Несовершенная конкуренция, её виды, следствия. Антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ эволюции понятия "конкуренция" с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде.
В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества.

Содержание работы

Введение
Глава1. Несовершенная конкуренция, её виды.
Глава 2. Конкуренция в экономике России. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики.
Глава3: Современное состояние и пути совершенствования
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая 1 семестр..docx

— 65.41 Кб (Скачать файл)

В связи с изложенным Федеральная антимонопольная служба считает необходимым внесение существенных изменений в законодательство о естественных монополиях, направленных на снижение их издержек, ужесточение государственного контроля за ними, завершение разделения инфраструктурной и конкурентной составляющих.

На большинстве товарных рынков России наблюдаются основные факторы, способствующие вступлению фирм в сговор, в том числе такие  как: небольшое число фирм на рынке (в России каждая пятая отрасль  может считаться высокорискованной с точки зрения вероятности создания картелей); сходный уровень технологии, средних издержек производства и структуры затрат; превышение в отрасли в долгосрочном периоде предложения над спросом, наличие избытка производственных мощностей; низкая наукоемкость продукции. Заключению соглашений о разделе рынка хозяйствующими субъектами часто способствовала существовавшая ранее экономическая политика государства.

На сегодняшний день в  Российской Федерации можно выделить сразу несколько отраслей, в которых  наиболее остро стоит проблема антикартельного  регулирования: оптовая и розничная  торговля нефтепродуктами; агропромышленный комплекс и розничная торговля; банковская сфера (потребительское кредитование); фармацевтическая промышленность; металлургическая промышленность; химическая промышленность.

Раскрытие картелей является самой трудной задачей антимонопольной  политики, поскольку создаются они  тайно и выявить их наличие  можно только с помощью оперативно-розыскных  мероприятий. Средняя продолжительность  картеля в мировой экономике  составляет 6 лет, некоторые картели  длятся 10 и более лет. В 2007 году в  Российской Федерации появились  такие инструменты борьбы с картелями  как оборотные штрафы и программа  смягчения наказаний за добровольное информирование о картелях. Однако абсолютной необходимостью является расширение оперативно-розыскной деятельности. В европейской модели антимонопольной политики такие полномочия имеются у всех антимонопольных органов; в американской - действует антитрастовый департамент Министерства юстиции, возглавляемый заместителем генерального прокурора.

Безусловно, необходимо дальнейшее развитие антимонопольного законодательства в части регламентации процедуры  применения «программы смягчения»; разработки групповых исключений в соответствии со ст. 13 закона «О защите конкуренции»; повышения санкций с 15% до 30% выручки  компании на соответствующем рынке. Однако, декартелизация рынков невозможна без постановки задач по развитию конкуренции и демонополизации  экономики перед всеми ведомствами, включения их в целевые программы. Необходимо проведение государственной  экономической и промышленной политики, направленной на развитие конкуренции  в экономике:

· снижение барьеров входа  на рынки (в первую очередь административных и инфраструктурных);

· открытие рынков для международной  конкуренции (при условии параллельного  повышения конкурентоспособности  отечественной промышленности);

· развитие транспортной инфраструктуры для ликвидации барьеров для межрегиональной  торговли и расширения границ рынков.

К сожалению, сохраняется  очевидное пренебрежение со стороны  органов власти к антимонопольному законодательству, как регулятору рыночных отношений, что выражается: во-первых, в значительном количестве дел ФАС  России против органов власти; во-вторых, в значительном объеме повторных  нарушениях антимонопольного законодательства органами власти, которые в 2007 г. составили 22 % в общем количестве выявленных нарушений.

В связи с изложенным, ФАС России считает необходимым:

- реализацию специальной  программы мер «Предупреждение  и пресечение нарушений антимонопольного  законодательства со стороны  органов власти и местного  самоуправления» в рамках основных  направлений деятельности ФАС  России на 2008-2010 годы;

- ужесточение контроля за соблюдением органами власти антимонопольного законодательства, в том числе формирование практики применения пункта 2.1 статьи 19.5 КоАП по дисквалификации должностных лиц, допустивших неисполнение предписания антимонопольного органа;

- внесение изменений в  Федеральный закон от 26.07.2006 №  135-ФЗ «О защите конкуренции»  в части статей 15-21, направленных  на ужесточение правовых основ антимонопольного регулирования в отношении органов власти;

- активизацию практики  адвокатирования конкуренции в органах власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 На основании проведенного курсового исследования можно сделать следующие выводы.

В первой главе мы рассмотрели  теоретические аспекты категории  «конкуренция». Во-первых, конкуренция - это соперничество между участниками  рыночного хозяйства за лучшие условия  производства, купли и продажи  товаров. Во-вторых, существуют различные  виды конкуренции. Наиболее часто встречаемая  классификация - это совершенная  и несовершенная конкуренция. Совершенная  конкуренция - это свободное соперничество  многочисленных производителей, создающих  примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Несовершенная конкуренция - это ситуация, когда на рынке  присутствуют продавцы такого количества товаров, которое существенно влияет на их цену. Существуют следующие основные модели несовершенной конкуренции: монополия, монополистическая конкуренция  и олигополия.

Во второй главе мы рассмотрели антимонопольное регулирование – это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.

В третьей главе мы рассмотрели  Современное состояние и пути совершенствования.

За последние десятилетия  усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно  она отсутствовала во многих странах  и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них  были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно  не было столь ожесточенным. Рост конкуренции  сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.  
Когда мы ассоциируем конкуренцию с развивающейся экономикой, мы часто забываем, как много изменений произошло в государствах, занимающих ведущие позиции в мировой экономике. Распад картелей и мощных экономических блоков, с одной стороны, и усиление конкуренции с другой, связаны с известным экономическим рывком Германии и Японии после второй мировой войны. Наиболее конкурентоспособные сегодня отрасли экономики Японии, такие как электроника и машиностроение, развились благодаря усилению внутренней конкуренции. В то же время развитие большой части экономики этой страны, в частности химической промышленности, розничной торговли и сферы финансовых услуг, сдерживается ограничениями конкуренции.  
Даже в Соединенных Штатах, где в течение XX века отмечен самый высокий рост конкуренции, огромные сектора экономики до недавнего времени были подчинены строгому регулированию. В то же время телекоммуникация, транспорт, энергетика и другие области экономики являются яркими примерами мощи конкуренции, обусловливающей постоянные инновации и беспрецедентно быстрые темпы их развития.  
Можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня в состоянии противостоять влиянию конкуренции и рынка. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.  
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики

 

 

Список  литературы

1.                Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2006.  
2.                Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: Проспект, 2008.  
3.                Кураков Л.П., Яковлева Г.Е. Курс экономической теории - М.: Гелиос АРВ, 2005.  
4.                Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: Инфра-М, 2006.  
5.                Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. – М.: Прогресс, 1986  
6.                Салимжанов И.К. Цены и ценообразование - М.: Проспект, 2006.  
7.                Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов – М.: Эксмо, 2007.  
8.                Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. – М.: ИЛ, 1959.  
9.                Юданов А.Ю Конкуренция: теория и практика - М.: Гном-Пресс, 2001.  
10.           Янова В.В. Экономика - М.: Экзамен, 2005.


Информация о работе Несовершенная конкуренция, её виды, следствия. Антимонопольная политика государства