Необходимость и особенности экономического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

В повсеместной экономической деятельности предприятий и повседневной жизни людей, как писал А. Маршалл, возникли известная рыночная самостоятельность и привычка каждого самому выбирать свой правильный путь, вера в собственные силы, осмотрительность и вместе с тем быстрота в выборе решений и суждениях, умение и способности предвидеть будущее и определять курс своих действий с учетом реальных целей.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность планирования в экономике 4
1.1 Природа прогноза и плана 4
1.2 Значение процесса внутрифирменного планирования для промышленных предприятий в современных экономических условиях 5
2. Необходимость и особенности экономического планирования 7
3. Перспективы применения процесса внутрифирменного планирования на современных промышленных предприятиях 11
4.Основные инструменты и этапы процесса внутрифирменного планирования на современных промышленных предприятиях 16
Заключение 19
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.Стратегический менеджмент.Внутрифирменное планирование.docx

— 44.55 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание:

Введение 3

1. Сущность планирования в экономике 4

1.1 Природа прогноза и  плана 4

1.2 Значение процесса внутрифирменного планирования для промышленных предприятий в современных экономических условиях 5

2. Необходимость и особенности экономического планирования 7

3. Перспективы применения процесса внутрифирменного планирования на современных промышленных предприятиях 11

4.Основные инструменты и этапы процесса внутрифирменного планирования на современных промышленных предприятиях 16

Заключение 19

Список использованной литературы 21

 

 

 

 

Введение

В современных рыночных отношениях планирование экономической деятельности всех предприятий, независимо от сферы деятельности и формы собственности, является важной предпосылкой свободного производства и предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров.

В повсеместной экономической  деятельности предприятий и повседневной жизни людей, как писал А. Маршалл, возникли известная рыночная самостоятельность и привычка каждого самому выбирать свой правильный путь, вера в собственные силы, осмотрительность и вместе с тем быстрота в выборе решений и суждениях, умение и способности предвидеть будущее и определять курс своих действий с учетом реальных целей.

Планирование деятельности стало в настоящее время экономической  основой свободных рыночных отношений отдельных людей и целых трудовых коллективов, малых и крупных предприятий, всех хозяйствующих субъектов и экономических объектов с различными формами собственности.

Раскрытие содержания понятия "планирование" не должно базироваться на негативном отношении к его сути. После развала СССР слова "план", "планирование" совершенно необоснованно стали употребляться с отрицательным оттенком. Недостатки плановой экономики некоторые связывали с тем, что она была "плановой".

Планирование – это  управленческая деятельность, включающая процесс обработки информации, выбора наиболее оптимального пути развития для предприятия, а также контроля изменений окружающей среды в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах.

 

 

 

 

1. Сущность планирования в экономке

1.1 Природа прогноза  и плана

Человека всегда интересовали события  и время, следующее за настоящим. Собственно, любой вид знания рассматривается как основа для правильного понимания будущего. Понимание будущего, основанное на закономерностях развития природы, общества и мышления, связано с прогнозированием. Представление о будущем называется предвидением. Оно может быть как научным, так и ненаучным.

Научное предвидение — это опережающее  отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления. Научное предвидение может иметь форму: предсказания, которому присущ описательный характер, или форму предуказания, когда указываются необходимые действия для достижения цели.

Формой предсказания является прогноз, т.е. научное исследование, направленное на определение перспектив развития явления.

Планирование же — это проекция в будущее для достижения поставленной цели при определенных условиях и возможностях.

Прогноз и план как производные  экономического предвидения имеют  в своей природе много общего, хотя план предусматривается как  более сложная категория. Отметим  три особенности прогноза и плана.

  1. Прогноз связан с объективным течением жизни и исходит из её диалектического понимания, когда необходимость пробивает себе дорогу среди случайностей; план же включает решение, волю и ответственность лиц, его принявших, с целью преобразования действительности;
  2. Для прогноза характерно вероятностное наступление события; план же рассматривает это событие как цель деятельности;
  3. Для прогноза характерны альтернативные пути и сроки достижения события; для плана характерно решение относительно системы мер, предусматривающих последовательность, порядок, сроки и средства достижения нужного события.

