Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 20:19, курсовая работа
Одними из основных целей моей курсовой работы является определение состояния предприятий розничной торговли на современном этапе, изучение структуры и мер по регулированию отрасли, а также перспективы развития розничной торговли Оренбургской области на ближайшее время.
Для реализации изучения данной цели был определен ряд задач:
Изучить основные проблемы и тенденции развития розничной торговли;
Показать специфику и рассмотреть основные формы организации розничной торговли;
Ознакомиться с состоянием розничной торговли в России и Оренбургской области.
Изучить структуру и процесс розничной торговли в Оренбургской области.
Ознакомиться с основными показателями розничной торговли, определить их динамику.
Сформулировать выводы по изученному материалу
Общими принципами развития инфраструктуры и территориальной организации розничной торговой сети в регионе в перспективе могли бы стать:
На основе перечисленных принципов развития инфраструктура розничной торговли должна обеспечивать разнообразие форм торгового обслуживания, всегда быть ориентированной на конкретные зоны торгового обслуживания.
Состояние конкуренции на отдельных товарных рынках обусловлено их структурой, наличием барьеров входа, а также их инвестиционной привлекательностью. В целом конкурентная среда определяется условиями и факторами, обеспечивающими равную возможность хозяйствующих субъектов осуществлять деятельность на рынке. [12]
Конкурентная среда на территории Оренбургской области в настоящее время характеризуется как достаточно развитая, абсолютно монополизированные рынки (за исключением рынков функционирования естественных монополий) отсутствуют.
Вместе с тем на отдельных рынках отмечаются высокий уровень административных барьеров, привилегированное положение одних предприятий по отношению к другим, недостаточная информационная открытость, инфраструктурные ограничения.
Правительством Оренбургской области проводится организационная работа по созданию условий для развития конкуренции в сфере торговли.
В Оренбургской области имеется достаточное количество торговых площадей стационарной сети, предоставляющей населению надлежащий уровень торгового обслуживания.
В городах и крупных населенных пунктах области функционирует ряд торговых сетей по продаже:
Функционируют торговые сети наряду с развитием стационарных торговых предприятий в «спальных» районах городов с размещением в радиусе 10 минут пешеходной доступности к ним от мест проживания населения.
В настоящее время в Оренбургской области работает 61 розничный рынок на 20,5 тыс. торговых мест, в том числе: универсальных – 45 (74,2 процента), специализированных – 16 (25,8 процента), из них – непродовольственных – 2; плодоовощных – 1; стройматериалов – 1; автомобильных – 2; по продаже автозапчастей – 2; сельскохозяйственных – 3; сельскохозяйственных кооперативных – 5. [6]
В Оренбургской области продолжается практика проведения межрегиональных специализированных выставок, способствующих продвижению продукции оренбургских товаропроизводителей на областной и региональные рынки, повышению их конкурентноспособности За 2012 год проведено 11 межрегиональных и региональных выставок. [26]
На территории муниципальных образований проводятся ярмарки «выходного дня», на которых сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляется возможность самостоятельно реализовывать произведенную продукцию. Торговые места на ярмарках предоставляются всем желающим. В 2009 году проведено 1956 таких ярмарок. [21]
В Оренбургской области достаточно развита инфраструктура потребительского рынка, обеспеченная различными формами организации торговой деятельности (торговые сети, магазины «шаговой доступности», розничные рынки, ярмарки «выходного дня»). [6]
Ключевыми проблемами, препятствующими развитию конкуренции на потребительском рынке являются:
2. Нормативно-правовое регулирование я розничной торговли в Оренбургской области
Государственная политика в сфере торговли основывается на следующих принципах:
Целью государственного регулирования розничной торговли в Оренбургской области является регулирование отношений, связанных с организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей населения области, поддержки региональных производителей товаров, формирования конкурентной среды, обеспечения соблюдения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов и потребителей. [21]
В Оренбургской области (и РФ) государственное регулирование розничной торговли осуществляется посредством:
Важнейшие целевые индикаторы и показатели, на которые направлено государственное регулирование розничной торговли Оренбургской области:
Вместе с тем, состояние и тенденции развития торговли свидетельствуют также о наличии в этом секторе экономики ряда проблем, требующих вмешательства государственных органов.
При достаточно высоких темпах развития сферы торговли города обеспеченность населения качественными торговыми площадями уступает аналогичным показателям крупных городов России как Екатеринбург, Уфа, Новосибирск и др.
Размещение объектов торговли не всегда отвечает потребностям населения. Ощущается дефицит стационарной сети торгового обслуживания в новостройках, селах области и поселках города. Для решения этих проблем необходим сбалансированный подход, предусматривающий наряду со строительством крупных объектов потребительского рынка активное развитие сети малых предприятий.
Требуют решения задачи обеспечения качества и безопасности товаров и услуг, борьбы с контрафактной продукцией. [8]
Проблемы развития отрасли возникают в сфере имущественно-земельных отношений, связанных с длительными сроками оформления земельных участков, недостатком у предприятий финансовых средств, которые обусловлены экономическим кризисом.
Медленно идут качественные преобразования и процессы структурной перестройки оптового звена, требующие создания цивилизованной и конкурентной оптовой торговли. Назрела необходимость строительства современных логистических центров.
Недостаток квалифицированных кадров сдерживает информационно-техническое развитие отрасли, влияет на качество обслуживания в предприятиях потребительского рынка.
Уполномоченным органом Оренбургской области, ответственным за государственное регулирование деятельности в сфере торговли, является министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области. Законы и правовые акты, направленные на регулирование отношений в сфере розничной торговли на территории Оренбургской области:
Действие Закона распространяется на отношения, связанные с организацией и осуществлением торговой деятельности, выполнением работ и предоставлением услуг в сфере торговли. Его действие не распространяется:
Указанные отношения регулируются соответствующими законодательными актами.
Отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговли товарами, ограниченными в обороте, порядок и условия их продажи регулируются федеральными законами об обороте таких товаров.
Основные задачи государственного регулирования розничной торговли в Оренбургской области:
Информация о работе Нормативно-правовое регулирование я розничной торговли в Оренбургской области