Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 22:08, курсовая работа
На сегодняшний день в российской экономике нефтяной комплекс играет немаловажную роль. Это обусловлено тем, что Россия пока является сырьевым придатком мировой экономики. Одним из основных экспортируемых товаров является нефть. В данной курсовой работе рассматривается нынешнее состояние нефтяного комплекса, историю его становления и направления развития. Нефтяные ресурсы ограничены и общее состояние комплекса в нашей стране неудовлетворительное. Поэтому ключевым фактором успеха является принятие правильного решения о том, как строить дальнейшею стратегию развития в рамках комплекса и всего государства.
Введение
Глава 1. Обзор исторических и организационных вопросов формирования нефтяного комплекса
1.1 История нефтяной индустрии России
1.2 Основные российские нефтедобывающие компании
Глава 2. Анализ состояния нефтяного комплекса России
2.1 Добыча и переработка нефти в России
2.2 Уровень и динамика экспорта нефти и нефтепродуктов
Глава 3. Перспективы развития нефтяного комплекса
3.1 Роль государство в нефтяной отрасли на примере зарубежных стран
3.2 Стратегия развития нефтяного комплекса России
Заключение
Список использованных источников
В последние годы в условиях роста внутреннего потребления и благоприятной экспортной конъюнктуры на большинстве НПЗ увеличились объёмы первичной переработки нефти и уровни загрузки мощностей. Отчасти этому способствовала разница между экспортной пошлиной на сырую нефть и на нефтепродукты. Темпы роста переработки нефти на заводах, не входящих в структуру ВИНК («Салаватнефтеоргсинтез», Московский НПЗ и др.), в условиях отсутствия собственных источников оказались ниже средних по отрасли.[3]
Таблица 2.7 - Мощности НПЗ России и США и объемы переработки нефти
Мощность НПЗ, млн. т |
Число НПЗ |
Доля в общем числе НПЗ, % |
Суммарный объем переработки, млн. т |
Доля в общем объёме переработки, % | ||||
Россия |
США |
Россия |
США |
Россия |
США |
Россия |
США | |
До 1,0 |
36 |
15 |
55 |
11 |
4,3 |
7,9 |
2,0 |
0,9 |
1,0 – 3,0 |
1 |
28 |
2 |
21 |
9,1 |
50,7 |
4,1 |
5,9 |
3,0 – 6,0 |
7 |
32 |
11 |
24 |
39,0 |
118,0 |
17,7 |
13,7 |
6,0 – 10,0 |
10 |
24 |
15 |
18 |
87,4 |
183,0 |
39,7 |
21,2 |
10,0 – 15,0 |
6 |
22 |
9 |
17 |
57,1 |
243,6 |
25,9 |
28,2 |
Более 15,0 |
5 |
10 |
8 |
8 |
39,0 |
181,8 |
17,7 |
21,1 |
Итого |
65 |
131 |
100 |
100 |
220,0 |
863,6 |
100,0 |
100,0 |
В последние годы в условиях роста внутреннего потребления и благоприятной экспортной конъюнктуры на большинстве НПЗ увеличились объёмы первичной переработки нефти и уровни загрузки мощностей. Отчасти этому способствовала разница между экспортной пошлиной на сырую нефть и на нефтепродукты. Темпы роста переработки нефти на заводах, не входящих в структуру ВИНК («Салаватнефтеоргсинтез», Московский НПЗ и др.), в условиях отсутствия собственных источников оказались ниже средних по отрасли.
Глубина переработки в 2008 г. составила 71,5%, снизившись за год на 0,4%; в целом же за последние десять лет глубина переработки увеличилась более чем на 5% (таблица 2.8).
