Нефтяные ресурсы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день в российской экономике нефтяной комплекс играет немаловажную роль. Это обусловлено тем, что Россия пока является сырьевым придатком мировой экономики. Одним из основных экспортируемых товаров является нефть. В данной курсовой работе рассматривается нынешнее состояние нефтяного комплекса, историю его становления и направления развития. Нефтяные ресурсы ограничены и общее состояние комплекса в нашей стране неудовлетворительное. Поэтому ключевым фактором успеха является принятие правильного решения о том, как строить дальнейшею стратегию развития в рамках комплекса и всего государства.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Обзор исторических и организационных вопросов формирования нефтяного комплекса
1.1 История нефтяной индустрии России
1.2 Основные российские нефтедобывающие компании
Глава 2. Анализ состояния нефтяного комплекса России
2.1 Добыча и переработка нефти в России
2.2 Уровень и динамика экспорта нефти и нефтепродуктов
Глава 3. Перспективы развития нефтяного комплекса
3.1 Роль государство в нефтяной отрасли на примере зарубежных стран
3.2 Стратегия развития нефтяного комплекса России
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Нефть курсовик география.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

В последние  годы в условиях роста внутреннего  потребления и благоприятной  экспортной конъюнктуры на большинстве  НПЗ увеличились объёмы первичной переработки нефти и уровни загрузки мощностей. Отчасти этому способствовала разница между экспортной пошлиной на сырую нефть и на нефтепродукты. Темпы роста переработки нефти на заводах, не входящих в структуру ВИНК («Салаватнефтеоргсинтез», Московский НПЗ и др.), в условиях отсутствия собственных источников оказались ниже средних по отрасли.[3]

Таблица 2.7 - Мощности НПЗ России и США и объемы переработки  нефти

Мощность НПЗ, млн. т

Число НПЗ

Доля в общем числе НПЗ, %

Суммарный объем переработки, млн. т

Доля в общем объёме переработки, %

Россия

США

Россия

США

Россия

США

Россия

США

До 1,0

36

15

55

11

4,3

7,9

2,0

0,9

1,0 – 3,0

1

28

2

21

9,1

50,7

4,1

5,9

3,0 – 6,0

7

32

11

24

39,0

118,0

17,7

13,7

6,0 – 10,0

10

24

15

18

87,4

183,0

39,7

21,2

10,0 – 15,0

6

22

9

17

57,1

243,6

25,9

28,2

Более 15,0

5

10

8

8

39,0

181,8

17,7

21,1

Итого

65

131

100

100

220,0

863,6

100,0

100,0


В последние  годы в условиях роста внутреннего  потребления и благоприятной  экспортной конъюнктуры на большинстве  НПЗ увеличились объёмы первичной переработки нефти и уровни загрузки мощностей. Отчасти этому способствовала разница между экспортной пошлиной на сырую нефть и на нефтепродукты. Темпы роста переработки нефти на заводах, не входящих в структуру ВИНК («Салаватнефтеоргсинтез», Московский НПЗ и др.), в условиях отсутствия собственных источников оказались ниже средних по отрасли.

Глубина переработки  в 2008 г. составила 71,5%, снизившись за год  на 0,4%; в целом же за последние  десять лет глубина переработки  увеличилась более чем на 5% (таблица 2.8).

Медленный рост глубины переработки в 1999 – 2006 гг., а в 2007 – 2008 гг. – некоторое снижение обусловлены как необходимостью затратных мероприятий по модернизации оборудования, так и отсутствием  рыночной мотивации к повышению глубины переработки. Состояние внутреннего рынка и особенности российского сегмента на международном рынке нефтепродуктов (мазут и дизельное топливо) не стимулирует изменения структуры выпуска.[3]

Таблица 2.8 - Динамика первичной переработки нефти  в России в 1998 – 2008 гг. и выпуск основных видов нефтепродуктов, млн. т

Показатель

1998

1999

2000

2005

2006

2007

2008

Первичная переработка  нефти

164

168,6

173

207,5

220

228,6

236,3

Темп роста первичной  переработки, %

 

