Некоммерческие организации в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является:
1) Изучение характеристики некоммерческих организаций в рыночной экономике.
2) Изучение механизма хозяйствования некоммерческих организаций.
3) Анализ динамики финансово-хозяйственной деятельности некоммерческой организации МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника».

Содержание работы

Введение......................................................................................................................3
1. Характеристика некоммерческих организаций...................................................4
1.1. Некоммерческие организации: понятие, признаки......................................4
1.2. Формы некоммерческих организаций...........................................................8
1.3. Отношения собственности некоммерческих организаций........................15
2. Механизм хозяйствования некоммерческих организаций...............................19
2.1. Доходы некоммерческих организаций и их структура..............................21
2.2. Состав расходов некоммерческих организаций.........................................26
2.3. Налогообложение некоммерческих организаций.......................................31
3. Динамика финансово-хозяйственной деятельности МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника».........................................................................................33
Заключение.................................................................................................................49
Список литературы....................................................................................................50

Файлы: 1 файл

Курсовая по микроэкономике.docx

— 98.90 Кб (Скачать файл)

Выполнение «функций по оказанию государственных услуг» конкретизируется рядом параметров:

- субъектом, предоставляющим государственную услугу (органы исполнительной власти, федеральные государственные и муниципальные учреждения, иные организации);

- объектом оказания государственной услуги (граждане и организации)

- подходом к оплате услуги (безвозмездно или по ценам, регулируемым

органами государственной власти);

- возможными сферами оказания услуг (образование, здравоохранение, социальная защита, защита окружающей и др.).

Выделение государственных (муниципальных) услуг в общей  структуре бюджетных ассигнований – процесс, который преследует две  цели.

Во-первых, анализ правового  обоснования, во-вторых, управленческий подход, т.е. экспертная оценка, как построен деятельность органов управления, бюджетных учреждений, на какие сегменты ее можно разбить, как ее представить в виде отдельных разделов. Для этого необходимо формирование перечня государственных и муниципальных услуг, разработка стандартов их качества и административных регламентов.

Стандарты государственных  услуг устанавливают необходимый  уровень их качества и доступности, а административные регламенты –  определяют сроки и последовательность действий органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также порядок его взаимодействия с другими органами исполнительной власти и организациями при предоставлении государственных услуг.

1) Стандартизация является важным, но не единственным условием обеспечения качества услуг. Не менее важным является нормирование затрат на оказание услуг. В сфере государственных и муниципальных услуг применение методов нормирования должно преследовать достижение не только конечных экономических, но и социальных целей. Следовательно, для разработки адекватных социально-экономических нормативов необходимо располагать данными, характеризующие результаты оказания услуг, в частности, данными, позволяющими провести оценку их эффективности и результативности. Эффективность характеризуется параметрами, проводящими сопоставление результатов с затратами на их достижение.

Проведение планирования и мониторинга результативности оказания бюджетных услуг включает ряд этапов. Прежде всего, необходимо определение целей, задач и потребителей услуг бюджетной организации. Цели указывают на желательные долгосрочные результаты. Задачи ориентированы на конкретные результаты, поддаются измерению и позволяют определить потребителей услуг, получающих блага от деятельности организации. Для оценки объемов бюджетных услуг используются:

- данные (фактические и прогнозные) о численности контингента потенциальных получателей услуг.

- результаты изучения общественного мнения потенциальных потребителей услуг и исследований независимых экспертов.

- данные об объемах неудовлетворительных потребностей населения из отраслевых учетных регистров и других источников.

- статистика обращений в исполнительные органы потенциальных потребителей услуги и другая информация.

2) Результативность и эффективность предполагают, что, во-первых, будут введены некоторые показатели – «индикаторы», используемые для измерения прогресса в достижении поставленных целей, а, во-вторых, будет разработана система сбора информации, необходимой для их оценки. Показатели эффективности бюджетных услуг могут быть разбиты на три основные группы5:

- отраслевые показатели: объемы оказанных бюджетных услуг по видам отраслей и по отдельным специальностям, количество оказанных услуг и полученных результатов, число потребительских услуг, относящихся к определенной социальной группе;

- экономические показатели: затраты на оказание бюджетных услуг, удельный вес расходов на оплату определенных видов бюджетных услуг, отдельные показатели использования финансовых средств;

- социальные показатели: показатели образованности, смертности, рождаемости, средней продолжительности жизни, заболеваемости, удовлетворенность населения качества бюджетных услуг.

