Органы государственной власти Оренбургской
области и органы местного самоуправления
осуществляют взаимодействие в сфере
регулирования розничной торговли в соответствии
с законодательством Российской Федерации,
законодательством Оренбургской области
и муниципальными нормативными правовыми
актами по следующим направлениям:
- создание условий
для повышения предпринимательской активности
в сфере торговой деятельности и формирования
конкурентной среды в соответствующем
муниципальном образовании;
- разработка и реализация
программ и мероприятий, направленных
на развитие розничной торговли;
- создание условий
для развития в соответствующем муниципальном
образовании современной инфраструктуры
потребительского рынка и формирования
разветвленной сети розничных торговых
объектов с учетом их территориальной
доступности;
- обмен информацией,
а также опытом решения вопросов в сфере
торговой деятельности;
- разработка мер
по совершенствованию подготовки и повышению
квалификации работников торговли, а также
повышению качества и культуры обслуживания
в сфере торговой деятельности. [8]
- Негосударственное
регулирование розничной торговли
Регулирование торговой деятельности
включает саморегулирование (негосударственное
регулирование), когда организации в сфере
торговли на потребительском рынке вправе
объединяться в ассоциации и саморегулируемые
организации, а так же вступать в сговор
с поставщиками и другими торговыми предприятиями,
которые разделены по видам: в сфере оптовой
торговли, в сфере розничной торговли,
в сфере общественного питания, в сфере
бытового обслуживания.[24]
Негосударственное регулирование в данной
области осуществляет Торгово-промышленная
палата Российской Федерации, созданная
предпринимателями с целью согласования,
представительства и защиты своих интересов
перед органами государственной власти,
международными организациями и иностранными
государствами.
Саморегулируемые организации в сфере
торговли вправе осуществлять деятельность,
соответствующую целям, для достижения
которых они созданы, в том числе разрабатывать
и устанавливать обязательные для выполнения
всеми своими членами правила осуществления
ими торговой деятельности, правила взаимодействия
с производителями и поставщиками товаров.
Негосударственное регулирование (саморегулирование)
предприятия розничной торговли – это
процесс управления предприятием, который
включает в себя процесс планирования
и претворения в жизнь комплекса мероприятий,
направленных на привлечение новых и удержание
существующих покупателей с целью создания
конкурентоспособного магазина и получения
постоянной прибыли. Говоря о процессе
саморегулирования предприятия розничной
торговли, можно выделить следующий комплекс
задач:
- ассортимент основных
и сопутствующих товаров;
- цены и условия
продажи товаров;
- месторасположение
магазина, его окружение и внешний вид;
- организация торгового
процесса;
- торговое оборудование;
- работа торгового
персонала.
Саморегулирование в сфере розничной
торговли побуждает всех продавцов, товаровладельцев
и поставщиков к действиям, стимулируя
личный материальный интерес — с выгодой
для себя создавать для людей то, что им
нужно. По словам А. Смита, каждый производитель
«невидимой рукой направляется к цели,
которая вовсе не входила в его намерения».
[11]
Важным элементом рыночного саморегулирования
выступает конкуренция. Она во многом
определяет «правила поведения» субъектов
рынка, заставляет их действовать в соответствии
с законами товарного производства и обращения.
Так же рыночное саморегулирование осуществляется
с помощью системы цен, так называемой
ценовой политики. К примеру, ценовая политика
поставщиков сказалась на стоимости продуктов
в Оренбуржье. С 9 по 18 июня 2012 года отмечен
рост цен на ряд продуктов питания: куриной
мясо, сахар, овощи. На 0,8% подорожало мясо
кур (кроме куриных окорочков). Среднерозничная
цена на продукт установилась на уровне
93,09 руб./кг. Также менее процента составил
рост цен на сахар-песок (0,9%). Средняя по
рознице стоимость килограмма сахара
поднялась до 31,69 руб./кг. В группе непродовольственных
товаров рост цен затронул мыло хозяйственное
(1/200г). Мыло подорожало на 22 копейки или
1,6%. В среднем с 9 по 18 июня пачка мыла весом
200 грамм стоила 14,24 руб.
Разнообразные формы негосударственного
регулирования, находясь в противоречивом
единстве с государственными, играют возрастающую
роль в современном механизме хозяйствования
области. Это обусловлено усиливающимися
в последние годы процессами информационно-технологической
и организационно-экономической перестройки
всей системы товарного обращения.
Негосударственное регулирование должно
включать различные соглашения об объединении
предприятий, создании внутриотраслевых
и межотраслевых комплексов, а так же разнообразные
регулирующие воздействия коммерческих
банков, товарных и фондовых бирж, промышленных
и торговых ассоциаций, палат и информационно-аналитических
систем.
Так же основными направлениями негосударственного
регулирования розничной торговли являются:
В области регулирования кадровой политики:
- обеспечение поддержки
развития системы непрерывного профессионального
образования и подготовки кадров для сферы
торговли;
- проведение мониторинга
рынка труда и рынка образовательных услуг
в области подготовки кадров для сферы
розничной торговли.
