Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 15:16, курсовая работа
Целью исследования является более полная идентификация неоклассического направления в теории производства.
В соответствии с общей целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
Изучение истории формирования экономической мысли в неоклассическом подходе, ее эволюцию и ценность в экономической теории.
Соотношение предмета и метода в неоклассике.
Введение
1. История развития неоклассической теории
1.1 Место неоклассики в истории экономической теории
1.2 «Старая» неоклассика
1.3 «Оппозиционная» неоклассика
1.4 Современная неоклассика
1.4.1 Кризис современной неоклассики
2. Неоклассический подход
2.1 Предмет и методология неоклассического подхода
Заключение
Список использованных источников
1. Люди имеют рациональные
2. Индивиды максимизируют
3. Люди действуют независимо друг от друга на основе полной и относящейся к делу информации.
Теории, основанные на этих допущениях, являются неоклассическими теориями. Таким образом, мы можем говорить о неоклассической теории прибыли или занятости, роста или денег. Мы можем создать неоклассические производственные взаимосвязи между затратами и результатами или неоклассические теории брака и развода и интервалов между родами.
Рассмотрим, например, увольнения с работы. Теория, в которой допускается, что решения фирм об увольнениях основаны на поиске равновесия между выгодами от увольнения дополнительного работника и издержками, связанными с этим действием, будет неоклассической теорией. Теория, объясняющая решения об увольнениях изменением вкусов управляющих на работников с теми или иными свойствами, не будет неоклассической теорией. Что можно противопоставить неоклассической экономике? Нам говорят, что в современной экономической науке существует несколько разных школ. К ним относятся (нео)марксизм, (нео)австрийская школа, посткейнсианство, (нео)институционализм и другие, представляющие собой альтернативные метатеоретические основы для построения экономических теорий. Идеи этих школ пропагандируются соответствующими обществами и журналами. Некоторые из этих школ произвели такие идеи, которые были усвоены и неоклассической теорией: примером является австрийское понимание предпринимательства.
Однако в зависимости от степени, в которой эти школы отвергают основные строительные блоки неоклассики, как например, австрийцы отрицают оптимизацию, они рассматриваются представителями магистральной неоклассической мысли либо как защитники ложных причин или как безумцы, либо как вводящие в заблуждение критики, либо как антинаучные чудаки. Статус экономистов, не относящихся к неоклассической парадигме, на экономических факультетах англоязычных университетов, подобен статусу людей на географических факультетах, утверждающих, что земля плоская: такие мнения, если это вообще возможно, безопаснее высказывать после продолжительного срока пребывания в должности.
Если сказать одним словом, успех неоклассической теории связан с "обнаучиванием" и "математизацией" экономической науки в двадцатом столетии. Важно осознать, что многие ранние маржиналисты, такие как Уильям Стэнли Джевонс и Ф. И. Эджуорт в Англии, Леон Вальрас в Лозанне и Ирвинг Фишер в США, хотели узаконить положение экономической науки среди научных дисциплин. Это было время оптимизма по поводу будущего в связи с техническими достижениями. Считалось, что в обществе, использующем самые лучшие результаты научных исследований, прогресс гарантирован. Общественные цели достижимы, если жизнь общества определяется научными принципами. Научный социализм и научное управление это были словосочетаниями, часто употреблявшимися общественными мыслителями. Неоклассическая теория концептуализировала агентов, домохозяйства и фирмы, как рациональных деятелей. Агенты моделировались как оптимизаторы, достигающие "лучших" результатов. Получающееся в результате равновесие было "наилучшим" в том смысле, что любое другое распределение товаров и услуг оставило бы кого-нибудь в худшем положении. Таким образом, общественная система, с неоклассической точки зрения, рассматривалась как свободная от неразрешимого конфликта. Сам термин "общественная система" выявляет причины успеха неоклассики, поскольку идея системы с взаимодействующими компонентами, своими переменными, параметрами и ограничениями является частью языка физики девятнадцатого века. Эта область рациональной механики стала моделью для неоклассической методологии. Агенты - это атомы; полезность - энергия; максимизация полезности уподобляется минимизации потенциальной энергии и т. д. Таким образом, риторика успешной науки стала использоваться неоклассической школой, благодаря чему экономическая теория была привязана к самой науке. Была ли эта связь преднамечена ранними маржиналистами или была скорее выражением публичного успеха самой науки - вопрос второстепенный по сравнению с последствиями этой связи, поскольку когда неоклассическая экономика стала ассоциироваться с научной экономической теорией, оспаривание ее положений стало казаться равносильным вызову науке, прогрессу и современности.
Ценность неоклассической экономики может быть выявлена при взгляде на набор истин, которые были выведены ею на свет. Различные истины относительно стимулов - о ценах и информации, о взаимозависимости решений и не планируемых последствиях выбора - были открыты в неоклассических теориях. Например, в одном из штатов Комиссия по коммунальным услугам разработала (неоклассический) прогноз спроса, осуществила (неоклассический) анализ затрат при использовании оборудования различных размеров и типов (например, 800-мегаватных предприятий, основанных на использовании малосернистого угля) и выработала план роста системы с минимальными затратами и (неоклассическую) ценовую стратегию по осуществлению этого плана. Представители всех учреждений и органов, относящихся к делу, от промышленников до муниципальных чиновников, от управляющих электрическими компаниями до защитников окружающей среды, говорят на одном и том же языке эластичностей спроса и минимизации затрат, предельных издержек и норм доходности. Правила теории развития и оценки являются очевидными в неоклассической экономике, а эта ясность оказывается выгодной для сообщества экономистов. Научность неоклассической экономики, с этой точки зрения, является не слабостью, а ее достоинством.
неоклассический дуалистический ценообразование капитал монетаризм
Заключение
На разных этапах исследования, с учетом специфики решаемых задач, использовался широкий спектр научных методов исследования: классификация, сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция и их взаимосвязанность в процессе исследования.
Научная новизна курсового исследования и основные положения, представляющие вклад в развитие экономической науки заключается в следующем:
1) Обосновано, что методологически
последовательное
2) предложены критерии отнесения
плюралистичных по предмету и
методу, прежде всего
3) Обосновано, что неоклассическое направление ограничивает предмет своего исследования исходными предпосылками, позволяющими применять разработанные в его рамках формальные методы анализа. Исходя из этого показано, что позиция об универсальном характере неоклассического направления, как и явление «экономического империализма», следует из подчинения предмета исследования методу в рамках этого направления, а также из плюралистичности предмета и метода анализа в неоклассическом направлении экономической мысли.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные в его ходе особенности предмета и метода неоклассического направления могут быть использованы в целях:
• разработки экономической политики по формированию производственной экономики;
• разработки экономической политики в рамках производственной экономики;
• совершенствования курса преподавания экономической теории в высших учебных заведениях.
Список использованных источников
Приложение
«Маршаллианский крест»: модель формирования равновесной цены (Pравен) и равновесного объема продаж (Qравен).
Размещено
Информация о работе Неоклассическая экономическая теория: предпосылки и методология исследования