Оценка эффективности  бюджетных услуг предполагает сопоставление  полученных результатов с ресурсами, потраченными на их достижение.

В основе общей оценки эффективности  государственных услуг лежат  два основных понятия: экономическая  и социальная эффективность.

Наиболее корректному  измерению поддается экономическая  эффективность, тем не менее, для муниципальных услуг большее значение имеет их социальная эффективность. Также необходимо выяснить, является ли достигнутое в ходе реализации программы оказания услуг распределение ресурсов (кадровых, финансовых или технологических и т.д.) оптимальным, поскольку услуги могут быть социально эффективными, но неэффективными экономически.

Выбранные индикаторы должны: соответствовать целям и задачам  организации, давать необходимую информацию о ходе выполнения бюджетного задания; отвечать требованиям; доступности, полноты, достоверности, своевременности, однозначности интерпретации, ясности понимания гражданами и должностными лицами.

При разработке контрольных  значений индикаторов необходимо учитывать  результаты предыдущих периодов и рассматривать  показатели эффективности в динамике. Также необходимо обеспечить возможность  сравнительного анализа результативности деятельности однопрофильных бюджетных учреждений в разных регионах. Программная деятельность предусматривает выполнение функций, закрепленных за бюджетной организацией, исполнение которых является целью ее деятельности. Каждая функция в свою очередь связана с непосредственными планово-производственными показателями деятельности организации.

3) Оценка эффективности программных расходов является продолжением наблюдения и включает в себя следующие элементы6:

- оценка планирования (насколько полно удалось предсказать ход выполнения программы);

- оценка результативности программы (в какой степени достигнуты цели программы);

- оценка соблюдения плана реализации программы (были ли выполнены все запланированные мероприятия осуществлялись ли какие-либо дополнительные мероприятия);

- оценка эффективности реализации программы (каковы затраты на достижение запланированных результатов);

- оценка соблюдения процедур при реализации программы (соблюдались ли процедуры, регламентирующие расходования средств).

По результатам оценки реализации программной деятельности можно:

- делать выводы о том, насколько хорошо реализуется программа в целом;

- выявлять негативные тенденции хода реализации программы, их причины (выполнение анализа, достижение цели, эффективности, и иных более детальных показателей);

- вырабатывать рекомендации по улучшению планирования, реализации и контроля за осуществлением программной деятельности.

К внепрограммной деятельности субъекта бюджетного планирования может  относиться функционирование: бухгалтерии, подразделения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), юридического отдела, аналитического подразделения. Оценка результативности внепрограммной деятельности может опираться только на специально разработанные внутриведомственные  нормативы. Однако разработка таких нормативов не всегда возможна. В этом случае оценка результативности будет неявной, предполагающей эквивалентность внутренних услуг, оказываемых подразделением субъекта бюджетного планирования, с услугами, оказываемых аналогичными подразделениями государственных и коммерческих организаций.

4) Необходимо также сохранение системы сметного планирования и финансирования в отношении бюджетных расходов, не имеющих прямой связи с конечными результатами деятельности учреждений. Следует отметить, что разработка нормативов финансирования существенно осложняется незапланированными и трудно прогнозируемыми увеличениями объемов работ в течение года, требующими дополнительных затрат материальных и трудовых. В связи с этим разрабатываемая модель финансирования допускает возможность создания соответствующих ресурсных резервов. Для анализа и интерпретации индикаторов необходимо использовать следующие аналитические методы: построение тенденций, трендов, вариаций, расчет средних значений, динамики изменений во времени, выявления влияния разных факторов. Отчеты о результативности должны составляться для внутренних и внешних пользователей.

