Несовершенная конкуренция и теория игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение рынка несовершенной конкуренции.
Для достижения цели нужно решить следующие задачи:
-рассмотреть понятие рынка несовершенной конкуренции;
- изучить формы конкуренции в условиях монополистического производства, ценовую и неценовую конкуренцию;
- подробное изучение теории игр.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие несовершенной конкуренции……………………………...............4
2. Несовершенная конкуренция на страховом рынке…………………………9
3. Теория олигополии и теория игр в современной экономике…………….10
3.1. Классификация игр………………………………………………………..14
3.2. Модели теории игр………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………..19
Список используемой литературы………………………………………...…20

Файлы: 1 файл

Несовершенная конкур-ция.docx

— 47.75 Кб (Скачать файл)

Отметим, что существование несовершенной  конкуренции не уничтожает соперничества  на страховом рынке, поскольку его  участники также решительно борются  за увеличение своей доли на всех сегментах  отечественного страхового рынка, поэтому  в условиях несовершенной конкуренции  постоянно растут затраты на рекламу, маркетинг, организацию сбыта или  поддержку имиджа компании.

    Хотя сама природа страхования делает конкуренцию на рынке страховых услуг подобной олигополии, последняя все же имеет двоякую природу - она, одновременно, удалена и в то же время близка и к модели естественной монополии, и к модели совершенной конкуренции.

    С одной стороны, эта двойственная природа конкуренции на страховом рынке требует такого государственного регулирования, которое имеет целью установление на страховом рынке какой-то одной из простейших моделей конкуренции - совершенной конкуренции или несовершенной конкуренции в виде олигополии. С другой стороны, для эффективного государственного регулирования важно также учитывать, что для одних аспектов страхового рынка используется модель совершенной конкуренции, а для других - олигополии (естественной монополии).

     Почему же в одних отраслях наблюдаются тенденции и состояние, близкие к совершенной конкуренции, а в других доминируют несколько крупных компаний?

    Дело в том, что к несовершенной конкуренции, в частности к ограничению числа участников страхового рынка - страховых организаций, приводят следующие объективные обстоятельства, связанные с обеспечением столь необходимой для страховщика финансовой устойчивости:

1. установление государством значительных  финансовых барьеров для вступления  в страховой рынок в качестве  страховой организации;

2. использование масштабного фактора  на рынке, чтобы уменьшить свои  затраты на организацию дела  и повысить свою финансовую  устойчивость (эту устойчивость  обеспечить крайне затруднительно  при малом размере страхового  поля).

Рассматриваемые особенности позволяют  отнести страховой рынок к  тем рынкам, которые в экономической  теории называются рынками с несовершенной  конкуренцией.

Необходимость достижений подобной соразмерности  ограничений обусловлено наличием противоположного направления в  государственном регулировании  страхового рынка - антимонополистического, имеющего своей целью не дать выродиться естественной олигополии на страховом  рынке в страховую монополию. [16, c. 57]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Теория олигополии  и теория игр в современной экономике

Олигополией называют тип рынка, где  несколько крупных фирм контролируют основную ее часть.

Товары, выпускаемые олигополией, могут быть как однородны, так  и дифференцированы.

Для олигополии характерны большие  входные барьеры вступления новых  фирм на рынок. Ограничения связаны  с эффектом масштаба.

Вступление в отрасль может  быть существенно ограниченно путем  выдачи лицензий. Патентование изобретений  также служит определенным барьером для конкурентов. Патент защищает интеллектуальную собственность патентообладателя  и не позволяет конкурентам копировать изобретение в течение длительного  срока.

Важной особенность рыночного  поведения олигополий является взаимозависимость  решений фирм по объему производства и ценам. Ни одно подобное решение  не может быть принято без учета  ответных действий конкурентов. Таким  образом, действия фирм-конкурентов  становятся для олигополии дополнительным условием при определении оптимального объема производства и цен.

При олигополии, как и при чистой конкуренции, возможна нечистая конкуренция, когда фирмы, входящие в олигополию, препятствуют вхождению на рынок  конкурентов нерыночными методами.

Олигополия руководствуется такими же принципами ценообразования, что  и монополия:

P › MR = MC ‹ AC.

Фирма выбирает такие объем производства и цену, при которых масса прибыли  становится максимальной.

Существуют ряд моделей, описывающих  поведение олигополии на рынке.

