Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:12, курсовая работа
Целью данной работы является анализ эволюции понятия "конкуренция" с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде.
В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества.
Введение
Глава1. Несовершенная конкуренция, её виды.
Глава 2. Конкуренция в экономике России. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики.
Глава3: Современное состояние и пути совершенствования
Заключение
Список литературы
Глава 2. Конкуренция в экономике России. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики.
Реально сложившаяся практика
экономической жизни в мире показывает,
что рынок и конкуренция - главный
механизм развития современной экономики,
более мощный и действенный, чем
любой иной фактор её движения. Эффективность
функционирования рынка тем выше,
чем активнее конкуренция и чем
лучше условия для её проявления.
Конкуренция требует
Конкуренция - сердцевина современного
рыночного механизма не только потому,
что масштабы её проявления за последние
десятилетия неизмеримо выросли. Главное
в том, что конкуренция - это органичное
свойство рынка, его неотъемлемая черта.
Отсутствие «нормальной» конкуренции,
её разрушительное либо, напротив, слабое
проявление - чёткий индикатор явного
неблагополучия на рынке, появления больших
диспропорций в его развитии. К примеру,
«дефицитный рынок» ведёт к устранению
или сводит к минимуму конкуренцию между
производителями за покупателей, одновременно
вызывая конкуренцию между покупателями
за товар. Постоянно действующий «дефицитный
рынок» можно лишь с оговорками назвать
рынком. Такой рынок - порождение определённой
системы хозяйствования, в условиях которой
связанный по рукам и ногам рынок не в
состоянии выполнить свои классические
функции.
В советской экономической литературе
наличие монополии и конкуренции связывалось
исключительно с капиталистической системой.
Считалось, что они выступают её типичными
и существенными признаками. В исследованиях
советских учёных подчёркивались негативные
стороны и последствия указанных явлений.
В командной экономике существование
монополии отрицалось, а конкуренция,
как способ реализации предприимчивости,
не признавалась. С середины 80-х годов
ситуация резко изменилась. Переходная
экономика требует действенных институтов
и механизмов становления рыночных отношений,
в системе которых монополия и конкуренция
играют ведущую роль. Рыночная конкуренция
в нашей экономике была устранена с ликвидацией
частной собственности. Тотальное огосударствление
в советский период привело к исчезновению
рынка и товарного производства, ликвидации
одного из исходных условий возникновения
конкуренции - обособленности свободных
производителей как собственников средств
производства и произведённого продукта.
Что же всё-таки необходимо в нашей стране
для нормального функционирования рыночной
экономики? В первую очередь - благоприятная
конкурентная среда. Формирование конкурентной
среды - сложный процесс с точки зрения
практики и чёткости определения её содержания
в экономической теории. Конкурентная
среда может быть определена как исторически
конкретная социально-экономическая структура
общественного производства, особый тип
социально-экономических отношений между
субъектами и объектами. Она обеспечивает
товарно-денежный обмен, организованный
по законам товарного производства.
Конкурентная среда, как и рыночная экономика
в целом - не стихия и не анархия. В своей
основе она функционирует согласно строго
рассчитанным целевым программам. Наличие
такой среды характерно для рыночной экономики
- особой фазы в развитии общественного
производства. Известно, что не всякое
товарное производство и рынок рождают
рыночную экономику. Но всякая рыночная
экономика базируется на высшем уровне
развития товарно-денежного обращения.
Конкурентной среде предшествует становление
конкуренции как таковой, т.е. формы взаимоотношений
хозяйствующих субъектов в процессе реализации
их индивидуальных интересов. При её отсутствии
практически любой товаропроизводитель,
даже не занимающий господствующего положения
на рынке, обладает монопольной властью,
возможностью диктовать потребителям
свои условия.
В нашей стране сложился особый тип монопольного
хозяйства, не имеющий аналогов в мире.
Причинами его появления были:
1. устранение рыночных условий хозяйствования
вследствие игнорирования законов товарного
производства;
2. свёртывание товарно-денежных отношений;
3. ликвидация конкуренции;
4. искусственная концентрация и узкая
специализация производства;
5. преобладание централизма и бюрократии
в управлении экономикой и др.
