Новое в оценке благосостояния нации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

На основании вышеизложенного можно сформулировать цель данной работы - рассмотреть основные критерии оценки благосостояния нации.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
— Рассмотреть основные макроэкономические показатели, которые характеризуют уровень дохода государства в целом;
— Ознакомится с понятием уровня жизни населения, и оценить уровень благосостояния населения России;
— Ознакомится с современными методами оценки благосостояния нации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..1
Макроэкономические показатели, характеризующие
благосостояние нации………………………………………………….…..2
Уровень жизни населения как один из критериев оценки
благосостояния нации…………………………………………………….11
2.1 Уровень жизни и бедность…………………………………………….....11
2.2 Уровень жизни в России……………………………………………….....17
3. Новое в оценке благосостояния нации…………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 59.77 Кб (Скачать файл)

Личный располагаемый  доход определяется по формуле:

ЛРД = ЛД - Индивидуальные налоги.

Следовательно, ЛРД есть доход, который домашние хозяйства используют в его окончательном  виде. Он выступает в двух основных формах:

а) потребление (С);

б) сбережения (S).

Сбережения  определяются как доход минус  потребления (S = Y - С).

Располагаемый доход определяется как на уровне домашних хозяйств (ЛРД), так и на уровне всего народного хозяйства.

Валовой национальный располагаемый доход - суммированный ВНП и чистые трансферты из-за границы минус трансферты, Переведенные за границу. Следовательно, валовой национальный располагаемый доход направляется на конечное потребление и национальное сбережение.

Чистое экономическое  благосостояние (ЧЭБ) - обобщающий макроэкономический показатель, характеризующий качество и уровень жизни населения в целом. В мировой практике ЧЭБ используется в качестве дополнения к ВВП (ВНП). Объем ЧЭБ определяется посредством дополнения ВВП (ВНП) товарами и услугами теневой экономики (той ее части, которая не носит деструктивного характера); работой на дому, осуществляемой самостоятельно, увеличением времени на досуг и вычитания расходов на устранение последствий загрязнения окружающей среды. Этот показатель был введен, поскольку ВВП (ВНП) не дает полной характеристики экономического благосостояния.

П. Самуэльсон и В. Нордхаус под ЧЭБ понимают «скорректированный показатель национального выпуска, содержащий только те компоненты потребления и инвестиций, которые непосредственно способствуют экономическому процветанию отдельных лиц».

Показатель  ЧЭБ в макроэкономической литературе России, к сожалению, не разрабатывается, не выдвигается и задача связи  ЧЭБ с уровнем и качеством  жизни. При исследовании проблем  уровня и качества жизни населения  необходимо использовать показатель ЧЭБ  в тесной связи с ВВП.

Национальное  богатство (НБ) - совокупность материальных и нематериальных благ, созданных трудом предшествующих и нынешних поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество на определенный момент времени; это важный макроэкономический показатель, характеризующий экономическую мощь страны.

Национальное  богатство включает в себя две  основные части:

а) общественное (созданное трудом) богатство;

б) естественное (не воспроизводимое трудом) богатство - природные ресурсы, вовлеченные  в общественное воспроизводство.

Природные ресурсы (земля, вода, леса, полезные ископаемые), не вовлеченные в общественное воспроизводство, составляют потенциальное богатство  общества. Определяющее значение имеет  общественное богатство. Национальное богатство имеет экономическую  структуру. Госкомстат РФ в состав национального  богатства включает только воспроизводимые  материальные блага, а именно:

· основные фонды (производственные и непроизводственные здания, сооружения, машины, оборудование, скот);

· материальные оборотные средства (сырье, материалы, топливо, электроэнергия и их запасы, а также запасы готовой продукции, остатки незавершенного производства);

· товарные запасы;

· резервы (страховые, оборонные, золотой запас и запасы иностранной валюты);

· предметы длительного пользования в домашнем хозяйстве населения.

К национальному  богатству относятся:

а) образовательный  потенциал;

б) квалификационный потенциал;

в) культурный потенциал;

г) научный  потенциал;

д) потенциал здоровья общества.

К национальному  богатству относятся также те его компоненты, которые принадлежат  правительству, организациям и отдельным  лицам данной страны, но находятся  в других странах. И, наоборот, не следует  включать те компоненты богатства, которые расположены на территории данной страны, но являются собственностью правительств, организаций и отдельных лиц других стран.

Материальные  элементы национального богатства  имеют денежное выражение. Много сложнее дать денежную оценку нематериальным, духовным ценностям: образовательному, квалификационному, культурному и научному потенциалу общества.

Источником  национального богатства выступает  общественный продукт, рост национального  богатства происходит за счет того, что созданный общественный продукт  превышает текущее потребление  общества.

Динамика  национального богатства характеризует  эффективность общественного воспроизводства. Поэтому не случайно проблема национального  богатства была предметом исследования многих экономистов.

Впервые национальное богатство было исчислено английским экономистом, родоначальником классической политической экономии У. Петти (1623-1687) в 1664 г.

Во Франции  первая оценка национального богатства  относится к 1789 г., в США - к 1805 г., в России - к 1864 г. Наиболее значительные исследования национального богатства в XX в. за рубежом проведены американским экономистом Р.У. Голдсмитом, рассчитавшим величину национального богатства в США за 1898-1948, 1905-1950, 1945-1958 гг., и П. Редферном, определившим объем национального богатства Великобритании за 1938- 1953 гг. В 30-х гг. XX в. советский статистик А.Л. Вайнштейн рассчитал объем национального богатства России по состоянию на 1 января 1914 г., показав его распределение по отраслям народного хозяйства и социальным группам. В настоящее время национальное богатство России исчисляет Госкомстат РФ.

 

2. Уровень жизни населения как один из критериев оценки благосостояния нации

2.1 Уровень жизни и бедность

Совокупные  доходы общества в целом и каждого  из его членов справедливо оцениваются  как показатели экономического благосостояния. Получаемые населением доходы составляют базу определенного уровня жизни.

Уровень жизни и его измерение.

Определение уровня жизни основано на оценке количества и качества потребляемых жизненных  благ (материальных и духовных). Уровень  жизни оценивается как обеспеченность населения жизненными благами и  как степень удовлетворения потребностей людей в определенных благах.

Состав жизненных  благ весьма разнообразен. Наряду с  доходами населения на уровень жизни  оказывают влияние условия жизнедеятельности, под воздействием которых складывается определенный образ и стиль жизни, оценивается ее качество.

Система показателей  уровня жизни, рекомендуемая ООН, включает широкий круг характеристик условий  жизни. Выделяют 12 групп показателей.

Рождаемость, смертность и другие демографические  характеристики населения.

1. Санитарно-гигиенические  условия жизни;

2. Потребление  продовольственных товаров;

3. Жилищные  условия;

4. Образование  и культура;

5. Условия  труда и занятость;

6. Доходы  и расходы населения;

7. Стоимость  жизни и потребительские цены;

8. Транспортные  средства;

9. Организация  отдыха;

10. Социальное  обеспечение;

11. Свобода  человека.

Перечисленные показатели рассматриваются как  основные.

Наряду с  ними для оценки и исчисления уровня жизни выделяют ряд информационных показателей, которые также является характеристиками уровня жизни. В число  информационных показателей входят национальный доход и валовой внутренний продукт на душу населения с учетом среднегодовых коэффициентов их роста и ряд других. О показателях ВВП на душу населения надо сказать особо, так как существуют попытки использовать его в качестве обобщающего. Эксперты считают, что использование этого показателя, тем более для целей международного сопоставления уровней жизни, возможно только по натуральной форме - через сопоставление объемов жизненных благ, прямо или косвенно потребляемых населением. Трудности международных сопоставлений в основном связаны с учетом курсов национальных валют.

В экономической  теории представлены попытки оценить  уровень жизни и ее качество через  свободное время и внерыночные  его затраты в сфере домохозяйств. Концепция чистого экономического благосостояния - это оценка ВВП (ВНП). При всей важности этих составляющих уровня жизни показатель чистого  экономического благосостояния используется как расчетный и официальной  статистикой не применяется.

Любой обобщающий, синтетический показатель всегда проблема сложная. По мнению специалистов, единый показатель уровня жизни в настоящее  время не является ни возможным, ни желательным на макроэкономическом уровне. На микроуровне проблема сводится к измерению тех составляющих уровня жизни, которые могут быть количественно определенными. Обеспеченность населения жизненными благами зависит от величины реальных доходов; степень удовлетворения потребностей оценивается на основе сопоставления расчетных и реальных потребительских бюджетов семей. Распределение населения по доходам основано на разграничении низко-, средне- и высокодоходных групп семей, каждая из которых имеет свой рациональный потребительский бюджет. На основе анализа величины и структуры расходов низко доходных групп населения рассчитывают бюджет минимума материальной обеспеченности и границы бедности.

Бедность  прямо связана с неравномерностью распределения доходов и имущества. Вместе с тем бедность не поддается  точному определению (так же как  счастье и благополучие). В самом  общем виде идентификация бедности основана на сопоставлении строго определенного  набора потребностей и возможностей их удовлетворения для определенных групп населения. Потребности оцениваются  на основе так называемых потребительских  корзин, дифференцированных по доходным, возрастным, профессиональным и прочим признакам. Минимальные потребительские  бюджеты как основа для идентификации  бедности в свою очередь дифференцированы и рассчитываются как бюджеты  физиологического минимума, как минимум  поддержания здоровья и благопристойности, как бюджеты минимального достатка. Минимальный достаток - это те границы  семейного дохода, за которыми не обеспечивается воспроизводство общественно-приемлемых условий существования, на его основе определяется порог бедности и рассчитывается прожиточный минимум.

Уровень прожиточного минимума зависит от социально-экономических  факторов и более подвижен, чем  порог бедности. Порог бедности, как показывает опыт, не отражает роста  потребления, увеличиваясь за счет роста  цен.

Количественная  оценка порога бедности осуществляется на основе данных о стоимости продуктов  питания, исходя из рациональных норм потребления и доли затрат на питание  в семейных бюджетах. Выявлено, что  низко доходные семьи тратят на питание  относительно больше средств, чем высокодоходные; удельный вес стоимости питания  зависит также от размера семей: малочисленные семьи тратят на питание  относительно больше, чем семьи большей  численности. Возникает своеобразная «экономия от масштаба семьи» не только в отношении расходов на питание, но и прочих потребительских расходов. Логика взаимосвязи стоимости питания  и порога бедности состоит в том, что если низко доходная семья тратит на питание 1/n часть своего бюджета, то порог бедности будет равен стоимости питания, умноженной на n.

Проблема  измерения бедности основана, в конечном счете, на том круге потребностей, удовлетворение которых признается общественно необходимым. Различают  абсолютную бедность и альтернативные её определения, учитывающие моральный  ущерб от восприятия бедности.

Фактическая информация о бедных слоях населения  показывает, что бедность неравномерна среди различных групп населения  молодых и пожилых, семейных и  одиноких, занятых и безработных. Распространение бедности различно между городским и сельским населением, в различных территориальных  и природно-климатических регионах, между различными этническими группами населения.

То, что считается  бедностью в одной стране, расценивается  как достаточный уровень комфорта в другой. Тем не менее, даже Риккардо в своих трудах не только хорошо понимал, что необходимый или  естественный предел заработной платы  отнюдь не устанавливается каким-то железным законом, но что этот предел определяется местными условиями и  привычками каждого места и каждого  времени; он, далее, остро осознавал  значение более высокого уровня жизни  и призывал « поборников гуманности прилагать силы к тому, чтобы укреплять  среди трудящихся слоёв решимость  не допускать падения заработной платы до уровня, едва достаточного для обеспечения одних только насущных жизненных средств».

В анализе  бедности большое значение имеет  вопрос об ее устойчивости не только в  обществе в целом, а для каждой семьи, для отдельного человека. Исследования показывают, что бедные семьи неоднородны  по сроку пребывания в стесненных условиях жизни. Условно можно выделить хроническую (застойную) и текущую  бедность. Критерий разграничения этих форм бедности связан со сроком бедности и вероятностью перехода в более  доходные группы.

Два взгляда на бедность.

Раньше экономисты - сторонники классической школы, считали, что распределение дохода невозможно изменить. Они говорили, что попытки  справиться с бедностью с помощью  государственного вмешательства в  экономику были глупыми и могли  просто привести к снижению общего национального дохода.

К концу девятнадцатого века, однако, политические лидеры Западной Европы предприняли шаги, ставшие  исторической поворотной точкой в экономической  роли правительства. Бисмарк в Германии, Глэдстон и Дизраэли в Великобритании, а затем Франклин Рузвельт в США ввели в жизнь новое понятие ответственности правительства за благосостояние населения. Это было государство благосостояния, в котором правительство изменяет направление действия рыночных факторов для того, чтобы защитить людей от определенных непредвиденных обстоятельств и гарантировать им минимальный жизненный уровень.

Информация о работе Новое в оценке благосостояния нации