2,8

2,6

6,6

6,0

3,9

3,4

Бензин автомобильный

25,9

26,5

27,2

31,9

34,4

35,1

35,7

Доля в первичной  переработке, %

 

2,3

2,6

4,9

7,8

2,0

1,8

Дизельное топливо

45,2

46,8

49,3

59,9

64,2

66,4

69,0

Доля в первичной  переработке, %

 

3,5

5,3

8,3

7,2

3,4

3,9

Мазут топливный

55,3

52,2

48,4

56,7

59,4

32,4

63,9

Доля в первичной  переработке, %

 

- 5,6

- 7,3

- 2,9

4,8

5,1

2,4

Глубина переработки  нефти, %

66

69

70,8

71,6

72,0

71,9

71,5


В структуре  выпуска нефтепродуктов в России продолжает доминировать производство тяжёлых и средних фракций, прежде всего – мазута и дизельного топлива. В 2008 г. доля дизельного топлива в структуре производства нефтяных топлив и масел оценивалась в 37,8% (69 млн. т), мазута топочного – 35% (63,9 млн. т), прочих нефтепродуктов (бензин авиационный, авиакеросин, масла смазочные и др.) – 13,8% (7,5 млн. т).

Производимый  в России автомобильный бензин поставляется преимущественно на внутренний рынок, в то время как около половины дизельного топлива и свыше 70% мазута экспортируется. Внутреннее коммерческое потребление нефтепродуктов в России в 2008 г. (без учёта технологических нужд и потерь на промыслах, НПЗ и в трубопроводах) составило около 97 млн. т. Относительно низкое качество выпускаемого автомобильного бензина сдерживает выход на международные рынки конечных продаж. Экспортируемое дизельное топливо и мазут служат полупродуктами, которые в дальнейшем используются как сырьё на НПЗ в странах-импортёрах.[12]

В 2000-е годы в нефтеперерабатывающей промышленности России происходили интенсивная  централизация (укрупнение за счёт слияний и поглощений) и концентрация (укрупнение за счёт увеличения инвестиций и расширения производства). Больше других в 2000 – 2008 гг. увеличила объёмы первичной переработки «Роснефть» (почти четырёхкратно), в основном за счёт присоединения нефтеперерабатывающих заводов «ЮКОСа». В «Лукойле» прирост составил 57% как за счёт органического роста, так и в результате приобретения заводов «Нижегороднефтеоргсинтез» и «Ухтанефтепереработка», «ТНК-ВР» выросла на 31%.

Российские  НПЗ отстают по технологическому уровню от заводов Европы, США, стран АТР. Доля вторичных процессов «каталитический крекинг, гидрокрекинг, процессы изомеризации и риформинга» на отечественных заводах ниже. Коэффициент Нельсона – обобщающий показатель, характеризующий сложность переработки для российских заводов составляет в среднем 4,25, тогда как средний европейский уровень – 6,5, американский – 9,5, азиатский – 4,9.[3]

На современных  нефтеперерабатывающих заводах  мира вторичные процессы превалируют. Например, на ряде заводов США доля вторичных процессов достигает 330% (от уровня первичной переработки), в том числе деструктивных процессов – 113% (также от уровня первичной переработки). В России доля вторичных процессов в первичной переработке нефти составляет в среднем 54%; технологическая структура по нефтеперерабатывающим заводам и нефтяным компаниям однородна: от 11,0% на Хабаровском НПЗ до 140% на «Уфанефтехиме». Наиболее развитыми предприятиями по сложности технологических схем переработки нефти считаются Уфимская группа заводов (Уфимский НПЗ, «Уфанефтехим», Ново-Уфимский НПЗ), «Пермнефтеоргсинтез», Ярославнефтеоргсинтез», Рязанский НПК и Омский НПЗ. Последнее предприятие возглавляет рейтинг по доле деструктивных процессов (30%).

