Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 19:14, реферат
Полномасштабный переход нашей страны на уровневую модель профессиональной подготовки делает особенно актуальным гармонизацию основных параметров структурно-содержательного соотношения обучения студентов в системе «бакалавриат–магистратура». Это возможно осуществить на основе преемственных образовательных программ базового уровня и с учётом особенностей предметной области деятельности – специализированной подготовки по специальности «Экономика»
Преемственность высшего профессионального образования обеспечивает его непрерывность при переходе с одной ступени на другую. При этом повышение квалификационного уровня «по вертикали» предусмотрено посредством углубления (профилизации) подготовки и фундаментализации (академичности) знаний студентов.
О преемственности в обучении бакалавриата и магистратуры
по специальности «Экономика»
Полномасштабный переход нашей страны на уровневую модель профессиональной подготовки делает особенно актуальным гармонизацию основных параметров структурно-содержательного соотношения обучения студентов в системе «бакалавриат–магистратура». Это возможно осуществить на основе преемственных образовательных программ базового уровня и с учётом особенностей предметной области деятельности – специализированной подготовки по специальности «Экономика»
Преемственность высшего профессионального образования обеспечивает его непрерывность при переходе с одной ступени на другую. При этом повышение квалификационного уровня «по вертикали» предусмотрено посредством углубления (профилизации) подготовки и фундаментализации (академичности) знаний студентов. Этот процесс должен реализовываться путём поэтапного освоения, соответственно, профессиональной (бакалавриат, 3–4 года) и профессионально-научной (магистратура, 2 года) образовательных программ. В результате полного цикла двухуровневой вузовской подготовки выпускники специальности «Экономика» получат фундаментальные знания и устойчивые профессиональные навыки, в том числе в профильных научно-исследовательской и педагогической сферах деятельности.
Преемственность между образовательными программами бакалавриата и магистратуры нацелена на трансформацию и последовательное развитие общенаучных и профессиональных знаний, умений и навыков, что обеспечивается так называемой взаимокомплементарностью изучаемых базовых учебных дисциплин общенаучного и особенно профессионального блоков. В то же время основную роль призвана сыграть вариативная часть учебных предметов (акцентирующая конкретный профиль подготовки), в том числе элективные курсы – по выбору студентов.
Преемственность образовательных программ бакалавриата и магистратуры, на мой взгляд, должна прослеживаться также в структурно-тематической направленности специальной подготовки «по горизонтали» (между курсами соответствующей ступени обучения) и возрастающей акцентировке на развитие творческих способностей студентов, в частности к самостоятельным профессионально ориентированным научным исследованиям (дипломная работа – магистерская диссертация). Взаимодополняемость и взаимозависимость уровней профессиональной подготовки обеспечивают целостность образовательного процесса и его нелинейность, междисциплинарную интеграцию и возможность проектировать результаты обучения в контексте компетенций и профиля, т.е. квалификационного функционала выпускника.
Подготовка квалифицированных кадров по специальности «Экономика» проводиться в соответствии ГОСО РК 5.04.019-2011 «Высшее образование. Бакалавриат. Основные положения» согласно приказу Министерства образования и науки РК № 158 от 10.04.2012г., ГОСО РК 6.08.080-2010 специальности 5В050600 «Экономика» и ГОСО РК 5.04.033 – 2011 «Послевузовское образование. Магистратура. Основные положения» предусматривает получение квалификаций (степеней) бакалавра и магистра.
Преемственность уровней вузовской подготовки прослеживается уже в закреплённых этими стандартами видах профессиональной деятельности, к которым станут готовить будущих бакалавров и магистров. Общие для обеих ступеней – производственно-технологическа
Однако в подготовке бакалавров в качестве приоритетного выделен производственно-технологически
Взаимопроникаемость и общая логическая сопряжённость компетенций бакалавра и магистра экономики позволит выстраивать стратегию и тактику последовательного формирования различных уровней управленческой подготовки, усиливая в магистратуре концептуально-методологический и собственно управленческий аспекты.
Набор специальных экономических учебных дисциплин в бакалавриате и магистратуре преемственно дифференцирован. В базовую стандартизованную часть профессионального цикла бакалаврской подготовки включены «Бизнес - планирование» и «Планирование деятельности предприятия», а в структуру базовой магистерской подготовки – «Бизнес - планирование инновационных проектов» и «Организация инновационной и инвестиционной деятельности».
Таким образом, на первой ступени вузовского обучения студенты получат базисные знания в области теории и практики бизнес – планирования и внутрифирменного планирования. На второй – магистерской ступени – будут изучать теорию организации инновационной и инвестиционной деятельности как методологическую основу организационного развития и принципы построения инновационных проектов, осваивать методы проектирования оптимальных моделей управленческих решений.
Дифференциация содержания обучения отраслевых бакалавров и магистров обеспечивается элективными курсами, осваиваемыми на альтернативной основе по выбору студентов, что позволит сочетать системность получаемых профильных знаний с их углублением и расширением, интеграцией со смежными предметными областями, а также практическим применением. В числе таких курсов на бакалавриате можно выделить: «Венчурный бизнес», «Кластерная экономика», «Институциональная экономика» и др.
В магистратуре предполагаются более обобщающие курсы по выбору: «Методология научных исследований», «Инновации в экономике», и др.
Таким образом, двухуровневая подготовка по специальности «Экономика» (бакалавр – магистр) интегрируется на основе общности взаимодополняемых и развивающихся профессиональных компетенций, взаимосвязи и согласованности фундаментальных дисциплин базовой части профессионального цикла обучения и преемственности его вариативных частей – специальных профилированных учебных предметов, в том числе управленческих. При обучении в бакалавриате у студентов формируются базисные менеджерские знания, умения и навыки, которые затем можно углубить и дифференцировать в профильной магистратуре.
Своеобразным интегративным показателем и основным звеном преемственности непрерывной экономической подготовки в образовательной системе «бакалавриат – магистратура» логично рассматривать объективную готовность бакалавра экономики к проблемно ориентированной научно-исследовательской деятельности в избранной предметной области. Для успешного продолжения обучения по соответствующей магистерской программе выпускник бакалавриата специальности 5В050600 должен быть нацелен на восприимчивость к дальнейшим знаниям, творческое решение исследовательских и образовательных задач, научную работу по актуальной экономической проблематике.