1.2 Значение процесса внутрифирменного планирования для промышленных предприятий в современных экономических условиях

Процесс планирования направлен  на оптимальное соотношение между  производством и потреблением продукции, величиной рыночного спроса на товары и услуги и объемом их предложения предприятиями.

В рыночной экономике, ориентирующей  каждого производителя на максимальное удовлетворение потребностей в своих товарах и получение наибольшего дохода, огромное значение приобретает внутрифирменное планирование. В ходе планирования экономической деятельности каждого предприятия необходимо достижение полного объема производства и занятости имеющихся ресурсов, именно это и предполагает рациональное использование человеческого потенциала, производственных фондов, материальных запасов, рабочего времени, технологических методов, денежных средств, информационных возможностей и многих других факторов.

Основные черты процесса планирования различаются в зависимости от видов планирования. Рассмотрим два основных вида планирования: стратегическое и тактическое.

Стратегическое и тактическое  планирование – процессы далеко неоднозначные. Стратегия – это не функция времени, а функция направления. Стратегическое планирование не сосредоточено на данном отрезке времени, а включает в себя совокупность глобальных идей развития фирмы.

Тактическое планирование –  это принятие решений о том, как  должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей.

Можно отметить следующие  особенности тактического планирования:

  • выполнение решений лучше наблюдается, менее подвержено риску, поскольку такие решения касаются в основном внутренних проблем;
  • результаты решений легче оцениваются, так как могут быть выражены в конкретных цифровых показателях.

Для тактического планирования характерно сосредоточение на средних  и низших уровнях управления.

По мнению М. Бухалкова, сущность внутрифирменного планирования в условиях свободных рыночных отношений заключается в:

  1. научном обосновании на объектах планирования предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности;
  2. выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров;
  3. выполнении работ и оказании услуг с установлением таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.

В целом, внутрифирменное  планирование – это создание системы  долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов, касающихся всех отделов, подотделов и подразделений организации и определяющих, во-первых, стратегию, тактику и практику деятельности фирмы, во-вторых, прогноз развития внешнего окружения, в-третьих, цели функционирования, а также и другие системообразующие факторы.

 

 

2. Необходимость  и особенности экономического  планирования

В настоящее время считается, что  идея планирования в экономике в  целом разумна. Но опыт показал, что  директивное планирование должно осуществляться лишь на уровне фирмы. Это связано  с некоторыми особенностями внутрифирменного плана, который:

  1. составляется как задание частного владельца, несущего полную ответственность (вплоть до разорения) за достижение успеха;
  2. осуществляется в условиях гарантированной законом свободы выбора партнеров по сделкам и согласования с ними цены продажи;
  3. постоянно проверяется спросом покупателей;
  4. разрабатывается тогда, когда вся существующая по вопросу социально-экономическая информация может быть собрана и осмыслена тем лицом, которое принимает решение и полностью отвечает за их рациональность.

Однако эти особенности практически  не проявляются вв масштабе страны, а значит, и директивное планирование на этом уровне нецелесообразно.

Мировая система хозяйствования в  настоящее время активно использует возможности планирования. При разработке планов применяются: а) макропланирование; б) мезопланирование, т.е. планирование отраслей, подотраслей, территориально-производственных комплексов, промузлов, исходящих от ”метакорпораций”, к которым относятся межотраслевые, межрегиональные и международные финансово-промышленные группы; в) территориальное планирование, т.е. прогнозы, бюджетные планы и программы региональных и местных властей; г) микропланирование на уровне фирмы.