Медленный рост глубины переработки в 1999 – 2006 гг., а в 2007 – 2008 гг. – некоторое снижение обусловлены как необходимостью затратных мероприятий по модернизации оборудования, так и отсутствием рыночной мотивации к повышению глубины переработки. Состояние внутреннего рынка и особенности российского сегмента на международном рынке нефтепродуктов (мазут и дизельное топливо) не стимулирует изменения структуры выпуска.[3]
Таблица 2.8 - Динамика первичной переработки нефти в России в 1998 – 2008 гг. и выпуск основных видов нефтепродуктов, млн. т
Показатель |
1998 |
1999 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Первичная переработка нефти |
164 |
168,6 |
173 |
207,5 |
220 |
228,6 |
236,3 |
Темп роста первичной переработки, % |
2,8 |
2,6 |
6,6 |
6,0 |
3,9 |
3,4 | |
Бензин автомобильный |
25,9 |
26,5 |
27,2 |
31,9 |
34,4 |
35,1 |
35,7 |
Доля в первичной переработке, % |
2,3 |
2,6 |
4,9 |
7,8 |
2,0 |
1,8 | |
Дизельное топливо |
45,2 |
46,8 |
49,3 |
59,9 |
64,2 |
66,4 |
69,0 |
Доля в первичной переработке, % |
3,5 |
5,3 |
8,3 |
7,2 |
3,4 |
3,9 | |
Мазут топливный |
55,3 |
52,2 |
48,4 |
56,7 |
59,4 |
32,4 |
63,9 |
Доля в первичной переработке, % |
- 5,6 |
- 7,3 |
- 2,9 |
4,8 |
5,1 |
2,4 | |
Глубина переработки нефти, % |
66 |
69 |
70,8 |
71,6 |
72,0 |
71,9 |
71,5 |
В структуре выпуска нефтепродуктов в России продолжает доминировать производство тяжёлых и средних фракций, прежде всего – мазута и дизельного топлива. В 2008 г. доля дизельного топлива в структуре производства нефтяных топлив и масел оценивалась в 37,8% (69 млн. т), мазута топочного – 35% (63,9 млн. т), прочих нефтепродуктов (бензин авиационный, авиакеросин, масла смазочные и др.) – 13,8% (7,5 млн. т).
Производимый в России автомобильный бензин поставляется преимущественно на внутренний рынок, в то время как около половины дизельного топлива и свыше 70% мазута экспортируется. Внутреннее коммерческое потребление нефтепродуктов в России в 2008 г. (без учёта технологических нужд и потерь на промыслах, НПЗ и в трубопроводах) составило около 97 млн. т. Относительно низкое качество выпускаемого автомобильного бензина сдерживает выход на международные рынки конечных продаж. Экспортируемое дизельное топливо и мазут служат полупродуктами, которые в дальнейшем используются как сырьё на НПЗ в странах-импортёрах.[12]
В 2000-е годы
в нефтеперерабатывающей
Российские НПЗ отстают по технологическому уровню от заводов Европы, США, стран АТР. Доля вторичных процессов «каталитический крекинг, гидрокрекинг, процессы изомеризации и риформинга» на отечественных заводах ниже. Коэффициент Нельсона – обобщающий показатель, характеризующий сложность переработки для российских заводов составляет в среднем 4,25, тогда как средний европейский уровень – 6,5, американский – 9,5, азиатский – 4,9.[3]
На современных нефтеперерабатывающих заводах мира вторичные процессы превалируют. Например, на ряде заводов США доля вторичных процессов достигает 330% (от уровня первичной переработки), в том числе деструктивных процессов – 113% (также от уровня первичной переработки). В России доля вторичных процессов в первичной переработке нефти составляет в среднем 54%; технологическая структура по нефтеперерабатывающим заводам и нефтяным компаниям однородна: от 11,0% на Хабаровском НПЗ до 140% на «Уфанефтехиме». Наиболее развитыми предприятиями по сложности технологических схем переработки нефти считаются Уфимская группа заводов (Уфимский НПЗ, «Уфанефтехим», Ново-Уфимский НПЗ), «Пермнефтеоргсинтез», Ярославнефтеоргсинтез», Рязанский НПК и Омский НПЗ. Последнее предприятие возглавляет рейтинг по доле деструктивных процессов (30%).