Антимонопольное регулирование – это
система нормативных правовых актов, направленных
на преодоление негативных сторон монополии,
связанных с властью, позволяющих им подавлять
сводную конкуренцию и контролировать
цены.
Методы антимонопольного регулирования:
1.ограничение монополизации рынка;
2. постоянный государственный мониторинг;
3. запрещение установления монополистических
цен;
4. сохранение и поддержание конкуренции
всех цивилизованных фирм.
Антимонопольное законодательство –
законодательно закрепленные основополагающие
правила деятельности на рынке участников
хозяйственного оборота, органов государственной
власти и управления.
Основные цели антимонопольного законодательства
– обеспечение благоприятных условий
и стимулов для развития конкуренции в
народном хозяйстве, снятие всех преград
на пути ее активизации на правовой основе,
позволяющей исключить монополистические
действия центральных органов власти
и управления, диктат участников хозяйственного
оборота, а также определение правового
режима регулирования ответственности
за монополистические действия и за нарушение
правил честной добросовестной конкуренции.
Поскольку деятельность монополий носит
антиобщественный характер, то защита
свободной конкуренции и ограничение
деятельности монополий являются одними
из важнейших функций государства.
Государство в борьбе с монополиями использует
меры экономического и административного
характера.
Экономические меры поддержания конкуренции
и борьбы с монополией:
1. поощрение создания товаров – заменителей;
2. поддержка новых фирм, среднего и малого
бизнеса;
3. привлечение иностранных инвестиций,
учреждение совместных предприятий, зон
свободной торговли;
4. финансирование мероприятий по расширению
товаров в целях устранения доминирующего
положения отдельных хозяйствующих субъектов.
В 2006г. в России принят Федеральный Закон
«О защите конкуренции», который определяет
организационные и правовые основы предупреждения,
ограничения и пересечения монополистической
деятельности и недобросовестной конкуренции
и направлен на обеспечение условий для
создания и эффективного функционирования
товарных рынков. В целях проведения государственной
политики по ограничению монополистической
деятельности создана Федеральная антимонопольная
служба (ФАС),
ФАС проводит государственную политику
по развитию товарных рынков и конкуренции,
по ограничению монополистической деятельности
и пересечению недобросовестной конкуренции.
Антимонопольная политика - это комплекс
государственных мер (соответствующее
законодательство, система налогообложения,
разгосударствление и приватизация собственности,
поощрение создания малых предприятий
и пр.), направленных против мобилизации
производства и на развитие конкуренции
среди товаропроизводителей.
По решению ФАС доля хозяйствующего субъекта
может быть ограничена до 35% объема продаж
на соответствующем рынке.
Общественное регулирование деятельности
естественных монополий может осуществляться
на основе использования различных форм.
В странах со смешанной экономикой можно
выделить четыре основные формы государственного
регулирования:
Обычно государство прибегает
к ценовому контролю, устанавливая
или конкретные значения цен, или
их предельные уровни для предприятий
– монополистов. Нередко государство
для таких субъектов определяет
территорию деятельности, контролирует
качество продукции. Степень ограничений
еще зависти от того, является ли
естественный монополист частной или
государственной структурой.
В современных условиях главными функциями
государства становятся организация экономического,
правового и социально – политического
пространства для рыночного хозяйства,
создание равных условий для всех форм
предпринимательства.
Основное внимание уделяется качественным
параметрам экономического развития:
повышению качества жизни, защите окружающей
среды и др.
Отсюда можно сделать вывод, что антимонопольное
законодательство закрепляет основополагающие
правила деятельности на рынке хозяйствующих
субъектов.
Следствия несовершенной конкуренции:
Защита и поддержка
конкуренции гарантированы
Благоприятная конкурентная
среда чрезвычайно высоко оценивается
предпринимательским
В начале 2000-х годов Российской
Федерации удалось достигнуть финансовой
стабилизации. Прекратилось снижение
темпов обменного курса национальной
валюты и произошло резкое уменьшение
инфляции. Важно, что это было осуществлено
в условиях экономического роста, значительного
повышения доходов населения, отсутствия
наращивания внешних займов и
дефицита бюджета. Достижение финансовых
макроэкономических целей выводит
на первый план государственной экономической
политики задачи по структурной перестройке
экономики и обеспечению
Стратегические задачи такой политики были сформулированы Президентом Российской Федерации в выступлении «О стратегии развития России до 2020 года»:
· «развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях»;
· «развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей».
