Нефтяные ресурсы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день в российской экономике нефтяной комплекс играет немаловажную роль. Это обусловлено тем, что Россия пока является сырьевым придатком мировой экономики. Одним из основных экспортируемых товаров является нефть. В данной курсовой работе рассматривается нынешнее состояние нефтяного комплекса, историю его становления и направления развития. Нефтяные ресурсы ограничены и общее состояние комплекса в нашей стране неудовлетворительное. Поэтому ключевым фактором успеха является принятие правильного решения о том, как строить дальнейшею стратегию развития в рамках комплекса и всего государства.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Обзор исторических и организационных вопросов формирования нефтяного комплекса
1.1 История нефтяной индустрии России
1.2 Основные российские нефтедобывающие компании
Глава 2. Анализ состояния нефтяного комплекса России
2.1 Добыча и переработка нефти в России
2.2 Уровень и динамика экспорта нефти и нефтепродуктов
Глава 3. Перспективы развития нефтяного комплекса
3.1 Роль государство в нефтяной отрасли на примере зарубежных стран
3.2 Стратегия развития нефтяного комплекса России
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Нефть курсовик география.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 3.4 - Сценарии добычи нефти в России до 2030 г. по нефтегазоносным провинциям, млн. т

Провинция, сценарий

2010

2015

2020

2025

2030

Западносибирская:

оптимистичный

343

346

350

350

350

благоприятный

343

345

348

341

334

умеренный

343

342

341

332

324

инерционный

343

338

334

321

313

Красноярский край:

оптимистичный

 

8

25

25

25

благоприятный

 

8

24

25

25

умеренный

 

7

20

25

25

инерционный

 

7

18

25

25

Северо-Кавказский:

оптимистичный

6

4

2

2

1

благоприятный

6

4

2

2

1

умеренный

6

4

2

2

1

инерционный

6

4

2

2

1

Лено-Тунгусская:

оптимистичный

10

38

61

78

80

благоприятный

10

35

56

69

70

умеренный

10

35

54

65

64

инерционный

10

33

51

61

61

Волго-Уральская:

оптимистичный

104

97

86

76

69

благоприятный

102

93

81

71

64

умеренный

101

90

78

66

59

инерционный

101

87

74

61

54

Тимано-Печорская:

 

оптимистичный

30

35

35

35

35

благоприятный

30

35

35

35

35

умеренный

30

35

35

35

35

инерционный

30

35

35

35

35

Северо-Каспийская:

оптимистичный

 

10

15

15

15

благоприятный

 

10

15

15

15

умеренный

 

10

15

15

15

инерционный

 

10

15

15

15

Охотоморская:

оптимистичный

21

21

21

20

16

благоприятный

21

21

21

20

16

умеренный

21

21

21

20

16

инерционный

21

21

21

20

16


Без корректного  изменения в политике и практике воспроизводства минерально-сырьевой базы тенденция стагнации или падения добычи в традиционном центре добычи – в Западно-Сибирской провинции (без Красноярского края) – становится неизбежной. Ни конъюнктура внутреннего и внешнего рынков, ни рост цен на нефть и нефтепродукты в силу инерционности системы, несмотря на наличие ресурсной базы, переломить её не смогут. Допускать перехода на эту траекторию нельзя.

В Ванкорско-Сузонском  районе, который по геологическому строению входит в Западносибирскую нефтегазоносную провинцию, добыча нефти начнётся после 2010 г. и к 2020 г. достигнет 25 млн. т в год.

В период после 2010 г. будут сформированы Южно-Эвенкийский (Красноярский край) и Непско-Ботуобинский (север Иркутской области и  запад Республики Саха (Якутия)) центры добычи нефти в Лено-Тунгусской провинции. По оптимистичному сценарию добыча нефти здесь к 2020 г. достигнет 61 – 64 млн. т в год и к 2030 г. увеличится до 80 млн. т. По умеренному сценарию добыча нефти в 2020 г. составит 54 – 57 млн. т и к 2030 г. достигнет 65 млн. т. В необходимых для этого объёмах выполнена программа лицензирования недр. Теперь задача главных недпрользователей («Газпром», НК «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «ТНК-ВР» и др.) – быстро и качественно провести на лицензионных участках происково-оценочные и разведочные работы и подготовить прогнозируемые месторождения к разработке. «Газпром нефть», НК « Роснефть» и «ТНК-ВР» также должны ускорить разведку Юробчено-Тохомского и Коюмбинского месторождений.

На шельфе острова Сахалин добыча нефти  к 2010 г. достигнет 20 – 21 млн. т в год  и стабилизируется на этом уровне.[1]

В Волго-Уральской  провинции на Северном Кавказе добыча нефти будет падать, что обусловлено  исчерпанием сырьевой базы. В умеренном  и инерционном вариантах снижение добычи в этом регионе будет более  интенсивным.

В европейской  части России по всем сценариям добыча нефти к 2010 г. достигнет 140 млн. т в 2020 г. – 150 млн. т в год, снизившись в 2030 г. до 135 млн. т. При этом добыча нефти в Тимано-Печорской и Северо-Каспийской провинциях до 2020 г. будет возрастать, а затем стабилизируется.

Обеспечение намечаемых уровней и повышение эффективности нефтедобычи будут основываться на неуклонном расширении географии добычи нефти в РФ, создании новых крупных добывающих в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на шельфах арктических, тихоокеанских и южных морей России, на научно-Техническом прогрессе в отрасли, совершенствовании методов бурения и воздействия на пласт, увеличении глубины извлечения запасов и внедрении других прогрессивных технологий добычи. Эти меры позволят сделать экономически оправданны использование трудно извлекаемых запасов нефти, оптимизировать организационно-тезнологическую структуру отрасли.

Исходя из современного и прогнозируемого  уровня и качества сырьевой базы отрасли, необходимы:

· значительная интенсификация геологоразведочных работ, которые обеспечат прирост добычи нефти из неоткрытых на дату составления «Стратегии-2020» месторождений. Государственная программа лицензирования недр и соглашения к лицензиям на право недропользования должны, с учётом вероятных рисков, обеспечить безусловное достижение необходимых для устойчивого развития отрасли уровней геологоразведочных работ и инвестиций в них. Совершенствование закона РФ «О недрах, налогового законодательства, подзаконных актов и административных решений будут обеспечивать заинтересованность недпропользователей в проведении неолгоразведочных работ;

· резкое повышение  уровня т объёмов работ по научному сопровождению всех этапов геологоразведочных работ, проектирования разведки и разработки месторождений;

· создание системы  мониторинга и научного сопровождения на федеральном и региональном уровнях системы и процесса недропользования;

· повышение  коэффициентов нефтеотдачи в  целях увеличения доли извлечения и  уровней текущей добычи на разрабатываемых, проектируемых к разработке и  прогнозируемых к открытию месторождениях;

· совершенствование  системы подготовки инженерно-технического персонала, отраслевого менеджмента, квалифицированных рабочих для  геологоразведки, глубокого бурения, геофизических работ, обустройства и разработки нефтяных месторождений.

Государственная инновационная программа призвана обеспечить условия для максимального  использования достижений научно-технического прогресса в отрасли. Приоритетными  направлениями станут:

· создание и  широкое освоение технологий и оборудования, обеспечивающих высокоэффективную разработку трудноизвлекаемых запасов нефти и, в первую очередь, для условий низкопроницаемых коллекторов, резервуаров нефти с аномально низкими температурами и пластовыми давлениями, остаточных запасов нефти обводненных зон, высоковязких нефтей, запасов нефти в подгазовых зонах;

· разработка и освоение технологических комплексов по бурению и добыче на шельфе морей  и континентального склона;

· совершенствование  технологий сооружения и эксплуатации геологоразведочных и нефтепромысловых объектов в сложных природно-климатических условиях;

· совершенствование  и широкое освоение существующих и создание новых методов воздействия  на пласты и увеличения нефтеотдачи.

Долгосрочная  государственная политика в сфере  добычи нефти должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих устойчивое развитие отрасли и предусматривать:

· налоговое  стимулирование разработки трудноизвлекаемых  запасов (в частности, путём дифференциации ставки налога на добычу полезных ископаемых);

· совершенствование системы недропользования в целях повышения заинтересованности недропользователя вкладывать собственные средства в воспроизводство минерально-сырьевой базы; ограничение через лицензионное соглашение минимального и максимального уровня добычи нефти кА каждом лицензионном участке; обеспечение полной утилизации попутного газа и других ценных компонентов; ужесточение требований и условий выдачи лицензий и обеспечения действенного контроля за эффективной разработкой месторождений;

· совершенствование общей системы налогооблажения нефтяного комплекса, которая является чрезвычайно усложнённой и фискально ориентированной.

Достижение  намеченных уровней добычи нефти  в стране и соответствующего развития геологоразведочных работ и транспортной инфраструктуры (включая строительство новых магистральных нефтепроводов и экспортных морских терминалов) требует кратного роста инвестиций в отрасль. Основным источником капитальных вложений в течение всего рассматриваемого периода будут собственные средства компаний, в том числе и тех, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству. [1]

При освоении новых районо добычи предполагается использование значительных государственных  инвестиций в формирование транспортной и перерабатывающей инфраструктуры, а также привлечение кредитных средств на условиях проектного финансирования законодательства должно происходить в направлении совершенствования как лицензионной системы недропользования, так и в отдельных случаях – системы недропользования, построенной на применении режима соглашений о разделе продукции.[1]

 

 


Заключение

 

В данной работе был проанализирован нефтяной комплекс Росси: его история; основные российские добывающие компании; объёмы добычи, экспорта, импорта нефти; оценка обеспеченности России нефтесырьём; состояние нефтяной промышленности и нефтесервиса России; стратегия развития нефтяного комплекса России.

Нынешнее состояние  нефтяной промышленности России характеризуется  сокращением объемов прироста промышленных запасов нефти, снижением качества и темпов их ввода; сокращение объемов разведочного и эксплуатационного бурения и увеличением количества бездействующих скважин; повсеместном переходе на механизированный способ добычи при резком сокращении фонтанизирующих скважин; отсутствием некоторого значительного резерва крупных месторождений; необходимостью вовлечения в промышленную эксплуатацию месторождений; расположенных в необустроенных и труднодоступных районах; прогрессирующим техническим и технологическим отставанием отрасли; недостаточным вниманием к вопросам социального развития и экологии.

Для долгосрочного  устойчивого развития нефтяного  комплекса России, повышения экономической  эффективности и технологической  сбалансированности добычи, переработки  и транспорта нефти, расширения выпуска  конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью следует изменить производственную структуру нефтегазового комплекса, без промедлений внедрять технологические и организационные инновации.

В сложившейся  ситуации целесообразно изменить административную, налоговую и таможенную политики для стимулирования геологоразведочных работ, ввода в эксплуатацию новых месторождений, применения современных методов повышения коэффициента использования нефти. Изменение организационно-экономических условий работы нефтяного комплекса, активное участие государства в геологоразведочных работах, создании транспортной и перерабатывающей инфраструктуры, оказание дипломатической и политической поддержки деятельности российских нефтегазовых компаний на международных рынках обеспечат устойчивое функционирование нефтяного комплекса, реализацию долгосрочных целей развития экономики страны, усиления геополитических и экономических позиций России в мире.

 

 


 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Конторович  А. Э., Коржубаев А. Г., Эдер Л.  В. Стратегия развития нефтяного комплекса / Всероссийский экономический журнал «Экономика и организация». – 2008.- №7. – С. 69-78

2. Коржубаев  А. Г., Соколова И. А., Эдер Л.  В.. Анализ тенденций в нефтяном  комплексе России / Всероссийский  экономический журнал «Экономика и организация», 2009., - № 9. – С. 59-70

3. Коржубаев  А. Г., Соколова И. А., Эдер Л.  В.. Анализ тенденций в нефтяном  комплексе России / Всероссийский  экономический журнал «Экономика  и организация», 2009., - № 10 – С. 85-103

4. Пусенкова  Н. Н.. Государство в нефтяной отрасли / Всероссийский экономический журнал «Экономика и организация», 2010 ., - № 9 – С. 50-65

5. Дунаев В.Ф.  Экономика предприятий нефтяной  и газовой промышленности: учебник  / В.Ф. Дунаев, В.Л. Шпаков. Н.П. Епифанова,  В.Н. Лындин. – Нефть и газ, 2006. – 352 с.

6. Мартынов  В. Н. В нефтегазовом образовании  – кризис перепроизводства / Журнал  «Нефть России», 2004., - № 8 – С. 12-23

7. http://institutiones.com

8. www.ru.wikipedia.org

9. www.csc.com.ua

10. www.petroleum.all-www.ru

11. http://lenta.ru/

12. www.expert.ru/

13. http://www.ngfr.ru

14. http://www.gazprom-neft.ru/

15. http://www.mirnefti.ru/

Информация о работе Нефтяные ресурсы России