1. Модель «ломаной кривой спроса»  описывает поведение фирмы, не  проводящей стратегию тайного  сговора с конкурентами.

Поскольку в олигополии фирмы взаимозависимы в отношении установления цены на продукцию, то для нее важно знать, какая реакция конкурентов наиболее вероятна в случае изменения цен. Эта модель основывается на том, что  возможны варианты поведения участников рынка.

При изменении цены одним из конкурентов  другие могут выбрать одно из двух возможных решений:

- выравнивать цены и подстраиваться  под новую цену;

- не реагировать на изменение  цены одним из конкурентов.

Теперь мы можем объяснить сущность ломаной кривой спроса: если фирма  поднимет цену выше существующей цены, то конкуренты скорее всего не поднимут цены. В результате фирма потеряет часть своих потребителей. Если фирма  понизит цену, то понизят цену и  конкуренты. Поэтому при ценах  ниже спрос становится менее эластичным (при неэластичном спросе снижение цены ведет к меньшему изменению  спроса, следовательно, объем прибыли после снижения цены падает). Таким образом, любое изменение цены становится невыгодным в условиях олигополии.

2. Вторая модель рыночного поведения  олигополии описывает ситуацию, складывающуюся в результате  тайного соглашения по поводу  контроля за ценами.

Олигополия, стремясь уменьшить неопределенность, пытается зафиксировать цены на свою продукцию в надежде, что такая  стратегия обеспечит максимизацию прибыли. Средством достижения этой цели становится тайное соглашение между  конкурентами о ценообразовании.

Тайный сговор возможен при условии, что фирмы сталкиваются с одинаковыми  или очень похожими условиями  спроса и издержек на свою продукцию. В подобном случае фиксированная  цена никому из участников соглашения не даст конкурентных преимуществ. В  результате тайных соглашений выбираются оптимальные для олигополии объем  производства и цена. Такие параметры  производства, по сути, адекватны ситуации, когда на рынке выступает всего  лишь единственный производитель. Это  означает, что рынок олигополии перерастает  в рынок чистого монополиста.

3. Третьей моделью поведения  олигополии является модель лидерства  в ценах. Она описывает ситуацию, когда какая-либо фирма доминирует  на рынке и ее цена охватывает  большую долю рынка. При такой  ситуации именно ее цена становится  рыночной. Поэтому обычно, когда  крупнейшая из олигополии фирма  изменяет цену, другие фирмы-олигополисты  подстраиваются под нее. Но  лидирующая фирма, всякий раз  изменяя цену, все же рискует,  так как конкуренты могут реализовать  и свою самостоятельную ценовую  стратегию. Это заставляет ценового  лидера быть осторожным, поэтому  цена меняется крайне редко.

Ценовой лидер обычно не реагирует  на небольшие конъюнктурные изменения  издержек и спроса. Изменение цены будет принято лишь тогда, когда  условия издержек и спроса изменяются значительно и во всей отрасли. Так, ценовой лидер будет повышать цену, если произойдет достаточно значительное повышение налогов, повышения уровня заработной платы в отрасли или  удорожание какого-либо ресурса. Как  правило, фирма-лидер заранее оповещает  прессу о планируемом повышении  цены, так что остальные фирмы, входящие в олигополию, имеют время  для подготовки к изменению цены. Такое лояльное отношение к конкурентам  объясняется невыгодностью ценовой  войны, которая приведет к потери стабильности, столь необходимой  для деятельности крупных компаний, какими и являются фирмы-олигополисты.

Таким образом, ценообразование на рынке олигополий, если оно строится по принципу лидерства в ценах, предполагает, что одна фирма устанавливает  цену, а другие принимают ее как  объективную и ей подчиняются.

4. Четвертая модель ценообразования  строится по принципу «издержки  плюс». Ее суть заключается  в том, что фирма определяет  уровень издержек на единицу  продукции, а затем прибавляет  к издержкам плановый уровень  прибыли. Данный принцип используется там, где продукция олигополии дифференцирована, т.е. по-своему уникальна. Модель показывает, что фирма не подстраивает свои издержки под рыночную цену, а, наоборот, в цену, которую она выставляет, закрывает имеющиеся издержки. Подобное поведение фирмы возможно при отсутствии ощутимого давления конкуренции.