В области программирования и прогнозирования:
- проведение мониторинга
рынка розничной торговли.
В области социального регулирования:
- рассмотрение вопроса
о создании социально ориентированной
системы обслуживания населения города
Оренбурга;
- развитие торговых
зон социальной направленности для реализации
населением излишков сельскохозяйственной
продукции, выращенной на приусадебных
и садово-огородных участках, в пределах
пешеходной доступности;
- принятие мер по
повышению и легализации заработной платы
работников сферы потребительского рынка.
[21]
Можно сказать,
что при возрастающей роли негосударственных
форм регулирования конкуренция выполняет
роль двигателя, а государственное регулирование
– стратегического ориентира развития
отраслей товарного обращения. [25]
- Перспективы развития розничной торговли Оренбургской области
Развитие отрасли торговли является
стратегическим фактором, определяющим
устойчивое развитие экономики города.
Таким образом, развитие розничной торговли
рассматривается в качестве одного из
приоритетных направлений политики города
Оренбурга, реализуемого в тесной увязке
с намеченными социально-экономическими
преобразованиями.
Цели развития и совершенствования розничной
торговли следует считать приоритетными
следующие направления:
- доведение до покупателя
товара, отвечающего требованиям безопасности
и качества, удовлетворение потребительского
спроса, насыщение рынка товарами.
- развитие сетевого
принципа организации торговли, привлечение
в город крупных компаний, занимающихся
созданием и эксплуатацией торговых сетей;
- обеспечение условий
для создания в жилых кварталах, в том
числе субъектами малого предпринимательства,
магазинов пешеходной "шаговой" доступности
для населения;[21]
- обеспечение доступности
объектов инфраструктуры розничной торговли
города для инвалидов и других групп населения
с ограниченными возможностями путем
оснащения предприятий специальным оборудованием
(пандусы, поручни, лифты и т.д.);
- разработка совместных
с коммерческими и некоммерческими организациями
проектов, ориентированных на обслуживание
населения с низким уровнем доходов;
- развитие специализированной
торговли, позволяющей наиболее полно
учитывать реальные потребности покупателей
благодаря ориентации на конкретные сегменты
потребителей;
- мелкорозничная
торговля - это лицо города, необходимо
ее рассматривать как активную узкоспециализированную
форму торгового обслуживания населения.
В этой связи основной задачей является
постоянный контроль над состоянием уличной
торговли, повышение уровня культуры обслуживания,
достижение оптимальных параметров схемы
размещения уличной торговли, соблюдения
правил торговли и санитарных норм на
рабочем месте. [9]
Проведенный анализ состояния сферы
розничной торговли города свидетельствуют
о наличии предпосылок для дальнейшего
динамичного ее развития:
- рынок г. Оренбурга
интересен многим крупным ритейлерам
и операторам, которые, освоив крупные
города, в ближайшее время будут искать
возможность выхода на рынки городов с
населением более 500 тысяч человек;
- предприятия пищевой
и перерабатывающей промышленности, товар
которых не представлен в крупных розничных
сетях, будут искать новые рынки сбыта
и стремиться развивать свою сеть фирменных
магазинов формата "шаговой доступности";
- город Оренбург
- областной центр, являющийся своеобразной
"развязкой" между Европой и Азией,
который посещает большое количество
различных категорий населения и возникает
необходимость в предоставлении широкого
формата услуг торговли и общественного
питания. [4] [6]
Заключение
Сферу розничной торговли Оренбурга
характеризует стабильность, высокая
предпринимательская и инвестиционная
активность, положительная динамика развития.
К положительным тенденциям относятся:
строительство и ввод в эксплуатацию крупных
предприятий современного формата, увеличение
количества предприятий потребительского
рынка, высокий уровень насыщенности товарами
и услугами.
В процессе изучения темы было
выявлено, что развитие розничной торговли
в Оренбургской области сдерживает ряд
факторов:
- недостаток собственных финансовых
средств;
- относительно высокий уровень налогов, арендной
платы, тарифов на энергоносители и коммунальные
услуги;
- высокий процент кредитной
ставки;
- значительные транспортные
расходы;
- недостаточная платежеспособность
населения.
Более 30 % из работающих в торговле
и сфере услуг города не имеют специального
образования и подготовки. В отрасли наблюдается
дефицит трудовых ресурсов, особенно на
уровне низшего и среднего звеньев: продавцы,
кассиры, руководители отделов. Это объясняется
невысоким уровнем оплаты труда, высокой
текучестью кадров и низкой мотивацией
труда.
Из года в год количество предприятий
розничной торговли увеличивается и соответственно
потребность в квалифицированных кадрах
постоянно растет.
Решение данной проблемы возможно
путем проведения внутрикорпоративных
тренингов, обучающих семинаров, подготовки
и повышения квалификации в учреждениях
профессионального образования.
Для поддержки и стимулирования
развития розничной торговли необходима
реализация комплекса мер, направленных
на дальнейшее развитие торговой инфраструктуры
и решение отраслевых проблем. Можно предложить
следующие приоритетные направления развития
розничной торговли:
- совершенствование нормативно-правовой
базы, разработка и введение новых нормативов
и стандартов, регламентирующих деятельность
на потребительском рынке;
- реконструкция и модернизация
объектов в соответствии с градостроительными
требованиями и новейшими научно-техническими
достижениями;
- развитие и оптимизация структуры
торговых сетей; развитие системы гипер-
и супермаркетов, «магазинов у дома» и
мелкорозничных рынков;
- приоритетное развитие социально
ориентированной сети торгового обслуживания
для малообеспеченных категорий граждан,
в том числе и магазинов-дискаунтеров;
- обеспечение территориальной
доступности товаров для всех социальных
групп населения; формирование адресных
программ развития торговой сети; размещение
новых предприятий там, где ощущается
дефицит торговой сети;
- упорядочение и качественные
улучшения объектов мелкорозничной торговой
сети, быстрейшее решение вопросов по
ликвидации торговли в неустановленных
местах; перевод мелкорозничной сети в
современные торговые комплексы;
- постепенный переход на преимущественно
магазинные формы продажи (самообслуживание,
торговлю через прилавок); внемагазинные
формы торговли должны сохраниться для
реализации сельхозпродукции, изделий
народных промыслов, сезонных распродаж;
- повышение качества товаров
и культуры обслуживания; забота о здоровье
потребителей.
Список использованной
литературы
- Большой Энциклопедический словарь. 5-е изд./ под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 495 с.
- Брагин, Л. А. Экономика торгового
предприятия. – М.:ИНФРА-М, 2008. – 314 с.
- Федеральная служба государственной
статистики [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.gks.ru/
- Данные Министерства экономического
развития, промышленной политики и торговли
Оренбургской области
- Данные Территориального органа
Федеральной службы государственной статистики
по Оренбургской области
- Данные Торгово-промышленной палаты Оренбургской
области
- Министерство экономического
развития и торговли РФ: социально-экономическое
развитие РФ [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.budgetrf.ru/Publications/mert_new/2012/MERT_NEW201211291320/MERT_NEW201211291320_p_002.htm
- Официальный сайт Минпромторг
России URL: http://www.minpromtorg.gov.ru/stats/industry/12-2011/7
(дата обращения: 13.03.2013)
- Постановление № 518-пп от 29 июня
2011 г. Об утверждении областной целевой
программы "Развитие торговли в Оренбургской
области" на 2012 - 2014 годы (в ред. Постановлений
Правительства Оренбургской области от
16.01.2012 N 5-пп, от 25.06.2012 N 509-пп)
- Приказ министра экономического
развития, промышленной политики и торговли
Оренбургской области № 23 от 15.02.2013 г. "О реализации мероприятий
по возмещению организациям и индивидуальным
предпринимателям части затрат на уплату процентов
по кредитам"
- Сухова, Д. К. Формирование стратегии
развития предприятий розничной торговли
крупного города // Проблемы современной
экономики. – 2007. - № 4.
- Торговое дело: экономика, маркетинг,
организация: Учебник / Под ред. Л.А. Брагина.
М.: ИНФРА-М, 2010. 560 с.
- Травин А.М. Торговое дело: Экономика
и организация: Учебник. - М.: Инфра-М, 2009.
- 256 с.
- Федеральная служба государственной
статистики [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.gks.ru/
- Щур Д.Л., Труханович Л.В. Основы
торговли: Настольная книга руководителя,
главбуха и юриста. - М.: Дело и Сервис, 2010.
- 704 с.
- Половцева Ф.П. Коммерческая
деятельность: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.
– 248 с.
- ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины
и определения.
- ГОСТ Р 51304-99 Услуги розничной
торговли. Общие требования.
- ГОСТ Р 51773-2001 Розничная торговля.
Классификация предприятий.
- Гражданский кодекс Российской
федерации: Части первая, вторая, третья
(по сост. на 10 фев. 2005 г.). – М.: Юрайт-Издат,
2005. – 479 с. – (Правовая библиотека)
- Оренбуржье: Портал Правительства
Оренбургской Области / Социально-экономическое развитие Оренбургской области за
2014 год
- Кент Т., Омар О. Розничная торговля:
Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. – 719 с.
- А.В. Касьянов. Настольная книга
индивидуального предпринимателя. Полное
практическое руководство. М.: Инфра-М, 2008. - 314 с.
- Российский экономический университет
имени Г.В. Плеханова. Розничная торговля: проблемы, анализ // Сборник научных статей. – 2011.
- Зосимова Л.А.Концептуальные
направления развития торговли региона.
- Оренбуржье – Портал правительства
Оренбургской области [Электронный ресурс]. - Торговая отрасль – самая прибыльная
в области после добычи полезных ископаемых. http://www.orenburg-gov.ru/magnoliaPublic/regportal/News/EconomicNews/2013-13-11-17-37-56.html