Неравенство доходов населения России и Татарстана: динамика и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение структуры и динамики основных показателей уровня жизни и доходов населения России. Задачи курсовой работы: раскрыть понятие уровня жизни, отобразить основные показатели уровня жизни в России, в том числе доходов, как главного показателя, а также определить уровень дифференциации доходов и бедности в России. Предметом исследования выступают такие базисные показатели уровня жизни, как показатели стоимости жизни, потребления, доходов, дифференциации доходов и уровня бедности.

Содержание работы

Введение
1. Уровень жизни населения: основные показатели и их динамика в России
1.1. Понятие уровня жизни
1.2. Показатели стоимости жизни
1.3. Показатели потребления
2. Доходы населения как главный показатель уровня жизни в России
2.1. Структура и динамика доходов населения России
2.2. Заработная плата как важнейшая часть доходов населения России
3. Дифференциация доходов населения России и уровень бедности
3.1. Основные показатели дифференциации доходов населения России
3.2. Уровень бедности в России
4. Современный Татарстан и безработица
4. 1. Уровень жизни в республике Татарстан
5. Дифференциация доходов и коэффициент неравенства
6. Разность бюджетов
7. Классификация населения по уровню доходов
Анализ рядов динамики безработицы и доходов населения
8. Понятие рядов динамики
9. Динамика безработицы населения в Республике Татарстан
10. Динамика доходов населения в Республике Татарстан
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая[1].docx

— 120.47 Кб (Скачать файл)

Таблица 5 (11).

Приложение 6

 

Динамика среднемесячной номинальной и реальной начисленной  заработной платы.

 

Среднемесячнаяноминальная начисленная заработная плата,  
рублей

В % к

Реальная начисленная  
заработная плата в % к

   

Соответствую-щему периоду предыдущего года

предыдущему периоду

 
       

соответствую-щему периоду предыдущего года

предыдущему периоду

2007 г.

I квартал

11876

127,3

97,3

118,2

94,1

II квартал

12993

125,9

109,3

116,6

107,1

I полугодие

12439

126,6

 

117,4

 

III квартал

13494

124,0

103,9

113,9

101,8

IV квартал

15742

129,3

116,7

116,1

112,8

Год1)

13527

126,7

 

116,2

 

2008 г.

Январь

14771

127,5

78,8

113,3

77,0

Февраль1)

15214

127,7

103,0

113,3

101,8

Январь-февраль1)

14993

127,6

 

113,3

 

1) Предварительные данные.


Таблица 6 (11).

 

Приложение 7

 

Среднемесячная начисленная  заработная плата (без выплат социального  характера) по видам экономической  деятельности за январь 2008 года.

 

Рублей

В % к

   

январю 
2007г.

декабрю 
2007г.

общерос-сийскому  
уровню  
средне- 
месячной  
заработной платы

Всего

14771,0

127,5

78,8

100

в том числе:сельское хозяйство, охота и  
лесное хозяйство

6483,7

134,0

78,7

44

рыболовство, рыбоводство

14925,6

139,1

78,5

101

добыча полезных ископаемых

28050,4

120,5

69,3

190

обрабатывающие производства

14120,7

126,4

87,3

96

производство и распределение  
электроэнергии, газа и воды

16769,0

122,9

80,8

114

строительство

14689,9

129,2

75,2

99,5

оптовая и розничная торговля;  
ремонт автотранспортных средств,  
мотоциклов, бытовых изделий  
и предметов личного пользования

12748,8

129,6

89,8

86

гостиницы и рестораны

10578,7

127,6

89,3

72

транспорт и связь

17576,5

124,6

85,3

119

финансовая деятельность

41921,9

129,4

82,5

в 2,8р.

операции с недвижимым имуществом,  
аренда и предоставление услуг

17823,3

133,3

72,0

121

из них научные исследования и разработки

19289,6

131,5

63,1

131

государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

18174,3

126,1

59,2

123

образование

9359,0

121,4

81,5

63

здравоохранение и предоставление  
социальных услуг

11265,3

124,3

87,6

76

предоставление прочих коммунальных,  
социальных и персональных услуг

11886,2

129,8

82,4

80


Таблица 7 (11).

