Нестандартные формы занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:34, реферат

Описание работы

Но, несмотря на широкое распространение нестандартной занятости и повышенный интерес исследователей к данной проблеме, нестандартная занятость остается по-прежнему малоизученной. Это связано со спецификой данного явления, что затрудняет проведение его объективной и достоверной оценки. До сих пор нет единой концепции, единого понимания проблемы нестандартной занятости.

Содержание работы

Введение 3
1. Стандартная и нестандартная занятость 5
2. Нестандартные формы занятости. Преимущества и недостатки 7
3. Социально – экономические последствия нестандартных форм занятости 10
4. Соотношение численности между стандартной и нестандартной занятостью 13
5. Сетевой маркетинг 20
Заключение 24
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

нестандартные формы занятости.docx

— 71.63 Кб (Скачать файл)

Подчеркнем, что сам по себе переход  к рынку еще не перечеркивает "стандарт". Характерные для  него условия и сегодня типичны  для подавляющего большинства россиян, работающих на промышленных предприятиях или в государственном секторе. Однако реформы запустили в действие такие механизмы, как структурные сдвиги в занятости, стремление фирм к экономии издержек, поиск населением дополнительных источников заработка и т.п.

Почему нестандартная  занятость не приносит дохода? Работники, трудящи-еся в условиях нестандартной занятости, сталкиваются со следующими проблемами: негарантированное рабочее место и отсутствие уверенности в завтрашнем дне. Низкая заработная плата. Ограничение или отсутствие доступа к социальным льготам, таким как медицинское или пенсионное страхование. Повышенный риск для здоровья или безопасности на рабочем месте. Отказ в соблюдении прав человека на рабочем месте, таких как право на вступление в профсоюз или ведение коллективных переговоров. Постоянная угроза безработицы или неполной занятости .

  1. Социально – экономические последствия  нестандартных форм занятости

 

Занятость как объект экономического и социального изучения охватывает обширную область социальных и экономических явлений: рынок труда, работодателей и лиц наемного труда, рынок товаров, рынок профессий и т. д. Все эти явления взаимосвязаны и подвержены влиянию социальных противоречий, носителями которых в сфере занятости являются работодатели (владельцы средств производства) и лица наемного труда (владельцы рабочей силы). Результатом их взаимодействия является система социально – трудовых отношений.

В апреле 1991 года был принят Закон  «О занятости населения в Российской Федерации» (с последующими дополнениями и изменениями), в котором сформулированы основные принципы занятости и связанные  с ней отношения в условиях рынка. Закон определяет правовые, экономические  и организационные основы государственной  политики содействия занятости  населения, в том числе гарантии государства  по реализации прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы .

Реально в ходе рыночных реформ произошла  существенная диверсификация форм занятости. Отклонения от предписанного стандарта  формально разрешены только в  особых случаях, которые перечислены  в законодательстве. Однако за короткое время на российском рынке труда  появились и распространились разнообразные  отклонения как от самого ”стандарта”, так и от списка разрешенных исключений. Грань между законодательно разрешенным  и запрещенным зачастую оказывается  размытой, поэтому такие формы  занятости мы будем условно называть нестандартными или атипичными. Речь идет о неформальной, неполной, сверхурочной, временной, случайной, вторичной и  других разновидностях занятости.

Нестандартные формы занятости  в совокупности делают рынок труда  достаточно гибким и так или иначе  позволяют сдерживать рост издержек на труд. Выигрыш работодателя здесь  очевиден. Такая адаптация осуществляется во многом за счет работника; при этом одни социально-демографические группы (молодежь, женщины, неквалифицированные  работники) оказываются в большей  степени, чем другие, подвержены риску  перехода из стандартной в нестандартную  занятость. Впрочем, работник не всегда в такой ситуации проигрывает. Он либо получает новую работу, либо сохраняет  старую, чего в противном случае могло бы и не произойти. Возможно, именно здесь кроется одна из главных  причин, по которой безработица в  России так и не достигла критических  значений.

Сегодня в экономике страны на условиях нестандартной занятости трудятся десятки миллионов людей. Такая  занятость давно стала ”социальной”, хотя и не правовой, нормой. Можно  даже сказать, что как раз всевозможные отклонения от правовых норм сделались  своеобразным ”стандартом” для российского  рынка труда, тогда как строгое  следование им воспринимается скорее как ”аномалия”. В таких условиях экономическая наука не может  игнорировать данный круг явлений, а  государство должно считаться с  возникающими здесь новыми тенденциями.

До настоящего времени  экономическая политика в целом  и политика на рынке труда в  частности практически никак  не учитывали диверсификацию рабочих  мест и форм занятости. Возникают  вопросы, относящиеся и к трудовому  законодательству. По сложившейся традиции отечественные юристы видят основную задачу трудового права в максимальной защите тех, кто уже имеет постоянную занятость, по сути, игнорируя косвенные  макро- и микроэкономические эффекты  правового регулирования и, прежде всего, - его влияние на положение тех, кто пока не может похвастаться стандартным трудовым договором.

 Стихийное развитие рынка труда может усилить деформацию рынка труда, вызвать значительный рост безработицы. По опыту развитых стран, а теперь и опыту России переходного периода безработица влечет такие социально-экономические последствия, как падение уровня жизни населения, рост напряжения в обществе, обострение социальных конфликтов. В условиях безработицы не находит применения главная производительная сила общества - рабочая сила, что считается прямым вычетом из эффективности общественного производства.

Сегодня, когда на земном шаре около 1,5 миллиарда безработных, проблемы занятости находятся в центре внимания МОТ, а социальная политика многих стран — это, прежде всего, политика в сфере занятости. Признано, что рынок труда - наиболее консервативный элемент всей экономической системы, перестройка которого в соответствии с новыми экономическими реалиями и задачами государственной политики требует значительных усилий со стороны органов управления. С.П. Маврин отмечает, что экономически развитым странам удалось найти оптимальное соотношение между государственным управлением (регулированием) и негосударственным (рыночным) саморегулированием.

В исследованиях экономистов эта  сложная проблема также обходится  стороной. Между тем ее изучение представляется важным как с теоретической, так и с практической точки  зрения. Анализ, с одной стороны, помогает лучше понять глубинные  механизмы функционирования российского  рынка труда, его отличительные  особенности и перспективы дальнейшего  развития, с другой - он выводит на многие аспекты социальной политики и борьбы с бедностью, позволяет  увидеть на конкретном материале, как  работает действующее законодательство и какие изменения в нем  необходимы.

  1. Соотношение численности между стандартной  и нестандартной занятостью

 

Сложной научной и практической проблемой в рыночной экономике  стала занятость трудовых ресурсов, правильное решение которой обеспечивает не только сбалансированность численности  трудоспособного населения с  количеством рабочих мест, взаимодействие личных и общественных интересов  на любом уровне хозяйствования, но и соответствие затрат на производство продукции, выполнение работ и услуг  на каждом рабочем месте и результатов  труда, а также высокую продуктивность труда и эффективность производства, развитие человеческого капитала и  повышение уровня жизни людей.

В результате структурных изменений  в экономике развитых стран снижалась  доля традиционной крупной промышленности, предъявлявшей основной спрос на стандартную занятость. Быстро растущий сектор услуг нуждался в иных работниках, которые могли бы функционировать  в условиях гибкого временного режима с большей или меньшей продолжительностью, чем предусмотрено законодательством. Они должны быть более мобильными и в случае необходимости легко  перемещаться на другие рабочие места (поэтому здесь важен временный  трудовой контракт), сочетать исполнительские  и предпринимательские функции  и т.д. Сходный характер имеет  и спрос на труд со стороны малых  предприятий, роль которых в современной  экономике постоянно растет. 
        Обострение глобальной конкуренции, а также обусловленные этим усиление неопределенности, рост соперничества на рынке и необходимость сокращения издержек потребовали и от работодателей, и от работников большей гибкости в трудовых отношениях. Для работодателей даже в богатых европейских странах налоги и прочие косвенные издержки, связанные со стандартными рабочими местами, оказывались чрезмерными. Сокращение доли собственно заработной платы в совокупных издержках на труд подрывало конкурентоспособность на глобализирующемся рынке. Замедление темпов экономического развития и рост безработицы сопровождались сужением возможностей создания стандартных - полных и постоянных - рабочих мест для всех нуждающихся. 
Технологический прогресс и прежде всего революция в компьютерных и информационных технологиях обеспечили технические предпосылки для развития небольших гибких производств, специализации и аутсорсинга. В результате возрос спрос на мобильных работников, способных и готовых работать в часто меняющихся и нестандартных условиях. Наличие компьютера, современные средства связи и высокоскоростной доступ в Интернет позволяют выполнять многие виды работ на территориальном удалении от организации-работодателя или заказчика и в гибком временном режиме. Наоборот, технологическая потребность и экономическая заинтересованность в работниках, занятых полный рабочий день на условиях пожизненного найма и доступных менеджменту для постоянного мониторинга, даже на крупных производствах стали снижаться.

Сокращение численности и роли "стандартных" работников в экономике  способствовало "размыванию" социальной базы профсоюзов. Ослабление последних, в свою очередь, политически облегчало  работодателю дальнейшую ликвидацию "дорогих" (социально защищенных и обеспеченных разнообразными льготами) стандартных  рабочих мест или перевод их в  разряд более "дешевых" нестандартных. 
        Наконец, сыграли свою роль и демографические сдвиги в структуре рабочей силы развитых стран. Массовый выход на рынок труда замужних женщин, пенсионеров и студентов привел к расширению предложения "нестандартного" труда, создав тем самым значительный спрос на рабочие места с сокращенным рабочим временем и гибким графиком работы. При этом "нестандартная" рабочая сила, заинтересованная в дополнительном доходе, не требовала ни законодательных гарантий занятости, ни дополнительных благ, изначально рассматривая свое участие в экономике как нечто второстепенное. Таким образом, преобладание стандартной занятости было характерно лишь для ограниченного исторического периода и определенной группы стран.

Рассмотрим методику расчета общей численности безработных по текущей статистике службы занятости о трудоустройстве населения:

Оценку общей численности  безработных в периоды между  обследованиями рабочей силы по проблемам  занятости можно производить  на базе данных указанных обследований и текущей статистики службы занятости  о трудоустройстве населения  следующим образом:

Вначале определяем как изменилось за период между двумя последними обследованиями соотношение общей  численности безработных, полученных по данным обследования, и численности  незанятого населения, состоящего на учете  в службах занятости на соответствующую  дату по формуле:

Аt = (X12Y12 - X0Y0) t12    (1)

где Аt - коэффициент изменения соотношения между общей численностью безработных и численностью незанятого населения, находящегося на учете в органах службы занятости, в месяце t,

Х0 - общая численность безработных по результатам обследования, проведенного в октябре 2006года,

Х12 - общая численность безработных по результатам обследования, проведенного в октябре 2007года,

У0 - численность незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, на конец октября 2006года,

У12 - численность незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, на конец октября 2007года,

t - порядковый номер месяца после октября 2006 года, для которого производится расчет.

Для каждого месяца общая  величина безработных будет расcчитываться по формуле:

Xt = Yt(X0Y0 + At)     (2)

где

Хt - общая численность безработных на конец рассматриваемого месяца t,

Yt - численность незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, на конец рассматриваемого месяца t [3, c. 54].

Рассмотрим подробнее  метод расчета на примере данных Нижегородской области.

Общая численность безработных, полученная по результатам выборочного  обследования населения по проблемам  занятости, и численность незанятого населения, состоящего на учете в  органах службы занятости, составили  в Нижегородской области:

в октябре 2006года Х0=77890 человек, У0=23986 человек

в октябре 2007года Х12=91455 человек, У12=30324 человек,

тогда

Аt = (91455/30324 - 77890/23986) t12

At = - 0,019282 t

Х0У0=77890/23986=3,24731

Общая численность безработных  по месяцам 2006 и 2007годов оценивается следующими величинами:

 

Таблица 2

Расчеты общей численности  безработных

   

Состоит на учете в службах занятости  на конец месяца, человек

 

Порядковый номер месяца после  октября 2006г

Общая численность безработных  на конец месяца, человек

2006г

октябрь

23986

   

77890

 

ноябрь

26553

(3,24731 + 
(-0,019282*1)

1)=

85714

 

декабрь

28580

(3,24731 + 
(-0,019282*2)

2)=

91706

2007г

январь

30801

(3,24731 + 
(-0,019282*3)

3)=

98239

 

февраль

33391

(3,24731 + (-,019282)

4) =

105856

 

март

34230

(3,24731 + (-019282)

5) =

107855

 

апрель

34605

(3,24731 + (-0,019282)

6) =

108370

 

май

33195

(3,24731 + (-0,019282)

7) =

103314

 

июнь

31163

(3,24731 + (-0,019282)

8) =

96389

 

июль

29782

(3,24731 + (-0,019282)

9) =

91543

 

август

28735

(3,24731 + (-0,019282)

10) =

87771

 

сентябрь

28699

(3,24731 + (-0,019282)

11) =

87107

 

октябрь

30324

(3,24731 + (-0,019282)

12) =

91455

Информация о работе Нестандартные формы занятости