Неблагоприятный отбор и способы его предотвращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 14:21, контрольная работа

Описание работы

Асимметричная информация существует, когда одна сторона рыночной сделки владеет информацией, недоступной для другой стороны рыночной системы. Это понятие является чрезвычайно важным, потому что оно объясняет многие институциональные правила, сложившиеся в обществе. Например, асимметричная информация позволяет понять, почему автомобильные компании предлагают гарантии на свой товар; почему фирмы заключают со своими работниками контракты, предусматривающие стимулы и премии; почему акционерам необходимо наблюдать за деятельностью высших менеджеров корпораций.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…3стр.
Раздел 1.Сущность неблагоприятного отбора………………………………5стр.
2.1.Понятие и факторы возникновения неблагоприятного отбора…………...5стр.
2.2. Модель рынка подержанных автомобилей Дж. Акерлофа ……………...5стр.
Раздел 2. Способы предотвращения неблагоприятного отбора……………7стр.
Раздел 3. Примеры неблагоприятного отбора на рынке труда, страховых услуг и кредитов……………………………………………………………………….14стр.
Раздел 4. Современные фактические данные по неблагоприятному отбору……………………………………………………………………………16стр.
Заключение…………………………………………………………………...20стр.
Список использованной литературы……………………………………….21стр.

Файлы: 1 файл

Реферат по институциональной экономике.docx

— 455.19 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

« Уральский государственный университет путей сообщения»

 

 

 

Кафедра «Мировая экономика и логистика»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Институциональная экономика»

На тему: « Неблагоприятный отбор и способы его предотвращения»

 

 

 

 

 

Проверил:                                                                              Выполнил:

к.э.н., доцент                                  Студент гр.  Экп-211                         

Ревина Е.В.                                                                            № зач.кн.11-Экп-1075

                                                                                  Топычканова И.А.

 

 

 

 

Екатеринбург

2008г.

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….…3стр.
  2. Раздел 1.Сущность неблагоприятного отбора………………………………5стр.

2.1.Понятие и факторы возникновения неблагоприятного отбора…………...5стр.

2.2. Модель рынка подержанных автомобилей Дж. Акерлофа ……………...5стр.

  1. Раздел 2. Способы предотвращения неблагоприятного отбора……………7стр.
  2. Раздел 3. Примеры неблагоприятного отбора на рынке труда, страховых услуг и кредитов……………………………………………………………………….14стр.
  3. Раздел 4. Современные фактические данные по неблагоприятному отбору……………………………………………………………………………16стр.
  4. Заключение…………………………………………………………………...20стр.
  5. Список использованной литературы……………………………………….21стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Одной из основных предпосылок являлось предположение о том, что все участники рыночных операций имеют полную информацию относительно параметров и характеристик всех товаров и услуг, обращающихся на различных рынках. Это - важное условие функционирования совершенных рынков. Однако в реальной жизни информация относительно качества благ, предлагаемых и спрашиваемых на рынках, или других параметров сделки, часто бывает асимметричной.

Асимметричная информация существует, когда одна сторона рыночной сделки владеет информацией, недоступной для другой стороны рыночной системы. Это понятие является чрезвычайно важным, потому что оно объясняет многие институциональные правила, сложившиеся в обществе. Например, асимметричная информация позволяет понять, почему автомобильные компании предлагают гарантии на свой товар; почему фирмы заключают со своими работниками контракты, предусматривающие стимулы и премии; почему акционерам необходимо наблюдать за деятельностью высших менеджеров корпораций.

Асимметричная информация бывает двух видов. Первый вид возникает обычно в момент подписания контракта или в процессе торговой сделки и связан со скрытыми характеристиками. Скрытые характеристики - это что-либо, что одна сторона трансакции знает о себе или предмете сделки, а другая сторона не знает, но хотела бы знать. Так, например, на финансовом рынке коммерческим банкам, предоставляющим кредиты, зачастую сложно определить к какому типу относится заемщик: платежеспособному или нет. Ситуации, в которых принадлежность агентов рыночной сделки к тому или иному типу не может быть установлена путем непосредственного наблюдения, приводят к такому явлению, как неблагоприятный отбор (отрицательная селекция).

