Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 22:08, курсовая работа
На сегодняшний день в российской экономике нефтяной комплекс играет немаловажную роль. Это обусловлено тем, что Россия пока является сырьевым придатком мировой экономики. Одним из основных экспортируемых товаров является нефть. В данной курсовой работе рассматривается нынешнее состояние нефтяного комплекса, историю его становления и направления развития. Нефтяные ресурсы ограничены и общее состояние комплекса в нашей стране неудовлетворительное. Поэтому ключевым фактором успеха является принятие правильного решения о том, как строить дальнейшею стратегию развития в рамках комплекса и всего государства.
Введение
Глава 1. Обзор исторических и организационных вопросов формирования нефтяного комплекса
1.1 История нефтяной индустрии России
1.2 Основные российские нефтедобывающие компании
Глава 2. Анализ состояния нефтяного комплекса России
2.1 Добыча и переработка нефти в России
2.2 Уровень и динамика экспорта нефти и нефтепродуктов
Глава 3. Перспективы развития нефтяного комплекса
3.1 Роль государство в нефтяной отрасли на примере зарубежных стран
3.2 Стратегия развития нефтяного комплекса России
Заключение
Список использованных источников
Таблица 3.4 - Сценарии добычи нефти в России до 2030 г. по нефтегазоносным провинциям, млн. т
Провинция, сценарий |
2010 |
2015 |
2020 |
2025 |
2030 |
Западносибирская: | |||||
оптимистичный |
343 |
346 |
350 |
350 |
350 |
благоприятный |
343 |
345 |
348 |
341 |
334 |
умеренный |
343 |
342 |
341 |
332 |
324 |
инерционный |
343 |
338 |
334 |
321 |
313 |
Красноярский край: | |||||
оптимистичный |
8 |
25 |
25 |
25 | |
благоприятный |
8 |
24 |
25 |
25 | |
умеренный |
7 |
20 |
25 |
25 | |
инерционный |
7 |
18 |
25 |
25 | |
Северо-Кавказский: | |||||
оптимистичный |
6 |
4 |
2 |
2 |
1 |
благоприятный |
6 |
4 |
2 |
2 |
1 |
умеренный |
6 |
4 |
2 |
2 |
1 |
инерционный |
6 |
4 |
2 |
2 |
1 |
Лено-Тунгусская: | |||||
оптимистичный |
10 |
38 |
61 |
78 |
80 |
благоприятный |
10 |
35 |
56 |
69 |
70 |
умеренный |
10 |
35 |
54 |
65 |
64 |
инерционный |
10 |
33 |
51 |
61 |
61 |
Волго-Уральская: | |||||
оптимистичный |
104 |
97 |
86 |
76 |
69 |
благоприятный |
102 |
93 |
81 |
71 |
64 |
умеренный |
101 |
90 |
78 |
66 |
59 |
инерционный |
101 |
87 |
74 |
61 |
54 |
Тимано-Печорская: |
|||||
оптимистичный |
30 |
35 |
35 |
35 |
35 |
благоприятный |
30 |
35 |
35 |
35 |
35 |
умеренный |
30 |
35 |
35 |
35 |
35 |
инерционный |
30 |
35 |
35 |
35 |
35 |
Северо-Каспийская: | |||||
оптимистичный |
10 |
15 |
15 |
15 | |
благоприятный |
10 |
15 |
15 |
15 | |
умеренный |
10 |
15 |
15 |
15 | |
инерционный |
10 |
15 |
15 |
15 | |
Охотоморская: | |||||
оптимистичный |
21 |
21 |
21 |
20 |
16 |
благоприятный |
21 |
21 |
21 |
20 |
16 |
умеренный |
21 |
21 |
21 |
20 |
16 |
инерционный |
21 |
21 |
21 |
20 |
16 |
Без корректного
изменения в политике и практике
воспроизводства минерально-
В Ванкорско-Сузонском районе, который по геологическому строению входит в Западносибирскую нефтегазоносную провинцию, добыча нефти начнётся после 2010 г. и к 2020 г. достигнет 25 млн. т в год.