5) Общественности будут интересны важные качественные результаты. Степень достижения запланированных результатов и намеченных целей предполагается оценивать на основе сопоставления фактически достигнутых результатов с их плановыми значениями, определяемыми в процессе планирования. Такие оценки должны найти место на каждом уровне контроля деятельности государственной учреждения. В связи с этим прослеживается тенденция по воссозданию системы внутреннего контроля учреждения, способного отслеживать внутри текущего периода цели и показатели выполнения бюджетной программы. Главный распорядитель в этих условиях призван осуществлять контроль как предварительно при принятии к выполнению соответствующих задач и программ, так и фактическое их текущее выполнение при принятии отчетности.

Следовательно, оценка эффективности  бюджетных услуг предполагает сопоставление полученных результатов с ресурсами, потраченными на их достижение. Повышение экономической эффективности заключается в экономии расходов при сохранении прежнего объема услуг или увеличении объема услуг при сохранении того же объема финансирования. Кроме экономической эффективности необходимо оценивать социальную эффективность, как соотношение достигнутого социально значимого результата и потраченных ресурсов. Необходимо также оценивать качество бюджетных услуг по трем аспектам:

- качество структуры (организация работы персонала, квалификация работников);

- качество процесса (соблюдение стандартов оказания услуг);

- качество конечного результата (экономическая и социальная эффективность).

Все эти предусматривает  технология бюджетирования ориентированного на результат. Несмотря на очевидные  достоинства БОРа, с ним также  связаны определенные проблемы7:

1) Бюджетное задание, необходимо увязать с конечным, социально значимым результатом. Установление такой связи может потребовать проведение дополнительных исследований в социальной и экономической сферах, далеко выходящих за рамки собственного бюджетного процесса и требующих дополнительных затрат.

2) Необходимо создание системы контроля качества государственных (муниципальных) услуг, что также потребует дополнительных затрат.

3) Достаточно сложным и также затратным процессом является сама разработка и поддержка в актуальном состоянии норматива финансирования.

4) Бюджетирование, ориентированное на результат, необходимо сопоставлять с традиционными методиками. Это облегчит процесс бюджетирования в переходный период от традиционного бюджетирования к БОР, а в дальнейшем может использоваться в целях организации системы контроля расходования бюджетных средств. При этом обязательным является установление взаимосвязи показателей, характеризующих непосредственное планирование деятельности сети бюджетных учреждений, с конечными, отражающими достижение социальных целей.

5) Для наибольшей эффективности и упрощения расчетов методика БОРа, должна использовать автоматизированные технологии приема, подготовки, учета, организации хранения и использования архивной, текущей и прогнозной информации, необходимой для обеспечения деятельности бюджетной организации, формирование централизованного электронного хранилища документов и данных, сегментированного по функциональному назначению и принадлежности.

Таким образом, проведенные  исследования позволят увеличить посещаемость поликлиники и при этом увеличить прибыль, а система БОРа направлена на улучшения результатов деятельности бюджетных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проделанная работа позволяет  сформулировать следующие результаты.

Первая глава курсовой работы позволила:

1) Рассмотреть понятие и признаки некоммерческих организаций, а также основные документы, регулирующие их деятельность.

2) Выявить основные формы некоммерческих организаций.

3) Изучить соотношения собственности некоммерческих организаций.

Вторая глава курсовой работы позволила:

1) Выявить доходы некоммерческих организаций и порядок их поступления.

2) Выявить состав расходов некоммерческих организаций.

3) Определить порядок налогообложения некоммерческих организаций.

Третья глава курсовой работы позволила:

1) Провести анализ финансово-хозяйственной деятельности некоммерческой организации на примере Муниципального учреждения здравоохранения «Городская стоматологическая поликлиника», расположенного в г. Южно-Сахалинске. Анализ показал, что учреждение может своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе. Это свидетельствует об удовлетворительном финансовом состоянии учреждения.

2) Провести мероприятие по повышению эффективности бюджетных услуг с использование системы бюджетирования, ориентированного на результат (БОР).  Данное мероприятие позволит увеличить посещаемость поликлиники и при этом увеличить прибыль.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст] от 30.11.94 № 51-ФЗ.

2. Закон РФ «О потребительской кооперации» [Текст] от 19.06.92 № 3085-1.

3. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть первая) [Текст] / Под ред. О.Н. Садикова. – М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 1997.

Информация о работе Некоммерческие организации в рыночной экономике