Нормальная и экономическая прибыль в российском бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 09:14, контрольная работа

Описание работы

В рыночной экономике, где целевой функцией хозяйствующего субъекта является максимизация прибыли, на первое место выходит финансовый блок показателей эффективности, в основе которых лежит прибыль. Причём в современных условиях хозяйствования показатель прибыли является не только основным оценочным показателем хозяйственной деятельности, но и показателем, способным обеспечить дальнейшее развитие предприятия, накопление его ресурсного потенциала, способного создать благоприятные условия для материального стимулирования труда персонала.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………... 3
1. Сущность, формы и факторы прибыли…………………………………… 4
2. Распределение и использование прибыли………………………………... 9
3. Прибыль: нормальная и экономическая…………………………………...11
4. Роль нормальной и экономической прибыли в российском бизнесе…….14
Заключение …………………………………………………………………………17
Список использованной литературы……………………………………………...18

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 116.08 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ

АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

Кафедра: «Менеджмент»

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Экономика»

на тему: «Нормальная и  экономическая прибыль в российском бизнесе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   

                                                                          Выполнил: студент группы 21-12

                                                                          Гарифуллина А.И.

 

                                                                          Проверил: ассистент

                                                                          Гулькова О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Альметьевск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………………... 3

  1. Сущность, формы и факторы прибыли…………………………………… 4
  2. Распределение и использование прибыли………………………………... 9
  3. Прибыль: нормальная и экономическая…………………………………...11
  4. Роль нормальной и экономической прибыли в российском бизнесе…….14

Заключение …………………………………………………………………………17

Список использованной литературы……………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Прибыль, известнейшая с  давних пор категория, занимает одно из центральных мест среди совокупности проблем, стоящих перед обществом. В рыночной экономике выживают и успешно функционируют только те торговые предприятия, которые соизмеряют свои доходы с затратами и величиной вложенного капитала. Ориентация деятельности только на объём товарооборота, на выполнение намеченных программ любой ценой - это заведомый путь к банкротству. Для успешной работы каждый хозяйствующий субъект должен стремиться к повышению эффективности своей деятельности на основе рационального использования ресурсного потенциала, увеличения прибыльности предприятия. В рыночной экономике, где целевой функцией хозяйствующего субъекта является максимизация прибыли, на первое место выходит финансовый блок показателей эффективности, в основе которых лежит прибыль. Причём в современных условиях хозяйствования показатель прибыли является не только основным оценочным показателем хозяйственной деятельности, но и показателем, способным обеспечить дальнейшее развитие предприятия, накопление его ресурсного потенциала, способного создать благоприятные условия для материального стимулирования труда персонала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность, формы и факторы прибыли.

