Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 16:43, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ практического применения различных способов оценки результативности и определение влияния конкретного результата на дальнейшую эффективность деятельности некоммерческой организации. Данная цель реализуется посредством следующих задач:
• изучение теоретических аспектов анализа эффективности в некоммерческом секторе;
• рассмотрение проблем и их решений в анализе деятельности некоммерческих организаций;
Введение 2
Глава 1. Некоммерческие организации: понятие, признаки 3
Глава 2. Формы некоммерческих организаций 7
2.1Общественные и религиозные организации 8
2.2Фонды 10
2.3Государственная корпорация 10
2.4Некоммерческие партнерства 11
2.5Учреждения 12
2.6Автономная некоммерческая организация 13
2.7Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) 13
2.8Потребительские кооперативы 14
Глава 3.Сущность анализа результатов деятельности некоммерческих организаций. Определение и основные понятия 15
3.1 Сущность результативности деятельности некоммерческих организаций. Способы расчета и анализ показателей результативности деятельности некоммерческих организаций 15
3.2 Функции анализа деятельности некоммерческих организации 19
Глава 4. Характеристика ряда некоммерческих организаций. Система анализа результатов деятельности, её практическое значение 22
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Деятельность некоммерческой организации не связана с такими показателями. Вопрос: что можно считать “результатами" деятельности организации по-прежнему остаётся затруднительным для некоммерческого сектора. Однако ответить на этот вопрос можно. Результаты даже можно представить в виде цифр - по крайней мере, некоторые из них. В оценке эффективности деятельности большое значение придается анализу социальных результатов, которые отражают степень достижения основных целей деятельности некоммерческой организации. Одним из таких результатов является социальный индекс Вайсброда, коэффициент социальной рентабельности.
Социальный индекс (индекс общественности) - PI (publicness index) был введен американским ученым Вайсбродом для определения уровня производства социальных эффектов в некоммерческих организациях. Согласно Вайсброду, индекс отражает “взаимосвязь между видами финансовых поступлений предприятия и характером предоставляемых им услуг или производимой продукции”.
Доходы от создания общественных благ - это благотворительные вклады, гранты, государственные дотаций и т.п. К выпуску частных благ относится реализация товаров, услуг и работ; а также членские и спонсорские взносы. В качестве единиц измерения индекса выступают его абсолютные значения. Социальный индекс принимает значения от 0 до бесконечности. Индекс равен нулю в коммерческих организациях культуры, которые полностью существуют за счет выпуска частных благ, т.е. взносов своих членов или средств от реализации потребительских товаров и услуг. Бесконечно большие значения социального индекса характерны для некоммерческих организаций культуры, занимающихся исключительно созданием чистых общественных благ, т.е. вся деятельность которых направлена на достижение социальных эффектов. В связи с этим данные структуры финансируются только за счет благотворительных вкладов, пожертвований, грантов и субсидий.
Социальный индекс можно использовать для оценки уровня самофинансирования организаций культуры. Если индекс равен нулю, то организация культуры находится на полном самофинансировании. Чем больше значение социального индекса, тем ниже уровень самофинансирования некоммерческие организации.
Следующий коэффициент - SR (коэффициент социальной рентабельности) рассчитывается по аналогии с показателем экономической рентабельности как отношение денежной оценки социального эффекта к затратам на производство данного социального эффекта.
В отличие от показателя экономической рентабельности, коэффициент социальной рентабельности не всегда поддается исчислению. Измерение денежной оценки социального эффекта и затрат, связанных с его производством, в большинстве случаев является крайне сложной задачей. Проявление социального эффекта от потребления культурных, образовательных и других некоммерческих услуг растянуто во времени и находит свое отражение в различных отраслях экономики. Повышение образовательного, культурного уровня приводит к росту потребления в социально-культурной сфере, повышению производительности труда в сфере материального производства и т.д.
На практике показатель социальной рентабельности находит свое применение при оценке проектов, имеющих социальную значимость. Так, благотворительные фонды при проведении экспертизы отбираемых проектов часто используют данный показатель.
В силу того, что основной целью деятельности некоммерческих организаций является не извлечение прибыли, а реализация общественно-полезных функций, оценка инвестиционных проектов НКО носит ярко выраженную специфику.
Процедура оценки инвестиционных проектов некоммерческой организации имеет две составляющие: экономическую и социальную.
Экономическая составляющая основывается на анализе финансовых выгод от реализации проекта, а социальная составляющая - на оценке социальных результатов от выполнения проекта.
Анализ экономических результатов инвестиционных проектов НКО базируется на тех же показателях, что и для коммерческих предприятий. Это коэффициенты простой нормы прибыли, чистой приведенной стоимости, индекс доходности, период окупаемости вложенных средств, показатель внутренней нормы прибыли.
При оценке инвестиционных проектов некоммерческих организаций наиболее привлекательными являются проекты с наибольшими значениями социальной рентабельности. Однако в большинстве случаев проекты с высокими значениями социальной рентабельности являются экономически убыточными проектами. При этом важно, чтобы социальная рентабельность проекта компенсировала финансовую нерентабельность проекта, т.е. сумма экономической и социальной рентабельности была выше нуля.