1 Потребительская корзина определяется для основных социально-демографических групп населения в целом по России и субъектам Федерации не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых Правительством России с участием профсоюзов. Потребительская корзина в целом по стране устанавливается федеральным законом, а в субъектах Федерации – их законодательными органами. При этом региональные разработчики потребительской корзины ориентируются на учет природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.

2 Согласно Федеральному закону от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины (включающей минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг), а также обязательные платежи и сборы. Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации определяется ежеквартально и устанавливается Правительством Российской Федерации.

С 2005 г. величина прожиточного минимума определяется на основании  потребительской корзины, установленной  Федеральным законом от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ "О потребительской корзине  в целом по Российской Федерации". В 2000-2004 гг. величина прожиточного минимума определялась на основании потребительской  корзины, установленной Федеральным  законом 20 ноября 1999 г. № 201-ФЗ "О потребительской  корзине в целом по Российской Федерации".

3 Стоимостная величина МПБ определяется в расчете на месяц с учетом индекса потребительских цен: МПБ = МПБбаз. х ИПЦ. Базовый показатель минимального потребительского бюджета определяется по формуле: МПБбаз.= ПП+НТ+У+С+ОП; где ПП – стоимость продуктов питания, НТ – стоимость непродовольственных товаров, У – стоимость услуг, С – величина сбережений, ОП – величина обязательных платежей и сборов(5).

4 Следует отличать доход от богатства. Оно представляет собой стоимость всех средств, принадлежащих домохозяйству в конкретный момент времени. Богатство состоит из материальных объектов: дома, земля, автомобили, мебель, книги и т.д.; а также финансовых средств: наличные деньги, сберегательные счета в банках, облигации, акции. Под залог богатства можно получить кредиты в банке. Богатство служит источником дохода.

5 Минимальная заработная плата - официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любой формы собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты. Значение минимальной заработной платы не всегда привязано к величине прожиточного минимума. Оно определяется в каждый период времени финансовыми возможностями государства, периодически изменяется. Используется для исчисления размеров государственных налогов, платежей, штрафов. (17)

6 ст. 1 Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации»

7

п. 3 ст. 1 Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ

8

С 1 сентября 2007 года Трудовым кодексом субъектам РФ предоставлено  право устанавливать размер минимальной  заработной платы, отличный от федерального.

9 Дифференциация доходов - степень неравномерности распределения доходов, получаемых разными группами населения в зависимости от рода занятия, демографических факторов и пр. (17)

10 Коэффициент Джини - индекс концентрации доходов населения – применяется для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения. Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т. е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю (3).

 

 

4 . Современный Татарстан и безработица

 

В мае 2011года служба занятости  населения Республики Татарстан  отметила своё двадцатилетие. За время  функционирования данного органа были усовершенствованы методы по борьбе с безработицей. В настоящее время  вопросами занятости в РТ занимается Министерство труда, занятости и  социальной защиты Республики Татарстан (см. приложение 1).

На территории республики успешно реализуется ряд программ, направленных на уменьшение безработицы. Среди них программа содействия развитию малого бизнеса и самозанятости населения, программа повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком в возрасте до 3х лет и планирующих возвращение к трудовой деятельности, программа содействия в трудоустройстве инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.

Официальные данные государственных  органов статистики по безработице  на момент 2009-2010 годов в Татарстане резко отличаются от цифр, полученных от независимых источников. В частности, во втором по значимости городе республики - Набережных Челнах по официальной  статистике зарегистрировано 14000 безработных, однако, мэрия города подтвердила, что  их реальное количество почти в 2 раза больше - почти 30000 человек.

