Направления развития финансовой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике;
- проследить эволюцию структуры финансовой системы;
- проанализировать современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние;
- выявить проблемы и перспективы развития финансовой системы РФ.

Содержание работы

Введение
1 Финансовая система
1.1 Сущность финансовой системы
1.2 Эволюция финансовой системы
1.3 Современная структура финансовой системы
2 Анализ финансовой системы России
2.1 Дореволюционная финансовая система России
2.2 Финансовая система советского периода
2.3 Российская финансовая система с 90-х годов и по наше время
3 Направления развития финансовой системы России
3.1 Задачи в области стабилизации финансовой системы России
в настоящий момент
3.2 Пути решения проблем развития финансовой системы России
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

finansovaya_sistema_rf.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

- состав показателей, утверждаемых  в проекте закона (решения) о бюджете, и требования к прилагаемым к нему материалам и документам (в том числе исключение из их состава материалов, реально не используемых при составлении бюджетов);

- порядок утверждения и реализации  долгосрочных целевых программ;

- общие требования к составлению  проектов бюджетов.

- четкие требования к формированию  целевых статей и видов расходов  бюджетов, которые должны отражать  соответствующие расходные обязательства (публичные обязательства, долгосрочные  целевые программы, объекты, обособленные  функции органов власти). Это обеспечивает прозрачность и обоснованность бюджетных ассигнований.

- переход от составления трехлетнего  перспективного финансового плана  к трехлетнему «скользящему»  бюджету. Таким образом, первый год  сегодняшнего перспективного финансового  плана является проектом бюджета на очередной год, а остальные проектировки задают предсказуемые параметры расходов и доходов на следующие два года. На данном этапе необходимо определиться и со степенью детализации трехлетнего бюджета на второй и третий годы, а также с принципами и предельными объемами изменения бюджета при их наступлении.

- изменения в части процедур  утверждения федерального бюджета, упорядочение требований к проекту  федерального бюджета и прилагаемых  к нему материалов, рассмотрение  проекта федерального бюджета в трех чтениях не более чем за три месяца.

- единую методологию и порядок  составления, проверки, рассмотрения  и утверждения бюджетной отчетности [28].

Вместе с тем российская финансовая система в ее современном виде не справляется в необходимой мере с организацией перераспределения финансовых ресурсов и их трансформацией. Иными словами, в настоящее время уровень развития финансовой системы России не соответствует задачам ускорения экономического роста. Соответственно Россия объективно нуждается в системе мер по ускоренному развитию финансовой системы, финансовых рынков, финансово- посреднического сектора, т. е. в создании адекватного финансового обеспечения экономического роста.

При этом рассматриваются следующие ключевые проблем, которые требуют решения:

- чрезмерная «зарегулированность»  рынка;

- высокие издержки участников  рынка, в основном связываемые  с избыточным государственным  регулированием;

- отсутствие единообразия норм  регулирования, контроля и надзора, налогообложения различных институтов и инструментов рынка и их несоответствия;

- неравные условия конкуренции  на финансовом рынке, обусловленные  в первую очередь присутствием  на нем государства, в том числе  через государственные финансовые  институты.

Естественно, что немаловажное влияние на текущее состояние финансовой системы России оказывает разразившийся мировой финансовый кризис. Многие эксперты и аналитики прогнозируют его долгосрочный характер. Тем самым, задача стабилизации ухудшающегося положения в сфере финансов лежит на госорганах, регулирующих данную сферу - Министерство Финансов, ЦБ РФ, и подчиненные им ведомства и подразделения.

Падение биржевых индексов, резкое снижение мировых цен на энергоресурсы, спад в промышленности и хозяйстве обусловили снижение прибыли России, начиная с конца 2008 года. И эта тенденция продолжается - впервые за период с начала 21 века бюджет на 2009 год был принят с поправкой на дефицит. С этим связано сокращение финансирования различных бюджетных сфер, требующих больших финансовых затрат государства. Страна, которая только набирала темпы роста экономики, теперь снова вынуждена считаться с дефицитом бюджета, недостатком средств, который коснулся всех уровней и звеньев самой финансовой системы [25].

