Новая политика государства в социальном секторе современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 16:55, контрольная работа

Описание работы

Россия является правовым социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Для обеспечения этих условий необходима эффективная социальная политика государства. Социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика тесным образом связана с типом и уровнем развития общества, господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.

Содержание работы

Введение………………………………..……………………….……………..….3
Вопрос1.Сущность и содержание социальной политики государства……………………………………………………………….....4
Вопрос2.Субъекты и объекты социальной политики, их многообразие……………………………………………………………….7
Вопрос3.Стратегия и приоритеты социальной политики России на период до 2020 г…………………………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………...14
Список использованных источников и литературы……………………...15
Тестовые задания………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Социально экономическое развитие современной России сдано.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное бюджетное

учреждение высшего профессионального образования

«Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации»

(Финансовый университет) Челябинский филиал

 

                             

Кафедра «Кафедра менеджмента и маркетинга»

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Социально-экономическое развитие современной России»

 

Вариант №3 

«Новая политика государства в социальном секторе современной России»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент группы 101 Экономика

Финансы и кредит

Воронина Ольга Сергеевна

                                             

Научный руководитель:

Возилова Елена Владимировна

 

 

 

 

Челябинск 2015

 

Содержание

Введение………………………………..……………………….……………..….3

Вопрос1.Сущность и содержание социальной политики государства……………………………………………………………….....4

Вопрос2.Субъекты и объекты социальной политики, их многообразие……………………………………………………………….7

         Вопрос3.Стратегия и приоритеты социальной политики России на период до 2020 г…………………………………………………………………..9

Заключение……………………………………………………………………...14

Список использованных источников и литературы……………………...15

Тестовые задания………………………………………………………………16 
Введение

Россия является правовым социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Для обеспечения этих условий необходима эффективная социальная политика государства. Социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика тесным образом связана с типом и уровнем развития общества, господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии. 
Таким образом, цель данной контрольной работы – рассмотреть сущность и содержание социальной политики государства, определить объекты и субъекты политики, раскрыть их многообразие, рассмотреть стратегию и приоритеты социальной политики РФ до 2020 года.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в претворении в жизнь идеи нновационного развития и модернизации экономики страны огромную роль играет социально-экономическая модернизация. Рост благосостояния является не только результатом, но и условием экономического роста.

 

1. Сущность и содержание социальной политики государства

 

Социальная политика - это взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положении населении в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, паромы, население города, поселки, региона и т.п.).

Социальная политика государства является одним из важнейших инструментов регулирования процессов ,связанных с жизнью и здоровьем людей, а также их благосостоянием. Социальная политика занимает одно из главных мест в системе внутренней политики любого государства. Главной целью социальной политики является разработка вопросов государственного регулирования всех общественных отношений и процессов в стране.

Главным свойством социальной политики является отражение потребностей  и экономических интересов классов и групп людей в области социальных отношений и обеспечение условий их нормальной жизнедеятельности, так как никакое развитие невозможно без человеческого фактора. [1. С. 53]

Социальная политика -- это взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положении населении в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, паромы, население города, поселки, региона и т.п.).

Среди общественных условий, формирующих социальное положение, наиболее важными являются:

1. Общественное устройство (общественный строй), в котором закреплено генеральное распределение ролей в обществе, в первую очередь разделение на эксплуататоров и эксплуатируемых, господ и подчиненных.

2. Власть в обществе как способ поддерживания социальной устойчивости. Существенно важен тип доминирования господствующих классов по власти, варьирующий от прямой диктатуры до социального партнерства.

3. Власть в хозяйстве (собственность). Собственность это властно-хозяйственные отношения, т.е. разделение на тех, кто принимает в хозяйстве самые важные, а то и все решения и тех, кто обязан их только исполнять. В распределении имущества это разделение на господ и подчиненных отражается и закрепляется. Но основными, определяющими в собственности являются неимущественные, а именно властно-хозяйственные отношения.

4. Экономические условия -- комплекс условий обеспечения средств существования и развития, необходимых и достаточных для воспроизведения и общественно нормальной эволюции социального положения социальных групп и общностей. Сюда относятся не только доходы, но и условия просвещения, образования, здравоохранения, обеспечение жилищами, коммунально-бытовыми услугами, уровень благоустройства населенных мест и т.п.

5. Экологическая безопасность (уровень экологических опасностей как в природной среде, так и в поселениях, и к сфере производства).

6. Защищенность от социальных опасностей (социальная защищенность) тот общественный порядок, в котором субъекты могут опираться на общественный строй при выдвижении требований по улучшению или отстаиванию своего положения в обществе.

Параметры социального положения - конкретные измерители социальною положения, его качественно-количественные характеристики (показатели и оценки), система которых позволяет достоверно и с необходимой и достаточной определенностью судить о реальном, прогнозируемом или программируемом социальном положении и комплексно оценивать его состояние (достигнутый рубеж).

Определив сущность социальной политики, перейдём к уяснению ее содержания, т.е. тех важнейших общественных процессов, которые и составляют социальную политику.

Для содержательного раскрытия содержательной политики необходимо охарактеризовать процесс взаимодействия социальных трупп в нескольких важнейших аспектах:

кто реально участвует в социальной политике, т.е. определить круг её реально действующих и социально пассивных субъектов;

состав наиболее влиятельных субъектов (классов, социальных групп);

решающие параметры их социального положения;

их самые важные современные социальные проблемы;

место государства в социальной политике;

цели наиболее влиятельных субъектов социальной политики, их стратегии и программные приоритеты;

конкретно-историческое соотношение социальных сил;

сложившиеся устойчивые тенденции и векторы социального развития;

степень социальной устойчивости общества, важнейшие факторы его стабильности и нестабильности (это проблемы социальной безопасности, устойчивости, стабильности).

 

2.Субъекты и объекты социальной политики, их многообразие

     К субъектам социальной  политики относятся представители  и институты гражданского общества, реально активно взаимодействующие в социальной сфере. Главным субъектом социальной политики является государство, представленное совокупностью всех его органов, ориентированных на регулирование социальных отношений. Более конкретными субъектами социальной политики выступают: государственные ведомства и учреждения;  органы местного самоуправления;  внебюджетные фонды; общественные, религиозные, благотворительные или иные негосударственные объединения;  коммерческие структуры и бизнес; профессиональные работники, занимающиеся разработкой социальной политики;  добровольцы и волонтеры. Все вышеперечисленные субъекты социальной политики формулируют общую концепцию, определяют основные направления социальной политики, ее стратегию, тактику, формируют социальное информационные поле, обеспечивают законодательную, правовую основу, реализуют конкретные положения на местах.

     Социальная деятельность  субъектов социальной политики  имеет большое значение в решении  проблем отдельных категорий  населения. Это объясняется тем, что конкретные субъекты в наибольшей степени приближены к потребностям конкретного человека и поэтому способны более чутко реагировать на них, с большим разнообразием, чем государство, решать задачи по нахождению социального баланса и распределению социальной справедливости между группами и слоями общества.

     Объектом социальной  политики в целом выступает  общество, которое по своей структуре  и составу весьма неоднородно. Это обусловливает необходимость  дифференциации объектов социальной  политики, которая может быть осуществлена по различным основаниям. Так, например, основанием могут быть способность людей к труду, уровень жизни, состояние здоровья, возраст и другие, социальные и демографические характеристики. В отношении каждого члена общества должны существовать единые принципы и минимальные социальные гарантии. Наряду с этим, должна проводиться адресная социальная политика (т.е. предназначенная для конкретных групп населения), в первую очередь, слабо защищенных слоев населения. Таким образом, объектом социальной политики является практически все население страны с большим акцентом на социальную защиту малообеспеченных категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации.

     Главный субъект социальной  политики - социальное государство - должно обеспечивать:

- движение к достижению в  обществе социальной справедливости;

- ослабление социального неравенства;

- предоставление каждому работы  или иного источника существования;

- сохранение мира и согласия  в обществе;

- формирование благоприятной для человека жизненной среды.

     Для проведения социальной  политики существуют федеральные  структуры законодательной и  исполнительной власти. Правом законодательной  инициативы, в соответствии с  Конституцией Российской Федерации, обладает Правительство РФ, которое разрабатывает и вносит на утверждение Парламента значительное число важнейших законопроектов по социальной сфере. При Президенте РФ образован Совет по социальной политике, Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии, так же при Президенте РФ существует должность Уполномоченного по правам ребенка в РФ.  В Российском парламенте работают комитеты по социальной политике; по делам женщин, семьи и молодежи; по труду и социальной поддержке, которые на нормативном уровне формируют политику в этой сфере.  Основными звеньями управления социальным развитием в России являются в целом органы государственной власти РФ, субъекта РФ, а также органы местного самоуправления. Среди федеральных органов - федеральные министерства и ведомства: Министерство труда и социального развития РФ, Министерство образования РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство культуры РФ, Комитет по физической культуре и туризму в РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования(ФСС), Фонд обязательного медицинского страхования(ФОМС) и др. В стране так же происходит интенсивное развитие негосударственных страховых и благотворительных фондов, а также неправительственных некоммерческих организаций (НПО).

     Субъекты социальной  политики можно разделить по  уровням: федеральный, региональный  и местный. Субъекты социальной политики федерального уровня перечислены выше. На региональном уровне находятся органы государственной власти субъектов РФ. К ним можно отнести, например, Правительство Челябинской области, Законодательное собрание Челябинской области, Министерство социального развития Челябинской области. Кроме того, на этом уровне находятся территориальные органы государственной власти РФ. К ним можно отнести Управление Пенсионного фонда РФ по Челябинской области, Управление фонда социального страхования по Челябинской области. Органы местного самоуправления составляют отдельную группу субъектов социальной политики. Среди них особое значение в проведении социальной политики имеют Администрация муниципального образования, Городская дума, а также управления администрации. Например, в г. Челябинске отдельно можно выделить Управление социальной защиты районов.

3. Стратегия и приоритеты социальной политики России на период до 2020 г

Стратегия 2020 состоит из 25 глав, объединенных в 6 разделов, приложения, описывающего «бюджетный маневр» (изменения в расходах федерального бюджета), а также перечня мер по каждому из направлений развития, рассмотренных экспертами. Вот как структурирована стратегия:  
Раздел I. Новая модель роста

Глава 1. Новая модель экономического роста. Обеспечение макроэкономической и социальной стабильности

Глава 2. Стратегии улучшения делового климата и повышения инвестиционной привлекательности в целях перехода к модели устойчивого роста

Глава 3. От стимулирования инноваций к росту на их основе

Раздел II. Макроэкономика. Базовые условия роста

Глава 4. Бюджетная и денежная политика, макроэкономические параметры и развитие российской экономики

Глава 5. Налоговая политика

Глава 6. Реформа пенсионной системы

Глава 7. Развитие финансового и банковского сектора

Раздел III. Новая социальная политика. Развитие человеческого капитала

Глава 8. Рынок труда

Глава 9. Миграция

Глава 10. Профессиональное образование

Глава 11. Новая школа

Глава 12. Сокращение неравенства и преодоление бедности

Глава 13. Политика охраны здоровья

Раздел IV. Инфраструктура. Сбалансированное развитие, комфортная среда для жизни

Глава 14. Государственная жилищная политика

Глава 15. Преодоление территориальной разобщенности

Информация о работе Новая политика государства в социальном секторе современной России