Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:58, курсовая работа
В повсеместной экономической деятельности предприятий и повседневной жизни людей, как писал А. Маршалл, возникли известная рыночная самостоятельность и привычка каждого самому выбирать свой правильный путь, вера в собственные силы, осмотрительность и вместе с тем быстрота в выборе решений и суждениях, умение и способности предвидеть будущее и определять курс своих действий с учетом реальных целей.
Введение 3
1. Сущность планирования в экономике 4
1.1 Природа прогноза и плана 4
1.2 Значение процесса внутрифирменного планирования для промышленных предприятий в современных экономических условиях 5
2. Необходимость и особенности экономического планирования 7
3. Перспективы применения процесса внутрифирменного планирования на современных промышленных предприятиях 11
4.Основные инструменты и этапы процесса внутрифирменного планирования на современных промышленных предприятиях 16
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Содержание:
Введение 3
1. Сущность планирования в экономике 4
1.1 Природа прогноза и плана 4
1.2 Значение процесса внутрифирменного планирования для промышленных предприятий в современных экономических условиях 5
2. Необходимость и особенности экономического планирования 7
3. Перспективы применения процесса внутрифирменного планирования на современных промышленных предприятиях 11
4.Основные инструменты и этапы процесса внутрифирменного планирования на современных промышленных предприятиях 16
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Введение
В современных рыночных отношениях планирование экономической деятельности всех предприятий, независимо от сферы деятельности и формы собственности, является важной предпосылкой свободного производства и предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров.
В повсеместной экономической деятельности предприятий и повседневной жизни людей, как писал А. Маршалл, возникли известная рыночная самостоятельность и привычка каждого самому выбирать свой правильный путь, вера в собственные силы, осмотрительность и вместе с тем быстрота в выборе решений и суждениях, умение и способности предвидеть будущее и определять курс своих действий с учетом реальных целей.
Планирование деятельности
стало в настоящее время
Раскрытие содержания понятия "планирование" не должно базироваться на негативном отношении к его сути. После развала СССР слова "план", "планирование" совершенно необоснованно стали употребляться с отрицательным оттенком. Недостатки плановой экономики некоторые связывали с тем, что она была "плановой".
Планирование – это управленческая деятельность, включающая процесс обработки информации, выбора наиболее оптимального пути развития для предприятия, а также контроля изменений окружающей среды в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах.
Человека всегда интересовали события и время, следующее за настоящим. Собственно, любой вид знания рассматривается как основа для правильного понимания будущего. Понимание будущего, основанное на закономерностях развития природы, общества и мышления, связано с прогнозированием. Представление о будущем называется предвидением. Оно может быть как научным, так и ненаучным.
Научное предвидение — это опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления. Научное предвидение может иметь форму: предсказания, которому присущ описательный характер, или форму предуказания, когда указываются необходимые действия для достижения цели.
Формой предсказания является прогноз, т.е. научное исследование, направленное на определение перспектив развития явления.
Планирование же — это проекция в будущее для достижения поставленной цели при определенных условиях и возможностях.
Прогноз и план как производные экономического предвидения имеют в своей природе много общего, хотя план предусматривается как более сложная категория. Отметим три особенности прогноза и плана.
1.2 Значение процесса внутрифирменного планирования для промышленных предприятий в современных экономических условиях
Процесс планирования направлен на оптимальное соотношение между производством и потреблением продукции, величиной рыночного спроса на товары и услуги и объемом их предложения предприятиями.
В рыночной экономике, ориентирующей каждого производителя на максимальное удовлетворение потребностей в своих товарах и получение наибольшего дохода, огромное значение приобретает внутрифирменное планирование. В ходе планирования экономической деятельности каждого предприятия необходимо достижение полного объема производства и занятости имеющихся ресурсов, именно это и предполагает рациональное использование человеческого потенциала, производственных фондов, материальных запасов, рабочего времени, технологических методов, денежных средств, информационных возможностей и многих других факторов.
Основные черты процесса планирования различаются в зависимости от видов планирования. Рассмотрим два основных вида планирования: стратегическое и тактическое.
Стратегическое и тактическое планирование – процессы далеко неоднозначные. Стратегия – это не функция времени, а функция направления. Стратегическое планирование не сосредоточено на данном отрезке времени, а включает в себя совокупность глобальных идей развития фирмы.
Тактическое планирование – это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей.
Можно отметить следующие особенности тактического планирования:
Для тактического планирования характерно сосредоточение на средних и низших уровнях управления.
По мнению М. Бухалкова, сущность внутрифирменного планирования в условиях свободных рыночных отношений заключается в:
В целом, внутрифирменное планирование – это создание системы долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов, касающихся всех отделов, подотделов и подразделений организации и определяющих, во-первых, стратегию, тактику и практику деятельности фирмы, во-вторых, прогноз развития внешнего окружения, в-третьих, цели функционирования, а также и другие системообразующие факторы.
В настоящее время считается, что идея планирования в экономике в целом разумна. Но опыт показал, что директивное планирование должно осуществляться лишь на уровне фирмы. Это связано с некоторыми особенностями внутрифирменного плана, который:
Однако эти особенности
Мировая система хозяйствования в
настоящее время активно
Планирование широко используется
также на уровне предприятия. Многие
фирмы, и не только крупного бизнеса,
регулярно выполняют
К особенностям современной практики внутрифирменного планирования в условиях ранка относятся:
Критерием эффективности внутрифирменного планирования выступает степень использования плана в реальной хозяйственной жизни как руководства к действию, степень соответствия плана реальным условиям. Поэтому в настоящее время планирование фирмы представляет собой непрерывный процесс, направленный на адаптацию временных решений, относящихся к будущему, с учётом постоянного обновления информации о состоянии дел фирмы и условиях её деятельности.
Основной проблемой
В настоящее время в практике составления плана фирмы нет четких правил. Здесь всё определяется здравым смыслом. Но обычно началу планирования предшествуют два отдельных этапа. На первом, предварительном этапе определяются реальные задачи фирмы, их возможные параметры и выявляются необходимые ресурсы. На втором этапе подтверждается реальность поставленных задач, происходит уточнение данных, а также определяются конкретные методы и способы их достижения. любой план фирмы имеет свои особенности. Так, составление оперативного годового плана по сбыту (продаже) может включать такие этапы:
Всё большую популярность в зарубежных
фирмах приобретает контроллинг
— планирование, которое характеризуется
отношением к будущему. Контроллинг
позволяет посредством
Опыт показывает, что во внутрифирменном планировании необходимо как подчинение, так и демократизм. Поэтому каждый специалист, починяясь по общим вопросам руководству, на своём участке работы имеет значительные полномочия, позволяющие ему принимать ответственные решения в пределах своей компенсации. Такой подход обеспечивает процессу планирования необходимую инициативу и творчество при самодисциплине исполнителей: работник сам проверяет ценность своего решения или приходит к выводу об отказе от него.
В настоящее время планирование опирается на развитый математико-статистический инструментарий и насчитывает сотни моделей, а также массу разнообразных приемов расчётов.
В сложном положении находится теория и практика планирования в нашей стране. Накопленный в прошлом опыт оказался в принципе неприемлемым в новых экономических условиях. При решении рыночных задач потребуется время для его обновления. И если принципы планирования в корне меняются, то методологический потенциал меняется менее существенно. Поэтому творческое и адекватное использование наработок советской методологии планирования, очевидно, может быть востребовано рынком.
Информация о работе Необходимость и особенности экономического планирования