Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:13, курсовая работа
Целью работы является изучение рынка несовершенной конкуренции.
Для достижения цели нужно решить следующие задачи:
-рассмотреть понятие рынка несовершенной конкуренции;
- изучить формы конкуренции в условиях монополистического производства, ценовую и неценовую конкуренцию;
- подробное изучение теории игр.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие несовершенной конкуренции……………………………...............4
2. Несовершенная конкуренция на страховом рынке…………………………9
3. Теория олигополии и теория игр в современной экономике…………….10
3.1. Классификация игр………………………………………………………..14
3.2. Модели теории игр………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………..19
Список используемой литературы………………………………………...…20
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
«Волгоградский
Факультет экономики и управления
Кафедра «Мировая экономика и экономическая теория»
Курсовая работа
по дисциплине «Микроэкономика»
на тему:
Несовершенная конкуренция и теория игр
Выполнила:
студентка группы №ЭУЗ-183с
Смагина Любовь Алексеевна
Проверил:
Волгоград 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие несовершенной
конкуренции……………………………........
2.
Несовершенная конкуренция на страховом
3. Теория олигополии и теория игр в современной экономике…………….10
3.1. Классификация игр…………………………………
3.2. Модели теории игр…………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………...…
Введение
На совершенно конкурентном
рынке имеется множество
Целью работы является изучение
рынка несовершенной
Для достижения цели нужно решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие
рынка несовершенной
- изучить формы конкуренции в условиях монополистического производства, ценовую и неценовую конкуренцию;
- подробное изучение теории игр.
- Объектом исследования
являются платные конкуренция.
Предметом исследования
В ходе работы были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, дедукция. Теоретической и методической базой исследования является литература, касающаяся рассматриваемой темы, в том числе труды таких авторов как: Артамонов В.С., Белокрылова О.С., Лымарь Е.Н., Пехтерева Е.А. и другие [1,2, 3, 4].
1. Понятие несовершенной конкуренции
Свободная конкуренция (совершенная)
основана на частной собственности
и хозяйственной
а) объем производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;
б) реализуемые каждым производителем товары являются однородными;
в) покупатели хорошо информированы о ценах, и повышение производителем цен на товар означает снижение спроса на него;
г) какие-либо договоренности продавцов относительно цен на товары не допускаются, они действуют независимо друг от друга;
д) фирмы-производители могут свободно входить в отрасль и выходить из нее [3, c. 97].
Рынок, на котором отсутствует хотя бы один признак совершенной конкуренции, называется рынком несовершенной конкуренции. На таком рынке подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм, которые, занимая господствующее положение на рынке, могут влиять на условия реализации продукции и, прежде всего, на цены [3, c. 98].
Существует три основные структуры (модели) рынка несовершенной
конкуренции:
- чистая монополия;
- олигополия;
- монополистическая конкуренция [1, c. 112].
Чистая монополия - это рынок, на котором функционирует один продавец. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятие фирма и отрасль совпадают. Вхождение в отрасль для других фирм блокировано. Препятствием для вхождения в отрасль могут быть:
- низкие издержки производства
крупной фирмы,
- наличие государственных патентов и лицензий;
- исключительные права на важнейшие источники сырья;
- предоставление правительством
одной фирме статуса
Условием существования
чистой монополии является уникальность
предлагаемой продукции, отсутствие близких
заменителей. Чистая монополия в
масштабах национального
Олигополия (от греческого олиго - немногие и полео - продаю) - это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм. Так, например, в США имеется 9 фирм-продавцов жевательной резинки, на долю которых приходится 95% годовых продаж. Четкого количественного критерия олигополии в виде числа фирм нет, но обычно оно колеблется от трех до десяти. Олигополия, состоящая из 3-4 фирм, называется «жесткой»; состоящая из 4-9 фирм, на долю которых приходится 70-80% рынка, называется «аморфной». Олигополия может существовать на рынке стандартизированной продукции (нефть, цемент) или на рынке дифференцированной продукции (автомобили, бытовая техника) [1, c. 115].
Различают олигополию сбалансированную (несколько фирм одинакового размера) и асимметричную (один продавец-лидер и ряд небольших продавцов).
Фирмы, функционирующие на
олигополистическом рынке, получают высокие
прибыли потому что, как и в
случае чистой монополии, вхождение
в отрасль для фирм-
Рассмотрим монополистическую
конкуренцию. На рынке такого типа имеется
множество продавцов, продающих
однотипную, но дифференцированную продукцию
(например, джинсы, зубная паста), в отношении
которой продавец ведет себя как
монополист. Продавцы самостоятельно
определяют цену на свои товары, объемы
продаж. Но поскольку продавцов
Внешне монополистическая
конкуренция схожа с
Основные характеристики рынков несовершенной конкуренции приведены на рисунке 1 [2, c. 125].
Рисунок 1 -Основные черты рынков несовершенной конкуренции
Помимо трех основных типов
(моделей) существуют и другие модели
рынка несовершенной
В условиях монополистической
формы хозяйствования конкуренция
носит весьма сложный характер. Во-первых,
монополия в современных
Различают следующие виды монополии:
1. Естественная монополия.
Отрасль является естественной
монополией, когда производство
любого объема продукции одной
фирмой обходится дешевле, чем
его производстводвумя или
2. Закрытая монополия.
Правительства большинства
3. Открытая монополия.
Ими часто являются фирмы,
Итак, некоторые фирмы могут одновременно относиться как к естественной монополии, так и к закрытой: например, фирма, обслуживающая систему телефонной связи, имеет как государственную лицензию, так и эффект экономии от масштаба производства. В то же время закрытая монополия со временем может стать открытой (когда истечет срок действия патента). Естественная монополия тоже может стать открытой, т.к. в корне может измениться технология производства и эффект экономии от масштаба может быть сведен на «нет».
2. Несовершенная конкуренция на страховом рынке
Вряд ли ставилась цель создать рынок совершенной конкуренции, ибо в природе он встречается редко - «это скорее идеал, к которому можно стремиться, чем реальная действительность». Именно поэтому процесс демонополизации не привел к образованию рынка совершенной конкуренции в страховании, напротив, монопольный характер рынка сохранился, хотя и изменился тип рынка.
Если страховая компания способна оказывать существенное влияние на уровень страхового тарифа (цены страхования), то она классифицируется как субъект несовершенной конкуренции. В отрасли страхования в целом или в страховании отдельных рисков преобладает несовершенная конкуренция, если отдельные компании имеют возможности контроля над уровнями страховых тарифов.
Несовершенная конкуренция отличается
от монопольного положения, если цены
на страхование устанавливает
В качестве примера приведем рынок страхования граждан, выезжающих за рубеж. Базовый тариф для стандартных полисов за дни сутки пребывания в стране для поездки на 15 суток в среднем составляет для стран Западной Европы 0,5 - 0,9 долл., для стран Восточной Европы - 0,4 - 0,8 долл., для США и Канады - 1,2 - 2,0 долл. На тарифы влияет множество факторов. К их числу, помимо размера страхового покрытия, относится и длительность путешествия: чем дольше будет продолжаться поездка, тем дешевле обойдется день страхования. Благодаря различным скидкам и надбавкам, тарифы не так сильно отличаются друг от друга. Если компании существенно увеличат тарифы, не компенсируя их повышение какими-либо дополнительными услугами (доставка полисов на дом, скидки на другие виды страхования), то они могут потерять рынок данного вида страхования. Другими словами, субъект несовершенной конкуренции имеет лишь ограниченные возможности в принятии решений по манипулированию ценами страхования.