Необходимость и особенности экономического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

В повсеместной экономической деятельности предприятий и повседневной жизни людей, как писал А. Маршалл, возникли известная рыночная самостоятельность и привычка каждого самому выбирать свой правильный путь, вера в собственные силы, осмотрительность и вместе с тем быстрота в выборе решений и суждениях, умение и способности предвидеть будущее и определять курс своих действий с учетом реальных целей.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность планирования в экономике 4
1.1 Природа прогноза и плана 4
1.2 Значение процесса внутрифирменного планирования для промышленных предприятий в современных экономических условиях 5
2. Необходимость и особенности экономического планирования 7
3. Перспективы применения процесса внутрифирменного планирования на современных промышленных предприятиях 11
4.Основные инструменты и этапы процесса внутрифирменного планирования на современных промышленных предприятиях 16
Заключение 19
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.Стратегический менеджмент.Внутрифирменное планирование.docx

— 44.55 Кб (Скачать файл)

К сожалению, в настоящее время  многие российские предприятия предпочитают вовсе не составлять планы, так как  в условиях нестабильности и несопоставимости данных трудно достичь точности расчетов, тем более на длительную перспективу. Кроме того, ощущается недостаток специалистов, знакомых с теорией рынка и имеющих практический опыт плановой работы в новых условиях.

 

 

 

3. Перспективы применения процесса внутрифирменного планирования на современных промышленных предприятиях

Анализ зарубежной практики внутрифирменного планирования показывает, что в повседневной деятельности на современных промышленных предприятиях в целом и в отдельных ее звеньях осуществляется долгосрочное, текущее, краткосрочное планирование.

Внутрифирменное планирование деятельности современных промышленных предприятий должно:

  1. Основываться на оценке перспектив в области политики, экономики, технологии;
  2. Опираться на современные методы прогнозирования и анализа, помогающие отслеживать новые тенденции;
  3. Выступать исходной функцией управления и важной задачей руководства.

Деятельность в области  внутрифирменного планирования, как  и любая другая управленческая деятельность, должна строиться на основании определенных принципов. Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в различных организациях и могут быть распространены в полной мере на современных промышленных предприятиях.

Правильное соблюдение принципов  планирования создает предпосылки  для эффективной работы предприятия и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования. Четыре основных принципа планирования, так называемые "общие черты хорошей программы действий", были определены еще в 40-е годы ХХ в. Это принципы единства, непрерывности, гибкости и точности.

Позднее (в 50-е годы) один из основоположников менеджмента И. Ансофф, обосновал еще один ключевой принцип планирования – принцип участия.

Рассмотрим основные принципы планирования.

  1. Принцип единства, т.е. холизма, которые означает, что используемые в планировании показатели надо обосновывать в их единстве, с учетом теоретической и практической взаимозависимости. Разработка плановых показателей должна осуществляться в направлении единого вектора цели. Соблюдение принципа требует координации и интеграции действий служб и подразделений системы, отражаемых в соответствующих плановых показателях. Плановое изменение показателя-фактора обязательно вызывает плановое изменение зависимого показателя деятельности.
  2. Принцип непрерывности определяет процесс планирования как непрерывный, когда на смену одному выполненному плану приходит другой новый план, а на смену второму — третий и т.д. принцип касается прежде всего планов различного периода: краткосрочный план является частью среднесрочного, а тот, в свою очередь, — частью долгосрочного. Такое понимание включает и связь планирования с прогнозированием, когда план есть производная от прогноза. Принцип также определяет кругооборот и последовательность этапов планирования. Однако их последовательность важна лишь для разработки отдельного показателя и календарного периода. Этапы планирования показателей разных планов в одной системе могут осуществляться как одновременно, так и различаясь по времени.
  3. Принцип гибкости означает способность плана менять свою направленность при изменившихся условиях деятельности и иметь определенные резервы. Принцип диктует наличие механизма изменения плановых величин, т.е. их возможную корректировку для адаптации к изменившимся обстоятельствам бизнеса. Кроме того, гибкость в планировании означает наличие определенных резервов или ”надбавок на безопасность”, которые должны самортизировать результаты работы при ухудшении условий деятельности.
  4. Принцип точности требует обоснованности, детализации и конкретизации планового показателя. Обоснованность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам, в том числе нормальным способностям и трудозатратам исполнителей. Так называемый напряженный план, превышающий эту норму, не оставляет резервов на случай ухудшения обстоятельств, а так называемый заниженный план создает условия для необоснованного поощрения работников без должных усилий с их стороны. Необходимость детализации и конкретизации плана в долгосрочной перспективе выражена менее ярко, чем в краткосрочном периоде. Действие данного принципа усиливается по мере приближения времени плана.
  5. Принцип участия означает, что в разработку плановых показателей должны включаться все специалисты объекта хозяйствования, а при необходимости — специалисты извне и партнеры по бизнесу. В разработке планового документа обязательно участие будущих исполнителей. Это повышает степень их вовлеченности в процесс работы, формирует чувство сопричастности. В ходе такого участия специалисты вносят свои идеи, предлагают свое видение решений проблем, что обогащает и уточняет содержание плана, позволяя создать действительно нужный и реальный документ, объединяющий в себе ракурс позиций структурных подразделений фирмы. В ходе такого участия создается система мер, в выполнении которой будут задействованы подлинные исполнители.

