Нициональное богатсво

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

На мой взгляд, изучение данной темы достаточно актуально и представляет собой научный и практический интерес. Для любого государства национальное богатство очень важно, так как это один из важнейших показателей экономической мощи страны. Понятие национального богатства постоянно обогащается, отражая все то новое, что характеризует хозяйственный, социальный, экологический и иной прогресс современного общества. Национальное богатство является важнейшей характеристикой, определяющей потенциальные возможности страны по производству товаров и услуг, характеризующее базовые факторы экономического роста, обеспечивающего увеличение валового национального продукта и валового национального дохода как источников удовлетворения потребностей общества.

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

2.Принцип «преференции за реформы». Если территория не получила статуса опорного региона, государственная поддержка должна быть направлена в первую очередь на обеспечение равного доступа населения этой территории к бюджетным услугам, гарантирующим реализацию конституционных прав граждан. На достижение данной задачи должны быть направлены меры по стимулированию региональных инициатив. В том числе должна быть трансформирована финансовая помощь регионам — она должна поддерживать социальными трансфертами отсталые территории, а депрессивные территории ориентировать на обеспечение экономического роста и увеличение налоговой базы. Должны получить развитие внебюджетные и инвестиционные инструменты поддержки стратегических проектов регионального развития, в рамках согласованных стратегических приоритетов регионального развития должна оказываться  бюджетная  поддержка региональных инициатив.[1

3.Принцип синхронизации действий («принцип синергии»). Он требует, во-первых, синхронизации основных  реформ, осуществляемых в стране  и оказывающих влияние на социально-экономическое развитие регионов. Во-вторых, выстраивания федеральных приоритетов в логике кооперации регионов. В-третьих, согласованности направлений поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области регионального развития, используемыми федеральными органами власти.[1]

4.Принцип дифференцированности  государственной политики регионального  развития. Интеграция Российской  Федерации в глобальную экономику  в ближайшее время приведет  к выделению на ее территории  следующих зон, в отношении которых должны быть сформулированы различные цели социально-экономического развития и сформированы различные меры достижения данных целей.[1]

5.Принцип субсидиарности, который  предполагает децентрализацию властных  полномочий и исполнение тех или иных полномочий социально-экономического развития регионов Российской Федерации (и соответствующую передачу этих полномочий) на уровне управления, на котором они могут быть исполнены наиболее эффективным образом.[1]

Именно за счет мобилизации активности российских регионов и повышения эффективности использования их ресурсов возможно провести социально-экономические преобразования, с одной стороны, позволяющие значительно увеличить ВВП, а с другой — провести комплекс мер по снижению уровня бедности.

Достижение обеспечения конкурентоспособности России и ее регионов позволит реализовать добиться следующие преимуществ:

1)создать условия для эффективной  интеграции регионов в мировой  рынок, ускорение социально-экономического  развития Российской Федерации за счет правильного распределения производительных сил по территории, развития системы расселения и повышения связанности страны, что должно открыть доступ территорий и их населения к источникам социально-экономического роста;

2)стимулировать развитие инфраструктурной базы социально-экономического роста в территориях;

3)сформировать конкурентоспособные  в глобальном аспекте территориальные  производственные кластеры, в том  числе в инновационно-емких секторах  экономики;

4)обеспечить переход к поляризованному развитию и созданию нового пространственного каркаса страны из «опорных регионов».

Второе ключевое направление: консолидация ресурсов российских регионов для ускоренного экономического роста и изменения структуры экономики. Данная цель направлена на:

1)обеспечение сплоченности территорий и единства экономического пространства страны при сохранении самостоятельности региональных и местных властей в принятии решений в рамках своей компетенции;

2)устранение барьеров на свободное  перемещение рабочей силы, товаров и услуг, капиталов, открытие региональных рынков;

3)устранение препятствий для  реализации инвестиционных проектов, развития малого бизнеса на  региональном и местном уровне  и т.д.[1]