Второй тип асимметричной информации возникает после подписания контракта и связан со скрытыми действиями, когда одна из сторон соглашения не может напрямую наблюдать действия другой стороны, направленные против нее. Такого рода проблема существует, например, у многих фирм, дающих полную гарантию на проданный товар, потому что покупатель может не обременять себя аккуратной эксплуатацией товара, осознавая, что в случае поломки компания покроет его ущерб полностью. Таким образом, неинформированная сторона соглашения несет риск из-за безответственного поведения другой стороны. Это явление, связанное со скрытыми действиями, получило название «моральный риск».

Данная тема особо актуальна в наше время, когда информация стала одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с ресурсами - человеческим, финансовым, материальным. Ее производство и потребление составляют необходимую основу эффективного функционирования и развития различных сфер общественной жизни, и, прежде всего, экономики.

Объектом исследования работы является составная часть неблагоприятного отбора.

Целью данной работы является изучение вопросов, связанных с развитием неблагоприятного отбора и способа его предотвращения.

Задачи работы:

  • Изучить понятие и факторы возникновения неблагоприятного отбора;

  • Проанализировать способы предотвращения неблагоприятного отбора;

  • Рассмотреть примеры неблагоприятного отбора на рынке труда, страховых услуг и кредитов.

 

 

Раздел 1. Сущность неблагоприятного отбора.

Неблагоприятный отбор - это ситуация, при которой неинформированная сторона рынка имеет дело совершенно не с теми людьми, с которыми ей хотелось бы заключить сделку (т.е. она проводит неблагоприятный отбор информированных сторон). Это явление - неинформированная сторона не хочет иметь дела с кем бы то ни было из тех, кто хочет иметь дело с ней - возникает на многих рынках со скрытыми качествами.

Факторы возникновения неблагоприятного отбора. Неблагоприятный отбор возникает в ситуациях, когда агенты, пользуясь асимметрией информации, добиваются заключения контракта на наиболее выгодных для себя условиях. Неблагоприятный отбор возникает, во-первых, из-за наличия у агентов характеристик, неизвестных принципалу; и, во-вторых, в силу наличия издержек измерения этих характеристик.

Действительно, чем выше издержки измерения, тем, соответственно, у агентов появляется больше возможностей для оппортунистического поведения. Когда в качестве условия сделки выдвигается минимальный набор измеряемых параметров, полученная выборка чаще всего будет хуже ожидаемой. Она не будет средней, она сместится в сторону худшего набора параметров.

Данную проблему можно рассмотреть на примере рынка подержанных автомобилей, соответствующую модель которого впервые предложил Дж. А. Акерлоф.

Модель рынка подержанных автомобилей Дж. Акерлофа.

 В данном модели допускается, что на рынке имеется два типа автомобилей: «сливы», т. е. хорошие автомобили (1) и «лимоны», т. е. плохие автомобили (2).

Каждый продавец знает тип своего автомобиля, а покупатели не знают тип конкретного автомобиля, но знают, какова доля «слив» в общей численности подержанных автомобилей и, соответственно, какова вероятность покупки «сливы». Тогда цена спроса на средний подержанный автомобиль будет определяться следующим равенством:

PD = PD1 w1 + PD2 w2

где PD – цена спроса на средний подержанный автомобиль, w1 и w2 – вероятности покупки, соответственно, «сливы» и «лимона», PD1 и PD2 – цена спроса на, соответственно, «сливу» и «лимон». Теперь, если задать цены предложения «слив» PS1 и «лимонов» PS2 , то:

PD1 > PS1 > PD2 > PS2 ,

т. е. цены спроса выше цен предложения, когда речь идет о товаре одного и того же качества, однако цена спроса на «лимон» меньше цены предложения «сливы». Таким образом, возможно, что PS1 > PD, т. е. цена спроса на средний подержанный автомобиль будет ниже цены предложения «сливы» и, следовательно, продавцы «слив» уйдут с рынка. Продавцы же «лимонов» останутся, поскольку их цена предложения всегда будет ниже цены спроса на «лимоны». В конечном итоге, когда покупатели поймут, что на рынке подержанных автомобилей продаются только «лимоны», так что w1 = 0, цена спроса на средний автомобиль сравняется с ценой спроса на «лимоны», т. е.                PD = PD2 и рынок подержанных автомобилей станет рынком только «лимонов». Вот из-за чего данная модель нередко обозначается как модель рынка «лимонов» (рисунок 1).

Рисунок 1- Равновесие в модели рынка лимонов

 

На рисунке 1 кривая S1 представляет предложение «слив», кривая S2 – предложение «лимонов», кривая S – общее предложение подержанных автомобилей, D1 – спрос на «сливы», D2 – спрос на «лимоны». На графике показано, что конечная цена на рынке подержанных автомобилей равна цене спроса на «лимоны», а общее количество продаваемых подержанных автомобилей равно количеству продаваемых «лимонов». Ключевым моментом здесь является то, что по цене равновесия для «лимонов» не может быть продано ни одной «сливы». Таким образом, устанавливается равновесие рынка одних «лимонов», рынок «слив» исчезает и, следовательно, следствием неблагоприятного отбора является выживание худших. Хотя цена спроса на «сливы» и превосходит их цену предложения и поэтому обмен мог бы повысить благосостояние продавцов и покупателей «слив», эффект неблагоприятного отбора не позволяет состояться этим сделкам. Данный эффект легко связать с уже рассмотренной проблемой внешних эффектов. Здесь решение продавца «лимона» о продаже своего автомобиля порождает социальные издержки в виде ухудшения общего впечатления покупателей о качестве продаваемых подержанных автомобилей. В результате цена спроса на средний автомобиль снижается, а последствия от этого снижения цен раскладывается на всех продавцов. Поскольку отдельный продавец не несет полные издержки своего решения о продаже, он реализует это неэффективное для общего благосостояния решение, в результате чего рынок «слив» исчезает.

 

Раздел 2. Способы предотвращения неблагоприятного отбора.                                Очевидно, что решение проблемы неблагоприятного отбора могло бы повысить благосостояние как принципала, так и агентов, относящихся к типу хороших. В этом случае между ними была бы заключена сделка, по условиям которой хороший агент получил бы соответствующее ему вознаграждение, а принципал извлек бы выгоду в виде услуг хорошего агента.

Для решения данной проблемы используются различные способы, а именно сигналы, фильтрация и рационирование.

Основной критерий разграничения этих способов решения проблемы неблагоприятного отбора состоит в том, кто пытается преодолеть асимметричность информации, принципал или агент. В случае сигнализирования эта проблема решается агентом, который пытается послать достоверный сигнал, позволяющий потенциальному принципалу распознать в нем хорошего агента. В случае просвечивания сам принципал предлагает такие условия заключения сделок, которые обеспечивают самоотбор хороших агентов. Рассмотрим подробнее эти способы решения проблемы неблагоприятного отбора.

Сигнализирование (пример рынка труда и товарного рынка).   Действия, которые предпринимает агент (информированная сторона) с целью сообщить принципалу (неинформированной стороне) о наличии у себя определенных характеристик и таким образом предотвратить неблагоприятный отбор, называются сигналами.        Классическим примером сигнализирования является получение образования, поскольку в данном случае предполагается, что уровень образования будет достоверным сигналом о типе агента. В каком случае образование может достичь своей цели в качестве сигнала о типе агента? Для ответа на этот вопрос обычно используется упрощенная модель рынка образования.            Для рынка труда типична ситуация, когда работодатель принимает на работу только тех претендентов, кто имеет диплом о высшем образовании. Именно диплом рассматривается им как сигнал качества выпускника. Работодатель полагает, что дипломированные специалисты будут работать с высокой продуктивностью, и потому берет их на работу.      В принципе, информированная сторона могла бы просто честно и открыто сказать, что она - хороший работник. Но данный вербальный сигнал сулит выгоды, не будучи связан с издержками, а, значит, его подавали бы все работники. Только при условии, что подача сигнала для работников с разной продуктивностью связана с разными издержками, они могут выбирать разные сигнальные действия (на рынке труда это, в первую очередь, получение или отказ от получения диплома).        Последовательность сигнального взаимодействия можно представить в следующем виде (рисунок 2):

