Неоднородность экономического пространства, перспективы сближения регионов по экономическому и социальному развитию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:33, контрольная работа

Описание работы

Современное состояние российской экономики вообще и региональной экономики, в частности, когда практически все регионы оказались в кризисной ситуации, таково, что требование обеспечения социально-экономической безопасности должно быть включено в число основополагающих принципов формирования и реализации региональной политики. Конкретные меры по реализации принципа социально-экономической безопасности определяются кругом наиболее острых проблем регионального развития.

Содержание работы

Введение

1. Неоднородность экономического пространства, перспективы сближения регионов по экономическому и социальному развитию.

2. Дезинтеграционные тенденции и возможности их преодоления.

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

региональная экономика.docx

— 34.65 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйства

 российской федерации

 

ФГОУ ВПО Ульяновская государственная

 сельскохозяйственная академия  ИМ.П.А.СТОЛЫПИНА

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Региональная экономика

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                           Выполнила:

                                                                                        Низаметдинова Э.И.

                                                                                        студентка 1 курса

                                                                             экономический факультет

                                                                              «Бухгалтерский учет,                    

                                                                              анализ и аудит»

                                                                              Срок обучения 3 года 6 месяцев

Преподаватель:

Нуретдинова Ю.В.

 Шифр 12016

 

 

 

 

 

 

                                                       2013 год

Содержание:

 

Введение

 

1. Неоднородность экономического пространства, перспективы сближения регионов по экономическому и социальному развитию.

 

2. Дезинтеграционные тенденции и возможности их преодоления.

 

Заключение

 

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Введение

Современное состояние российской экономики вообще и региональной экономики, в частности, когда практически  все регионы оказались в кризисной  ситуации, таково, что требование обеспечения  социально-экономической безопасности должно быть включено в число основополагающих принципов формирования и реализации региональной политики. Конкретные меры по реализации принципа социально-экономической  безопасности определяются кругом наиболее острых проблем регионального развития.

Среди них выделяется по своей масштабности и остроте проблемы экономической  реинтеграции регионов России. Ослабление интеграционных связей между регионами, сепаратистские и автаркические  тенденции как важнейшая причина  ослабления Федерации оказывают  серьезное отрицательное воздействие  на экономическую безопасность России.

    Происходят опасные процессы экономической дезинтеграции: опережающее сокращение межрайонных связей по сравнению с общими темпами падения производства, территориальное, а следовательно, и объемное сужение рынков сбыта, деспециализация хозяйства регионов, о чем, в частности, свидетельствует тот факт, что взаимные неплатежи предприятий на 90% замыкаются внутри регионов – все это выдвигает проблему экономической дезинтеграции на одно из первых мест среди проблем экономической, политической и социальной безопасности страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Неоднородность экономического пространства, перспективы сближения регионов по экономическому и социальному развитию.

 

    На основе анализа статистических данных наблюдается процесс усиления неоднородности экономического пространства России, сопряжённый с дифференциацией уровня социально-экономического развития в регионах страны. Выявлены причины этого процесса и возможные его последствия для будущего развития российской экономики. Показано, что следствием сложившегося в 1990-е годы усиления неоднородности экономического пространства России и увеличения ее межрегиональной экономической дифференциации стало расширение ареалов бедности и депрессивного экономического развития, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия, нарастание межрегиональных противоречий. На основе анализа статистических данных выявлены различия между российскими регионами по основным экономическим индикаторам: объему производства, численности безработных, денежным доходам населения, индексу потребительских цен и стоимости минимального набора продуктов питания, обеспеченности жильем на душу населения. Причины неоднородности экономического пространства России связаны с крайне неравномерным распределением населения и национального богатства по территории страны, регулируемым перемещением населения, ростом крупных городов, процессом депопуляции, объемами и направлениями внутренней и внешней миграции.

       Обеспечить однородность, единство и целостность экономического пространства позволит тщательно взвешенная консолидированная политика государства, учитывающая региональное многообразие национального хозяйства и ориентированная на использование преимуществ каждого региона и межрегиональной кооперации, гармонию интересов региональных социумов, реализацию принципа равных возможностей для всех граждан независимо от их места жительства.

     В поддержку данной  позиции, аналитики , утверждают, что необходимо развивать малый город, его самодостаточность, чтобы с учетом реальных ограничений и объективных процессов обеспечить максимум возможных экономических, социальных и экологических благ. Для этого необходимо создать условия развития интеллектуальных, творческих, эстетических, этических, духовных, культурных, информационных ценностей для самореализации каждого жителя города, а не только чисто материальные блага. Производство и воспроизводство экономических благ возможно за счет благ природы, которые во многом зависят от характера воспроизводства социальной системы и социальных интересов.

      В современных  условиях цель стратегии административно-территориального  развития заключается в укреплении  единого экономического пространства, политической целостности и безопасности  региона, его гармоничном функционировании  на основе оптимальной специализации  в мирохозяйственном разделении  труда, использовании ресурсного  потенциала и конкурентных преимуществ.  При этом необходимо учитывать,  что социальная, экономическая, политическая, институциональная, правовая подсистемы  целостной системы "регион", отдавая свою энергию и заимствуя  ее у других, стремятся к максимальному  самосохранению.