Для достижения этих целей антимонопольный орган в рамках своей компетенции решает задачи контроля за соблюдением законодательства о конкуренции; контроля за экономической концентрацией; антимонопольного регулирования в отраслях естественной монополии; контроля в сфере размещения государственных заказов; оценки влияния на конкурентную среду мер защиты от неблагоприятной иностранной конкуренции; снижения барьеров для входа фирм на рынок и создания новых компаний; обеспечения конкуренции на глобальном уровне.
Оценки состояния конкуренции (макроэкономические оценки и оценки участников рынков)
В течение 1990-х годов в Российской Федерации было сделано многое для развития конкуренции:
- принято конкурентное законодательство;
- осуществлено разделение
монопольных и конкурентных
- проведена приватизация;
- снижено административное давление.
Обзор макроэкономических показателей,
характеризующих состояние
Высокая степень открытости
для импорта товаров и услуг
привели к формированию условий,
в которых с высокой
Происходит сближение
показателей концентрации производства
в российской экономике со сравнимыми
показателями развитых зарубежных стран:
в высококонцентрированных
Большинство предпринимателей считает вектор изменений, которые происходили в конкурентной среде за 2007 год, положительным (42% «+» и 22% «–»);
Конкуренция является важным
фактором инноваций. Эмпирические исследования
показывают, что испытывающие конкуренцию
предприятия (особенно те, которые уже
давно существуют на рынке) активно
инвестируют в НИОКР и
В тоже время существуют и негативные тенденции:
1) Ряд отраслей российской
экономики являются избыточно
концентрированными (например, производство
первичного алюминия, синтетического
каучука, отдельных видов
2) Несмотря на достаточный
уровень интенсивности
3) Количество предприятий
сельского хозяйства, охоты и
лесного хозяйства,
4) Особую опасность представляет
гипертрофированный рост
Основные угрозы конкуренции на современном этапе
Следует отметить, что в любой экономике существуют значительные антиконкурентные тенденции: с одной стороны, крупные компании в своем стремлении к наращиванию прибыли всегда будут стремиться к занятию и использованию доминирующего положения на товарном рынке; с другой - хозяйствующие субъекты вместо развития добросовестной конкуренции оказываются заинтересованы в получении преимуществ и создании конкурентам барьеров входа на рынок с помощью государства. В 2007 году ФАС России было возбуждено 1331 дел по признаку злоупотребления доминирующим положением хозяйствующими субъектами и 2250 дел по признаку совершения антиконкурентных действий со стороны органов власти.
Федеральная антимонопольная
служба считает, что угрозы конкуренции,
связанные с формированием
Угрозы конкуренции, связанные
с формированием
Федеральная антимонопольная служба считает целесообразным следующее: 1) Усиление антимонопольного контроля за государственного корпорациями. 2) Возвращение властных функций от всех созданных госкорпораций государству. 3) Расширение использования государственными корпорациями конкурсных механизмов при закупке товаров, работ, услуг у частных российских компаний. 4) Обеспечение транспарентного функционирования госкорпораций. 5) Введение моратория на создание новых государственных корпораций. 6) Исключение возможности постоянной государственной финансовой поддержки госкорпораций.
На сегодняшний день в Российской Федерации имеются три крупнейших субъекта – естественных монополиста: ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД». В процессе антимонопольного контроля за деятельностью данных компаний был выявлен ряд проблем и рисков, связанных с инфраструктурным обеспечением страны в сферах электроэнергетики, газоснабжения и железнодорожного транспорта, в частности:
1) Угроза сохранения власти
естественного монополиста в
потенциально конкурентных
2) Угроза, связанная с
недостаточным инвестированием
в целевые производственные
3) Угроза роста ценового
давления на экономику со
Динамикой цен на услуги,
предоставляемые естественными
монополиями, в значительной мере определяется
уровень цен в хозяйственном
комплексе Российской Федерации
в целом, а, следовательно, и уровень
конкурентоспособности