Таковы важнейшие требования или  принципы рыночного планирования в современном производстве. На их основе развиваются и формируются в процессе практической деятельности и все действующие общенаучные методы планирования, которые представляют процесс поиска, обоснования и выбора необходимых плановых показателей и результатов.

Все вышеперечисленные принципы могут быть использованы для внутрифирменного планирования на современных промышленных предприятиях.

Предприятие в своей деятельности неизбежно сталкивается с неопределенностью  внешней среды функционирования, вследствие чего оно не в состоянии предугадать все изменения, которые могут произойти во внешней среде. Планирование деятельности промышленного предприятия является одним из способов прояснения условий функционирования промышленного предприятия, т.е. уменьшения риска неопределенности.

Сознательное регулирование  рыночных отношений со стороны современных  промышленных предприятий частично может осуществляться посредством: вертикальной интеграции; контроля над спросом; контрактных отношений; создания предпринимательских сетей.

Эффективным и устойчивым источником воздействия на спрос  является маркетинговая деятельность современного промышленного предприятия. Одним из новых способов снижения степени неопределенности в процессе планирования деятельности современного промышленного предприятия являются контрактные отношения.

Контракт позволяет снизить  риск обеих сторон сделки: продавца и покупателя. Контракт позволяет составлять предварительные планы производства и обеспечения его необходимыми ресурсами, а крупному предприятию, кроме того, – планы научно-технических исследований.

Вместе с тем, так же, как и другие способы увеличения пределов планирования, контракты не являются абсолютным и универсальным средством, поскольку не устраняют риск, связанный с невыполнением обязательств одной из сторон. Причины невыполнения – воздействие всех факторов внешней среды, в том числе природных и политических стихий.

Интересным способом снижения неопределенности планирования деятельности современных промышленных предприятий могут стать сети или так называемые субконтрактные отношения. Они подразумевают объединение компаний, которые экономически заинтересованы друг в друге на основе гибких взаимоотношений и сотрудничества. От обычных рыночных сделок отношения в рамках сети отличаются тем, что они подкрепляются отношениями доверия и заинтересованности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Основные инструменты и этапы процесса внутрифирменного планирования на современных промышленных предприятиях

Процесс внутрифирменного планирования представляет собой комплекс необходимых  расчетов производственно-экономического характера, направленных на установление и реализацию долгосрочных и текущих целей производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия в определенные плановые периоды времени.

Практическое значение системы  внутрифирменного планирования состоит  в том, что с ее помощью обеспечивается тесная связь всех направлений деятельности фирмы, начиная с маркетинга и заканчивая сбытом готовой продукции.

Основными инструментами  процесса внутрифирменного планирования могут считаться отдельные планы, предоставляемые каждым структурным подразделением или отделом современного промышленного предприятия, но в итоге составляющие единый план развития всего предприятия.

Такими инструментами  могут считаться:

  • план сбыта – устанавливается на несколько лет вперед по количеству требующейся на рынке продукции (согласно спросу) в разрезе различных видов рынков и сегментов;
  • план производства – рассчитывается по исходным данным плана сбыта;
  • план создания производственных мощностей;
  • план инвестиционной деятельности
  • план по персоналу;
  • план материально-технического снабжения;
  • план материальных запасов;
  • финансовый план;
  • план ликвидностей;
  • план по рекламе;
  • плановый баланс – представляет собой данные сравнения экономико-финансового состояния предприятия с его обязательствами;
  • план результатов – содержит расчетные данные, отражающие различные виды предполагаемых результатов: экономических, финансовых, производственных, трудовых, социальных, экологических;
  • план по экологии.