      Дифференциация уровней развития регионов

     Исторически сложившаяся  неоднородность экономического  пространства России оказывает  значительное влияние на структуру  и эффективность экономики, стратегию  и тактику институциональных  преобразований и социально-экономической  политики. Дифференциация регионов  значительно усилилась в 1990-х  годах. Это объяснялось тремя  комплексами причин. Во-первых, включился  механизм рыночной конкуренции,  разделяющей регионы по их  конкурентным преимуществам и  недостаткам; обнаружилась различная  адаптируемость к рынку регионов  с разной структурой экономики  и разным менталитетом населения  и власти. Во-вторых, значительно  ослабла регулирующая роль государства,  что выразилось в сокращении  государственных инвестиций в  региональное развитие, отмене большинства  региональных экономических и  социальных компенсаторов. В-третьих,  возникло фактическое неравенство  различных субъектов Федерации  в экономических отношениях с  центром. Анализ величин ВРП  на душу населения за 1994-2001 гг. показывает усиление разрыва  между наиболее и наименее  развитыми регионами -- субъектами  РФ .

      Максимальное различие  между 88 регионами (Ханты-мансийский  округ и Дагестан) в 2001 г. достигло 37,1 раза! При этом распределение  регионов сильно асимметрично: выше  среднероссийского уровня находится  только 20 субъектов РФ, а ниже - 69 (включая Чечню). Наблюдаемые межрегиональные  различия лишь отчасти можно  относить на дефекты статистических  измерений .

     По степени межрегиональной  социально-экономической дифференциации  Россия занимает первое место  в мире, а различия между российскими  регионами превышают различия  между странами «золотого миллиарда»  и самыми отсталыми странами  мира. Отношение к фактам растущей  межрегиональной социально-экономической  дифференциации поляризовано: от  молчаливого безразличия ортодоксальных  макро экономистов до периодически  появляющихся панических откровений  политиков и журналистов.

    Нынешний уровень межрегиональной дифференциации - это уже не столько наследие прошлой эпохи, сколько свидетельство несовершенства формирующегося рыночного пространства и слабости механизмов его целевого регулирования. Различия регионов по уровню экономического развития и уровню жизни столь значительны, что ставить задачу выравнивания этих уровней абсолютно нереалистично. Сейчас необходимо сосредоточиться на том, чтобы остановить дальнейшее отставание регионов-аутсайдеров, в самое ближайшее время сократить минимум в три раза долю населения, живущего в отстающих регионах за чертой бедности, создать условия для ускорения экономического роста в этих регионах.

  Дифференциация уровней доходов населения

       Под дифференциацией  понимается некоторое различие  между элементами в общей совокупности (от латинского differentia -- различие). Дифференциация  уровней доходов населения характеризует  степень неравномерности распределения  материальных и духовных благ  между членами общества. Неравенство  доходов характерно для всех  экономических систем. Наибольший  разрыв в уровне доходов отмечался  в традиционной системе. Этот  разрыв был больше, чем в эпоху  капитализма свободной конкуренции.  Затем при переходе к современной  рыночной экономике различия  в уровне доходов (и имущества)  заметно уменьшаются. При переходе  от административно-командной к  рыночной системе рост дифференциации доходов связан с тем, что часть населения продолжает жить в условиях распадающейся прежней системы и одновременно возникает общественный слой, действующий по законам рыночной экономики. По мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения размеры неравенства сокращаются.

     Для количественной  оценки дифференциации доходов  применяются различные показатели. Степень неравенства доходов  отражает кривая Лоренца. регион  доход население экономический.

    Одним из наиболее  часто употребляемых показателей  дифференциации доходов является  квинтильный коэффициент, выражающий  соотношение между средними доходами 20% (10%) наиболее высокооплачиваемых  граждан и средними доходами 20% (10%) наименее обеспеченных.

    Для характеристики распределения  совокупного дохода между группами  населения применяется индекс  концентрации доходов населения  (коэффициент Джинни). Чем больше  этот коэффициент, тем сильнее  неравенство, то есть чем выше  степень поляризации общества  по уровню доходов, тем коэффициент  Джини ближе к 1. При выравнивании  доходов в обществе этот показатель  стремится к нулю.

     Государственная политика  доходов заключается в перераспределении  их через госбюджет путем дифференцированного  налогообложения различных групп  получателей дохода и социальных  выплат. Ныне все развитые страны  мира создали системы социальной  поддержки малоимущих. Система денежных  или натуральных выплат населению,  не связанных с его участием  в хозяйственной деятельности  в настоящее время или в  прошлом, называется социальными  трансфертами. Целью социальных  трансфертов является гуманизация  отношений в обществе, предотвращение  роста преступности, а также поддержание  внутреннего спроса. Механизм социальных  трансфертов включает изъятие  в форме налогов части доходов  у средне- и высокодоходных слоев  населения и выплату пособий  наиболее нуждающимся и инвалидам,  а также пособий по безработице.

      Проблема распределения  доходов населения имеет две  противоположные стороны. С одной  стороны, распределяя доходы, государство  максимизирует удовлетворения нужд  потребителя, стимулирует спрос  на продукцию, снижает уровень  социальной напряжённости в обществе. Но с другой, отобрание части  доходов у богатых и передача  их бедным ведёт к тому, что  и те и другие не стремятся к росту своих доходов, а значит, снижается уровень экономической активности в обществе. Таким образом, государство должно стремиться к уменьшению уровня коэффициента Джинни, но лишь до определённого размера.

       Одной из причин  дифференциации доходов населения  является разный уровень экономического  развития в регионах одного  государства, что связано со  многими факторами, такими как,  наличие ресурсов производства, географическое положение, развитие  транспортной инфраструктуры и  многие другие факторы. Данная  проблема в государстве решается  через межбюджетные трансферты. 

Информация о работе Неоднородность экономического пространства, перспективы сближения регионов по экономическому и социальному развитию