Нормативно-правовое регулирование я розничной торговли в Оренбургской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Одними из основных целей моей курсовой работы является определение состояния предприятий розничной торговли на современном этапе, изучение структуры и мер по регулированию отрасли, а также перспективы развития розничной торговли Оренбургской области на ближайшее время.
Для реализации изучения данной цели был определен ряд задач:
Изучить основные проблемы и тенденции развития розничной торговли;
Показать специфику и рассмотреть основные формы организации розничной торговли;
Ознакомиться с состоянием розничной торговли в России и Оренбургской области.
Изучить структуру и процесс розничной торговли в Оренбургской области.
Ознакомиться с основными показателями розничной торговли, определить их динамику.
Сформулировать выводы по изученному материалу

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 87.76 Кб (Скачать файл)

Общими принципами развития инфраструктуры и территориальной организации розничной торговой сети в регионе в перспективе могли бы стать:

  • универсализация продовольственной торговли, за исключением товаров редкого и эпизодического спроса;
  • развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилых застроек;
  • организация в центральных торговых зонах жилых массивов предприятий с высоким уровнем торгового обслуживания
  • формирование системы магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса;
  • выделение специальных зон для уличной торговли;
  • формирование зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей; [8] [9]

На основе перечисленных принципов развития инфраструктура  розничной торговли должна обеспечивать разнообразие форм торгового обслуживания, всегда быть ориентированной на конкретные зоны торгового обслуживания.

 

    1. Конкурентная среда розничной торговли Оренбургской области

Состояние конкуренции на отдельных товарных рынках обусловлено их структурой, наличием барьеров входа, а также их инвестиционной привлекательностью. В целом конкурентная среда определяется условиями и факторами, обеспечивающими равную возможность хозяйствующих субъектов осуществлять деятельность на рынке. [12]

Конкурентная среда на территории Оренбургской области в настоящее время характеризуется как достаточно развитая, абсолютно монополизированные рынки (за исключением рынков функционирования естественных монополий) отсутствуют.

Вместе с тем на отдельных рынках отмечаются высокий уровень административных барьеров, привилегированное положение одних предприятий по отношению к другим, недостаточная информационная открытость, инфраструктурные ограничения.

Правительством Оренбургской области проводится организационная работа по созданию условий для развития конкуренции в сфере торговли.

В Оренбургской области имеется достаточное количество торговых площадей стационарной сети, предоставляющей населению надлежащий уровень торгового обслуживания.

В городах и крупных населенных пунктах области функционирует ряд торговых сетей по продаже:

  • бытовой техники –  «Бытовая техника»,   «Эльдорадо»,   «Электронный мир», «М.видео», «Техносила», «Цифроград»;
  • мебели – «Офелия», «Фаренгейт»;
  • строительных и отделочных материалов – «Стройландия», «Стройторгсервис», «Евродекор»;
  • средств связи – «Евросеть», «Эльдорадо»;
  • продовольственных товаров – «Орбита», «Эконом», «Ринг», «Магнит», «Патэрсон», «Полушка», «Клондайк», «Экспресс», «Ника», «СосеДДушка»;
  • бытовой химии – «Чистый мир», «Магнат».

Функционируют торговые сети наряду с развитием стационарных торговых предприятий в «спальных» районах городов с размещением в радиусе 10 минут пешеходной доступности к ним от мест проживания населения.

В настоящее время в Оренбургской области работает 61 розничный рынок на 20,5 тыс. торговых мест, в том числе: универсальных – 45 (74,2 процента), специализированных – 16 (25,8 процента), из них – непродовольственных – 2; плодоовощных – 1; стройматериалов – 1; автомобильных – 2; по продаже автозапчастей – 2; сельскохозяйственных – 3; сельскохозяйственных кооперативных – 5. [6]

В Оренбургской области продолжается практика проведения межрегиональных специализированных выставок, способствующих продвижению продукции оренбургских товаропроизводителей на областной и региональные рынки, повышению их конкурентноспособности За 2012 год проведено 11 межрегиональных и региональных выставок. [26]

На территории муниципальных образований проводятся ярмарки «выходного дня», на которых сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляется возможность самостоятельно реализовывать произведенную  продукцию. Торговые места на ярмарках предоставляются всем желающим. В 2009 году проведено 1956 таких ярмарок. [21]

В Оренбургской области достаточно развита инфраструктура потребительского рынка, обеспеченная различными формами организации торговой деятельности (торговые сети, магазины «шаговой доступности», розничные рынки, ярмарки «выходного дня»). [6]

Ключевыми проблемами, препятствующими развитию конкуренции на потребительском рынке являются:

  • ограничение платежеспособного спроса ряда категорий населения с невысоким уровнем доходов;
  • существенная дифференциация величины денежных доходов у населения по муниципальным образованиям Оренбургской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Нормативно-правовое регулирование я розничной торговли в  Оренбургской области

 

    1. Государственное регулирование розничной торговли в  Оренбургской области

Государственная политика в сфере торговли основывается на следующих принципах:

  • создание условий для равного развития и равенства прав субъектов торговой деятельности;
  • обеспечение неприкосновенности собственности участников отношений;
  • свободный выбор партнеров по торговой деятельности;
  • добросовестная конкуренция между субъектами торговой деятельности;
  • обеспечение высокого уровня обслуживания населения, включая предложение потребителям товаров и услуг надлежащего качества;
  • создание эффективной системы мер по защите прав потребителей, соблюдение интересов субъектов торговой деятельности и государства;
  • поддержка отечественных товаропроизводителей и предприятий торговли социально значимыми товарами;
  • участие органов государственной власти Оренбургской области в регулировании процессов торговли.

Целью государственного регулирования розничной торговли в  Оренбургской области  является регулирование отношений, связанных с организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей населения области, поддержки региональных производителей товаров, формирования конкурентной среды, обеспечения соблюдения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов и потребителей. [21]

В Оренбургской области (и РФ) государственное регулирование розничной торговли осуществляется посредством:

  • установления федеральными законами специальных требований к розничной торговле отдельными видами товаров;
  • лицензирования розничной торговли отдельными видами товаров;
  • регулирования цен на отдельные виды товаров, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, путем установления предельного уровня цен либо обязанности продавца предоставлять потребителю информацию об отпускной цене изготовителя соответствующего товара;
  • установления максимальной допустимой доли импортных товаров в общем объеме розничного торгового оборота продовольственных товаров (кроме алкогольной продукции, табака и табачных изделий), обязательной для всех продавцов таких товаров;
  • государственного надзора за выполнением продавцами в торговых объектах требований законодательства о розничной торговле и о защите прав потребителей.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели, на которые направлено государственное регулирование розничной торговли Оренбургской области:

  • рост объема оборота розничной торговли;
  • повышение индекса физического объема оборота розничной торговли;
  • увеличение оборота розничной торговли на душу населения;
  • увеличение обеспеченности населения области площадью торговых объектов;
  • увеличение количества стационарных торговых объектов;
  • создание новых рабочих мест;
  • увеличение доли квалифицированных кадров в торговой отрасли

Вместе с тем, состояние и тенденции развития торговли свидетельствуют также о наличии в этом секторе экономики ряда проблем, требующих вмешательства государственных органов.

При достаточно высоких темпах развития сферы торговли города обеспеченность населения качественными торговыми площадями уступает аналогичным показателям крупных городов России как Екатеринбург, Уфа, Новосибирск и др.

Размещение объектов торговли не всегда отвечает потребностям населения. Ощущается дефицит стационарной сети торгового обслуживания в новостройках, селах области и поселках города. Для решения этих проблем необходим сбалансированный подход, предусматривающий наряду со строительством крупных объектов потребительского рынка активное развитие сети малых предприятий.

Требуют решения задачи обеспечения качества и безопасности товаров и услуг, борьбы с контрафактной продукцией. [8]

Проблемы развития отрасли возникают в сфере имущественно-земельных отношений, связанных с длительными сроками оформления земельных участков, недостатком у предприятий финансовых средств, которые обусловлены экономическим кризисом.

Медленно идут качественные преобразования и процессы структурной перестройки оптового звена, требующие создания цивилизованной и конкурентной оптовой торговли. Назрела необходимость строительства современных логистических центров.

Недостаток квалифицированных кадров сдерживает информационно-техническое развитие отрасли, влияет на качество обслуживания в предприятиях потребительского рынка.

Уполномоченным органом Оренбургской области, ответственным за государственное регулирование деятельности в сфере торговли, является министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области. Законы и правовые акты, направленные на регулирование отношений в сфере розничной торговли на территории Оренбургской области:

  1. Закон Оренбургской области «Об организации торговой деятельности в Оренбургской области». Принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 16 февраля 2011 г. N 4325.

Действие Закона распространяется на отношения, связанные с организацией и осуществлением торговой деятельности, выполнением работ и предоставлением услуг в сфере торговли. Его действие не распространяется:

  • на внешнеторговую деятельность;
  • куплю-продажу ценных бумаг, объектов недвижимости, земли, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов;
  • деятельность ломбардов;
  • биржевую торговлю;
  • обмен валюты.

Указанные отношения регулируются соответствующими законодательными актами.

Отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговли товарами, ограниченными в обороте, порядок и условия их продажи регулируются федеральными законами об обороте таких товаров.

  1. Целевая Программа «О развитии торговли в городе Оренбурге на 2012 — 2014 годы». Программа реализуется в три этапа, соответствующих длительности каждого календарного и бюджетного года. Административный контроль за реализацией Программы осуществляет комитет потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации г. Оренбурга. Контроль за целевым использованием бюджетных средств, в соответствии с действующим законодательством, осуществляет финансовое управление администрации г. Оренбурга.
  2. Для формирования внутреннего спроса на продукцию регионального производства, увеличения объемов товаров местного производства и их продвижения на потребительский рынок министерством осуществляется проект «Оренбургское качество». Он способствует созданию новых рабочих мест, обеспечению населения области качественными и доступными товарами.

Основные задачи государственного регулирования розничной торговли в Оренбургской области:

  • Формирование целостной единой политики в сфере торговли на территории города.
  • Формирование современной инфраструктуры торговли.
  • Повышение качества и обеспечение безопасности товаров и услуг, реализуемых на потребительском рынке города.
  • Повышение ценовой доступности товаров и услуг.
  • Повышение территориальной доступности услуг торговли для населения.
  • Продвижение в розничную сеть города товаров местных и отечественных товаропроизводителей.
  • Совершенствование кадрового обеспечения отрасли "торговля" города Оренбурга. [9]

Информация о работе Нормативно-правовое регулирование я розничной торговли в Оренбургской области