В период после 2010 г. будут сформированы Южно-Эвенкийский (Красноярский край) и Непско-Ботуобинский (север Иркутской области и запад Республики Саха (Якутия)) центры добычи нефти в Лено-Тунгусской провинции. По оптимистичному сценарию добыча нефти здесь к 2020 г. достигнет 61 – 64 млн. т в год и к 2030 г. увеличится до 80 млн. т. По умеренному сценарию добыча нефти в 2020 г. составит 54 – 57 млн. т и к 2030 г. достигнет 65 млн. т. В необходимых для этого объёмах выполнена программа лицензирования недр. Теперь задача главных недпрользователей («Газпром», НК «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «ТНК-ВР» и др.) – быстро и качественно провести на лицензионных участках происково-оценочные и разведочные работы и подготовить прогнозируемые месторождения к разработке. «Газпром нефть», НК « Роснефть» и «ТНК-ВР» также должны ускорить разведку Юробчено-Тохомского и Коюмбинского месторождений.
На шельфе острова Сахалин добыча нефти к 2010 г. достигнет 20 – 21 млн. т в год и стабилизируется на этом уровне.[1]
В Волго-Уральской
провинции на Северном Кавказе добыча
нефти будет падать, что обусловлено
исчерпанием сырьевой базы. В умеренном
и инерционном вариантах
В европейской части России по всем сценариям добыча нефти к 2010 г. достигнет 140 млн. т в 2020 г. – 150 млн. т в год, снизившись в 2030 г. до 135 млн. т. При этом добыча нефти в Тимано-Печорской и Северо-Каспийской провинциях до 2020 г. будет возрастать, а затем стабилизируется.
Обеспечение намечаемых уровней и повышение эффективности нефтедобычи будут основываться на неуклонном расширении географии добычи нефти в РФ, создании новых крупных добывающих в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на шельфах арктических, тихоокеанских и южных морей России, на научно-Техническом прогрессе в отрасли, совершенствовании методов бурения и воздействия на пласт, увеличении глубины извлечения запасов и внедрении других прогрессивных технологий добычи. Эти меры позволят сделать экономически оправданны использование трудно извлекаемых запасов нефти, оптимизировать организационно-тезнологическую структуру отрасли.
Исходя из современного и прогнозируемого уровня и качества сырьевой базы отрасли, необходимы:
· значительная интенсификация геологоразведочных работ, которые обеспечат прирост добычи нефти из неоткрытых на дату составления «Стратегии-2020» месторождений. Государственная программа лицензирования недр и соглашения к лицензиям на право недропользования должны, с учётом вероятных рисков, обеспечить безусловное достижение необходимых для устойчивого развития отрасли уровней геологоразведочных работ и инвестиций в них. Совершенствование закона РФ «О недрах, налогового законодательства, подзаконных актов и административных решений будут обеспечивать заинтересованность недпропользователей в проведении неолгоразведочных работ;
· резкое повышение уровня т объёмов работ по научному сопровождению всех этапов геологоразведочных работ, проектирования разведки и разработки месторождений;
· создание системы мониторинга и научного сопровождения на федеральном и региональном уровнях системы и процесса недропользования;
· повышение коэффициентов нефтеотдачи в целях увеличения доли извлечения и уровней текущей добычи на разрабатываемых, проектируемых к разработке и прогнозируемых к открытию месторождениях;
· совершенствование системы подготовки инженерно-технического персонала, отраслевого менеджмента, квалифицированных рабочих для геологоразведки, глубокого бурения, геофизических работ, обустройства и разработки нефтяных месторождений.
Государственная
инновационная программа
· создание и широкое освоение технологий и оборудования, обеспечивающих высокоэффективную разработку трудноизвлекаемых запасов нефти и, в первую очередь, для условий низкопроницаемых коллекторов, резервуаров нефти с аномально низкими температурами и пластовыми давлениями, остаточных запасов нефти обводненных зон, высоковязких нефтей, запасов нефти в подгазовых зонах;
· разработка и освоение технологических комплексов по бурению и добыче на шельфе морей и континентального склона;
· совершенствование технологий сооружения и эксплуатации геологоразведочных и нефтепромысловых объектов в сложных природно-климатических условиях;
· совершенствование и широкое освоение существующих и создание новых методов воздействия на пласты и увеличения нефтеотдачи.
