Научно- исследовательские программы и проекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: осветить и проанализировать тему: «Научно исследовательские программы и проекты».
Предмет работы: научно - исследовательские процессы и проектирование.
Объектом работы выступают научно - исследовательские программы и проекты.
Основные слова: проект, программа, финансирование , типология, приоритетные, государственное финансирование, внебюджетные.
Достигаемый результат:
- раскрыто понятие научно исследовательских программ и проектов;
-представлена классификация;
-изучена программа поддержки научно исследовательских программ и проектов;
-подчеркнуты приоритетные направления исследований;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………5
1.НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ………………..7
1.1.Содержание понятий научно исследовательские программы …………7
1.2.Задачи и функции научно- исследовательских программ ………………9
1.3.Организационные моменты научно – исследовательских проектов ……12
2.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА НАУЧНО- ИССЛЕДО-ВАТЕЛЬСКИХ ПРОГРАММ И ПРОЕКТОВ В РОССИИ…………………...19
2.1. Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы……………………………………………………...19
2.2.Финасирование мероприятий по программе …………………………….23
2.3.Синергия инициатив по развитию научно-исследовательских программ и проектов………………………………………………………………………….24
3.ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОГРАММ И ПРОЕКТОВ В РОССИИ………………………………………29
3.1.Итоги научно – исследовательской работы по направлению «Энергетика и энергоснабжение»……………………………………………………………..29
3.2. Приоритетные направления и прогнозные оценки развития НТП…….30
3.3.Анализ научно-исследовательской работы в Белгородском научно исследовательском университете………………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….38

Файлы: 1 файл

nauchno_issledovatelskie_programmy_i_proekty__(1).docx

— 79.89 Кб (Скачать файл)

Завершение работ по проекту оформляется актом закрытия (промежуточного, годового этапа и т.п.).

Проекты, представленные на конкурс, проходят многоэтапную независимую экспертизу, по результатам которой выносится решение по объему финансирования проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОГРАММ И  ПРОЕКТОВ  В РОССИИ

 

2.1. Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы"

 

Россия уделяет большое внимание развитию науки и техники. Все это делается для того, чтобы обеспечить  население страны достойную жизнь, благосостояние; повысить конкурентоспособность страны.

В связи с этим разрабатывается множество программ, так недавно  была разработана программа поддержки научных разработок и внедрения проектов.  Исходя из мирового опыта определения оптимального срока реализации научно-технических программ (до 4-5 лет), а также необходимости согласования этапов выполнения работ с государственной программой Российской Федерации "Развитие науки и технологий", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 года N 2433-р, реализация Программы будет осуществляться в 2 этапа: 

I этап - 2014-2017 годы; 

II этап - 2018-2020 годы. 

Основной целью I этапа Программы (2014-2017 годы) является закладка основ стратегического развития сектора исследований и разработок в области прикладных исследований.

Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:

-развитие практики применения различных инструментов реализации научно-технических проектов (проведение открытых конкурсов в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Гражданским кодексом Российского Федерации, заключение соглашений о предоставлении грантов в форме субсидий для юридических лиц на выполнение научно-исследовательских проектов, в том числе в рамках совместных международных проектов, участие в крупнейших международных программах);

- создание и развитие системы директивного формирования тематики, координации и планирования исследований, при которой формирование тематики осуществляется внутри приоритетов, сформированных на основе результатов среднесрочного и долгосрочного научно-технологического прогнозирования и с учетом результатов межведомственного взаимодействия;

-формирование и обеспечение полноценного функционирования системы среднесрочного и долгосрочного научно-технологического прогнозирования, направленной на формирование приоритетов и снижение рисков продуктового и технологического развития российской экономики;

- формирование системы тематических приоритетов научно-технологического развития на основе среднесрочных и долгосрочных прогнозов с учетом потребностей институциональных заказчиков (федеральных органов исполнительной власти, технологических платформ, инновационных территориальных кластеров, бизнеса и т.д.)

