Наука в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 20:11, реферат

Описание работы

Наука как социальный институт возникла в России при Петре I, когда в Сибирь и Америку им было отправлено несколько экспедиций, в том числе Витуса Беринга и Василия Татищева, первого русского историографа. В 1725 г. была открыта Петербургская академия наук, теперь Российская академия наук, главный организационный центр фундаментальной науки в Российской федерации. При ней был открыт университет, на основе которого позже открылся Петербургский университет.

Содержание работы

1)Наука в России
2)Образование в России
3)Судьба России
4)Используемая литература

Файлы: 1 файл

реферат по экономике.docx

— 34.21 Кб (Скачать файл)

Содержание

1)Наука в  России

2)Образование  в России

3)Судьба  России

4)Используемая  литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАУКА В  РОССИИ

Наука как социальный институт возникла в России при Петре I, когда в  Сибирь и Америку им было отправлено несколько экспедиций, в том числе  Витуса Беринга и Василия Татищева, первого русского историографа. В 1725 г. была открыта Петербургская академия наук, теперь Российская академия наук, главный организационный центр фундаментальной науки в Российской федерации. При ней был открыт университет, на основе которого позже открылся Петербургский университет.

Большой вклад в развитие русской  науки сделал академик Михайло Ломоносов, авторству которого принадлежит  закон сохранения массы. В 1755 г. им был  основан Московский университет. В XVII—XIX веках возникли также университеты в Дерпте, Вильне, Казани и Харькове. К концу XIX века состав университетов пополнился Варшавским, Киевским, Одесским и Томским. Д. И. Менделеев открыл в 1869 году один из основополагающих законов природы — периодический закон химических элементов. В 1904 г. И. П. Павлов был удостоен Нобелевской премии за работы в области физиологии пищеварения, в 1908 г. — И. И. Мечников — за исследования механизмов иммунитета. В 1909 г. был основан университет в Саратове.

В советский период российская наука  наибольших успехов достигла в области  естественных наук, где идеологический контроль со стороны правящей партии был минимальным. За работы, выполненные  в это время, нобелевские премии получили физики: Тамм И. Е., Франк И. М., Черенков П. А., Ландау Л. Д., Басов  Н. Г., Прохоров А. М., Капица П. Л., Алфёров  Ж. И., Абрикосов А. А. и Гинзбург В. Л., а также химик Семёнов Н. Н. и математик Канторович Л. В., получивший в 1975 г. премию по экономике. Благодаря  деятельности И. В. Курчатова, С. П. Королёва и других учёных в СССР было создано ядерное оружие и космонавтика. В то же время развитие биологии сдерживалось начатой в середине 1930-х годов Т. Д. Лысенко кампанией против генетики, существенно пострадал и ряд других научных дисциплин

В советское время количество научных  учреждений значительно выросло, кроме  академического и вузовского в науке  возникли также отраслевой и заводской  сектора. Последние в ходе постсоветских  реформ из государственного сектора  были в значительной степени переведены на самофинансирование.

В конце XX века российская наука пережила тяжёлый кризис. Точкой отсчёта процессов  преобразования научных учреждений и нарастания кризиса науки считают 1987 г., когда было принято постановление  ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О переводе научных организаций  на полный хозяйственный расчёт и  самофинансирование», прикладные исследования и разработки признавались товаром, был осуществлён переход к  оплате научно-технической продукции  по договорным ценам. Однако не происходило  обновлений исследований, оборудования и кадрового потенциала. Напротив, углублялся процесс «консервации отсталости» технологической основы отраслей народного хозяйства. Из-за резкого сокращения финансирования науки страну покинули десятки тысяч учёных, которые теперь работают за рубежом.

В настоящее время в России работает несколько сотен тысяч научных  работников, большая часть (порядка  полумиллиона) кандидаты и доктора  наук.

В России насчитывается около четырёх  тысяч организаций, занимающихся исследованиями и разработками. Около 70 % этих организаций  принадлежат государству.

В период 1995—2005 гг. российские учёные опубликовали 286 тыс. научных статей, которые в мире были процитированы 971,5 тыс. раз (по анализу публикаций в 11 тыс. научных журналов в мире). По итогам 2005 года Россия занимала 8-е  место в мире по количеству напечатанных научных работ и 18-е место —  по частоте их цитирования. В России работают тысячи учёных с большим  объёмом международного цитирования (десятки и сотни ссылок на их работы). Среди них преобладают  физики, биологи и химики, однако полностью отсутствуют экономисты и представители общественных наук.. Последнее связано с явным  преобладанием в общественных науках политических доводов над научными в советское время. К примеру, советская, а вслед за ней и российская педагогика по сию пору продолжает основываться на подходах Т. Д. Лысенко и Л. С. Выготского с фактическим отрицанием существенного разнообразия природных способностей учащихся и необходимости учёта этого факта в жизни школы.

