Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 15:43, курсовая работа
Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике;
- проследить эволюцию структуры финансовой системы;
- проанализировать современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние;
- выявить проблемы и перспективы развития финансовой системы РФ.
Введение
1 Финансовая система
1.1 Сущность финансовой системы
1.2 Эволюция финансовой системы
1.3 Современная структура финансовой системы
2 Анализ финансовой системы России
2.1 Дореволюционная финансовая система России
2.2 Финансовая система советского периода
2.3 Российская финансовая система с 90-х годов и по наше время
3 Направления развития финансовой системы России
3.1 Задачи в области стабилизации финансовой системы России
в настоящий момент
3.2 Пути решения проблем развития финансовой системы России
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
1 Финансовая система
1.1 Сущность финансовой системы
1.2 Эволюция финансовой системы
1.3
Современная структура
2
Анализ финансовой системы
2.1
Дореволюционная финансовая
2.2 Финансовая система советского периода
2.3 Российская финансовая система с 90-х годов и по наше время
3
Направления развития
3.1 Задачи в области стабилизации финансовой системы России
в настоящий момент
3.2 Пути решения проблем развития финансовой системы России
Заключение
Список использованных источников
Приложение А - Финансовая система Российской Федерации (Родионова В.М.)
Приложение Б - Финансовая система России
Данная работа посвящена общим аспектам функционирования финансовой системы в российской экономике. Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.
Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы.
Именно поэтому, сегодня как никогда важно иметь представление о финансовой системе Российской Федерации, знать её структуру и следить за её изменениями, чтобы быть компетентным в данном вопросе.
Актуальность данной темы курсовой работы также определяется необходимостью рассмотрения направлений развития финансовой системы Российской Федерации, что является одним из важнейших факторов экономического роста.
Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
-
рассмотреть понятие и
- проследить эволюцию структуры финансовой системы;
-
проанализировать современную
-
выявить проблемы и
Объектом курсовой работы является финансовая система РФ. Предметом курсовой работы является финансовые и экономические отношения, возникающие в процессе функционирования финансовой системы РФ между государством, муниципальными образованиями, хозяйственными субъектами и населением.
Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составляют труды российских учёных, таких как Литовченко В.П., Грязнова А.Г., Дадашев А.З. и другие.
При проведении исследования применялись общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и сравнение.
Информационной базой курсовой работы послужили статьи таких периодических изданий, как «Вопросы экономики», «Проблемы прогнозирования», «Финансы и кредит», «Государство и право», «Финансовое право», «Мировая экономика и международные отношения», а также информация, публикуемая на официальных сайтах Министерства финансов РФ, Российской газеты и др.
1 Финансовая система
1.1 Сущность финансовой системы
Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами - с другой. Отношения между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете [1].
При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку финансовых отношений можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов. Порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.
Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы - сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами [3].
Таким образом, финансовая система - это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами. Говоря о финансовой системе государства (точнее было бы сказать - национальной экономике), мы, прежде всего, подразумеваем динамическое единство, взаимообусловленность и взаимодействие всех элементов в процессе функционирования [5].
Термин и понятие финансовой системы того или иного государства широко распространены в области научных исследований и широко применяется как в юридической, так и в экономической литературе наряду с не менее распространенным понятием «финансово-кредитный механизм». Нередко наблюдается их перекрестное применение; зачастую возникает еще более аморфное словосочетание - «область финансов» или просто «финансы». В любом случае, не только логика научных исследований, но потребности практики требуют использования некоего обобщающего понятия, отражающего агрегированное функционирование финансовых институтов в той или иной национальной экономике [2].
Нельзя сказать, что многочисленные попытки создать такое обобщающее понятие не дали результата, но приходится констатировать, что понятие финансовой системы, как, ни одно другое из категорий финансового права, имеет множество смыслов, зависящих от взглядов авторов и контекста исследования. С позиции дальнейшего развития теории финансового права это положение вещей свидетельствует об определенном методологическом пробеле, отрицательно сказывающемся на стройности категориального аппарата науки.