Планирование широко используется также на уровне предприятия. Многие фирмы, и не только крупного бизнеса, регулярно выполняют экономические расчеты на будущее. Развитие экономических отношений и рост экономического потенциала стран усиливает роль внутрифирменного планирования. Корпоративная и государственная собственность определяют необходимость единой статистической отчетности в мире, планирования с учётом выплаты дивидендов и минимального уровня эффективности. Кроме того, выполнение межфирменных соглашений и государственных заказов обусловливает организационные требования к фирме вообще и к планированию в частности. Работа по договорам требует стабилизации хозяйственной деятельности, надежности и взаимосвязи перспективной и текущей деятельности фирмы, согласованной со множеством партнеров по бизнесу, различными субподрядчиками, а также ориентации на выбранный сегмент рынка, что требует хорошего знания маркетинга. Эти факторы во многом определяют современную организацию внутрифирменного планирования.

К особенностям современной практики внутрифирменного планирования в условиях ранка относятся:

  • дифференциация функций планирования;
  • повышение сложности плана;
  • учёт требований маркетинга;
  • значительный объем элементов перераспределения ресурсов.

Критерием эффективности внутрифирменного планирования выступает степень использования плана в реальной хозяйственной жизни как руководства к действию, степень соответствия плана реальным условиям. Поэтому в настоящее время планирование фирмы представляет собой непрерывный процесс, направленный на адаптацию временных решений, относящихся к будущему, с учётом постоянного обновления информации о состоянии дел фирмы и условиях её деятельности.

Основной проблемой планирования сейчас является адаптация плана. Она  зависит от выбора момента принятия планового решения. затягивание  этого момента ради сбора и  анализа информации может привести к замедлению и потери времени. поэтому необходим выбор времени принятия планового решения, а затем разработка процесса его адаптации в учётом вновь поступающей информации.

В настоящее время в практике составления плана фирмы нет  четких правил. Здесь всё определяется здравым смыслом. Но обычно началу планирования предшествуют два отдельных этапа. На первом, предварительном этапе определяются реальные задачи фирмы, их возможные параметры и выявляются необходимые ресурсы. На втором этапе подтверждается реальность поставленных задач, происходит уточнение данных, а также определяются конкретные методы и способы их достижения. любой план фирмы имеет свои особенности. Так, составление оперативного годового плана по сбыту (продаже) может включать такие этапы:

  • определение общих принципов;
  • выбор методов достижения целей, которые разрабатываются и осуществляются в дальнейшем соответствующими службами. Эти службы предлагают конкретные способы и меры осуществления указанных в плане принципов;
  • расчеты экономического эффекта, которые выполняются соответствующими службами фирмы совместно с экономическим отделом.

Всё большую популярность в зарубежных фирмах приобретает контроллинг  — планирование, которое характеризуется  отношением к будущему. Контроллинг  позволяет посредством экономических  категорий анализировать, прогнозировать и корректировать деятельность фирмы  по достижению поставленных целей, выделять и учитывать интересы сторон. Специалист по контроллингу является по существу ”футурологом от экономики”. Он выполняет роль экономического советника руководства фирмы ”широкого профиля”: рассчитывает экономические показатели и планы, а также активно воздействует на различные службы, подсказывая менеджерам, как избежать трудностей, стремясь к максимальной выгоде.

Опыт показывает, что во внутрифирменном  планировании необходимо как подчинение, так и демократизм. Поэтому каждый специалист, починяясь по общим вопросам руководству, на своём участке работы имеет значительные полномочия, позволяющие ему принимать ответственные решения в пределах своей компенсации. Такой подход обеспечивает процессу планирования необходимую инициативу и творчество при самодисциплине исполнителей: работник сам проверяет ценность своего решения или приходит к выводу об отказе от него.

В настоящее время планирование опирается на развитый математико-статистический инструментарий и насчитывает сотни  моделей, а также массу разнообразных  приемов расчётов.

В сложном положении находится  теория и практика планирования в  нашей стране. Накопленный в прошлом  опыт оказался в принципе неприемлемым в новых экономических условиях. При решении рыночных задач потребуется время для его обновления. И если принципы планирования в корне меняются, то методологический потенциал меняется менее существенно. Поэтому творческое и адекватное использование наработок советской методологии планирования, очевидно, может быть востребовано рынком.

Информация о работе Необходимость и особенности экономического планирования