Образование в России

Прежняя советская образовательная  система отличалась жесткими учебными планами, составляемыми централизованно. Эти планы основывались на том, что  учащиеся приобретали факто-логические познания в узко специализированных предметах. Акцент делался на науку и инженерное дело. Педагогическим инициативам школы или учителя места почти не отводилось. Существовал общий учебный план, для всех школ, который составлялся под руководством государства. Учебники производились государством монопольно и были бесплатными. Не было никакой структурированной системы оценки образовательных стандартов в национальном масштабе. Образовательные потребности определялись централизованным планированием распределения рабочей силы.

Сейчас российское общество перестраивается, переоценивает свои ценности и цели, и эти перемены влекут за собой  демократизацию и в образовательной  сфере. Гуманизация, индивидуализация, новые концепции гражданского образования нашли свое место в образовательном процессе. Во многом это происходит благодаря многообразию типов общеобразовательных заведений (равно как и в ФРГ) и вариативности образовательных программ, что напрямую связано с развитием сети негосударственных общеобразовательных учреждений в региональных системах России.

Несмотря на все это, сегодняшняя  система образования в России - федеральная, централизованная.

В настоящее время российская система  образования очень схожа с  немецкой, но все же она представлена в более упрощенном виде:

1) Дошкольное образование, которое,  как и в Германии, дает детям  элементарные знания, но, все же, не приравнивается к первой  ступени школьного образования.  Дети начинают посещать детский  сад с 1/1,5 года (ясли) и находятся  там до 6 лет (также добровольно  по желанию родителей).

2) Начальное образование (начальная  школа) начинается с полных 6 лет  и длится в течение 4 лет  (по результатам последних реформ  в сфере образования). В отличие  от Германии начальное образование  дети могут получать уже в  гимназиях или лицеях, так как  в России данные типы учебных  заведений представлены комплексно - с 1 по 11 классы.

3) Неполное среднее образование  в лицеях, гимназиях, общеобразовательных  школах длится в течение 5 лет.  Окончание 9 классов каждого из  этих типов учебных заведений  дает право на получение аттестата  об общем среднем образовании.

4) Полное среднее образование  или производственно- техническое  образование с правом поступления  в техникум, колледж и другие  профессиональные учреждения. По  завершении обучения 10 и 11 классов  школы, гимназии, лицея выпускники  получают аттестат о полном  среднем образовании и имеют  полное право на поступление  в ВУЗ. Это право распространяется  также на окончившего любое профессиональное учреждение, что в Германии является неприемлемым.

5) Высшее образование с получением  диплома специалиста, степени  бакалавра, магистра или мастера  с правом повышения квалификации  в университете или НИИ, по  окончании которого получают  степень кандидата наук, а позже  - доктора наук.

Дошкольное образование  в России

В российском образовании издавна  существует расширенная система  обеспечения дошкольного образования. В настоящий переходный период ей по-прежнему уделяется большое внимание, и она продолжает играть огромную роль в вопросах защиты детства и  раннего воспитания и образования. Система отвечает запросам детей  от трех до семи лет. Ясли могут посещаться детьми от 1 до 3 лет, в редких случаях - от 2 месяцев до года. Большинство  детских садов финансируется  государством, муниципалитетами или  ведомствами.

В последнее время появилось  много частных или получастных детских садов, но они еще составляют менее 8% от общего числа. Даже в муниципальных детских садах существует тенденция к оплате родителями от 10 до 15 процентов услуг. Система посещения детских садов достаточно гибка, и родители могут выбрать тот вид посещения их ребенком, который их устраивает - полный рабочий день, неполный рабочий день, неполная рабочая неделя и т.п. Отношения между родителями и персоналом носят откровенный и доверительный характер. Это позволяет воспитателям многое узнавать о личности и индивидуальных запросах ребенка.

Важно отметить и тот факт, что  детские сады являются многофункциональными учреждениями, которые, в дополнение к образовательным, выполняют попечительские, социальные и здравоохранительные функции. Внимание команды экспертов повсеместно привлекалось к проблемам со здоровьем детей. Детские сады предоставляют услуги по защите здоровья и оказанию помощи детям с отклонениями в развитии.

Значительное внимание уделяется  выявлению недостатков в физическом и интеллектуальном развитии воспитанников. Большая роль в разработке учебных  планов и программ, а также в  диагностике детей отводится  психологам. Для лечения детей  с физическими или мышечными  отклонениями приглашаются физиотерапевты, в некоторых детских садах  есть спортзалы и бассейны для  проведения коррекционной работы. Логопеды оказывают помощь в коррекции  дефектов речи и глотания. В районах  со сложным социально-экономическим  положением детские сады выполняют  важную функцию помощи детям, страдающим от этих условий. Они пытаются компенсировать недостаток нормальных домашних условий, когда проблемы алкоголизма и  наркомании, а также умственной и  эмоциональной нестабильности в  семье, вызывают задержки в развитии маленьких детей.