Третье направление социально-экономического развития России заключается в совершенствовании человеческого капитала, повышении пространственной и квалификационной мобильности населения, что предполагает:

1)обеспечение воспроизводства  населения и стабилизация его  численности как в стране, так  и на отдельных территориях  за счет поддержки молодых семей и молодежи для стимулирования подъема компенсаторной рождаемости, формирования социально-экономических предпосылок для дальнейшего демографического роста

2)создание системы образовательных  проектов, направленных на развитие  кадрового потенциала территорий, обеспечение воспроизводства населения и стабилизации его численности, как в стране, так и на отдельных территориях;

3)содействие свободному перемещению  рабочей силы и эффективному  размещению трудовых ресурсов  как ответ на вызовы новых экономических условий;

4)реализация миграционных программ, обеспечивающих формирование в  российских регионах эффективных  балансов демографических и трудовых  ресурсов, а также адаптацию мигрантов  в российском обществе;

5)повышение продуктивности этнокультурного потенциала российского общества.[1]

Четвертое направление — коренное улучшение состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления.[1]

Необходимо отметить, что реализация данных направлений, с моей точки зрения, невозможна без стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации к ускоренному созданию условий для высоких темпов роста в базовых отраслях экономики и увеличению доходов региональных бюджетов.

Заключение

По итогам проделанной работы,можно сдеалть вывод что национальное богатство, как часть национального достояния государства, - есть совокупность материальных ценностей, накопленных и созданных обществом в процессе его жизнедеятельности на данный момент времени.

Для оценки итоговых результатов развития экономики страны за всю историю ее существования используется такой показатель, как национальное богатство. Как известно, первую в истории попытку оценить богатство нации предпринял У. Петти, первое классическое исследование о причинах богатства народов провел А. Смит.

Важно также отметить, что необходимо оценивать уровень развития национальной экономики на основе анализа степени соответствия структуры ВВП приоритетным стратегическим целям государства. Для этого должны быть, во-первых, четко сформулированы стратегические цели, во-вторых, определены приоритеты их достижения.

Возможности, которыми располагает страна для социально-экономического развития, в значительной мере зависит от масштабов и структуры ее национального богатства. В составе национального богатства учитывается накопленный потенциал трудовых, материальных, капитальных и природных ресурсов. По величине национального богатства Россия занимает 1 место в мире.

Можно сказать, что значимость показателя национального богатства определяется в двух аспектах:

  1.  национальное богатство является результирующим показателем эффективности деятельности населения данной страны;

  1.  национальное богатство является важнейшей характеристикой экономической мощи и потенциала развития данной страны.

Для обеспечения стабилизации социально-экономического положения, достижения высоких, устойчивых темпов экономического роста необходимо синхронизировать инвестиционные потоки, идущие на восстановление основных фондов, всемерно поддерживать развитие человеческого капитала и сохранение ресурсного потенциала национальной хозяйственной системы. Целевая установка на совершенствование пропорций между элементами национального богатства предполагает решение задачи по обеспечению структурных изменений в национальной экономике. Проблема рационального использования природных ресурсов и обеспеченности ими в будущем является центральной проблемой экономического развития, важнейшим условием формирования конкурентоспособного типа воспроизводства национального богатства.

Чтобы воздействовать на структуру национального богатства, необходимы специальные меры экономической и социальной политики государства.

Таким образом, национальное богатство стоит в ряду наиболее важных макроэкономических понятий, а числовая характеристика его объема представляет собой один из важных агрегатных показателей, позволяющих оценить экономический потенциал страны, уровень народного хозяйства и степень благосостояния населения, выраженные в денежной форме.