Официально безработица  в РТ составляет не более 60 000 человек. По данным правительства этот порог  является критичным и не должен быть превышен. Но согласно оценке всемирного банка безработных в Татарстане гораздо больше, почти 200 000 человек. Косвенно эти данные подтвердили  в самом кабинете министров Татарстана: так, в 2010 году на общественные работы в республике планируют устроить почти 100 000 безработных. В РТ с начала 2010 года количество безработных граждан  сократилось на 18, 5 тыс. человек. По данным на конец ноября 2010 года их количество в республике составляет 37, 9 тыс. чел. По данным пресс-службы президента РТ уровень безработицы продолжает падать и составляет 1,9 % от экономически активного населения. На момент 2010 года самый высокий показатель безработицы  наблюдался в Тетюшском районе.

В 2011 году на уровень безработицы  существенно повлияли отголоски  экономического кризиса, ударившего по производству в 2008-2010 гг., что повлекло существенное сокращение количества рабочих  мест. Так в течении I квартала 2011 года в республике по данным официальной  статистики потеряли работу 1788 человек, в среднем по районам было уволено 39,7 человек. Наибольшее количество безработных  наблюдалось в Альметьевском  районе, там сокращения привели к  увольнению 365 рабочих. Из 45 рассмотренных  районов с волной увеличения уровня безработицы справились только 5 - в  них количество потерявших работу увеличилось  не более чем на 10 человек по сравнению  с докризисным периодом. И только в 4-х районах республики вообще удалось  избежать увольнений - уровень безработицы сократился. Так, благодаря проведённым в Набережных Челнах антикризисным мероприятиям на градообразующем предприятии ОАО "КАМАЗ", количество безработных уменьшилось на 1126 человек по сравнению с предыдущим периодом. (таб.1)

 

Таб.1 Численность зарегистрированных безработных

Наименование  муниципального образованияЧисленность безработных, чел. на 01.06.10на 01.01.11на 01.04.11на 01.05.11на 01.06.11Республика Татарстан5995837699394873772334703Агрызский579393406351315Азнакаевский1449105110891021885Аксубаевский680372426421395Актанышский172139244238178 Алексеевский399268288262264Алькеевский403149220176141Альметьевский40462371273624992398Апастовский9243495361Арский280210232222208Атнинский 160113150118124Бавлинский759418564551496Балтасинский404331394383276Бугульминский1619110610481071976Буинский482272332343319Верхнеуслонский23654758368Высокогорный764242268251233Дрожжановский1967411810974Елабужский22161295134413251263Заинский931775759760633Зеленодольский27491870187118971900Кайбицкий657110410572Камско-Устьинский1469795124105Кукморский323180201212150Лаишевский11055949167Лениногорский1186834849798771Мамадышский811283456407362Менделеевский387206286314289Мензелинский185138140129108Муслюмовский280102175169158Нижнекамский41942995304428922780Новошешминский11159736442Нурлатский381320355332307Пестречинский15253584345Рыбно-Слободский297182344323298Сабиновский458251448462444Сармановский625443476444429Спасский387222246233251Тетюшский548269510439430Тукаевский529385411385361Тюлячинский14361163137127Черемшанский178175201186172Чистопольский1344986123511131050Ютазинский310141151142114г. Набережные Челны146897787666159325240г. Казань13503985810098100139324

Безработица в республике носит структурный характер. Наблюдается  несоответствие спроса и предложения  на рынке труда по полу, категориям, профессионально-квалификационному  составу, а также по условиям и  уровню оплаты труда. (рис.1)

 

Рис.1 Количество трудящихся и средняя заработная плата по отраслям, в т.ч. в малом и среднем  предпринимательстве

 

На начало 2009 года число  свободных рабочих мест составило 22, 4 тыс. из них 80,4 % - места для рабочих, 26% - для женщин. На 18, 7 % вакансий предполагаемая заработная плата ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. В составе безработных 58, 8 % имеют  рабочие профессии, 6,2% не имеют профессии  вообще.71,3 % - женщины. При коэффициенте напряженности на рынке труда 1 человека на 1 вакантную должность специалиста  условно претендуют 2, 1 безработный. На 1 женскую вакансию - 2,7.

