Несовершенная конкуренция, её виды, следствия. Антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ эволюции понятия "конкуренция" с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде.
В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества.

Содержание работы

Введение
Глава1. Несовершенная конкуренция, её виды.
Глава 2. Конкуренция в экономике России. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики.
Глава3: Современное состояние и пути совершенствования
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая 1 семестр..docx

— 65.41 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Конкуренция в экономике России. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики.

Реально сложившаяся практика экономической жизни в мире показывает, что рынок и конкуренция - главный  механизм развития современной экономики, более мощный и действенный, чем  любой иной фактор её движения. Эффективность  функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем  лучше условия для её проявления. Конкуренция требует определённого, желательно оптимального сочетания  экономических, технологических и  социальных предпосылок. Нарушение  этого условия затрудняет проявление конкуренции и даже сводит её на нет. Итог - застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного уровня населения страны.  
Конкуренция - сердцевина современного рыночного механизма не только потому, что масштабы её проявления за последние десятилетия неизмеримо выросли. Главное в том, что конкуренция - это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие «нормальной» конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление - чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления больших диспропорций в его развитии. К примеру, «дефицитный рынок» ведёт к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за покупателей, одновременно вызывая конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно действующий «дефицитный рынок» можно лишь с оговорками назвать рынком. Такой рынок - порождение определённой системы хозяйствования, в условиях которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить свои классические функции.  
В советской экономической литературе наличие монополии и конкуренции связывалось исключительно с капиталистической системой. Считалось, что они выступают её типичными и существенными признаками. В исследованиях советских учёных подчёркивались негативные стороны и последствия указанных явлений. В командной экономике существование монополии отрицалось, а конкуренция, как способ реализации предприимчивости, не признавалась. С середины 80-х годов ситуация резко изменилась. Переходная экономика требует действенных институтов и механизмов становления рыночных отношений, в системе которых монополия и конкуренция играют ведущую роль. Рыночная конкуренция в нашей экономике была устранена с ликвидацией частной собственности. Тотальное огосударствление в советский период привело к исчезновению рынка и товарного производства, ликвидации одного из исходных условий возникновения конкуренции - обособленности свободных производителей как собственников средств производства и произведённого продукта.  
Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная конкурентная среда. Формирование конкурентной среды - сложный процесс с точки зрения практики и чёткости определения её содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства.  
Конкурентная среда, как и рыночная экономика в целом - не стихия и не анархия. В своей основе она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам. Наличие такой среды характерно для рыночной экономики - особой фазы в развитии общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную экономику. Но всякая рыночная экономика базируется на высшем уровне развития товарно-денежного обращения.  
Конкурентной среде предшествует становление конкуренции как таковой, т.е. формы взаимоотношений хозяйствующих субъектов в процессе реализации их индивидуальных интересов. При её отсутствии практически любой товаропроизводитель, даже не занимающий господствующего положения на рынке, обладает монопольной властью, возможностью диктовать потребителям свои условия.  
В нашей стране сложился особый тип монопольного хозяйства, не имеющий аналогов в мире. Причинами его появления были:  
1.                устранение рыночных условий хозяйствования вследствие игнорирования законов товарного производства;  
2.                свёртывание товарно-денежных отношений;  
3.                ликвидация конкуренции;  
4.                искусственная концентрация и узкая специализация производства;  
5.                преобладание централизма и бюрократии в управлении экономикой и др.  
Антимонопольное регулирование – это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.  
Методы антимонопольного регулирования:  
1.ограничение монополизации рынка;  
2. постоянный государственный мониторинг;  
3. запрещение установления монополистических цен;  
4. сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизованных фирм.  
Антимонопольное законодательство – законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления.  
Основные цели антимонопольного законодательства – обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пути ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а также определение правового режима регулирования ответственности за монополистические действия и за нарушение правил честной добросовестной конкуренции.  
Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий являются одними из важнейших функций государства.  
Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.  
Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией:  
1.                поощрение создания товаров – заменителей;  
2.                поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса;  
3.                привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;  
4.                финансирование мероприятий по расширению товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.  
В 2006г. в России принят Федеральный Закон «О защите конкуренции», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС),  
 ФАС проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, по ограничению монополистической деятельности и пересечению недобросовестной конкуренции.  
Антимонопольная политика - это комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против мобилизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.  
По решению ФАС доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.  
Общественное регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных форм.  
В странах со смешанной экономикой можно выделить четыре основные формы государственного регулирования:

Обычно государство прибегает  к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или  их предельные уровни для предприятий  – монополистов. Нередко государство  для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений  еще зависти от того, является ли естественный монополист частной или  государственной структурой.  
В современных условиях главными функциями государства становятся организация экономического, правового и социально – политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.  
Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др.  
Отсюда можно сделать вывод, что антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов.