Является ли понятие финансовой системы правовой категорией? Для утвердительного ответа на этот вопрос необходимо как минимум существование законодательной дефиниции или юридической конструкции, в которой это понятие имеет правообразующее значение. Однако реальная картина носит обратный характер - к финансовой системе в литературе причисляют те или иные экономические институты, могущие быть классифицированными как финансовые, и следовательно, само финансовая система - явление собирательное и, таким образом, не имеющее собственного правового значения [4]. С этим связано и следующая особенность финансовой системы - глубокая зависимость от социально-экономической формации, господствующей в тот или иной период в общественном производстве. И поскольку финансовые отношения есть отношения экономические, логично предположить, что, очевидно, возможна как «финансиализация», так и «дефинансиализация» тех или иных отношений, равно как и общее расширение или сокращение объема финансовой системы.
В связи с этим, широкое распространение получило следующее определение финансовой системы - это совокупность управленческих и финансовых институтов и их взаимодействие в соответствии с законодательством [6].
Кроме того, существует сходное понятие «система финансов», которое в определенном контексте будет являться синонимом термину «финансовая система», либо же следует провести различие в этих понятиях. Система финансов - это совокупность однотипных экономических отношений, объединенных в рамках понятия и функции финансов.
Финансовая система - понятие, превосходящее конкретное финансовое законодательство. Это, скорее, элемент экономической и правовой культуры общества. И чем быстрее круг соответствующих понятий и категорий станет общественно признанной ценностью, тем успешнее и эффективнее будет действовать законодательство о финансах, тем большее доверие будут вызывать финансовые государственные мероприятия [5].
Роль финансовой системы сводится к правовому регулированию финансовых отношений, т.е. с помощью финансовой системы можно контролировать эффективность и соответствие правовой формы экономическому содержанию. Также роль финансовой системы заключается в том, чтобы с помощью финансовых отношений влиять на темпы и пропорции социально-экономического развития страны. Такое влияние осуществляется через финансово-кредитный механизм двумя методами:
- финансовое обеспечение (государственный бюджет);
- финансовое регулирование (система налогов).
Таким образом, можно сказать, что ни одна система в стране не занимает такое важное значение и место как финансовая.
Никто и ничто так больно не чувствует кардинальных изменений в экономике, как финансовая система государства. Именно она обеспечивает успех или неудачу всей реорганизации хозяйства, обуславливает подъем или падение политического имиджа независимого государства.
Целесообразно также при описании сущности финансовой системы рассмотреть выполняемые ей функции [7].
С точки зрения функционального подхода понятие финансовой системы по своему содержанию мало меняется в зависимости от государственного устройства. Функции финансовой системы остаются стабильными, в целом неизменны и соответствуют определению финансов, как совокупности денежных отношений. Большинство российских исследователей указывают, что финансовая система призвана решать определённые задачи:
-
распределение и
-
обеспечение взаимодействия
При этом имеется в виду, что предназначенность финансовой системы заключается в установлении такого количественного и качественного взаимодействия органов государственного управления с хозяйствующими субъектами, которое бы отвечало целям финансовой системы. Куцури Г.Н. утверждает, что основной целью функционирования финансовой системы является социально-экономический рост государства или региона, обеспечиваемый оптимальным соотношением доходной и расходной частей бюджета [8]. Другие исследователи при определении цели финансовой системы не акцентируют внимания на государственных финансах, определяя, что основной целью является трансформация из накопленного капитала (сбережений) в инвестиции [10].
Цель и задачи определяют функции финансовой системы, которые выражают сущность финансов как экономической категории.
Часть экономистов (Л.А. Дробозина, В.М.Родионова) считает, что финансовой системе присущи две функции: распределительная и контрольная. Некоторые исследователи считают, что финансовая система имеет и другие функции: оперативную, стимулирующую, перераспределительную, воспроизводственную.
Часто в экономической литературе встречаются мнения о том, что финансы выражают перераспределительные отношения (в основном бюджетные), и, следовательно, функция финансовой системы состоит в перераспределении.
Некоторые исследователи выделяют следующие функции финансовой системы [9]:
-
обеспечение способов
-
обеспечение способов
Информация о работе Направления развития финансовой системы России