Одним из ключевых рисков финансовой системы России является рост просроченной задолженности по банковским кредитам, который в последнее время составляет около 14% в месяц, о чем заявил в апреле текущего года вице-премьер, глава Минфина РФ Алексей Кудрин. По 14% задолженность росла последние три месяца. Это отражает ситуацию в реальном секторе, - отметил министр, пояснив, что кредитная емкость промышленности снижается, и чтобы банки могли продлевать кредиты, нужен капитал.

Ранее Кудрин прогнозировал, что доля "плохих" долгов (просроченных и невозвращенных кредитов) в российской банковской системе к концу года может вырасти до 10% от общего объема кредитного портфеля.

Правительство недавно предложило ряд новых мер по стабилизации финансового сектора, в их числе - повышение капитализации банков, в частности, путем использования гособлигаций.

Глава Минфина напомнил, что накопленный кредитный портфель российских банков на начало 2009 года составил 18 триллионов рублей (12 триллионов рублей - кредиты юридическим лицам и 6 триллионов рублей - физическим). ЦБ РФ прогнозирует рост кредитного портфеля в этом году на 10-12%. Банкам отводится около двух месяцев на предоставление реальному сектору кредитов за счет средств господдержки, отметил Кудрин [31].

По мнению многих российских экономистов, корни глубоких экономических проблем России - это слабость нашей финансовой системы, чрезмерная сырьевая ориентация, недостаточное развитие конкурентной среды.

Тем не менее, наша страна находится на пути серьезных экономических реформ, призванных сгладить сложившееся трудное положение в финансово-экономической сфере. Для преодоления последствий кризиса Правительством и МинФином уже задействованы средства из Резервного Фонда, который накапливался за счет существовавшего вплоть до 2008 года профицита. По оценкам экспертов, средств Фонда хватит России как минимум на два года в текущих условиях, для финансирования необходимых расходов государства.

3 Направления развития финансовой  системы России

3.1 Задачи в области стабилизации  финансовой системы России в  настоящий момент

Нестабильная ситуация в российской экономике, сложившаяся в силу многих обстоятельств, таких как внешнеэкономическая конъюнктура, политическая обстановка, проблемы с промышленным развитием страны и многие другие, а также в последнее время влияние мирового финансового кризиса, оказывает негативное влияние на экономику нашей страны, и, конечно, на состояние финансовой системы.

В условиях углубления рыночных реформ должна происходить перестройка всей системы финансовых отношений в стране.

Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.

Современная бюджетная система России определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное устройство [28].

Тем не менее, сегодняшняя бюджетная система России все еще достаточно противоречива и требует серьезной доработки.

В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем в области бюджетных отношений:

- Противоречия и неясности в  статьях бюджетного кодекса, касающихся, например учета всех платежей  по погашению государственного  долга; показа полного бюджета по ИПД с его балансом.

- Нет концепции управления государственным  долгом, нет нормативной базы  по решению этой проблемы;

- Снижение дотации на выравнивание  бюджетной обеспеченности федеральных  и региональных бюджетов.

Для преодоления указанных проблем необходимо осуществить следующие задачи:

- устранить неясности в Бюджетном  кодексе;

- предложить Правительству в Концепции  управления государственным долгом  ввести утверждение законом о  бюджете источников погашения  дефицита (включив в них Стабилизационный  фонд);

- создать группу для соответствующей  доработки Бюджетного кодекса;

- просить Счетную палату дать  предложения по этим вопросам.

- увеличить дотации на выравнивание  бюджетной обеспеченности.

Другими проблемами бюджетной системы России являются:

- высокая степень концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны, что снижает значение региональных и местных бюджетов;

- действующая практика формирования  территориальных бюджетов, при которой  сохранен в своей основе механизм  централизованно устанавливаемых нормативов отчислений в местные бюджеты;

- тенденция переведения расходов  вниз без соответствующего подкрепления  доходами, что приводит к дотации  ранее сбалансированных местных  бюджетов;

- принятие федеральными органами  власти таких решений, которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами;

- доминирующая роль регулирующих  доходов в структуре поступлений  средств в региональные и местные  бюджеты и низкой долей закрепленных  за территориями налоговых платежей.