     Рассмотрение  содержания предпринимательской  деятельности показывает, что она  строится на принципе коммерческого  расчета. Данный принцип предполагает  сопоставление доходов, полученных  от продажи товаров, и расходов, необходимых для производства  и реализации этих товаров,  и обеспечение того, чтобы доходы  превышали расходы и таким образом получалась прибыль. Однако бухгалтерский подход к прибыли как к как разнице между выручкой и издержками предприятия не раскрывает экономической сущности прибыли. Для этого необходимо раскрыть источник прибыли. На первый взгляд источник прибыли очень прост это надбавка к себестоимости производимой продукции. Но мы видели, что такую надбавку в состоянии осуществлять только предприятия монополисты. Предприятия, действующие в условиях совершенного рынка находят цену готовой на рынке. К тому же следует учитывать, что за денежной выручкой предприятий и каждой ее составной частью, включая прибыль, стоит стоимость материальных благ и услуг. Откуда она берется в обществе, если предприниматели просто делают надбавки к ценам на производимые товары? Микроэкономический анализ использования и вознаграждения факторов производства показал, что каждый фактор принимает участие в создании чистого дохода, выступающего в виде разницы между расходами на факторы производства и приносимым им доходом. Мы видели, что часть чистого дохода идет на вознаграждение вещественных факторов производства в виде процента и ренты. Чистый доход, в свою очередь, является частью валового дохода, или чистого продукта, остающегося на предприятии после возмещения материальных затрат, включая амортизационные отчисления. Разница между валовым и чистым доходом образует фонд заработной платы. Получается, что источником вознаграждения по факторам производства и прибыли является чистый продукт. Подобный подход не противоречит трудовой теории стоимости, согласно которой прибыль есть превращенная форма прибавочной стоимости, создаваемая трудом рабочих. Живой труд рабочих, впрочем как и предпринимателя как организатора и управляющего производством, создает вновь созданную стоимость, часть которой идет на заработную плату, часть на выплату процентов, ренты, а остаток образует прибыль. Так что не только прибыль, но и процент, и рента предстают как формы прибавочной стоимости. Причем ее распределение происходит с учетом вклада вещественных факторов и предпринимательской деятельности в образование чистого дохода. 
     Обращение к трудовой теории стоимости для объяснения источника прибыли позволяет увидеть такой источник не только на предприятии, где она получается, но на других предприятиях. Это означает, что прибыль предстает не только как результат производства, но и распределения всей произведенной в обществе стоимости в результате внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция возникает между предприятиями, производящими однородные товары, по поводу сохранения и увеличения своей доли в производимой отраслью продукции и в ее предложении на рынке. В ходе этой конкуренции предприятия стремятся снизить издержки и, соответственно, иметь возможность продавать товары по более низким, чем у конкурентов, ценам, что позволяет им завоевывать рынок данных товаров, укреплять и расширять на нем свои позиции. При этом, имея более низкие издержки, можно получать повышенную прибыль, так как рыночные цены отражают среднеотраслевые издержки и отраслевую стоимость. Так, если отраслевая стоимость какого то товара равна 100 рублей, а предприятие сумело снизить стоимость своего товара до 90 рублей, то 10 рублей у него составит дополнительная прибыль. Чтобы получить преимущество на рынке, предприятие может предложить товар не за 100, а за 95 рублей. Это позволит быстрее реализовать товар и получить от каждого товара 5 рублей дополнительной прибыли. Внутриотраслевая конкуренция проявляется и через стремление улучшить качество производимых товаров, их потребительских свойств. Это делает товары более привлекательными для покупателей и позволяет завоевывать рынок. Кроме того, более качественная и привлекательная продукция может продаваться по цене выше рыночной, позволяя тем самым получать повышенную прибыль. Межотраслевая конкуренция возникает между предпринимателями, занятыми в разных отраслях, по поводу наиболее прибыльного вложения своего капитала. Такая конкуренция проявляется через перелив капитала из менее прибыльных отраслей в более прибыльные, если эта прибыльность обусловлена внешними факторами: устойчиво высоким спросом на товар и, соответственно, высокими ценами на него, дешевыми факторами производства: сырьем, рабочей силой и т.д. Однако когда в высоко прибыльную отрасль устремляются капиталы из других отраслей, то в отрасли происходит перепроизводство товаров и их предложение начинает превышать спрос, что влечет понижение цен и прибыли. Зато в отраслях, из которых из-за низкой прибыли произошел отток капитала, происходит сокращение производства товаров и их предложения на рынках. Если предложение оказывается ниже спроса, то происходит повышение цен, делая производство товаров выгодным. Сюда вновь устремится капитал из других менее прибыльных отраслей. Конечным результатом такого рода межотраслевой конкуренции является установление относительного равновесия в экономике, при котором на одинаковые вложения капитала при прочих равных условиях получается одинаковая или средняя прибыль. 
     Средняя прибыль в одних отраслях может быть выше той части чистого продукта предприятия, которая после возмещения затрат на факторы производства остается в качестве прибыли, а в других ниже. Это означает, что произведенный в обществе чистый доход, идущий на формирование прибылей, перераспределяется между предприятиями, занятыми в разных отраслях, таким образом, что если предприятие имеет средние условия производства, получается средняя прибыль. Такую прибыль микроэкономика называет нормальной. Она характеризуется таким уровнем, который необходим для удержания предпринимателя и его капитала в данной отрасли. Нормальная прибыль позволяет предприятию обеспечивать воспроизводство своих фондов, а предпринимателю иметь доход, возмещающий его усилия как хозяйственника. Мы видели, что поскольку такого рода усилия рассматриваются как элемент издержек, то нормальная прибыль включается в состав полных издержек предприятия. В действительности предприятие может иметь прибыль выше или ниже нормальной, поскольку равновесие в рыночной экономике относительно, да и само положение отдельных предприятий может меняться в лучшую или худшую сторону. Вот почему экономистам практикам приходится оперировать понятием «балансовая прибыль». Она представляет собой разницу между выручкой предприятия и его внешними издержками. Эти издержки, как и формирующие выручку доходы предприятия, находят отражение в его бухгалтерских счетах, и потому такую прибыль называют также бухгалтерской. Последняя после процентных и рентных платежей, а также уплаты налогов образует чистую прибыль. Эта прибыль остается в распоряжении предприятия, и именно она характеризует успех деятельности предпринимателя. Эта деятельность успешна, если чистая прибыль выше нормальной, и наоборот. Как мы видели ранее, помимо внешних издержек у предприятия есть и внутренние издержки. В этой связи микроэкономика выделяет экономическую прибыль, которая возникает в том случае, если выручка превышает полные издержки, включающие не только внешние, но и внутренние издержки, в том числе нормальную прибыль. Наличие экономической прибыли является свидетельством особого успеха предпринимательской деятельности. Такой успех требует знания тех факторов, которые определяют прибыль предприятия. Отметим основные из этих факторов. 
1. Цены на производимую продукцию. Поскольку выручка предприятия находится в непосредственной зависимости от цен, то рост цен предполагает рост прибыли, и наоборот. Отсюда следует, что предпринимателю важно организовать производство такого товара, цены на который на рынке достаточно высокие. Возможна также организация производства какого то нового товара, которого еще нет на рынке.