Долгосрочная государственная политика в сфере добычи нефти должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих устойчивое развитие отрасли и предусматривать:
· налоговое стимулирование разработки трудноизвлекаемых запасов (в частности, путём дифференциации ставки налога на добычу полезных ископаемых);
· совершенствование системы недропользования в целях повышения заинтересованности недропользователя вкладывать собственные средства в воспроизводство минерально-сырьевой базы; ограничение через лицензионное соглашение минимального и максимального уровня добычи нефти кА каждом лицензионном участке; обеспечение полной утилизации попутного газа и других ценных компонентов; ужесточение требований и условий выдачи лицензий и обеспечения действенного контроля за эффективной разработкой месторождений;
· совершенствование общей системы налогооблажения нефтяного комплекса, которая является чрезвычайно усложнённой и фискально ориентированной.
Достижение намеченных уровней добычи нефти в стране и соответствующего развития геологоразведочных работ и транспортной инфраструктуры (включая строительство новых магистральных нефтепроводов и экспортных морских терминалов) требует кратного роста инвестиций в отрасль. Основным источником капитальных вложений в течение всего рассматриваемого периода будут собственные средства компаний, в том числе и тех, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству. [1]
При освоении новых районо добычи предполагается использование значительных государственных инвестиций в формирование транспортной и перерабатывающей инфраструктуры, а также привлечение кредитных средств на условиях проектного финансирования законодательства должно происходить в направлении совершенствования как лицензионной системы недропользования, так и в отдельных случаях – системы недропользования, построенной на применении режима соглашений о разделе продукции.[1]
Заключение
В данной работе был проанализирован нефтяной комплекс Росси: его история; основные российские добывающие компании; объёмы добычи, экспорта, импорта нефти; оценка обеспеченности России нефтесырьём; состояние нефтяной промышленности и нефтесервиса России; стратегия развития нефтяного комплекса России.
Нынешнее состояние нефтяной промышленности России характеризуется сокращением объемов прироста промышленных запасов нефти, снижением качества и темпов их ввода; сокращение объемов разведочного и эксплуатационного бурения и увеличением количества бездействующих скважин; повсеместном переходе на механизированный способ добычи при резком сокращении фонтанизирующих скважин; отсутствием некоторого значительного резерва крупных месторождений; необходимостью вовлечения в промышленную эксплуатацию месторождений; расположенных в необустроенных и труднодоступных районах; прогрессирующим техническим и технологическим отставанием отрасли; недостаточным вниманием к вопросам социального развития и экологии.
Для долгосрочного
устойчивого развития нефтяного
комплекса России, повышения экономической
эффективности и
В сложившейся ситуации целесообразно изменить административную, налоговую и таможенную политики для стимулирования геологоразведочных работ, ввода в эксплуатацию новых месторождений, применения современных методов повышения коэффициента использования нефти. Изменение организационно-экономических условий работы нефтяного комплекса, активное участие государства в геологоразведочных работах, создании транспортной и перерабатывающей инфраструктуры, оказание дипломатической и политической поддержки деятельности российских нефтегазовых компаний на международных рынках обеспечат устойчивое функционирование нефтяного комплекса, реализацию долгосрочных целей развития экономики страны, усиления геополитических и экономических позиций России в мире.
Список использованных источников
1. Конторович А. Э., Коржубаев А. Г., Эдер Л. В. Стратегия развития нефтяного комплекса / Всероссийский экономический журнал «Экономика и организация». – 2008.- №7. – С. 69-78
2. Коржубаев
А. Г., Соколова И. А., Эдер Л.
В.. Анализ тенденций в нефтяном
комплексе России / Всероссийский
экономический журнал «Экономик
3. Коржубаев
А. Г., Соколова И. А., Эдер Л.
В.. Анализ тенденций в нефтяном
комплексе России / Всероссийский
экономический журнал «
4. Пусенкова Н. Н.. Государство в нефтяной отрасли / Всероссийский экономический журнал «Экономика и организация», 2010 ., - № 9 – С. 50-65
5. Дунаев В.Ф.
Экономика предприятий
6. Мартынов
В. Н. В нефтегазовом
7. http://institutiones.com
8. www.ru.wikipedia.org
9. www.csc.com.ua
10. www.petroleum.all-www.ru
11. http://lenta.ru/
12. www.expert.ru/
13. http://www.ngfr.ru
14. http://www.gazprom-neft.ru/
15. http://www.mirnefti.ru/