О дивидендной политике государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 00:19, статья

Описание работы

В данной статье отражается теория Модельяни-Миллера. В ней говорится, что цена акций предприятия или цена его капитала не зависит от дивидендной политики.

Файлы: 1 файл

Управление финансоми.docx

— 65.82 Кб (Скачать файл)

Наиболее негативным сценарием  развития мировой экономики является одновременное падение фондовых и товарных рынков (фаза кризиса), что  отрацитально скажется как на российском фондовом рынке, так и на экспортных отраслях отечественной промышленности. Определенная вероятность этого, как отмечалось выше, сохранится в ближайшие несколько лет. Однако последствия возможного мирового кризиса не отразятся на российском финансовом рынке столь сильно, как это было, например, в 1998 г., в силу существенной заниженности курса рубля.

В период кризиса проведение приватизации государственной собственности  оказывается неэффективным —  при одновременном возрастании  роли дивидендной политики. Так, поступления  от приватизации в 1998 г. сократились  по сравнению с 1997 г. в 40 раз: с 18 до 0,44 млрд. руб. Дивидендные же поступления  в федеральный бюджет за тот же период возросли в 5 раз: с 270 до 1357 млрд. руб.

Одним из существенных резервов повышения инвестиционной привлекательности  отечественных предприятий является приведение осуществляемой ими дивидендной  политики в соответствие с мировой  практикой. Средний размер дивидендов на привилегированную акцию для  крупнейших российских предприятий  сейчас составляет от 10 до 20% от ее курсовой стоимости, а на обыкновенную — около 5% («Деньги», 1 августа 2001 г.).

Между тем мировой опыт показывает: для обеспечения повышения  предприятиями дивидендных выплат недостаточно проведения ими только так называемой политики постоянной доли в прибыли, основанной на фиксированном  коэффициенте дивидендных выплат по отношению к размеру прибыли  общества, поскольку в данном случае учитывается только относительный  размер дивидендов, но не принимается  во внимание их абсолютная величина.

Безусловно, основным фундаментом  для постоянного роста дивидендных  выплат является увеличение прибыли  предприятий. И здесь в качестве другой формы дивидендной политики можно назвать политику дивидендных  премий. Так, в случае, если уровень  прибыли компании превышает обычный (плановый), полученное по итогам года избыточное количество денежных средств  направляется на выплату дивидендов.

Существует также третий, наиболее распространенный в странах  Запада вариант дивидендной политики — политика стандартных выплат дивидендов. Данный подход основан на проведении ежеквартальных выплат относительно стабильной суммы дивидендов на каждую акцию. При  этом компаниями поддерживается максимально  возможная регулярность и последовательность в уровне выплачиваемых дивидендов. Целью такой политики является поддержание  стабильного интереса инвесторов к  акциям компании, поскольку инвестиции в подобные акции можно сопоставить  с размещением денежных средств  на банковском депозите — с той  существенной разницей, что помимо дивидендов акционер также получает прибыль от роста курсовой стоимости акций. Не случайно интерес к корпоративным ценным бумагам в промышленных странах Запада традиционно столь велик. Так, среднестатистический американский частный инвестор около 70% своих средств направляет именно на покупку акций. В России же, к сожалению, своевременность перечисления акционерными обществами дивидендов все еще оставляет желать лучшего.

В связи с многообразием  подходов, существующих в вопросе  проведения акционерными обществами своей  дивидендной политики, представляется целесообразным принятие советами директоров российских обществ соответствующих  положений о порядке выплаты  дивидендов, регламентирующих сроки, очередность  и порядок выплаты дивидендов, разъясняющихправа акционеров на получение дивидендов, а также устанавливающих общие принципы формирования размера дивидендов (данные положения, например, уже приняты рядом крупнейших отечественных предприятий). При этом проводимая каждым обществом дивидендная политика должна оптимальным образом соответствовать стоящим перед ним целям и задачам. Принятие отечественными обществами указанных положений явилось бы шагом в сторону повышения их информационной открытости, а также способствовало бы усилению их инвестиционной привлекательности.

В целях обеспечения роста  дивидендных поступлений в федеральный  бюджет Минимуществом России выработан ряд принципов реализации своей дивидендной политики в отношении акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности — в частности:

  • прогнозирование дивидендных поступлений по итогам предстоящего финансового года;
  • участие в планировании обществами основных финансовых показателей их деятельности на предстоящий финансовый год;
  • контроль за результатами финансово-хозяйственной деятельности обществ, в том числе через представителей государства в их советах директоров и ревизионных комиссиях;
  • подготовка предложений по вопросу о размере начисляемых дивидендов с учетом оптимальной для данного общества доли планируемой (полученной) чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, а также обоснованной величины средств, направляемых обществом из чистой прибыли на развитие производства, на социальные нужды работников;
  • влияние через представителей государства в органах управления обществ на процесс утверждения советами директоров рекомендованного Министерством размера дивидендов за отчетный период и сроков их перечисления, а также на процесс принятия соответствующих решений на общих собраниях акционеров;
  • контроль за своевременностью и полнотой перечисления обществами начисленных дивидендов.

При этом особое внимание Министерством  уделяется дивидендообразующим предприятиям.

В настоящее время в  уставах некоторых акционерных  обществ существуют ограничения  на размер выплачиваемых дивидендов, не предусмотренные статьей 43 Федерального закона «Об акционерных обществах». В частности, в некоторых обществах  установлен фиксированный размер выплачиваемых  дивидендов по акциям в виде определенного  количества номиналов данных акций, или по привилегированным акциям установлен предельно допустимый размер выплат в виде фиксированного отношения  величины дивидендов к размеру чистой прибыли, что автоматически ограничивает дивидендные выплаты. В отношении  указанных обществ Министерство планирует проведение работы по внесению соответствующих изменений в  их уставы, предусматривающих отмену таких ограничений.

В процессе приватизации некоторые  акционерные общества, используя  ряд доступных финансовых схем, выводили свои денежные ресурсы из хозяйственного оборота, искусственно занижая тем  самым стоимость своих чистых активов, ухудшая свои экономические  показатели для того, чтобы в дальнейшем руководство данных предприятий  смогло выкупить акции обществ на аукционе (в том числе через  подконтрольные ему структуры) по заниженной цене. При этом акционерам зачастую выплачивались символические дивиденды либо дивиденды не выплачивались вовсе, с тем чтобы провести скупку акций, размещенных по закрытой подписке, по минимальным ценам.

Борьбу с подобной практикой, в частности, призван обеспечить мониторинг финансового состояния  акционерных обществ, акции которых  находятся в федеральной собственности, проводимый соответствующими структурными подразделениями Министерства совместно  с заинтересованными органами федеральной  исполнительной власти.

В случае выявления аудитором, ревизионной комиссией, представителями  государства в совете директоров и ревизионной комиссии общества серьезных нарушений, допущенных руководством АО в ходе финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, в том  числе повлекших за собой ухудшение  его экономического положения, в  зависимости от масштаба нарушения, а также от возможностей государства  в конкретном обществе, к указанным  предприятиям могут быть применены  ряд мер, включающие проведение внеплановой  ревизии финансово-хозяйственной деятельности общества, в том числе с привлечением финансовых консультантов и аудиторских организаций, иных проверок. Наконец, Министерство может инициировать смену руководства общества.

Дивидендная политика Министерства предполагает также проведение мероприятий  по стимулированию руководства общества к повышению прибыльности предприятия. В частности, в целях усиления заинтересованности менеджмента компаний в результатах их деятельности предполагается распространить практику премирования высшего управленческого звена общества в соответствии с полученной данным предприятием чистой прибылью. В качестве одного из примеров, демонстрирующих прогрессивность подобного опыта, можно привести ОАО «Шереметьево», которое в течение ряда лет направляет на премирование своего высшего управленческого звена суммы в размере 1% от величины чистой прибыли. При этом наблюдается устойчивая позитивная динамика роста чистой прибыли общества. Так, например, по итогам работы в 2000 г. чистая прибыль общества составила свыше 880 млн. руб., что на 30% превышает результат 1999 г.

Снижение государством с 2002 г. ставки налога на дивиденды с 15 до 7% призвано повысить инвестиционную привлекательность корпоративных  ценных бумаг. Значительное же снижение ставки налога на прибыль — с 35 до 24% должно стимулировать развитие производства, способствовать росту прибыли предприятий  и, соответственно, — явиться важнейшим  фактором увеличения дивидендных выплат.

Таким образом, комплекс мер, предпринимаемых государством в  целях реализации своей дивидендной  политики, позволит не только обеспечить повышение дивидендных поступлений  в бюджет, но и получение прибыли  в виде дивидендов другими акционерами, инвестировавшими свои денежные средства в корпоративные ценные бумаги. В  свою очередь, это будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности  предприятий, поскольку размер дивидендов, выплачиваемых акционерными обществами, а также величина их прибыли являются фундаментальными показателями, влияющими  на капитализацию предприятий.

Вместе с тем при  реализации своей дивидендной политики Министерству приходится сталкиваться с рядом проблем. Так, размер чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов обществами, зачастую устанавливается  по остаточному принципу, когда общество в течение текущего года, до утверждения  советом директоров счета прибылей и убытков, распределения прибыли общества, расходует большую часть прибыли.

Например, размер чистой прибыли (нераспределенной прибыли отчетного  года) ОАО «Аэрофлот» за 2000 г. составил 1238 млн. руб. Из них 1134 млн. руб. (92% чистой прибыли) общество направило на покрытие расходов, произведенных в 2000 г. Таким  образом, размер чистой прибыли общества, оставшейся к распределению за 2000 г., составил у «Аэрофлота» около 104 млн. руб., т.е. всего 8% от общего размера чистой прибыли общества.

По итогам 2000 г. на выплату  дивидендов ОАО «Аэрофлот» направляет 33,3 млн. руб. (что составляет 32% чистой прибыли общества, подлежащей распределению, и лишь около 3% от общего размера  чистой прибыли). При этом государству, владеющему 51,17% акций компании, планируется  выплатить около 17 млн. руб. (см. рис. 1).

Рис. 1. Распределение  чистой прибыли ОАО «Аэрофлот» за 2000 г.

Зачастую на управленческие расходы (строка 040 формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках») акционерными обществами (прежде всего крупными холдингами) направляются неадекватно  значительные средства. Так, управленческие расходы ОАО «Аэрофлот», имеющего десятки дочерних и зависимых  организаций, в 2000 г. составили 1092 млн. руб. — почти 40 млн. долл. США, что  примерно в 30 раз больше, чем направляется в виде дивидендов собственникам  компании (см. рис. 2).

В некоторых обществах  выплаты по условиям коллективного  договора (расшифровка строки баланса 480 «Расходы текущего года») традиционно  значительно превышают дивидендные  выплаты акционерам (по сути, собственникам  предприятий). Так, в ОАО «Аэрофлот» в 2000 г. данные выплаты составили 97 млн. руб. (в 3 раза больше, чем направлено на дивиденды). Безусловно, обеспечение  выплаты работникам заработной платы, иных социальных выплат — одна из приоритетных задач для каждого предприятия. Но в то же время нельзя забывать, что основной целью деятельности хозяйствующего в условиях рыночной экономики субъекта является получение прибыли. Также необходимо обеспечить право собственника на получение части прибыли, в том числе акционерами — дивидендов в размере, адекватном вложенным ими денежным средствам.

Рис. 2. Расходы  ОАО «Аэрофлот» на содержание аппарата управления, выплаты по коллективному  договору и дивиденды, млн. руб.

Дисбаланс распределения  доходов зачастую закладывается  обществами уже на стадии формирования бюджета на будущий (текущий) финансовый год. Так, в соответствии с финансовым планом ОАО «Связьинвест» в 2001 г. ожидаются поступления в бюджет компании средств в размере 304 млн. руб. (в том числе дивидендные поступления по итогам работы зависимых акционерных обществ электросвязи — 244 млн. руб.). При этом на дивиденды обществом планируется направить 20 млн. руб. Таким образом, холдинг предполагает израсходовать 94% дивидендных поступлений от входящих в него обществ, лишь 6% перечислив государству. При этом, например, на оплату труда и отчисления на социальные нужды работников планируется направить 42% всех доходов общества (см. рис. 3).

Рис. 3. Планируемое  ОАО «Связьинвест» распределение  доходов в 2001 г.

В этой связи Минимущество РФ предполагает добиваться представления открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности, проектов бюджетов, счетов прибылей и убытков на предстоящий год, а также планируемого распределения прибыли и их утверждения советами директоров (наблюдательными советами).

В ряде обществ прибыль зависимых и (или) дочерних структур сопоставима с прибылью самого общества (превышает ее), либо общество не получает адекватной финансовой отдачи от средств, инвестированных в данные структуры. Так, в ОАО «Аэрофлот» доля инвестиций в дочерние и зависимые общества (вложения в их уставный капитал, предоставленные займы) в 2000 г. составили 1691 млн. руб.

Таким образом, Минимущество России предполагает усилить контроль за представлением подведомсвенными акционерными обществами исчерпывающей информации по финансово-хозяйственной деятельности их зависимых и (или) дочерних структур. В случае выявления фактов вывода обществами прибыльной части бизнеса из-под контроля государства целесообразно выносить на рассмотрение совета директоров общества вопрос о пересмотре условий финансово-хозяйственных договоров, заключенных между обществом и его зависимыми и дочерними структурами, в интересах общества, либо о прекращении их действия и возврате обществу финансовых средств, ранее инвестированных им в вышеуказанные организации.

Среди факторов, негативно  сказывающихся на обеспечении неналоговых  поступлений в федеральный бюджет по итогам деятельности предприятий, можно  также отметить встречающиеся факты  несогласованности позиции ряда отраслевых министерств с позицией Минимущества России как по вопросам дивидендных выплат акционерными обществами, так и по вопросам перечисления федеральными государственными предприятиями части прибыли в федеральныйбюджет.

Информация о работе О дивидендной политике государства