Тенденции рынка нефтепродуктов таковы, что нефтяные компании вынуждены пересматривать своё отношение к технологическому состоянию принадлежащих им НПЗ. Благодаря росту спроса на дизельное топливо в России и Европе следует ожидать увеличения объёмов его производства и доведения качества до европейских стандартов. Поскольку российские стандарты качества бензина всё ещё отстают от западных, а спрос на него будет расти медленнее, чем на дизтопливо, модернизация российских НПЗ, в первую очередь, будет ориентирована на увеличение выпуска дизельного топлива. [3]
2.2 Уровень и динамика экспорта нефти и нефтепродуктов
Экспорт нефти
из России в 2008 г. составил около 237,8 млн.
т, что ниже показателя предыдущего
года на 6,6%. Снижение экспорта нефти, существенно
превышающее падение её добычи, связано
с особенностями
Основная часть экспорта в ближнее зарубежье осуществлялась в Белоруссию – 21,13 млн. т, Казахстан – 7 млн. т, Украину – 6 млн. т.
Таблица 2.9 - Структура экспорта нефти из России в 2007 – 2008 гг.
Направление |
2007 |
2008 | ||
млн. т |
% |
млн. т |
% | |
Дальнее Зарубежье |
216,6 |
85,11 |
203,1 |
85,41 |
Ближнее Зарубежье |
37,9 |
14,89 |
34,7 |
14,59 |
Всего |
254,5 |
100 |
237,8 |
100 |
Различия связаны с тем, что значительная часть мазута поставляется на внутренний рынок, но в дальнейшем идёт на экспорт. Кроме того, по некоторым маркам мазутов компания сведений не предоставляет.[3]
Основная часть
мазута и дизельного топлива поступает
в дальнее зарубежье для
Таблица 2.10 - Структура и способы поставок нефти в дальнее зарубежье в 2007 – 2008 гг.
Способ поставок |
2007 |
2008 | ||
млн. т |
% |
млн. т |
% | |
Организационная структура экспорта | ||||
Система «Транснефти» |
197,4 |
91,1 |
185,5 |
91,3 |
Минуя систему «Транснефти» |
19,3 |
8,9 |
17,6 |
8,7 |
Всего |
216,6 |
100,0 |
203,09 |
100,0 |
Экспорт нефти с дифференциацией по способам поставок | ||||
Морские поставки |
139,6 |
64,4 |
131,6 |
64,8 |
Нефтепровод «Дружба» |
58,2 |
26,9 |
53,7 |
26,4 |
По железной дороге |
11,5 |
5,3 |
11,0 |
5,4 |
Прочие поставки (в том числе КТК) |
7,4 |
3,4 |
6,8 |
3,4 |
Всего |
216,61 |
100,0 |
203,09 |
100,0 |
Различия связаны с тем, что значительная часть мазута поставляется на внутренний рынок, но в дальнейшем идёт на экспорт. Кроме того, по некоторым маркам мазутов компания сведений не предоставляет.
Основная часть
мазута и дизельного топлива поступает
в дальнее зарубежье для
Таблица 2.11 - Экспорт нефтепродуктов из России с дифференциацией по нефтепродуктам и способам поставок, 2007-2008 гг.
Нефтепродукт, способ поставок |
2007 |
2008 | ||
млн. т |
% |
млн. т |
% | |
«Транснефтепродукт» - порты |
17,0 |
15,3 |
18,3 |
15,8 |
Автомобильный бензин |
0,2 |
0,2 |
0,4 |
0,3 |
Дизельное топливо |
16,8 |
15,1 |
17,9 |
15,5 |
Железная дорога – граница, порты |
93,9 |
84,7 |
97,1 |
84,2 |
Автомобильный бензин |
5,5 |
5,0 |
4,3 |
3,7 |
Дизельное топливо |
20,8 |
18,8 |
19,1 |
16,6 |
Мазуты |
55,6 |
50,1 |
61,5 |
53,3 |
Прочие |
12,0 |
10,8 |
12,2 |
10,6 |
Всего |
110,9 |
100,0 |
115,4 |
100,0 |
Автомобильный бензин |
5,7 |
5,2 |
4,7 |
4,1 |
Дизельное топливо |
37,6 |
33,9 |
37,0 |
32,1 |
Мазуты |
55,6 |
50,1 |
61,5 |
53,3 |
Прочие |
12,0 |
10,8 |
12,2 |
10,6 |