5. Существуют модели, основанные  на теории игр. В их основе  лежит учет того обстоятельства, что фирмы в условиях олигополии  взаимосвязаны и ведут себя, как  игроки на поле, когда действия  одного игрока зависят от реакции  другого. Модели описывают ситуации  расчета объема производства  и цены одного из участников  конкуренции в зависимости от  рыночного поведения другого  участника.

Модели, построенные на основе теории игр, свидетельствуют о том, что, испытывая жестокое давление со стороны  конкурентов, участники олигополии действуют, как правило, не в целях  получения выгоды от изменения цены, а для минимизации потерь. [17, с. 195-199]

  Первую попытку создать математическую теорию игр предпринял в 1921 г. Э.Борель. Как самостоятельная область науки впервые теория игр была систематизировано изложена в монографии Дж.фон Неймана и О.Моргенштерна “Теория игр и экономическое поведение” в 1944 г. С тех пор многие разделы экономической теории (например, теория несовершенной конкуренции, теория экономического стимулирования и др.) развивались в тесном контакте с теорией игр.

  Игра - это идеализированная математическая модель коллективного поведения нескольких лиц (игроков), интересы которых различны, что и порождает конфликт. Конфликт не обязательно предполагает наличие антагонистических противоречий сторон, но всегда связан с определенного рода разногласиями. Конфликтная ситуация будет антагонистической, если увеличение выигрыша одной из сторон на некоторую величину приводит к уменьшению выигрыша другой стороны на такую же величину и наоборот. Антагонизм интересов порождает конфликт, а совпадение интересов сводит игру к координации действий (кооперации). [18,8с]

В теории игр предполагается, что игра состоит из ходов, выполняемых  игроками одновременно или последовательно.

Ходы бывают личными и  случайными. Ход называется личным, если игрок сознательно выбирает его из совокупности возможных вариантов  действий и осуществляет его (например, любой ход в шахматной игре). Ход называется случайным, если его  выбор производится не игроком, а  каким-либо механизмом случайного выбора (например, по результатам бросания монеты).

  Совокупность ходов, предпринятых игроками от начала до окончания игры, называется партией.

  Одним из основных понятий теории игр является понятие стратегии. Стратегией игрока называется совокупность правил, определяющих выбор варианта действий при каждом личном ходе в зависимости от ситуации, сложившейся в процессе игры. В простых (одноходовых) играх, когда в каждой партии игрок может сделать лишь по одному ходу, понятие стратегии и возможного варианта действий совпадают. В этом случае совокупность стратегий игрока охватывает все возможные его действия, а любое возможное для игрока i действие является его стратегией. В сложных (многоходовых играх) понятие «варианта возможных действий» и «стратегии» может отличаться друг от друга. 

    Стратегия игрока называется оптимальной, если она обеспечивает данному игроку при многократном повторении игры максимально возможный средний выигрыш или минимально возможный средний проигрыш, независимо от того, какие стратегии применяет противник. Могут быть использованы и другие критерии оптимальности.

   Возможно, что стратегия, обеспечивающая максимальный выигрыш, не обладает другим важным представлением оптимальности, как устойчивостью (равновесностью) решения. Решение игры является устойчивым (равновесным), если соответствующие этому решению стратегии образуют ситуацию, которую ни один из игроков не заинтересован изменить.

   Примерами конфликтной ситуации являются ситуации, складывающиеся во взаимоотношениях покупателя и продавца; в условиях конкуренции различных фирм; в ходе боевых действий и др. Примерами игр являются и обычные игры: шахматы, шашки, карточные, салонные и др. (отсюда и название “теория игр” и ее терминология).   В большинстве игр, возникающих из анализа финансово-экономических, управленческих ситуаций, интересы игроков (сторон) не являются строго антагонистическими ни абсолютно совпадающими. Покупатель и продавец согласны, что в их общих интересах договориться о купле-продаже, однако они энергично торгуются при выборе конкретной цены в пределах взаимной выгодности.

        Теория игр (theory of games)- математические расчеты гипотетического поведения принятия решения двумя или более людьми в ситуациях, где каждый способен сделать выбор между двумя или более направлениями деятельности "стратегиями", их интересы могут частично или полностью быть противоположными, для любого лица числовые значения прилагаются к "полезности" комбинации результатов. Разработанная прежде всего фон Нойманом (см. фон Нойман и Моргенштерн, 1944), теория игр основана на традиционных формах рационального моделирования в политэкономии.

Информация о работе Несовершенная конкуренция и теория игр