- Стратегия и приоритеты
социальной политики России на период
до 2020 года
Стратегия 2020
- это краткое общепринятое наименование
варианта Концепции долгосрочного социально-экономического
развития РФ до 2020 года (КДР), подготовленной
по заказу российского правительства
в 2011 году. Стратегию 2020 по поручению российского
правительства разрабатывали в течение
2011 года более 1000 экспертов под руководством
Государственного университета - Высшей
школы экономики и Российской академии
народного хозяйства и госслужбы. Стратегия
2020 - это второй вариант концепции долгосрочного
развития России до 2020 года (сокращенно
- КДР). Первый вариант в 2006 - 2007 годах разрабатывали
в соответствии с поручением Президента
РФ В.В. Путина Минэкономразвития и другие
ведомства. Целью разработки первого варианта
Концепции было заявлено «определение
путей и способов обеспечения в долгосрочной
перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого
повышения благосостояния российских
граждан, национальной безопасности, динамичного
развития экономики, укрепления позиций
России в мировом сообществе». Окончательный
текст КДР-2020 был утвержден Правительством
РФ в ноябре 2008 года. Необходимость разработки
второго варианта КДР-2020 была обусловлена
двумя причинами. Во-первых, утверждение
концепции совпало с серьезным усилением
мирового финансово-экономического кризиса.
Во-вторых, ведомственный характер разработки
КДР привел к тому, что в ней детально указывались
количественные ориентиры, которых следовало
достичь к 2020 году в той или иной сфере,
но в программе не были детально проанализированы
проблемы и вызовы, стоящие перед российской
экономикой и обществом. А способы достижения
поставленных целей формулировались декларативно.
Стратегия 2020
базируется на двух основаниях - новой
модели экономического роста и новой социальной
политике. Новая модель роста необходима,
поскольку исчерпала себя прежняя модель,
опиравшаяся на быстрый рост внутреннего
спроса и цен на товары российского экспорта.
Без новой модели роста невозможна и новая
социальная политика: России необходимы
темпы роста экономики как минимум на
5 % в год. При этом это должен быть рост,
не основанный на экспорте сырья и государственном
перераспределении ресурсов из сырьевого
сектора в сектора экономики с низкой
эффективностью и высокой занятостью.
Одна из основных
идей Стратегии 2020 - маневр, который позволяет
задействовать неиспользованные ранее
факторы конкурентоспособности - высокое
качество человеческого потенциала, научный
потенциал. Новая социальная политика
должна учитывать не только интересы незащищенных
слоев населения, но и тех, которые способны
реализовать потенциал инновационного
развития. Это средний класс, который с
экономической точки зрения характеризуется
возможностью выбирать модели трудового
поведения и потребления.
Наиболее подробно
остановимся на стратегии и
приоритетах социальной политики
РФ на период до 2020 года. Реализация
стратегических целей Концепции
долгосрочного социально-экономического
развития РФ в период до 2020
года требует достижения социального
согласия, содействия развитию механизмов
социальной адаптации и социальной
поддержки населения, снижения социального
неравенства. Меры, обеспечивающие
решение данных задач, должны
быть направлены на гармонизацию
действий рынков, государства, семьи
в области повышения уровня
и качества жизни населения, создания
в России общества равных возможностей.
Для этого, в свою очередь, потребуются
модернизация и развитие сектора
социальных услуг, адресных программ
для бедных и льготных категорий
населения. Необходимо обеспечить
формирование системы социальной
поддержки и адаптации, отвечающей
потребностям современного общества,
реализующей помимо социальной
защиты функции социального развития
и создающей доступные механизмы
"социального лифта" для всех, в том
числе для социально уязвимых, категорий
населения. Основными целевыми ориентирами
социальной политики являются:
- снижение уровня абсолютной
и относительной бедности (или малообеспеченной
части населения), увеличение среднего
класса к 2020 году до более половины населения;
- снижение дифференциации населения по уровню доходов;
- доведение размеров денежного
довольствия и пенсий военнослужащих
до уровня, отвечающего важности данного
вида деятельности в области обеспечения
обороноспособности страны;
- доведение адресности выплаты
социальных пособий, привязанных к уровню
доходов населения;
- решение в 2012 - 2015 годах проблемы
беспризорности;
- решение к 2020 году одной из самых
острых проблем пожилого населения - полного
удовлетворения потребности в постоянном
постороннем уходе;
- достижение к 2020 году уровня
занятости инвалидов в Российской Федерации
40 процентов от общего числа инвалидов.
Долгосрочная политика социальной
поддержки населения включает следующие
приоритетные направления:
- Улучшение социального климата
в обществе, снижение бедности и уменьшение
дифференциации населения по уровню доходов.
Основными факторами борьбы
с бедностью и улучшения благосостояния
населения являются высокие темпы экономического
роста, и прежде всего создание эффективных
рабочих мест и рост заработной платы.
Огромное влияние на улучшение социальной
ситуации окажут позитивные изменения
в системах образования и здравоохранения
как за счет повышения доступности и качества
их услуг, снижения неформальных социальных
платежей, так и за счет позитивного воздействия
обновленной системы образования на возможности
успешной экономической деятельности
населения. Однако экономический рост
не ведет автоматически к преодолению.
Для снижения бедности и дифференциации
населения по доходам должен быть осуществлен
комплекс мер социальной политики, направленных
на:
- повышение минимального размера оплаты труда и оплаты труда работников бюджетных организаций, что позволит снизить бедность среди работающего населения;
- повышение среднего размера
трудовой пенсии по старости до уровня,
обеспечивающего минимальный воспроизводственный
потребительский бюджет;
- повышение эффективности социальной
поддержки отдельных групп населения,
в том числе путем усиления адресности
региональных программ государственной
социальной помощи, совершенствования
процедур проверки нуждаемости граждан,
внедрения современных социальных технологий
оказания помощи, в том числе системы социальных
контрактов;
- повышение ориентации налоговой
системы на проблемы выравнивания уровня
доходов путем расширения использования
налоговых вычетов, введения налога на
недвижимость, зависящего от ее рыночной
стоимости, что позволит более справедливо
распределить нагрузку между группами
населения с разным уровнем дохода.
- Повышение эффективности государственной
поддержки семьи, в том числе:
- развитие системы предоставления
пособий в связи с рождением и воспитанием
детей;
- усиление стимулирующей роли
дополнительных мер государственной поддержки
семей, имеющих детей, включая расширение рынка образовательных
услуг для детей и масштабов строительства
доступного жилья для семей с детьми;
- создание механизмов оказания
дополнительной поддержки неполным, семьям
с детьми и многодетным семьям с низкими
доходами, семьям, принимающим на воспитание
детей, оставшихся без попечения родителей;
- развитие программ социального
сопровождения и помощи семье в воспитании
малолетних детей путем развития детских
дошкольных учреждений, профилактики
семейного неблагополучия;
- укрепление системы профилактики
беспризорности и безнадзорности, консолидация
действий федеральных, региональных и
местных социальных институтов, направленных
на решение данной проблемы;
- повышение эффективности и
доступности сети социальных служб, деятельность
которых связана с профилактикой семейного
неблагополучия и предоставлением социальной
и психологической поддержки детям из
семей, находящихся в социально опасном
положении;
- совершенствование порядка
и процедуры усыновления детей, приема
детей в замещающие семьи;
- создание системы реабилитации
детей-инвалидов, обеспечивающей комплексное
психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья независимо от формы его воспитания.
- Реабилитация и социальная
интеграция инвалидов, в том числе:
- организационное и институциональное
совершенствование систем медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
- повышение уровня социальной
интеграции инвалидов и реализация мероприятий
по обеспечению доступности для инвалидов
жилья, объектов социальной инфраструктуры,
транспорта;
- создание инфраструктуры реабилитационных
центров, обеспечивающих комплексную
реабилитацию инвалидов и их возвращение
к полноценной жизни в обществе, формирование
индустрии по выпуску современных технических
средств реабилитации;
- укрепление материально-технической
базы учреждений медико-социальной экспертизы, реабилитационных учреждений и протезно-ортопедических предприятий.
4. Социальное обслуживание
граждан старших возрастов и
инвалидов, в том числе:
- обеспечение доступности социальных
услуг высокого качества для всех нуждающихся
граждан пожилого возраста и инвалидов
путем дальнейшего развития сети организаций,
предоставляющих социальные услуги, оказания социальных услуг в первую очередь лицам с особыми потребностями;
- развитие всех форм предоставления
социальных услуг гражданам пожилого
возраста и инвалидам с целью поддержания
способности указанных лиц к самообслуживанию
и (или) передвижению, оказания эффективной
поддержки семьям, предоставляющим пожилым
людям и инвалидам родственный уход на
дому;
- обеспечение граждан пожилого
возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном
постороннем уходе, местами, соответствующими потребностям;
- развитие платных форм социального
обслуживания с учетом роста доходов граждан
пожилого возраста и инвалидов и формирование сети комфортных пансионов
для пожилых для постоянного и временного
проживания.
5. Развитие сектора негосударственных
некоммерческих организаций в
сфере оказания социальных услуг,
в том числе:
- преобразование большинства
государственных и муниципальных учреждений
системы социальной защиты, оказывающих
услуги пожилым и инвалидам, в некоммерческие
организации и создание механизма привлечения
их на конкурсной основе к выполнению
государственного заказа по оказанию
социальных услуг;
- обеспечение равенства условий налогообложения
поставщиков социальных услуг различных организационно-правовых форм, сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций;
- создание прозрачной и конкурентной
системы государственной поддержки негосударственных
некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению,
введение налоговых льгот для негосударственных
некоммерческих организаций, предоставляющих
социальные услуги;
- содействие развитию практики
благотворительной деятельности граждан
и организаций, а также распространению
добровольческой деятельности (волонтерства).
Заключение
Государственная
социальная политика занимает
центральное положение в становлении
социального государства и является
отличительной чертой развитого
современного государства. С одной
стороны, развитие экономики позволяет
осуществлять более многообразные
и дорогостоящие социальные программы,
а с другой - решение социальных
проблем служит, важным фактором
устойчивого экономического роста.
Социальная политика – это
система проводимых государством
мероприятий, направленных на улучшение
качества и уровня жизни определённых
социальных групп. Это понятие
и было рассмотрено в данной
работе, в результате чего сложилось
полное понимание сущности социальной
политики, определены субъекты и
объекты социальной политики.
В первую очередь государство
- главный субъект, а также государственные
ведомства и учреждения, внебюджетные
фонды, различные общественные и
благотворительные объединения
и др. Объектом социальной политики
в целом выступает общество, которое
по своей структуре и составу
весьма неоднородно и основные
направления ее деятельности. Также
были определены традиционные
направления социальной политики
в России, ими являются: образование,
здравоохранение, жильё и социальное
страхование (включая пенсионное
обеспечение и индивидуальные
социальные услуги). Важное место
в работе занимает стратегия
и приоритеты социальной политики
РФ на период до 2020 года. Кратко
«Стратегия 2020», в которой идет
речь о достижении социального
согласия, о содействии в развитии
социальной поддержки населения
и о снижении социального неравенства.
Исходя из
сущности социальной политики, можно
сделать вывод, что без эффективно
действующей социальной политики
у государства нет достойного
будущего, т.к. не будет уверенного
в органах власти и в своем
будущем населения, обеспечивающего
развитие государства, его процветание
и стабильность.
Тестовые задания
1. Переход к рыночной
экономике в РФ осуществлялся
на основе:
а) укрепления вертикали власти;
б) либерализации ценообразования;
в) развития экономики знаний;
г) приватизации и разгосударствления.
Ответ: б), г).
Либерализация ценообразования
- это элемент экономической политики,
заключающий в ослаблении государственного
регулирования в области ценообразования.
По утверждению самих авторов реформ,
в частности, Гайдара Е.Т. либерализация
цен стала одним из важнейших шагов на
пути перехода экономики страны на рыночные
принципы. Под разгосударствлением следует
понимать процесс упразднения государственного
монополизма, формирование многоукладной
смешанной экономики освобождения государства
от функций прямого хозяйственного управления.
Под приватизацией обычно понимается
передача контролируемой теми или иными
государственными органами общественной
собственности в частный сектор.