2. Оптимальный объем производства. При данном уровне цен на  ту или иную продукцию выручка  зависит от количества произведенной  и реализованной продукции, и чем больше ее производится, тем больше оказывается прибыль.  
3. Издержки предприятия. Чем ниже издержки при данных ценах на рынке и объеме производства, тем выше прибыль, и наоборот.

 Издержки, в свою очередь,  зависят от ряда факторов:

а) цен на факторы производства, расходы на которые включаются в состав издержек предприятия;

б) эффективности факторов производства, технологии производства как способа использования факторов;

в) организации производства и управления им. От этого зависят  оптимальность объемов производства, степень загруженности факторов производства, их соответствие друг другу, получаемая от них отдача;

г) структуры издержек: соотношение  постоянных и переменных издержек, затрат основных и оборотных фондов на их активные и пассивные части. От этого зависит оборот фондов и  получаемая прибыль.

     Отмеченные факторы прибыли можно разделить на внутренние и внешние. 
Внутренние находятся на самом предприятии. Они связаны с организацией производства, управлением им, стимулированием эффективного труда работников, оптимизацией факторов производства и объемов производства всем тем, что характеризует организаторский и управленческий талант предпринимателей. 
     Внешние факторы находятся вне предприятия и характеризуют состояние рынков факторов производства соответствующего товара и рынков самих этих товаров. Использование таких факторов требует особых предпринимательских способностей: умения найти и приобрести сравнительно недорогие, но эффективные факторы производства, организовать стабильные поставки сырья, вспомогательных материалов, привлечь квалифицированных работников и т. д.

 

 

 

 

  1. Распределение и использование прибыли.

     Главное требование, которое предъявляется сегодня к системе распределения прибыли, остающейся на предприятии, заключается в том, что она должна обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление.

     При распределении прибыли, определении основных направлений ее использования прежде всего учитывается состояние конкурентной среды, которая может диктовать необходимость существенного расширения и обновления производственного потенциала предприятия. В соответствии с этим определяются масштабы отчислений от прибыли в фонды производственного развития, ресурсы которых предназначаются для финансирования капитальных вложений, увеличения оборотных средств, обеспечения научно-исследовательской деятельности, внедрения новых технологий, перехода на прогрессивные методы труда и т.п. 

     Важным аспектом распределения прибыли является определение пропорции деления прибыли на капитализируемую и потребляемую части, которая устанавливается в соответствии с учредительными документами, интересами учредителей, а также определяется в зависимости от стратегии развития бизнеса. Для каждой организационно-правовой формы предприятия законодательно установлен соответствующий механизм распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, основанный на особенностях внутреннего устройства и регулирования деятельности предприятий соответствующих форм собственности.

     На любом предприятии объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под се распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты различных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение же направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры формируемых фондов, процесс их использования находятся в компетенции самого предприятия.

Общая схема распределения прибыли предприятия приведена на рис. 1.

 

Рис. 1. Основные направления распределения прибыли

     Государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на инновации, капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений непроизводственной сферы и т.п. Законодательство ограничивает размер резервного фонда предприятия, регулирует порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

 

  1. Прибыль: нормальная и экономическая.

