Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 16:56, реферат

Описание работы

Как показывает практика абсолютно всех стран мира, современная экономика предполагает неотъемлемое участие государства в ней как субъекта экономических рыночных отношений, а также управляющего и регулирующего органа. Различным образом в многих странах мира, согласно накопленному опыту и традициям, строятся отношения между основными субъектами экономики и правительством. Изучение такого понятия как экономическая роль государства - важнейшая составляющая экономического образования в странах, где развито рыночное хозяйство.

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование рыночной экономики.docx

— 41.40 Кб (Скачать файл)

Выделяют 2 направления регулирования экономики: прямое и косвенное.

Посредством использования своих ресурсов и объектов государство производит ряд определенных действий, которые называются прямым регулированием экономики. Главным примером будет являться установление направления и профиля деятельности казенных учреждений, утверждение плана их работы, контроль за финансовыми операциями, установление цен на производимую ими продукцию. Государство также проводит разделение объединений монополистического характера, в порядке принуждения приобретает акции или даже целые предприятия. Силами этого же воздействия планируется и впоследствии обеспечивается использование бюджета.

Система социального обеспечения, в свою очередь, функционирует под воздействием прямого регулирования и реализуется посредством программ социального страхования и дополнительного социального обеспечения. Прямое регулирование экономики происходит и через налоговую, кредитно-денежную, ценовую, внешнеэкономическую государственную политику.

Призвание методов косвенного воздействия заключается в том, чтобы обеспечивать условия для принятия решений субъектами экономики в интересах государственной экономической политики. Достоинством таких методов, безусловно, является способность создать баланс между общественными и частными интересами.

 

3. Подходы российского  государства к макроэкономической  политике (стратегия и тактика)

 

Финансовая политическая стратегия концентрируется направление усилий и ресурсов государства для достижения среднесрочных и долгосрочных целей социально-экономического развития. В нынешних условиях, стратегия фискальной политики определяется долгосрочными целями модернизации социально-экономической системы страны.

Основой бюджетной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 поставить стратегические цели развития страны, изложенных в Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012, и другие документы, а также основные положения бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012 - 2014 "и эффективности расходов бюджета по программам в Российской Федерации на период до 2012 года.

Макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, умеренная налоговая и долговая нагрузка, возможность привлечения долгосрочных кредитных ресурсов могут и должны быть важным конкурентным преимуществом России, приток инвестиций, инноваций, модернизация экономики и, как следствие, расширение возможностей для решить социальные проблемы.

Федеральный бюджет на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 должны быть бюджет, с помощью которого проблемы решаются в достижении устойчивого посткризисного развития, создания условий для развития и модернизации экономики, а также улучшить качество жизни граждан, укрепление обороноспособности и безопасности страны, повышения эффективности и прозрачности государственного управления.

Приоритеты бюджетной политики, которые определяют стратегию развития страны:

- Интеграция бюджетного  планирования в процессе формирования  и реализации долгосрочной стратегии  развития, в том числе, прежде  всего, на основе полного осуществления  программно-целевого принципа организации  органов исполнительной власти  и, соответственно, программных бюджетов;

- Создание переходного  периода предпосылки для введения  с 2015 года правила, регулирующие  нефтяных и газовых доходов  и ограничения на размер дефицита  федерального бюджета;

- Улучшение состояния  человека, адрес решении социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, продвижение инновационного развития страны;

- Увеличение прибыли на  государственные расходы, в том  числе через формирование рациональной  сети государственных учреждений, улучшение инвентаризации и улучшить  качество своих услуг;

- Эффективная децентрализация  субъектов публичного права.

Вклад федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 интеграции стратегического и бюджетного планирования будет состоять в том, что его разработка и реализация будет осуществляться в сочетании с корректировкой концепции долгосрочной перспективе развитие Российской Федерации на период до 2020 года, в то время как формирование государственных программ Российской Федерации и подготовке к переходу от 2013 к "бюджета по программам".

Последний кризис 2008-2009 показал, что Россия находится на новом витке социально-экономического развития. Исчерпав возможности предыдущей модели экономического роста, которая опирается на быстрое расширение внутреннего спроса. Новая модель будет требовать более интенсивного использования всех ресурсов и резервов производительности труда. Вот почему эта стратегия базируется на двух основаниях - новая модель экономического роста и новой социальной политики.

Очевидно, что новая социальная политика - это невозможно без экономического роста. Для реализации стратегических целей России необходимо не только экономическому росту, и его относительно высокие темпы, что значительно выше, чем темпы роста развитых стран.

В соответствии с концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Россия планирует развивать экономику страны на инновационный путь. Концепция модели инновационного развития, ориентированного на человека. Наряду с традиционными конкурентных преимуществ в области энергетики и сырьевого сектора, предполагается создать и активировать новые факторы экономического роста, отвечать на вызовы долгосрочного периода. Это - прорыв в повышении эффективности человеческого капитала и создание комфортной социальной среды, либерализация экономических институтов и укрепления конкурентной бизнес-среды, а также быстрое распространение новых технологий в экономике и развитие высоких технологий отраслях, призвав внешней политики. Эти факторы должны обеспечить полный выход российской экономики на пути долгосрочного устойчивого роста со средней скоростью около 6,4 - 6,5% в год.

Инновационное развитие российской экономики в период 2008 - 2020 гг. будет проходить в два этапа, которые отличаются с точки зрения и рисков социально-экономического развития, а также в качестве приоритетов экономической политики.