-разработка комплексных программ исследований в соответствии с определенными приоритетами;

-включение объектов инфраструктуры исследований и разработок в систему приоритетов развития научно-технологической сферы, в решение задач прикладных исследований, осуществляемых в соответствии со сформированными приоритетами;

- развитие кооперационных связей российских и иностранных научно-исследовательских организаций, координации программ исследований и участия в совместных проектах с высоким научно-техническим уровнем; 
     увеличение объема полученных в рамках Программы результатов исследований, принятых к дальнейшей реализации в организациях корпоративного сектора (в том числе государственных) отраслей экономики;

- увеличение публикационной и патентной активности российских исследователей, в том числе международной;

- обеспечение повышения качества кадрового состава научных организаций, выполняющих работы по созданию научно-технологического задела, в том числе в части развития навыков коммерциализации результатов исследований;

- обеспечение развития инфраструктуры сектора исследований и разработок. 
     Основной целью II этапа Программы (2018-2020 годы) является формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок в области прикладных исследований.

Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:

-развитие практики применения и обеспечения перехода на преимущественное финансирование работ, выполняемых в рамках комплексных программ исследований по приоритетам развития научно-технологической сферы;

-расширение практики применения механизмов и инструментов поддержки исследований, направленных на решение комплексных научно-технологических задач

- обеспечение расширения масштаба и тематического охвата исследований;

- интеграция развивающейся инфраструктуры в международную систему исследований и разработок;

-проведение многопрофильных, многометодовых и междисциплинарных исследований на основе развивающейся инфраструктуры сектора исследований и разработок;

-удержание научно-технологического лидерства по сформированным приоритетам;

-обеспечение повышения качества кадрового состава научных организаций, в том числе за счет обеспечения доступа к передовым результатам международных исследований и международной инфраструктуре исследований и разработок. 

Существуют целевые индикаторы и показатели Программы, с помощью которых будет осуществляться контроль за ходом выполнения мероприятий Программы.,     

Корректировка целевых индикаторов и показателей Программы и их значений может быть проведена в установленном порядке при изменении бюджетного финансирования Программы. 

Действие Программы прекращается в случае завершения ее реализации, а досрочно прекращается - в случае признания неэффективности ее реализации в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 594.

Таким образом, мы увидели, что  практически научно исследовательская работа и проектирование затрагивает множество направлений-это конечно слаборазвитые отрасли экономики, социальная сфера, а также научные области. Реализация  этих работ состоит из подготовительного этапа , конкурса, составления документации , самих исследований, проектирования и внедрения готового продукта. Россия  много сделал за прошлые годы, что подтверждает о большом внимании и огромной поддержке государства  в этом направлении.

2.2.Финасирование мероприятий по программе

 

Финансовое обеспечение работ осуществляется по результатам конкурсного отбора в установленном порядке.

Для устойчивого финансирования проектов Программы за счет средств внебюджетных источников государственный заказчик Программы включает необходимые требования к объемам привлечения средств внебюджетных источников в конкурсную документацию и государственные контракты, договоры и соглашения, заключаемые с исполнителями проектов, или оформляет другие документы, подтверждающие со финансирование мероприятий Программы за счет средств внебюджетных источников.

Под внебюджетными средствами понимаются:

-собственные средства (для бюджетных организаций - средства, полученные от приносящей доход деятельности, расходование которых не противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации, для иных организаций - денежные средства и нефинансовые активы, находящиеся на соответствующих счетах бухгалтерского учета)

-кредитные средства (при условии использования заемщиком полученных средств для выполнения работ, оплата которых предусмотрена календарным планом из внебюджетных средств);

-заемные средства (временно привлеченные средства (имущество) других организаций);

-средства иностранных инвесторов;

-прочие средства (гранты негосударственных российских фондов, осуществляющих финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ из внебюджетных источников, гранты международных фондов и иные источники внебюджетных средств, которые не относятся к собственным средствам организаций, кредитным и заемным средствам).

Доли средств федерального бюджета и средств внебюджетных источников в общем объеме финансирования проектов по структурообразующим блокам и мероприятиям Программы различны.

Научно-исследовательские работы, осуществляемые в блоке 1 "Проведение исследований, направленных на формирование опережающего научно-технологического задела", ограничиваются до коммерческой стадией - разработкой и испытаниями демонстрационных или экспериментальных образцов продукции (материалов, изделий, оборудования), разработкой рекомендаций по созданию технических или технологических нововведений. По этой причине требование по привлечению внебюджетного со финансирования не может быть установлено как обязательное для всех проектов.

Государственная поддержка исследований данной стадии обусловливается отсутствием других инструментов (субъектов) их финансирования вследствие высоких рисков невыполнения и неопределенности результатов и сроков их возможной коммерциализации.