     Прибыль в рыночном хозяйстве является вознаграждением такого специфического фактора, как предпринимательство. Специфического, во-первых, потому, что предпринимательство, в отличие от капитала или земли, неосязаемо. Во-вторых, мы не можем трактовать прибыль как своеобразную равновесную цену, по аналогии с рынком труда, капитала и земли. Эта специфика предпринимательства как фактора производства проявляется через его функции. Как уже было показано, функциями предпринимательства являются: соединение других ресурсов —  труда, капитала, земли — для производства товаров или услуг; принятие основных решений, связанных с деятельностью фирмы; осуществление нововведений в производстве или в сбыте продукции; взятие на себя рисков, вытекающих из выполнения предпринимательских функций. Предприниматель в результате выполнения этих функций вправе претендовать на определенный доход — прибыль. Рассмотрим понятие прибыли как факторного дохода.  
     Прибыль обычно определяют как разность между валовым доходом и валовыми издержками. Однако уже этот упрощенный подход к проблеме рождает новые вопросы. Определение валового дохода не составляет трудности (это произведение количества произведенной продукции и цены единицы товара). Но что следует включать в валовые издержки?  
Как уже говорилось, с точки зрения бухгалтера, в издержки должны включаться денежные расходы, которые фирма несет на приобретение машин, оборудования, сырья, материалов, на выплату заработной платы работникам и т. д. Фирма в этом случае несет явные издержки, поскольку выплачивает эти деньги внешним по отношению к ней хозяйствующим субъектам, покупает необходимые ресурсы на рынке. Другими словами, явные, или бухгалтерские, издержки, включают в себя только денежные затраты. В связи с этим, бухгалтерская прибыльпредставляет собой разность между валовой выручкой и явными (бухгалтерскими) издержками. Однако, согласно экономической теории, в экономические издержки должна входить стоимость услуг всех факторов производства, независимо от того, покупаются ли они на рынке или являются собственностью фирмы. Как уже мы неоднократно отмечали, любые затраты а значит, и издержки производства, должны рассматриваться с точки зрения ценности альтернативных возможностей, которыми приходится жертвовать. Так, любой предприниматель, выбирая сферу приложения своих предпринимательских способностей, сравнивает альтернативные варианты с точки зрения ожидаемых выгод и выбирает наиболее эффективный для себя вариант. Решив, например, заняться производством мебели, он, по-существу, отказывается (жертвует) от получения дохода в сельском хозяйстве или страховом деле. Этот упущенный, или альтернативный, доход должен входить в издержки. 

     Используя собственные ресурсы (собственный капитал, собственную землю,  собственные предпринимательские способности), владелец этих факторов не несет явных денежных затрат, это неоплачиваемые, или неявные, издержки. Но это именно издержки, поскольку они могут быть представлены в денежной форме в виде платежей, которые могли бы быть получены фирмой при альтернативном использовании данных внутренних ресурсов. Потеря этих платежей и означает, что фирма несет издержки.

     Вместе с тем, очевидно, что в условиях совершенной конкуренции, предусматривающих свободные переливы факторов производства из отрасли в отрасль в поисках более высокого дохода, должно произойти выравнивание альтернативной ценности различных вариантов приложения предпринимательских способностей. В этом случае полные издержки совпадут с полной выручкой. Значит ли это, что предприниматель не получит никакого дохода? Такой вывод будет ошибочным.  Вернемся снова к функциям предпринимательства. Когда предприниматель организует процесс производства, соединяя в нем различные ресурсы, управляет фирмой и принимает необходимые экономические решения, он выступает как разносторонний специалист, являясь одновременно менеджером, инженером, торговым агентом, юристом, начальником отдела кадров и т. д. И только осуществляя все эти функции, предприниматель тем самым выполняет саму предпринимательскую функцию. В этом случае доход предпринимателя будет складываться, по крайней мере, из двух частей. Одна часть дохода будет представлять собой плату за труд предпринимателя, за организацию и ведение дела, т.е. то, что в современной экономической науке принято назы-вать безусловной заработной платой. Вторая часть дохода предпринимателя обусловлена тем, что он, как правило, является собственником капитала и выкладывает  этот капитал в дело. Доход на капитал, принадлежащий предпринимателю, может быть выражен в виде годовой процентной ставки, которая, в свою очередь, является количественным выражением чистой производительности капитала.  Эти две части дохода предпринимателя будут представлять собой прибыль с точки зрения бухгалтера, но с точки зрения экономиста — все это элементы издержек. А в валовые издержки, как мы уже знаем, должна входить и нормальная прибыль как минимальный доход предпринимателя, необходимый для привлечения и удержания этого ресурса в данном производственном процессе. Экономическая прибыль возникает  в том случае, если валовая выручка превышает все издержки — и явные, и неявные, включая в последние и нормальную прибыль. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль нормальной и экономической прибыл в российском бизнесе.

Информация о работе Нормальная и экономическая прибыль в российском бизнесе