Следствия несовершенной  конкуренции:

  1. Сильное недопроизводство товаров по сравнению с конкурентным уровнем.
  2. Значительное завышение цен в сравнении с величиной, которая сложилась бы при совершенной конкуренцией.
  3. Тенденция к постоянному получению прибыли, превышающей нормальный уровень.

 

 

 

 

 

 

Глава3: Современное  состояние и пути совершенствования

Защита и поддержка  конкуренции гарантированы Конституцией Российской Федерации. Конкуренция  позволяет достичь максимального  благосостояния общества. В условиях конкуренции ресурсы используются наиболее эффективно, а неэффективные  производители вытесняются с  рынка.

Благоприятная конкурентная среда чрезвычайно высоко оценивается  предпринимательским сообществом. По мнению российских предпринимателей, «поддержание благоприятной конкурентной среды» является второй по значимости задачей государства в экономике, уступающей по своей важности лишь такой фундаментальной обязанности  власти, как «формирование законодательных  условий деятельности бизнеса, обеспечение  их безусловного и справедливого  применения».

В начале 2000-х годов Российской Федерации удалось достигнуть финансовой стабилизации. Прекратилось снижение темпов обменного курса национальной валюты и произошло резкое уменьшение инфляции. Важно, что это было осуществлено в условиях экономического роста, значительного  повышения доходов населения, отсутствия наращивания внешних займов и  дефицита бюджета. Достижение финансовых макроэкономических целей выводит  на первый план государственной экономической  политики задачи по структурной перестройке  экономики и обеспечению инновационного развития страны. В среднесрочном  периоде основное внимание должно уделяться  качественным характеристикам функционирования предприятий и отраслей – конкурентной политике.

Стратегические задачи такой  политики были сформулированы Президентом  Российской Федерации в выступлении  «О стратегии развития России до 2020 года»:

· «развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных  отраслях»;

· «развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая  будет мотивировать предприятия  снижать издержки, обновлять продукцию  и гибко учитывать запросы  потребителей».

Для достижения этих целей  антимонопольный орган в рамках своей компетенции решает задачи контроля за соблюдением законодательства о конкуренции; контроля за экономической  концентрацией; антимонопольного регулирования  в отраслях естественной монополии; контроля в сфере размещения государственных  заказов; оценки влияния на конкурентную среду мер защиты от неблагоприятной  иностранной конкуренции; снижения барьеров для входа фирм на рынок  и создания новых компаний; обеспечения конкуренции на глобальном уровне.

Оценки  состояния конкуренции (макроэкономические оценки и оценки участников рынков)

В течение 1990-х годов в  Российской Федерации было сделано  многое для развития конкуренции:

- принято конкурентное  законодательство;

- осуществлено разделение  монопольных и конкурентных секторов  в отраслях естественной монополии;

- проведена приватизация;

- снижено административное  давление.

Обзор макроэкономических показателей, характеризующих состояние конкурентной среды в российской экономике, и  опросы предпринимателей об их оценках  состояния конкуренции в экономике  позволяют сделать выводы, что  участники рынков в Российской Федерации  реально ощущают конкуренцию; причем оценка конкуренции как значимого  фактора для деятельности предприятий  со временем увеличивается.

Высокая степень открытости для импорта товаров и услуг  привели к формированию условий, в которых с высокой вероятностью возникает конкурентная борьба участников рынка; в период 2004 – 2007 гг. произошло  существенное усиление конкуренции  с импортом, хотя основным источником конкуренции для российских производителей по-прежнему являются отечественные  компании.

Происходит сближение  показателей концентрации производства в российской экономике со сравнимыми показателями развитых зарубежных стран: в высококонцентрированных отраслях промышленности в рассматриваемый  период концентрация снижается, в то время как в низкоконцентрированных – растет.

Большинство предпринимателей считает вектор изменений, которые  происходили в конкурентной среде  за 2007 год, положительным (42% «+» и 22% «–»);

Конкуренция является важным фактором инноваций. Эмпирические исследования показывают, что испытывающие конкуренцию  предприятия (особенно те, которые уже  давно существуют на рынке) активно  инвестируют в НИОКР и технологии. Конкуренция (особенно с поставщиками из дальнего зарубежья) повышает выпуск и производительность труда.

В тоже время существуют и негативные тенденции:

1) Ряд отраслей российской  экономики являются избыточно  концентрированными (например, производство  первичного алюминия, синтетического  каучука, отдельных видов продукции  черной металлургии) в сравнении  с уровнем концентрации в сопоставимых  отраслях развитых стран. В  добыче полезных ископаемых и  металлургии наблюдается завышенный  уровень рентабельности, свидетельствующий  о недостатке конкуренции. На  рынках металлургической промышленности  предприниматели отмечают значительное  снижение конкуренции.