Изучив документ, можно сделать выводы о том, что финансирование программы каждого конкретного направления индивидуально и зависит от приоритетности. Если это государственный заказ то финансирование полностью идет за счет государства. Коммерческие проекты финансируются как инвестиционные. Есть финансирование и другими способами.

 
2.3. Синергия инициатив по развитию  научно –исследовательских программ и проектов

 

Практически все ведущие страны имеют продуманную стратегию научно-технического развития, которая реализуется на практике и обеспечивается выделением значительных финансовых средств. Такие стратегии осуществляют США, Япония, Германия, Великобритания, Китай, Бразилия и Индия. Главный упор в этих программах делается на увеличении государственных инвестиций в НИОКР в приоритетных отраслях, стимулировании внутреннего спроса на высокотехнологичную продукцию, принятии комплексных мер по поощрению инновационной активности частного сектора, особенно малого и среднего бизнеса, а также подготовке квалифицированных научных и инженерно-технических кадров.

Все это позволяет сделать вывод о том, что выход России в число лидеров глобального научно-технического развития требует ускоренного осуществления государственной стратегии поддержки НИОКР и инноваций.

В формирующемся многополярном мире складываются 4 главных центра научного прогресса – США (35% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности), Европейский Союз (24%), Япония и Китай (примерно по 12%). К сожалению, Российская Федерация в группу лидеров не входит – на нашу долю приходится менее 2% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности и 1% по обменному курсу. Таким образом, Россия отстает от США по расходам на НИОКР в 17 раз, от Европейского Союза – в 12 раз, от Китая – в 6,4 раза, от Индии – в 1,5 раза [8].

В настоящее время в России работает несколько сотен тысяч научных работников, большая часть (порядка полумиллиона) кандидаты и доктора наук.

В России насчитывается около четырёх тысяч организаций, занимающихся исследованиями и разработками. Около 70 % этих организаций принадлежат государству.  Россия не сможет добиться ведущей роли на международной арене без развития научного потенциала страны. Мировой финансово-экономический кризис отбросил российскую экономику на пять лет назад. Стало ясно, что полученные в начале прошлого десятилетия огромные доходы от экспорта энергетических ресурсов не были использованы для диверсификации и модернизации российской экономики. От судьбы российской науки зависит судьба России. Потеряв науку, Россия перестанет быть независимым государством, сохраняющим контроль над своей территорией и своими природными богатствами. Это обстоятельство следует положить в основу стратегии будущего развития страны [9].    

Видную роль в российской инновационной инфраструктуре играет сеть инновационно-технологических центров (ИТЦ), которая создана под руководством Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. По состоянию на октябрь 2010 года, в различных регионах России функционирует 56 ИТЦ. Инновационно-технологические центры обычно создаются при крупных учебных заведениях, предприятиях, в деятельности которых значительная роль отведена НИОКР. Во многих случаях значительную поддержку работе ИТЦ оказывают органы местной власти. ИТЦ стремятся к тому, чтобы установить прочные связи с представителями местного бизнеса.

Каждый из ИТЦ иметь свою специфику в плане выбора направлений деятельности. К числу типичных направлений деятельности, разрабатываемых российскими ИТЦ, можно отнести следующие:

  • организация и координация НИОКР на конкретных научно-технических направлениях;
  • предоставление предприятиям, входящим в ИТЦ, в пользование офисных и производственных помещений, технологического и конторского оборудования;
  • консультирование по вопросам создания предприятий, организаций, фирм; подбора и управления персоналом; ведения бухгалтерского учёта и финансового менеджмента, аудита, налогообложения, страхования, анализа деятельности малых предприятий, маркетинга и планирования бизнеса, государственного и правового регулирования, правовой защиты объектов интеллектуальной собственности, организации и порядка проведения НИОКР, проведения испытаний и сертификации продукции, трансфера объектов интеллектуальной собственности, сертификации и другим вопросам;
  • маркетинговые исследования и мероприятия;
  • подготовка, экспертиза и презентация бизнес-планов и инвестиционных проектов;
  • оказание содействия малым предприятиям в процессе переговоров с инвесторами;
  • поиск стратегических партнёров и организация финансирования проектов малых предприятий;
  • дополнительное обучение вопросам управления инновационным бизнесом.

Информация о работе Научно- исследовательские программы и проекты