К середине 2011 года, заявленная центрами занятости населения, потребность  в рабочей силе увеличилась до 32,3 тысяч человек, из них 79,3% - доля вакансий по рабочим профессиям. Количество безработных женщин практически  не изменилось, а вот количество безработной молодёжи существенно  снизилось - до 26,7%. (таб.2)

 

Таб.2 Регистрируемая безработица

№наименование показателяед. измерения2010 годна 01.06.20111Уровень регистрируемой безработицы в РФ%2,122Уровень регистрируемой безработицы в РТ%1,891,713Численность зарегистрированных безработныхтыс. чел. 37,734,74Из них численность безработных, кот. Назначено пособие по безработицетыс. чел. 34,131,45В составе безработных доля: ~женжин%59,758,7 ~молодёжи%29,226,7 ~сельских жителей%16,919,7 ~лиц предпенсионного возраста%7,88,2 ~высвобожденных работников%14,214,1 ~выпускники проф. Учебных заведений%1,90,97 ~имеющих высшее и среднее проф. образование%47,346,26Средний размер пособия по безработицеруб. 2971,728687Средний период продолжительности безработицымес. 3,94,68Средний период трудоустройства безработныхмес. 3,94,69Потребность в рабочей силе, заявленная в ЦЗН на конец периодатыс. мест8,932,310в т. ч. Доля вакансий по рабочим профессиям%70,779,311Ожидаемое высвобождение на конец периодатыс. чел. 5,43,5

С начала II квартала 2011 года в Татарстане наблюдается рост занятости. В республике насчитывается боле 109 тыс безработных или 5,4% от общей численности экономически активного населения. Для сравнения, в среднем по России и по Приволжскому Федеральному округу это показатель превышает 7%. Между тем к концу 2011 безработица в Татарстане должна снизится до 1,5%. (таб.3)

 

Таб.3 Уровень безработицы

Наименование муниципального образования Уровень безработицы, в %на 01.06.10на 01.01.11на 01.04.11на 01.05.11на 01.06.11Республика Татарстан3,021,891,951,871,71Агрызский2,81,9421,731,55Азнакаевский4,243,13,213,012,61Аксубаевский4,422,452,82,772,6Актанышский1,110,931,631,591, 19 Алексеевский2,891,992,131,941,96Алькеевский3,881,462,161,731,38Альметьевский3,492,052,372,162,07Апастовский0,880,420,480,510,59Арский1,210,921,020,9791Атнинский 2,321,692,241,761,85Бавлинский3,952,243,022,952,65Балтасинский2,462,122,232,461,77Бугульминский2,771,921,821,861,69Буинский1,921,091,331,381,28Верхнеуслонский3,030,710,991,090,89Высокогорный3,341,091,21,131,04Дрожжановский1,560,610,970,890,61Елабужский5,212,792,892,852,72Заинский3,292,812,752,752,29Зеленодольский3,572,432,432,472,47Кайбицкий0,931,061,551,571,07Камско-Устьинский1,781,211, 191,551,31Кукморский1,320,760,850,90,64Лаишевский0,630,320,540,520,39Лениногорский2,681,911,951,831,77Мамадышский3,861,412,272,021,8Менделеевский2,461,371,912,091,93Мензелинский1,361,051,070,980,82Муслюмовский2,590,971,671,611,5Нижнекамский2,631,91,931,831,76Новошешминский1,420,80,990,860,57Нурлатский1,251,091,211,131,05Пестречинский1,10,40,440,330,34Рыбно-Слободский2,281,442,732,562,37Сабиновский3,071,713,053,143,02Сармановский3,312,412,592,412,33Спасский4,122,442,72,562,76Тетюшский4,892,454,643,993,91Тукаевский2,451,671,781,671,56Тюлячинский2,040,92,42,011,87Черемшанский1,841,92,82,021,87Чистопольский3,572,623,282,962,79Ютазинский2,821,341,441,351,09г. Набережные Челны5,432,882,462, 191,94г. Казань2,171,61,641,641,52

Информация о работе Неравенство доходов населения России и Татарстана: динамика и тенденции развития