- недопоступления налоговых платежей, главными причинами которого  стали: ухудшение макроэкономических  и финансовых показателей по  сравнению с принятыми в бюджете; рост неплатежей в народном  хозяйстве; прямое уклонение от  уплаты налогов, укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов (невозможность контролирования всех малых и средних предприятий, уход от налоговой полиции по средством расчетов за наличные деньги).

Эти проблемы решаются путем:

Теоретической разработки и обоснования принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.

Создания реального бюджетного механизма, позволяющего воплотить разработанные принципы на практике.

Разработки и принятия нормативных актов по разграничению полномочий и функций между органами власти разного уровня, распределение расходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов в соответствии с полномочиями и функциями органов власти разного уровня.

Создания новой системы меж бюджетного перераспределения финансовых ресурсов на основе использования различных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления.

Разработки новых принципов составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета на каждом уровне управления.

Денежно-кредитная политика должна быть направлена на стимулирование экономического роста и инвестиций с учетом опыта других стран [34].

При этом необходимо учесть, во-первых, последовательное использование денежными властями имеющихся у них механизмов, необходимых для формирования финансовых ресурсов и содействующих их дальнейшему направлению на инвестиции, что должно сопровождаться реализацией мер по стимулированию спроса в увязке с выработкой приоритетов экономической политики в целом.

Во-вторых, особое внимание должно быть уделено отладке механизмов, стимулирующих поступление ресурсов в реальную экономику, создающих условия для более длительных сроков размещения средств с одновременным предотвращением разбалансировки других сегментов рынка и уменьшением инфляционных рисков.

В-третьих, необходимо разработать комплекс мер по удешевлению формируемой ресурсной базы. Стимулами и для вкладчиков, и для банков могут быть более низкие ставки налогообложения по начисляемым процентам в случае размещения средств на длительные сроки.

В-четвертых, важную роль должен играть механизм гарантий, особенно актуальный в период, когда общеэкономическая среда еще довольно неустойчива и требуется первоначальный импульс, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки.

В-пятых, важными мерами должны стать действия по уменьшению долларизации отечественной экономики. Использование долларов во внутреннем обороте существенно сужает возможности мультипликационного расширения средств и в целом подрывает позиции рубля как национальной валюты. Помимо объективных причин, связанных с неясностью экономической политики, такая ситуация "подпитывается" и ожиданиями самих участников рынка относительно дальнейшего номинального обесценения рубля, поскольку они понимают, что подобная курсовая политика проводится в целях стимулирования экспорта (рост валютных резервов ЦБ фактически свидетельствует о том, что осуществляются интервенции в поддержку доллара, не допускающие снижения его курса). Укрепление экономики и национальной валюты будет для участников рынка серьезным стимулом для проведения операций в рублях и создаст дополнительную основу для инвестиционной деятельности [33].

В-шестых, необходимо последовательно использовать различные формы рефинансирования (переучета векселей и пр.), что может способствовать направлению ресурсов с учетом приоритетов экономической политики государства.

Все названные меры должны быть составной частью экономической политики государства, направленные на обеспечение национальных приоритетов развития и создание условий для устойчивого экономического роста.

На сегодняшний день существуют следующие проблемы в сфере территориальных финансов:

Во- первых, недофинансирование.

Вторая не маловажная проблема финансирования дорожного хозяйства, особенно строительство новых дорог.

Правительство РФ выделяет на эти цели регионам 29 млрд. рублей, еще на 10 млрд. рублей берет на себя финансирование федеральных дорог, т.е. объем субвенций остается примерно на прошлогоднем уровне в 39 млрд. рублей. Однако Минтранс признает, что нужны, как минимум, 47 млрд. рублей [32].

Предполагается, что в качестве компенсации за выпадающие доходы региональных дорожных фондов от отмененных налогов с оборота, которые составили по ряду субъектов РФ 15 млрд. рублей, оно передало в регионы в 2007 году 1,5% налога на прибыль, акциз на нефтепродукты, создало новый транспортный налог. Это позволит, по его мнению, с учетом субвенций, а также 50% земельного налога, недоимки по налогам с оборота, профинансировать дорожные работы на 216,3 млрд. рублей и обеспечить сохранение объема дорожных работ на прошлогоднем уровне.

Информация о работе Направления развития финансовой системы России