 

 

Литература

 

  1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»(вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года")
  2. Абалкин Л. Взгляд в завтрашний день / Л. Абалкин; Ин-т экономики РАН. - М., 2010. - 126 с.
  3. Алешкин А.А. Особенности структуры национального богатства: компонентный анализ: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Тамбов, 2011.-365
  4. Андрианов В.Д. Оценка стоимости национального богатства стран мира и России // Общество и экономика. – 2012. - №7. С. 40.
  5. Андреев. Е.М. О точности результатов российских переписей населения и степени доверия к разным источникам информации // Вопросы статистики № 11, 2012. С. 21-35. 
  6. Асланов, Д.И. Человеческий капитал – важнейший фактор экономического развития/ Д.И. Асланов // Известия УрГЭУ. – 2012. - №2. – с.71-75
  7. Головачев А.С. Макроэкономика. Курс лекций. – Мн.: АУП, 2011. – 253 с.
  8. Градов А.П. Национальная экономика. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2010. — 240 с ; ил. — (Серия «Учебное пособие»).
  9. Думнов А.Д. Природные ресурсы России: опыт статистического анализа [Текст]/ думной//Вопросы статистики.- 2012.- №7.- С.44.
  10. Демченко Т. Демографический потенциал России в условиях глобализации //РЭЖ. - 2003. - № 1. - С. 75-85
  11. Журавлев, М.В. Управление человеческим капиталом в интересах инновационного развития: новый подход к определению/ М.В. Журавлев // Теория и практика общественного развития. – 2011. - №2. – с.285-290
  12. Кашина В.И. Природные ресурсы как часть национальных богатств России // Использование и охрана природ. Ресурсов в России. – 2012. – №5. – С.45
  13. Кудров В.М. Национальная экономика России: учебник. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Издательство “Дело” АНХ, 2011. – 544 с.
  14. Кузнецов, Е. В. Направление развития человеческого потенциала в странах с различным уровнем экономического развития / Е. В. Кузнецов // Вопросы статистики. 2013. № 10. С. 67.
  15. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. для студентов, обучающихся по экон. специальностям / А.Г.Грязнова, Н.Н.Думная, А.Ю.Юданов и др.. - М.: КноРус, 2009. - 604 с
  16. Наумова Е.В. Трансформация элементов национального богатства в условиях новой экономики: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.01 / Наумова Елена Валерьевна. - Саратов, 2012. - 128 с.
  17. Нестеров, Л. Национальное богатство и человеческий капитал / Л. Нестеров, Г. Аширова // Вопросы экономики - 2013. - №2. - 148 с.
  18. Нестеров Л., Аширова Г. Методы оценки природных ресурсов стран в международной статистике / Л. Нестеров, Г. Аширова// Вопросы статистики.- 2012.- №8.- С.-50.
  19. Романова Э.П., Куракова Л.И., Ермаков Ю.Г. Природные ресурсы мира. — М., 2013, с. 64
  20. Российский статистический ежегодник/ 2012.-М.: Госкомстат России, 2012,- с.310. .
  21. Особенности воспроизводства национального богатства в начале XXI века / под ред. Нестерова Л.И. – М.:ИНФРА-М, 2012. – 214 с
  22. Сильвестров, С.Н. Национальное богатство: Оценка и управление экономическим развитием / С.Н. Сильвестров, Б.Н. Порфирьев - М.: РГТУ, 2012. - 190 с.
  23. Федоренко Н., Симгера В. К оценке эффективности использования национального богатства // Вопросы экономики, 2013 №8, С. 39-40.
  24. Шишкин А.Ф., Шишкина Н.В. Экономическая теория:учебник для вузов.В 2 т. Т.2.-М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС,2010.-711с.
  25. Экономическая статистика: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. проф. Ю.Н. Иванова. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 736 с.
  26. Щуков В.Н. Экономический потенциал регионов России и эффективность его использования / Учебное пособие. Иваново, ИГТА, 2013. 265 с.
  27. Экология. Учебник. Е.А. Криксунов. - М.: Инфра - М., 2011 г. - 184 с.
  28. Яров П. Особенности воспроизведения национального богатства в начале XXI века. Издательство: Наука, 2013. – 241 с.
  29. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ //http://www.economy.gov.ru/
  30. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru
  31. Википиедия http://ru.wikipedia.

 


Информация о работе Нициональное богатсво