Первый этап (2008 -. 2012 гг) был основан на реализации и расширении глобального конкурентного преимущества, которыми пользуются российской экономики в «традиционных» областях - энергетика, транспорт, сельское хозяйство, переработка природных ресурсов. В то же время создаст институциональные условия и технологические основы для того, чтобы на следующем этапе системный перевод российской экономики в режим инновационного развития.

Первый этап характеризуется следующими точки зрения социально-экономического развития:

- Сужение возможностей  для ускоренного повышения уровня  энергетической и экспорт товара, экономической адаптации к вероятности  того, что внешняя экономическая  среда и нижние мировые цены  на нефть и сырье;

- Сокращение предложения  труда из-за сокращения численности  населения в трудоспособном возрасте, достигнув нехватка профессиональных кадров; более негативное воздействие на экономику ограничений, налагаемых энергетической инфраструктуры и транспорта; усиление конкуренции на внутреннем рынке связано, с одной стороны, с увеличением потребительского спроса на качество продукции, на другой - с истощением цен конкурентных преимуществ отраслей обрабатывающей промышленности; изменения в макроэкономической ситуации, прекращение рубля из-за снижения чистого экспорта.

Основные приоритеты социальной и экономической политики на первом этапе включают в себя:

в области развития человеческого потенциала:

- проведения неотложных мероприятий в области демографии и здравоохранения, направленные на стабилизацию демографической ситуации в обществе, снижение смертности в трудоспособном возрасте;

- выход минимальной заработной платы к минимальному прожиточному минимуму, внедрение отраслевых систем оплаты труда;

- решение социальных проблем военнослужащих;

- преодоление пенсионеры бедности (минимальная пенсия устанавливается в конце 2009 года на уровне не ниже прожиточного минимума, и средний размер трудовой пенсии увеличена до 2 - 2,5 прожиточных минимумов пенсионера в 2014 году - 2017);

- структурная и технологическая модернизация здравоохранения, образования и других социальных секторов, обеспечивая доступ к качественным социальным услугам для населения;

- создание механизмов доступа к качественному жилью, проблема ветхого жилья, модернизации жилищно-коммунального хозяйства;

в развитии высоко конкурентной институциональной среды:

- развитие конкурентных рынков товаров и услуг, капитала, рабочей силы, инфраструктуры, международного финансового центра в Москве;

- создание эффективного государства, снижение уровня коррупции;

- поддержание макроэкономического равновесия, обеспечивая стабильный обменный курс рубля и снижение инфляции до 5 - 6,5% в год к концу периода, и др.;

в области структурной диверсификации и инновационного развития:

- завершение формирования национальной инновационной системы, модернизация фундаментальных и прикладных наук и профессионального образования;

- способствовать модернизации высокотехнологичных отраслей в сотрудничестве с ведущими производителями, доступа к мировым рынкам с новых высокотехнологичных продуктов;

- содействие развитию малого и среднего бизнеса, и др.;

в расширении глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях:

- преодоление нехватки энергии в главном власти (генерирующих мощностей и сетевых), завершение реформы электроэнергетики, развертывание масштабных инвестиционных проектов в промышленности, и др.;

в укреплении внешнеэкономических позиций России:

- формирование таможенного союза с ЕврАзЭС, в том числе включая согласование законодательства и правоприменительной практики;

- расширение взаимных инвестиций, в том числе стран Евразийского экономического пространства, в целях обеспечения устойчивости торговых и кооперационных связей и повышения трансграничной мобильности факторов производства;

- завершение процесса вступления в ВТО и полного участия российской инфраструктуры в этой организации, соединяющей ОЭСР, и др.;

в сбалансированного пространственного развития:

- создание новых центров развития на юге России, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, связанные с комплексной переработки сырья, развития рекреационной инфраструктуры и другие.

В процессе реализации программы на первом этапе планируется достижение ряда целей (см таблицу ниже):

Показатель

Значение

Увеличение ожидаемой продолжительности жизни,  лет

2,5

Рост валового внутреннего продукта (ВВП),%

137 - 138

Рост производительности труда, %

140 - 141

Снижение энергоемкости ВВП, %

81 - 83

Рост реальных располагаемых доходов населения, %

153 - 154

Рост инвестиций в основной капитал, %

180 - 185

Расходы на НИОКР на конец периода, % к ВВП

1,4 - 1,6

Расходы на образование на конец периода, %  к ВВП

5,5 - 5,7

Расходы на здравоохранение на конец периода,  % к ВВП

4,8 - 5


Второй этап (2013 - 2020 гг.) - Прорыв в улучшении глобальной конкурентоспособности экономики за счет перехода его к новой технологической основе (информация, биотехнологии и нанотехнологии), повышение качества человеческого развития и социальной защиты, структурная диверсификация экономики. Основные приоритеты социальной и экономической политики на втором этапе включают в себя:

в области развития человеческого потенциала:

- распространение стандартов здорового образа жизни;

- улучшение окружающей среды, улучшение экологических стандартов, создание эффективной системы обращения с отходами производства и потребления, повышения обеспечения качества питьевой воды;

- создание эффективной пенсионной системы на принципах страхования и хранения, и др.;

в развитии высоко конкурентной институциональной среды:

- адаптация экономических институтов в соответствие с требованиями глобальной мобильности факторов производства и приграничного сотрудничества;

- обеспечение глобальной конкурентоспособности банковского сектора и финансовых рынков;

- снижение инфляции до уровня 3 - 3,5% в год;

в области структурной диверсификации и инновационного развития:

Информация о работе Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику