Нициональное богатсво

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

На мой взгляд, изучение данной темы достаточно актуально и представляет собой научный и практический интерес. Для любого государства национальное богатство очень важно, так как это один из важнейших показателей экономической мощи страны. Понятие национального богатства постоянно обогащается, отражая все то новое, что характеризует хозяйственный, социальный, экологический и иной прогресс современного общества. Национальное богатство является важнейшей характеристикой, определяющей потенциальные возможности страны по производству товаров и услуг, характеризующее базовые факторы экономического роста, обеспечивающего увеличение валового национального продукта и валового национального дохода как источников удовлетворения потребностей общества.

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Определяющее значение для реализации экономического потенциала и устойчивого развития страны имеют трудовые ресурсы, уровень их образования и квалификации. Более 87% американцев в возрасте 25лет и старше имеют, как минимум, законченное среднее образование, а более 29%– законченное высшее. Расходы на высшее и среднее образование составляют более 7,0% ВВП. Кроме того, еще около 2% ВВП составляют расходы на так называемое образование взрослых, т.е. на профессиональную подготовку и переподготовку рабочей силы. Все более важную роль в экономике США приобретает здравоохранение, в значительной степени определяющее (наряду с образованием) качество рабочей силы и уровень жизни в стране. Расходы на медицинские услуги составили в 2012г. почти 17% ВВП, а ожидаемая продолжительность жизни достигла более 78лет, в том числе 81года– для женщин и 75лет– для мужчин.Доля лиц с высшим образованием в РФ, хотя и ниже, чем в США, но является одной из самых высоких в мире– более 27%, около 65% граждан имеют, как минимум, законченное среднее образование; весьма высок и квалификационный уровень кадров. В целом, в прогрессивном направлении меняется и отраслевая структура занятости– в 2011г. уже более 60% рабочей силы было занято в сфере услуг.[4 стр.21]

По оценкам, именно научно-технические ресурсы и человеческий капитал являются основой интенсивного (в противовес экстенсивному) роста, определяя важнейший показатель уровня экономического развития любой страны – эффективность общественного производства. Речь идет о группе таких показателей, как производительность труда, фондоотдача, капиталоемкость, энергоемкость, материалоемкость. По ним США остаются на первом месте в мире с довольно большим отрывом от остальных стран.

Если по традиционным индикаторам уровня жизни – размеру доходов, структуре потребления – США находятся среди лидеров, то по показателям качества жизни – ожидаемой продолжительности жизни, доступности образования, дифференциации доходов, доступности услуг здравоохранения – они уступают многим другим развитым странам. Так, по кумулятивному показателю качества жизни – индексу развития человеческого потенциала – Соединенные Штаты в 2011 г. находились на 12-ом месте в мире, уступая таким странам, как Норвегия, Исландия, Австралия, Ирландия, Швеция, Канада и Япония (место России в этом списке – 65-е). [11 стр.290]

 В США достаточно заметна социально-имущественная дифференциация: доходы 5% семей с наиболее высокими доходами (в среднем 145 тыс. долл. в год) почти в 7 раз превышают доходы 20% семей с наименьшими доходами. В России ситуация в социальной сфере постепенно улучшается, хотя ее трудно сравнивать с США и другими развитыми странами – слишком велико наше отставание по уровню жизни и другим социальным индикаторам. Показательным является, например, уровень социального расслоения населения. Так, разрыв в доходах 10% наиболее высокодоходных групп населения и 10% с наиболее низкими доходами в 2011 г. превышал в России 15 раз, а с учетом нелегальных доходов – 35 раз, что заметно больше, чем в США. [16 стр.29]

Не только в социальной сфере, но и далеко не по всем макроэкономическим показателям ситуация в США является позитивной. Серьезной проблемой являются дефициты федерального бюджета, внешнеторгового и платежного балансов, приводящие к накоплению государственного долга страны (70% ВВП в 2008 г.). Как результат экономического кризиса и увеличения государственных расходов, дефицит федерального бюджета США демонстрирует тенденцию к резкому росту – с 2,9% ВВП в 2010 г. до 12% в 2011 г., дефицитность торгового и платежного балансов продолжает усугубляться, что крайне осложняет обслуживание госдолга.[17 стр.83]

Продолжающееся уже длительное время снижение курса доллара относительно евро и других мировых валют дает немало преимуществ американским экспортерам, но одновременно подрывает доверие иностранных инвесторов к американской валюте.

В 2007г. в стране разразился кризис системы ипотечного кредитования. Быстрый рост масштабов невозвращенных кредитов на приобретение недвижимости не только привел к дестабилизации национального финансового рынка, но и к концу года спровоцировал глобальный финансовый кризис. У многих ведущих банков мира возникли серьезные проблемы с ликвидностью, произошел резкий спад на фондовых рынках. За финансовым кризисом последовал глубокий спад производства в реальном секторе экономики. Как свидетельствует период 2009–2010гг. экономика США оказалась в глубочайшем финансово-экономическом кризисе, по крайней мере, после 80-х годов ХХ века.[15 стр.512]

Что касается макроэкономических перспектив России, то перед ней стоят гораздо более сложные задачи. В первую очередь, речь идет о переводе экономики с минерально-сырьевой модели на модель интенсивного наукоемкого развития. Стране требуется модернизация всего технологического парка промышленности, модернизация, а часто и создание многих базовых эффективных рыночных институтов, всемерное развитие систем науки и образования, повышение уровня жизни населения и улучшение социальной сферы. Таким образом, перед Россией стоят задачи иного порядка, обусловленные значительным отставанием страны от более развитых государств мира. Однако потенциал России огромен. При разумной государственной экономической политике и достижении диверсификации хозяйства перспективы у российской экономики вполне благоприятны.

 

3.Перспективы  развития национального богатства  в РФ

3.1 Основные направления  развития национального богатства  в стране

Для обеспечения стабилизации социально-экономического положения, достижения высоких, устойчивых темпов экономического роста необходимо синхронизировать инвестиционные потоки, идущие на восстановление основных фондов, всемерно поддерживать развитие человеческого капитала и сохранение ресурсного потенциала национальной хозяйственной системы. Целевая установка на совершенствование пропорций между элементами национального богатства предполагает решение задачи по обеспечению структурных изменений в национальной экономике. Проблема рационального использования природных ресурсов и обеспеченности ими в будущем является центральной проблемой экономического развития, важнейшим условием формирования конкурентоспособного типа воспроизводства национального богатства.

Современное состояние природно-ресурсного потенциала России, включающего минерально-сырьевую базу экономики, водные, земельные, лесные и климатические ресурсы, требует проведения специальных правительственных мероприятий по ликвидации причиненного природной среде ущерба и восстановлению количественных и качественных характеристик. Проблема сводится к необходимости гарантировать комплексный подход, включающий налаживание ресурсосбережения (использование определенного количества ресурсов с максимальной отдачей, с наименьшими затратами); обеспечить экологическую защиту; подготовить условия для возобновляемости ресурсов (создание заменителей отдельных ресурсов) и безотходности их использования (создание безотходных технологий); наладить эффективное управление распределением природно-ресурсного потенциала и рациональной эксплуатацией природных ресурсов.

Продвижение по указанным направлениям зависит от комплекса мероприятий, способствующих увеличению отдачи от использования природно-ресурсного потенциала с учетом ограничений, вытекающих из возможностей решения каждой названной проблемы использования этого потенциала.

Чтобы воздействовать на структуру национального богатства, необходимы специальные меры экономической и социальной политики государства. В области экономической политики необходимо формирование, в соответствии с установленными целями и отобранными приоритетами, эффективной структуры управления, которая бы с наименьшими ресурсными затратами позволяла создавать продукцию и услуги с высокой долей добавленной стоимости. В области социальной политики главным направлением является формирование новой социальной структуры общества различными путями: посредством увеличения доли домашнего имущества (стимулирования кредитов для жилищного строительства), снижения уровня дифференциации доходов населения (установления прогрессивной шкалы налогообложения), повышения эффективности функционирования и использования всех видов собственности и защиты права собственности.

Ряд видных российских ученых указывает на очевидный недостаток основного капитала в отраслях социальной сферы и они солидарны в том, что увеличивать национальное богатство необходимо путем модернизации социальной сферы. Согласно прогнозу динамики структуры национального богатства России до 2025 г., предполагается увеличение непроизводственных и потребительских активов (потребительский сектор, домохозяйства) за счет сокращения элементов производственных фондов и материальных запасов

Таблица 1.

Прогноз динамики и структуры национального богатства РФ до 2025 года

 

1997

2000

2005

2010

2015

2020

2025

Национальное богатство, %

100

102

105

108

112

116

120

Натурально-вещественная структура национального богатства:

             

 Основной капитал

66

65

65

65

64

65

65

 Материальные запасы

15

14

13

12

12

10

10

Домашнее имущество

19

21

22

23

24

25

25

Воспроизводственная структура:

             

 Производственные фонды

56

55

54

52

51

51

50

 Непроизводственные фонды

44

45

46

48

49

49

50


Источник:[28]

Поскольку предполагаемые изменения макроэкономической динамики охватывают довольно продолжительный период, можно заключить, что приведенные цифры отражают скорее внутренний структурный генезис национальной экономики, чем учитывают правительственные воздействия в рамках макроэкономической структурной политики.

Современное состояние национального богатства и приведенные в таблице 1 прогнозируемые показатели свидетельствуют о низкой эффективности и недостаточной подготовленности социальной инфраструктуры России для осуществления в нее значительных по объемам капиталовложений. При проведении прогнозных оценок ориентиры инвестирования устанавливаются экспертами согласно стандартам развитых зарубежных стран. Приведенные цифры рассчитаны с использованием нормативного метода, а не только являются отражением общей, более высокой организованности национальной хозяйственной системы и целесообразной экономической политики. В свою очередь последняя, по мнению академика РАН А.И. Абалкина, будучи подвержена, как и любой экономический процесс, “эффекту кумулятивной” причинности, выступает своеобразным общественным благом и исполняет функцию фактора хозяйственного развития [2, стр. 18].

Таким образом, новая социальная структура общества должна соответствовать складывающейся структуре экономики и одновременно позволять ей развиваться, т.е. она должна воспроизводить такую систему ценностей и стимулов, которые бы обеспечивали конкурентный процесс, позволяющий оценить и отобрать социально значимые результаты.

Итак, национальное богатство, ВВП входят в число наиболее важных для национальной экономики макроэкономических категорий, а числовые характеристики их объема — представительные агрегатные показатели, позволяющие оценить совокупный экономический потенциал страны.

В составе факторов, влияющих на размер и структуру совокупного экономического потенциала, его динамику в каждом конкретном периоде, можно выделить:

1) объем и доступность всех имеющихся видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых);

2) достигнутый  страной уровень технического  развития, определяющий качество  и производительность технологической  базы экономики;

3) накопленный  страной задел в области фундаментальных и прикладных научных исследований, уровень подготовки кадров, характеризующий качество трудовых ресурсов страны.[2, стр.29]

В результате согласованного взаимодействия названных факторов в составе совокупного экономического потенциала формируются природно-ресурсный, производственный, трудовой, финансовый, научный (инновационный), внешне экономический и другие потенциалы национальной хозяйственной системы страны. Каждый из них имеет определенные особенности закономерности развития, количественные и качественные характеристики.

 

 

3.2. Стратегические направления  государственной политики в сфере  национального богатства

 

 Основные направления развития Российской Федерации определены в стратегии социально-экономического развития России на период до 2020 года.[1] Реализация этих программ направлена: на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения, сокращение разрыва по уровню благосостояния с ведущими экономически развитыми странами, на укрепление конкурентоспособности и безопасности страны.

Для достижения поставленных целей, Правительству Российской Федерации потребуется решить ряд важных социальных, институциональный, макроэкономических и структурно-инвестиционных задач.

Важным вопросом является сочетание экономических, административных и других рычагов управления. Выбор преобладающего метода управления во многом определяет существующий в стране предпринимательский и инвестиционный климат. В частности, активное использование административного метода управления приводит к бюрократизации и ухудшению делового климата в стране. Для обеспечения развития страны необходимо оптимальное сочетание различных методов управления, что особенно важно для России, где рыночные институты только развиваются.

Главной концепцией среднесрочной программы социально-экономического развития РФ должно явиться резкое повышение конкурентоспособности России, что предполагает реализацию антиинфляционных мер, мер по стимулированию экономического роста, предложения по развитию топливно-энергетического комплекса и отраслей, специализирующихся на создании альтернативных видов и источников энергии для бытовых и промышленных целей, а также реализацию национальных проектов. [1]

При этом, в качестве основополагающих принципов в реализации направлений по повышению конкурентоспособности страны должны быть использованы следующие принципы:

1. Принцип поляризованного (или  «сфокусированного») развития, которое  приходит на смену политике выравнивания уровня регионального развития и предполагает специальную фокусировку финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов в «опорных регионах» («полюсах», «локомотивах» роста), а также последующее распространение инновационной активности в другие регионы.[1]

Поэтому экономический рост, предпринимательская активность, инновационный процесс в «опорных регионах» отличаются наибольшей интенсивностью, оказывая влияние на другие территории, которые не входят в «полюса». В США, Великобритании, Германии можно выделить несколько почти равных по значению ведущих районов, однако на фоне других территорий страны они также резко выделяются. Таким образом, в каждом государстве в силу природных, исторических и экономических причин заметно выделяется один, реже несколько экономических центров. В Российской Федерации с учетом масштаба ее территории для обеспечения ускоренного социально-экономического роста необходимо выделить и поддержать сеть «опорных регионов»;

Информация о работе Нициональное богатсво