Тенденции рынка  нефтепродуктов таковы, что нефтяные компании вынуждены пересматривать своё отношение к технологическому состоянию принадлежащих им НПЗ. Благодаря росту спроса на дизельное топливо в России и Европе следует ожидать увеличения объёмов его производства и доведения качества до европейских стандартов. Поскольку российские стандарты качества бензина всё ещё отстают от западных, а спрос на него будет расти медленнее, чем на дизтопливо, модернизация российских НПЗ, в первую очередь, будет ориентирована на увеличение выпуска дизельного топлива. [3]

2.2 Уровень  и динамика экспорта нефти и нефтепродуктов

Экспорт нефти  из России в 2008 г. составил около 237,8 млн. т, что ниже показателя предыдущего  года на 6,6%. Снижение экспорта нефти, существенно  превышающее падение её добычи, связано  с особенностями налогообложения  нефтяного бизнеса, когда экспорт полупродуктов – мазута и дизельного топлива, которые в дальнейшем используются во вторичной переработке в Европе, коммерчески выгоднее.

Основная часть  экспорта в ближнее зарубежье  осуществлялась в Белоруссию – 21,13 млн. т, Казахстан – 7 млн. т, Украину – 6 млн. т.

Таблица 2.9 - Структура  экспорта нефти из России в 2007 – 2008 гг.

Направление

2007

2008

млн. т

%

млн. т

%

Дальнее Зарубежье

216,6

85,11

203,1

85,41

Ближнее Зарубежье

37,9

14,89

34,7

14,59

Всего

254,5

100

237,8

100


Различия связаны  с тем, что значительная часть  мазута поставляется на внутренний рынок, но в дальнейшем идёт на экспорт. Кроме  того, по некоторым маркам мазутов  компания сведений не предоставляет.[3]

Основная часть  мазута и дизельного топлива поступает  в дальнее зарубежье для дальнейшей переработки в товарную продукцию  конечного потребления, преимущественно, в моторное топливо. Экспорт автомобильного топлива бензина (в основном в  страны СНГ и Восточной Европы) незначителен – 4,1% в структуре общего экспорта, или 4,7 млн. т.

Таблица 2.10 - Структура  и способы поставок нефти в  дальнее зарубежье в 2007 – 2008 гг.

Способ поставок

2007

2008

млн. т

%

млн. т

%

Организационная структура  экспорта

Система «Транснефти»

197,4

91,1

185,5

91,3

Минуя систему «Транснефти»

19,3

8,9

17,6

8,7

Всего

216,6

100,0

203,09

100,0

Экспорт нефти с дифференциацией  по способам поставок

Морские поставки

139,6

64,4

131,6

64,8

Нефтепровод «Дружба»

58,2

26,9

53,7

26,4

По железной дороге

11,5

5,3

11,0

5,4

Прочие поставки (в  том числе КТК)

7,4

3,4

6,8

3,4

Всего

216,61

100,0

203,09

100,0


Различия связаны  с тем, что значительная часть  мазута поставляется на внутренний рынок, но в дальнейшем идёт на экспорт. Кроме  того, по некоторым маркам мазутов компания сведений не предоставляет.

Основная часть  мазута и дизельного топлива поступает  в дальнее зарубежье для дальнейшей переработки в товарную продукцию  конечного потребления, преимущественно, в моторное топливо.[11]

Таблица 2.11 - Экспорт нефтепродуктов из России с дифференциацией по нефтепродуктам и способам поставок, 2007-2008 гг.

Нефтепродукт, способ поставок

2007

2008

млн. т

%

млн. т

%

«Транснефтепродукт» - порты

17,0

15,3

18,3

15,8

Автомобильный бензин

0,2

0,2

0,4

0,3

Дизельное топливо

16,8

15,1

17,9

15,5

Железная дорога –  граница, порты

93,9

84,7

97,1

84,2

Автомобильный бензин

5,5

5,0

4,3

3,7

Дизельное топливо

20,8

18,8

19,1

16,6

Мазуты

55,6

50,1

61,5

53,3

Прочие

12,0

10,8

12,2

10,6

Всего

110,9

100,0

115,4

100,0

Автомобильный бензин

5,7

5,2

4,7

4,1

Дизельное топливо

37,6

33,9

37,0

32,1

Мазуты

55,6

50,1

61,5

53,3

Прочие

12,0

10,8

12,2

10,6

Информация о работе Нефтяные ресурсы России