Система школьного образования  в России

Обучение в российских школах в  свете новых реформ в образовании  начинается в возрасте 6 лет и  длится в течение 11 лет при полном образовании (11 классов), основное образование  составляет 9 лет (9 классов). Хотя в России существует единая образовательная  система, все-таки учебные планы  от школы к школе различны и  меняются из года в год, поэтому не все образовательные учреждения, которые в большинстве своем  являются государственными, могут обеспечить школьников необходимой литературой.

Школьное образование  в России представлено следующими типами школ:

начальная школа; средняя общеобразовательная  школа; лицеи; гимназии; специальные  школы 

Начальные школы в России

Начальная школа в России является первой ступенью школьного образования, где дети приобретают фундаментальные  знания для дальнейшего образования. В настоящее время в школе  представлены три системы начального образования, базирующиеся на традиционной системе обучения, а также на теориях, разработанных отечественными учеными  Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым. Все системы направлены на интеллектуальное и нравственное развитие учащихся. Дети могут теперь идти в школу в полные 6 лет. В настоящий момент дети проходят тестирование при зачислении в школу, где проверяется их интеллектуальный уровень.

Наряду с общепринятыми образовательными предметами (русский язык/письмо/пропись, чтение, математика, "мир вокруг нас", физкультура, музыка, краеведение, труд, ИЗО) во многих школах со 2-го класса вводится иностранный язык, что вскоре станет повсеместным (а в старшей профильной школе кроме обязательного английского  будет преподаваться второй язык - немецкий, французский и испанский), а также в недалеком будущем  планируется введение обучения детей  со 2- го класса навыкам работы на компьютере.

В общей сложности количество часов  в неделю у учеников начальной  школы составляет от 20 в 1-ом классе до 30 в 4-ом классе.

В первом полугодии первого класса начальной школы не существует как  таковой системы оценок. Вместо нее  детям ставят звездочку ("5"), квадрат ("4"), треугольник ("3"), но чаще всего успеваемость учащихся дается в письменном виде (похвала типа "Хорошо", "Молодец", "Умница"). Со второго полугодия дети получают оценки по пятибалльной шкале ("5" -высшая оценка). В конце каждого  учебного года ученики получают свой табель об успеваемости с оценками. С ним дети переходят (или остаются на второй год при недостаточно хороших  показателях успеваемости) в пятый  класс данной или другой школы. Нужно  заметить, что, в отличие от Германии, в России дети и их родители после  окончания начальной школы не обязаны выбирать тип дальнейшего  учебного заведения. То есть начальное  образование ребенок может получать как в общеобразовательной школе, так и в гимназии или лицее, так как данные типы образовательных учреждений представлены в нашей стране комплексно- с 1 по 11 классы.

Общее среднее образование

Общее среднее образование в  России включает в себя начальное  образование, 5 классов общей средней  школы и 2 старших класса средней  школы. Итак, в возрасте 10 лет, то есть после начальной школы, дети переходят  на младшую ступень средней школы, обучение в которой продолжается 5 лет. В 15 лет они заканчивают  эту ступень в соответствии с  законом (то есть заканчивают курс программы основной школы) и получают аттестат о неполном среднем (об общем среднем) образовании. Затем они могут либо продолжить свое образование в школе (то есть пройти курс образовательной программы полной школы) и получить по его окончании аттестат о полном среднем образовании, либо поступить в начальные или средние профессиональные училища.

С нынешнего года обязательное одиннадцатилетнее  образование введено в Москве, тогда как до этого момента  обязательным в РФ считался 9-летний курс школьного образования.

А к 2009-2010 годам вся Россия должна перейти на всеобщее 11-летнее школьное образование.

Обучаются школьники 6 дней в неделю совместно, дифференциация ведется  лишь на уроках труда, а также на уроках физкультуры в старших  классах. Количество часов в неделю - 30-36.

За последние годы разнообразие типов и видов школ на базовом  уровне среднего образования значительно  увеличилось. Все школы отвечают за освоение базовых программ, аттестат, получаемый выпускником, признается во всех регионах России и республиках  СНГ. Возможности ранней специализации  предоставляются гимназиями и лицеями. Большинство учащихся негосударственных  школ не получают аттестата государственного образца. Конкурсное поступление во все виды общеобразовательных учебных  заведений, включая гимназии и лицеи, запрещено с 1997 года.

Информация о работе Наука в России