Рисунок 2 – Схема сигнального взаимодействия

 

В банковском секторе можно наблюдать массу сигналов, которые косвенным образом свидетельствуют о качестве фирмы. Это, например, структура финансовых обязательств фирмы.

Х. Леланд и Х. Пайл предложили модель, которая связывает стоимость компании и относительный объем долговых обязательств. Какова логика данной модели? Допустим, менеджер компании заинтересован в высокой стоимости ее акций и не заинтересован в ее банкротстве. Соответственно, он будет стремиться одновременно, максимизировать стоимость акций и минимизировать вероятность банкротства. В этой ситуации ему нужно решить, выпускать ли акции, или брать в долг. Пусть он решил взять в долг, но на таких условиях, что, если долг не выплачивается вовремя, компания банкротится. Тогда большой долг компании как раз свидетельствует о ее надежности - ведь если менеджер, отрицательно относящийся к банкротству, все же берет в долг, значит, он расценивает вероятность банкротства компании как минимальную. А ненадежной компании выгоднее финансировать себя за счет акций, а не за счет долга, потому что в этом случае она сама принимает решения о размере дивидендов. Таким образом, размер долга может расцениваться как сигнал ее качества в силу того, что он подается информированной стороной – самой компанией.

На рынке потребительских товаров также существует множество разнообразных сигналов: гарантии, лицензии, реклама. Механизм работы этих сигналов основан на том, что их подача дороже обходится продавцам плохого товара, нежели продавцам хорошего.

Каково конечное влияние сигнализации на эффективность? С точки зрения эффективности сигнализация имеет два эффекта, положительный и отрицательный. Положительный эффект связан с решением проблемы неблагоприятного отбора, так что сделки между хорошими агентами и принципалами реализуются и повышается благосостояние тех и других.

Отрицательный эффект связан с осуществлением затрат на сигнализацию. Если допустить, что сигнализация, например, получение образования, никакого дополнительного экономического эффекта не имеет, то затраты на нее будут величиной, на которую сокращается общее благосостояние. Можно допустить, что в случае небольшой разницы в производительности разных типов агентов, благодаря чему возможно объединяющее равновесие, сигнализация будет создавать чистый отрицательный эффект.

 

Фильтрация или просвечивание (пример рынка труда).                          У принципала есть ряд возможностей выявить скрытые характеристики потенциальных агентов даже в случае, если последние имеют все основания их скрывать.             Действия, предпринимаемые принципалом (неинформированной стороной) с целью выявить реакцию на них агента (стороны информированной), по этой реакции определить скрытые характеристики последнего и таким образом предотвратить неблагоприятный отбор, носят название фильтрации, или просвечивание.           Примеры фильтрации также зачастую приводятся из области трудовых отношений. В частности, в качестве объяснения известной зависимости заработной платы от стажа работы теперь предлагается необходимость выявления агентов, не склонных часто менять место работы. Работодатель в данном случае устанавливает вознаграждение работника в размере, значительно меньшем по сравнению с рыночным уровнем. При этом дополнительные выгоды работника в виде человеческого капитала, получаемые им особенно интенсивно в первое время работы, также компенсируются низким вознаграждением. При таких условиях работник с высокой вероятностью смены данного места работы не станет на него устраиваться.

Информация о работе Неблагоприятный отбор и способы его предотвращения