2) Несмотря на достаточный  уровень интенсивности конкуренции  с производителями из дальнего  зарубежья на рынках машиностроения  и легкой промышленности, все  большее число предприятий считает,  что они не испытывают зарубежного  конкурентного давления, что может  свидетельствовать об их вытеснении  неконкурентные сектора, в которых  отсутствует зарубежное предложение.  Ряд компаний – от 10 до 20%, по  разным обследованиям - не сталкивается  с конкуренцией, что говорит о  сохранении в экономике страны  угрозы монополизма, даже если  поведение этих компаний в  настоящее время является конкурентным (состязательным).

3) Количество предприятий  сельского хозяйства, охоты и  лесного хозяйства, обрабатывающих  производств (за исключением целлюлозно-бумажного  производства, издательской и полиграфической  деятельности), по производству машин  и оборудования неуклонно сокращается,  то есть возможности для развития  конкурентных отношений в этих  сферах с годами уменьшаются.

4) Особую опасность представляет  гипертрофированный рост крупнейших  российских компаний. Высокий удельный  вес крупнейших российских компаний  в отношении к ВВП страны позволяет предположить наличие у таких компаний возможности антиконкурентного влияния на рынки.

Основные  угрозы конкуренции на современном  этапе

Следует отметить, что в  любой экономике существуют значительные антиконкурентные тенденции: с одной стороны, крупные компании в своем стремлении к наращиванию прибыли всегда будут стремиться к занятию и использованию доминирующего положения на товарном рынке; с другой - хозяйствующие субъекты вместо развития добросовестной конкуренции оказываются заинтересованы в получении преимуществ и создании конкурентам барьеров входа на рынок с помощью государства. В 2007 году ФАС России было возбуждено 1331 дел по признаку злоупотребления доминирующим положением хозяйствующими субъектами и 2250 дел по признаку совершения антиконкурентных действий со стороны органов власти.

Федеральная антимонопольная  служба считает, что угрозы конкуренции, связанные с формированием государственных  корпораций, деятельностью естественных монополий, рисками возникновения  картелей и действиями органов власти требуют незамедлительного реагирования со стороны государства.

Угрозы конкуренции, связанные  с формированием государственных  корпораций связаны с передачей  им некоторых государственных функций  и полномочий проведения государственной  политики; созданием для них исключительных условий хозяйственной деятельности, делающих невозможным конкуренцию  с ними частных компаний; преследованием государственными корпорациями целей  по созданию горизонтально или вертикально  интегрированных структур в интересах  коллективного доминирования. Госкорпорации, обладая политическим и административным ресурсом и растущими финансовыми возможностями, могут оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на смежных со сферами их деятельности товарных рынках.

Федеральная антимонопольная  служба считает целесообразным следующее: 1) Усиление антимонопольного контроля за государственного корпорациями. 2) Возвращение  властных функций от всех созданных  госкорпораций государству. 3) Расширение использования государственными корпорациями конкурсных механизмов при закупке товаров, работ, услуг у частных российских компаний. 4) Обеспечение транспарентного функционирования госкорпораций. 5) Введение моратория на создание новых государственных корпораций. 6) Исключение возможности постоянной государственной финансовой поддержки госкорпораций.

На сегодняшний день в  Российской Федерации имеются три  крупнейших субъекта – естественных монополиста: ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД». В процессе антимонопольного контроля за деятельностью данных компаний был выявлен ряд проблем и рисков, связанных с инфраструктурным обеспечением страны в сферах электроэнергетики, газоснабжения и железнодорожного транспорта, в частности:

1) Угроза сохранения власти  естественного монополиста в  потенциально конкурентных сегментах  и его экспансия на смежные  рынки.

2) Угроза, связанная с  недостаточным инвестированием  в целевые производственные мощности  и инфраструктурный комплекс  естественной монополии.

3) Угроза роста ценового  давления на экономику со стороны  естественных монополий вследствие  их сохраняющейся неэффективности.

Динамикой цен на услуги, предоставляемые естественными  монополиями, в значительной мере определяется уровень цен в хозяйственном  комплексе Российской Федерации  в целом, а, следовательно, и уровень  конкурентоспособности экономики  страны. Однако, за период 2000-2007 гг. цены на продукцию естественных монополий  росли существенно более высокими темпами роста по отношению к  сводному индексу потребительских  цен на товары и платные услуги населению по Российской Федерации  в 2000-2007 гг.

Информация о работе Несовершенная конкуренция, её виды, следствия. Антимонопольная политика государства