По мнению Д. Хана процесс планирования в целом состоит из ряда этапов, следующих друг за другом. Рассмотрим кратко каждый из них.

На первом этапе фирма проводит исследования своей внешней и внутренней среды, определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для нее, проводит сбор и обработку информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.

На втором этапе устанавливаются желаемые направления и ориентиры своей деятельности (видение, миссия, комплекс целей). Иногда этот этап предшествует анализу среды.

На третьем этапе проводится стратегический анализ, в процессе которого сравниваются цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяется допустимый разрыв между ними.

При помощи методов стратегического  анализа формируются различные  варианты стратегии.

На четвертом этапе производится выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.

В процессе реализации пятого этапа подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.

Шестой этап представляет собой среднесрочное планирование, в процессе которого готовятся среднесрочные планы и программы.

На основе стратегического  плана и результатов среднесрочного планирования на седьмом этапе фирма разрабатывает годичные планы и проекты.

Восьмой и девятый этапы, не являясь стадиями непосредственного процесса планирования, определяют предпосылки для создания новых планов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данном реферате обосновывается необходимость использования накопленного опыта планирования деятельности на современных предприятиях. Также дано определение процесса внутрифирменного планирования на современных промышленных предприятиях, сделаны выводы о необходимости применения процесса внутрифирменного планирования. Кроме того, намечены перспективы применения процесса внутрифирменного планирования на современных промышленных предприятиях, а также рассмотрен процесс внутрифирменного планирования сквозь призму его основных этапов и инструментов.

Планирование — это процесс  экономического обоснования рационального поведения субъекта хозяйствования для достижения своих целей. Планирование представляет собой процесс формирования целей, определение приоритетов, средств и метолов достижения.

Сущность внутрифирменного планирования состоит в обосновании целей  и способов их достижения на основе выявления комплекса задач и  работ, определения эффективных  методов и способов их выполнения, необходимых для этого ресурсов, распределения их между членами  организации.

Основной целью плана является реализованное событие, а основной задачей планирования — выбор  волевых ответственных действий в условиях имеющихся ресурсных ограничений, сбалансированных по исполнителям, времени, ресурсам. Основная цель планирования — интеграция всех членов фирмы для решения комплекса задач и выполнения работ, обеспечивающих достижение конечных результатов на основе единства целей.

Внутрифирменное планирование представляет собой набор действий, предусматривающий  определение целей, параметров взаимодействия между задачами, работами и членами организации, способов и методов выполнения этих задач, а также распределение ресурсов и выбор других организационно-технологических, экономических и мотивационных решений, обеспечивающих достижение целей.

Необходимость планирования обусловлена  масштабом, сложностью и комплексностью хозяйственных задач; возрастающим значением времени; ограниченностью  финансовых, материально-технических  ресурсов и необходимостью их эффективного использования; необходимостью поиска оптимального решения этих задач с учетом внешних условий; объединением членов организации единством целей; созданием основ контроля.

В настоящее время приняты следующие  виды планирования: стратегическое (перспективное); тактическое; текущее, которое подразделяется по временным периодам и функциональным областям. Объединив все виды внутрифирменного планирования в организации, можно определить функцию планирования как внутрифирменное планирование стратегии, тактики и управленческой политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб., Питер Ком, 416 с., 2000.
  2. Ансофф И. Стратегическое управление. М., Экономика, 2001.
  3. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. М., ИНФРА-М, 400 с., 2001.
  4. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 40с.
  5. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник. - 2-е изд., перераб. идоп. - М., 2005. - 296с.
  6. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. М., Издательский дом ”Дашков и К”, 2000.
  7. Маршалл А. Принципы экономической науки. М., Прогресс, 416 с., 2003.
  8. Никитин А. Стратегическое управление крупным промышленным предприятием // Проблемы теории и практики управления - 2005. - С. 89-94.
  9. Самочкин В.Н., Пронин Ю.Б., Логачев Е.Н. Гибкое развитие предприятия: эффективность и бюджетирование. М., Дело, 387 с., 2000.
  10. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. М., Финансы и статистика, 800 с., 2007.

Различные интернет-ресурсы:

Информация о работе Необходимость и особенности экономического планирования