Для подобной оценки целесообразно использовать показатель общей рентабельности проекта TR (или общей нормы доходности).
Показатель общей рентабельности есть сумма экономической и социальной рентабельности, т.е. чистая прибыль от реализации проекта суммируется с денежной оценкой социального эффекта от проекта и относится к затратам, связанным с его выполнением.
Таким образом, в целях
финансовой стабильности НКО должна
принимать к реализации проекты
с показателем общей
Тем не менее, возможны ситуации,
когда некоммерческая организация
реализует проекты с
Коэффициенты рентабельности являются достаточно наглядными показателями и удобными для анализа проектов НКО.
3.2 Функции анализа деятельности некоммерческих организаций
Перед некоммерческой организацией
стоит сложная задача: прежде чем
определить способы измерения
Есть разные виды результатов. Например, есть непосредственные результаты. Вам придётся долго работать, чтобы построить что - то новое на их основе. Возможно, эти результаты не так просто определить, но это необходимо сделать, чтобы можно было спросить: “Становимся ли мы лучше? Совершенствуемся ли мы? Расходуем ли мы свои ресурсы на то, что даёт результаты? ”
Необходимо снова и
снова напоминать себе о том, что
результаты деятельности некоммерческой
организации можно увидеть
Важной основой в
Миссия - это то, что выходит за рамки сегодняшнего дня, но определяет сегодняшний день, наполняет его. Как только теряется из виду миссия, организация теряется и начинает тратить ресурсы впустую. От миссии нужно переходить к очень конкретным задачам.
Задачи можно ставить только тогда, когда организация определит ключевые аспекты своей деятельности. Только после этого руководитель некоммерческой организации спрашивает: “Занимаемся ли мы тем, чем должны? Это по - прежнему та деятельность, которая необходима? По - прежнему ли она направлена на удовлетворение нужд и потребностей? ” И, самое главное: “По - прежнему ли мы добиваемся достаточно высоких результатов, которые оправдывают вложение наших талантов именно в этой сфере деятельности? ” Затем организация может перейти к следующему важному моменту, который часто формируется в виде такого вопроса: “По - прежнему ли мы там, где это необходимо? Не следует провести изменения? Не следует ли нам отказаться от того, чем мы занимаемся? ” Для того, чтобы точно ответить на эти вопросы необходимо постоянно анализировать деятельность и результативность организации.
Потребность в оценке деятельности
некоммерческих организаций усиливается
также таким явлением, как возросшая
конкуренция за ресурсы в некоммерческом
секторе и существующие в обществе
сомнения относительно того, насколько
рачительно и эффективно некоммерческие
организации расходуют средства
доноров, в том числе полученные
из государственного бюджета, и не злоупотребляют
ли они своими налоговыми привилегиями.
На Западе такие сомнения питаются
попадающими в прессу сведениями
о непомерно высоких зарплатах
руководства некоторых
Как известно, в России некоммерческая деятельность также стала предметом оживленного обсуждения, в ходе которого отмечалась возможность злоупотребления статусом НКО. Вместе с тем несомненно, что некоммерческий сектор в России имеет значительный потенциал роста и способен стать действенным фактором развития и модернизации страны.6 Тем важнее иметь возможность судить о том, в какой мере удается использовать этот потенциал. Оценки эффективности повышают прозрачность и подотчетность НКО, представляют объективную картину положения дел в некоммерческом секторе, поддерживают в нем конкурентность и дают стейкхолдерам важную информацию для принятия решений.
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что анализ результатов деятельности - верный путь развития и роста эффективности деятельности некоммерческой организации, а это в свою очередь значит, что разработка объективных показателей, отражающих результат проделанной работы, является одной из важнейших целей некоммерческого сектора.
Глава 4. Характеристика ряда некоммерческих организаций. Система анализа результатов деятельности, её практическое значение
Для того чтобы понять как
оценивать эффективность
Залогом успеха для "Камерного Театра" как для организации является миссия. То, на чём стоит театр, некий его фундамент, та идея, которой дышит вся театральная труппа во главе с художественным руководителем - это и есть миссия. С миссией рождаются конкретные задачи. Миссия "Ярославского Камерного театра" заключается в том, чтобы напомнить человеку о его человечности, раскрыть всю гамму чувств, свойственных живому человеку, заставить каждого задуматься о своих поступках, о жизни и своей роли в ней.
Немаловажным фактом в истории "Ярославского Камерного Театра" является то, что его первый спектакль появился раньше самого театра.
В 1999 г. два актёра играли в спектакле несуществующего театра. "Интервью" по пьесе американского драматурга Питера Суэта, разыгрываемое раз в неделю в стенах ярославского кафе "Актер", стало средством компенсации излишней актерской незанятости. В итоге появился театр: режиссер "Интервью" Владимир Воронцов стал его художественным руководителем, один из актёров - директором, а второй вошел в основной состав труппы.
На Московском международном
телевизионно-театральном