы, соответствующей по своей структуре технологическим потребностям и структуре спроса на рынке труда;
–инициирование спроса на рабочую силу со стороны государственного сектора экономики;
–поощрение развития малого предпринимательства и самозанятости.
К средствам активной политики занятости относятся: