Объективные основы формирования рынка, его субъекты и объекты. Структура и функции рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 13:50, курс лекций

Описание работы

В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возрастала. Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
1.Сущность рынка………………………………………………………………...4
2.Основы формирования рынка………………………………………………….5
3.Субъекты и объекты рынка……………………………………………………6
4.Структура рынка……………………………………………………………….7
5. Функции рынка……………………………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………….…..….

Файлы: 1 файл

Экономика.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

В первом случае говорят о естественных монополиях. Это предприятия общественного  пользования — электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия. Действительно, довольно сложно предположить, что у метрополитена появится конкурент. Как правило, в странах с рыночной экономикой подобные естественные монополии или находятся в собственности государства, или действуют под его строгим контролем.

Монополистическая конкуренция — рыночная ситуация, при которой относительно большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.

В данной ситуации не требуется присутствия на рынке тысяч или даже сотен фирм, как при совершенной конкуренции, достаточно и нескольких десятков. В условиях чистой конкуренции фирмы производят стандартизированную или однородную продукцию, при монополистической — дифференцированную.

Дифференциация  затрагивает прежде всего качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются неценовые  предпочтения. Продукция может быть дифференцирована по условиям послепродажного  обслуживания, близости к покупателям, интенсивности рекламы и т.п.

Следовательно фирмы на рынке монополистической  конкуренции вступают в соперничество  не только (и даже не столько) через  цены, но и через всемерную дифференциацию продукции и услуг.

Что же монополистического в этой модели? Каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает в некоторой степени монопольной властью над своим товаром; она может повышать или понижать цену на него независимо от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается как наличием производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль. Кроме того, на рынках монополистической конкуренции наряду с мелкими и средними могут действовать и весьма крупные фирмы.

Олигополия. Главная особенность — немногочисленность участников конкуренции. Когда относительно малое число фирм (в пределах десятка) господствует на определенном рынке товаров или услуг, отрасль следует признать олигополистической.

Олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность преобладает на рынках сырья и материалов, полуфабрикатов (руда, нефть, сталь, цемент и т.д.), дифференциация — на рынках потребительских товаров.

Немногочисленность фирм способствует их монополистическим соглашениям: по установлению цен, разделу или распределению рынков или по иным способам ограничения конкуренции между ними. В результате олигополия сближается с монополией.

Таблица. Основные модели рынка

Характеристика рынка

Свободная конкуренция

Чистая монополия

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Число фирм

Очень большое

Одна

Много

Несколько

Тип продукта

Стандартизированный

Уникальный

Дифференцированный

Стандартизированный или дифференцированный

Контроль над ценой

Отсутствует

Значительный

Некоторый в  узких границах

Ограниченный  или значительный при тайном сговоре

Условия вступления в отрасль

Очень легкие

Блокированы

Сравнительно  легкие

Существенные  трудности

Неценовая конкуренция

Отсутствует

Отсутствует

Характеризуется особым вниманием к качеству, рекламе, торговым знакам и т.п.

Очень типична, особенно при дифференциации продукта


В соответствии с методами действия различают:

  • ценовую конкуренцию
  • неценовую конкуренцию

Ценовая конкуренция  предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем другие конкуренты.

В условиях цивилизованного  рынка снижение цены происходит либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на данном рынке, обычно претендуют лишь на небольшую долю прибыли. Крупные монополии подчас вообще отказываются от получения прибыли, с тем чтобы с помощью низких цен на соответствующий товар полностью вытеснить конкурентов с рынка, а в дальнейшем повысить цены и тем самым компенсировать понесенные убытки.

Неценовая конкуренция  предполагает предложение товаров  более высокого качества, с лучшими  показателями надежности и сроком службы, с более высокой производительностью, а также более широкого ассортимента.

Особое значение приобретают такие параметры  продукции, как экологичность, энергоемкость, эстетические показатели, безопасность.

В конкурентной борьбе все большую роль стали  играть надежность и репутация фирмы-производителя  или поставщика товара, престижность. В последние годы неценовая конкуренция, связанная с соперничеством за достижение наиболее высокого качества продукции, приобрела доминирующую роль. Важным инструментом конкурентной борьбы на рынке становятся товарные знаки и торговые фирмы.

Недобросовестная конкуренция. В условиях жесткой борьбы между товаропроизводителями часто используются методы, связанные с нарушением норм и правил конкуренции, т.е. недобросовестная конкуренция. Она выражается в:

  • демпинговых ценах — продаже товаров по цене ниже себестоимости
  • установлении контроля над деятельностью конкурента
  • злоупотреблении господствующим положением на рынке
  • установлении дискриминационных цен или коммерческих условий
  • зависимости поставок конкретных товаров или предоставлении услуг от принятия ограничений по производству или распределению конкурирующих товаров
  • введении ограничительных условий и агентских соглашений при сбыте продукции, определяющих, когда, кому, в каких количествах и на каких условиях осуществлять поставки
  • тайных сговорах на торгах
  • ложной информации и рекламе, вводящей конкурента в заблуждение
  • недобросовестном копировании товаров и продукции конкурентов
  • нарушении стандартов и условий поставок товаров и услуг

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных хозяйственных единиц. Через конкуренцию товаропроизводители в определенной степени контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, ускорению научно-технического прогресса.

В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает к созданию монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция превращается в разрушительную силу для экономики.

Для обуздания  конкуренции и удержания ее на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет «правила игры» соперников. В этих правилах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкурентной борьбы.

Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары конкурентная борьба усилилась.

Появилась возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда. Так возникало капиталистическое товарное производство. Здесь конкуренция получила наибольшее развитие.

В современных условиях конкуренция выступает как важное средство развития производства. Многие экономисты связывают с ней повышение эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять достижения науки и техники, совершенствовать технологию производства.

 

Бизнес - это отношения между участниками рынка по поводу их совместной деятельности, нацеленной на получение прибыли (или иных форм дохода) от использования капитала.

Бизнес — инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение дохода и развитие собственного дела.

Для бизнеса как капиталистического отношения характерно:

  • наличие первоначального капитала, вкладываемого в то или иное дело;
  • целенаправленный характер вложения первоначального капитала — получение прибыли (дохода) на вложенный капитал;
  • установление определенных отношений с другими участниками рынка по поводу использования капитала (как первоначального, так и последующего).

Экономические отношения, в которые вступают отдельные  лица, занимаясь бизнесом, настолько  сложны и многогранны, что не позволяют четко определить границы этой деятельности. Поэтому предпринимательская деятельность определяется как правовое понятие.

Бизнес — это всегда юридически оформленный вид человеческой деятельности, который может осуществляться только в рамках одной из установленных законом форм хозяйствования.

Субъект бизнеса –  это активная сторона любой сделки, носитель совокупности прав и ответственности, возникающих в ходе подготовки и реализации сделки.  
Сам термин «субъект бизнеса», равно как и его английский эквивалент – «бизнесмен» («businessman») не имеют однозначного определения в принятых в России нормативно-правовых документах, поэтому в дальнейшем, используя названное понятие, мы будем руководствоваться следующим: субъектами бизнеса выступают отдельные люди (их обычно определяют в качестве физических лиц), фирмы, в том числе учреждения, организации, предприятия, партнерства, фонды, товарищества, общества (их обычно определяют в качестве юридических лиц), а также иные субъекты, не являющиеся ни физическими лицами, ни юридическими лицами в соответствии с национальным законодательством той или иной страны (в России к таковым относятся собственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования);   субъекты бизнеса, руководствуясь деловыми интересами, могут заниматься любым типом и любым видом деловой деятельности, не запрещенными действующим законодательством; деятельность субъектов бизнеса является экстерриториальной, это означает, что никакие различия в национальном законодательстве различных стран не могут отменить способности субъектов бизнеса вступать в деловые отношения между собой по всему свету; «субъекты бизнеса» - это категория, характерная для любой исторической формы существования человеческого общества; в каждой из таких форм родовые признаки бизнеса выступают на поверхности явлений с учетом особенностей, присущих именно данной форме, каковой, к примеру, является рыночная экономика.  
Под типом субъекта бизнеса понимается функциональная принадлежность данного субъекта бизнеса, функциональная специализация его действий.  
Разграничение субъектов бизнеса по признаку их функциональной специализации обусловливает следующую классификацию субъектов бизнеса:  
• предприниматели, осуществляющие инициативную деятельность на свой риск и под свою исключительную экономическую и юридическую ответственность, в том числе коллективы предпринимателей и предпринимательские ассоциации;  
• индивидуальные и коллективные потребители продукции (работ, услуг), предлагаемой предпринимателями, в том числе союзы и ассоциации потребителей;  
• работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму на контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы;  
• органы государственной и муниципальной власти и управления в тех случаях, когда они выступают непосредственными участниками сделок (предоставление правительственных заказов предпринимателям, определение цен, состава и объемов льгот при выполнении специальных работ и др.); государственные служащие;  
• международные и национальные общественные организации, обладающие директивными полномочиями, и их сотрудники. 

Субъект в бизнесе - это лицо, принимающее активное участие в деловых отношениях. Оно является носителем прав и ответственности. В современном бизнесе все его субъекты связаны системой обмена благами. Связующими звеньями этой системы выступают разного рода рынки, взаимосвязь которых с субъектами бизнеса изображена на рис. 4.1.

 

 

Рыночная  ситуация

Классификация конкуренции по видам рынков - самая  важная в теории конкуренции. Уже  отмечалось, что конкуренция может  существовать только при определенных условиях. И эти условия концентрируются в рыночной ситуации. Рыночная ситуация - это степень свободы выбора действий для производителей (продавцов) и потребителей (покупателей).

Показатели  рыночных ситуаций: 
-количество производителей и потребителей на рынке; 
-степень дифференциации отраслевого товара; 
-способ формирования цен на отраслевые товары; 
-возможность вхождения новых участников на отраслевой рынок и выход из него.

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ - ситуация на рынке, при которой  нет тенденции к изменению  рыночной цены или объема продаваемых благ.

Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем  спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ  на изменения спроса и предложения.

Когда "потолок  цен" устанавливается ниже равновесной  цены, образуется дефицит (иногда его  называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем  предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня.

Когда минимальные  уровни цен устанавливаются выше равновесной цены, объем предложения  превышает объем спроса и образуется избыток благ. Рыночное равновесие и отклонение от него показаны на рис. 4.2.

Рис. 4.2. Рыночное равновесие

Выделяют четыре варианта влияния сдвигов кривых спроса и предложения на цену и  объем благ.

  1. Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага.
  2. Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага.
  3. Увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага.
  4. Уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага.

Информация о работе Объективные основы формирования рынка, его субъекты и объекты. Структура и функции рынка