Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 13:50, курс лекций
В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возрастала. Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства.
Введение………………………………………………………………………….2
1.Сущность рынка………………………………………………………………...4
2.Основы формирования рынка………………………………………………….5
3.Субъекты и объекты рынка……………………………………………………6
4.Структура рынка……………………………………………………………….7
5. Функции рынка……………………………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………….…..….
В первом случае говорят о естественных монополиях. Это предприятия общественного пользования — электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия. Действительно, довольно сложно предположить, что у метрополитена появится конкурент. Как правило, в странах с рыночной экономикой подобные естественные монополии или находятся в собственности государства, или действуют под его строгим контролем.
Монополистическая конкуренция — рыночная ситуация, при которой относительно большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.
В данной ситуации не требуется присутствия на рынке тысяч или даже сотен фирм, как при совершенной конкуренции, достаточно и нескольких десятков. В условиях чистой конкуренции фирмы производят стандартизированную или однородную продукцию, при монополистической — дифференцированную.
Дифференциация затрагивает прежде всего качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются неценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована по условиям послепродажного обслуживания, близости к покупателям, интенсивности рекламы и т.п.
Следовательно
фирмы на рынке монополистической
конкуренции вступают в соперничество
не только (и даже не столько) через
цены, но и через всемерную
Что же монополистического в этой модели? Каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает в некоторой степени монопольной властью над своим товаром; она может повышать или понижать цену на него независимо от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается как наличием производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль. Кроме того, на рынках монополистической конкуренции наряду с мелкими и средними могут действовать и весьма крупные фирмы.
Олигополия. Главная особенность — немногочисленность участников конкуренции. Когда относительно малое число фирм (в пределах десятка) господствует на определенном рынке товаров или услуг, отрасль следует признать олигополистической.
Олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность преобладает на рынках сырья и материалов, полуфабрикатов (руда, нефть, сталь, цемент и т.д.), дифференциация — на рынках потребительских товаров.
Немногочисленность фирм способствует их монополистическим соглашениям: по установлению цен, разделу или распределению рынков или по иным способам ограничения конкуренции между ними. В результате олигополия сближается с монополией.
Таблица. Основные модели рынка
Характеристика рынка |
Свободная конкуренция |
Чистая монополия |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Число фирм |
Очень большое |
Одна |
Много |
Несколько |
Тип продукта |
Стандартизированный |
Уникальный |
Дифференцированный |
Стандартизированный или дифференцированный |
Контроль над ценой |
Отсутствует |
Значительный |
Некоторый в узких границах |
Ограниченный или значительный при тайном сговоре |
Условия вступления в отрасль |
Очень легкие |
Блокированы |
Сравнительно легкие |
Существенные трудности |
Неценовая конкуренция |
Отсутствует |
Отсутствует |
Характеризуется особым вниманием к качеству, рекламе, торговым знакам и т.п. |
Очень типична, особенно при дифференциации продукта |
В соответствии с методами действия различают:
Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем другие конкуренты.
В условиях цивилизованного рынка снижение цены происходит либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на данном рынке, обычно претендуют лишь на небольшую долю прибыли. Крупные монополии подчас вообще отказываются от получения прибыли, с тем чтобы с помощью низких цен на соответствующий товар полностью вытеснить конкурентов с рынка, а в дальнейшем повысить цены и тем самым компенсировать понесенные убытки.
Неценовая конкуренция
предполагает предложение товаров
более высокого качества, с лучшими
показателями надежности и сроком службы,
с более высокой
Особое значение приобретают такие параметры продукции, как экологичность, энергоемкость, эстетические показатели, безопасность.
В конкурентной
борьбе все большую роль стали
играть надежность и репутация фирмы-
Недобросовестная конкуренция. В условиях жесткой борьбы между товаропроизводителями часто используются методы, связанные с нарушением норм и правил конкуренции, т.е. недобросовестная конкуренция. Она выражается в:
Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных хозяйственных единиц. Через конкуренцию товаропроизводители в определенной степени контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, ускорению научно-технического прогресса.
В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает к созданию монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция превращается в разрушительную силу для экономики.
Для обуздания конкуренции и удержания ее на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет «правила игры» соперников. В этих правилах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкурентной борьбы.
Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары конкурентная борьба усилилась.
Появилась возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда. Так возникало капиталистическое товарное производство. Здесь конкуренция получила наибольшее развитие.
В современных условиях конкуренция выступает как важное средство развития производства. Многие экономисты связывают с ней повышение эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять достижения науки и техники, совершенствовать технологию производства.
Бизнес - это отношения между участниками рынка по поводу их совместной деятельности, нацеленной на получение прибыли (или иных форм дохода) от использования капитала.
Бизнес — инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение дохода и развитие собственного дела.
Для бизнеса как капиталистического отношения характерно:
Экономические отношения, в которые вступают отдельные лица, занимаясь бизнесом, настолько сложны и многогранны, что не позволяют четко определить границы этой деятельности. Поэтому предпринимательская деятельность определяется как правовое понятие.
Бизнес — это всегда юридически оформленный вид человеческой деятельности, который может осуществляться только в рамках одной из установленных законом форм хозяйствования.
Субъект бизнеса –
это активная сторона любой сделки,
носитель совокупности прав и ответственности, возникающих в ходе подготовки
и реализации сделки.
Сам термин «субъект бизнеса», равно как
и его английский эквивалент – «бизнесмен»
(«businessman») не имеют однозначного определения
в принятых в России нормативно-правовых
документах, поэтому в дальнейшем, используя
названное понятие, мы будем руководствоваться
следующим: субъектами бизнеса выступают
отдельные люди (их обычно определяют
в качестве физических лиц), фирмы, в том
числе учреждения, организации, предприятия,
партнерства, фонды, товарищества, общества
(их обычно определяют в качестве юридических
лиц), а также иные субъекты, не являющиеся
ни физическими лицами, ни юридическими
лицами в соответствии с национальным
законодательством той или иной страны
(в России к таковым относятся собственно
Российская Федерация, субъекты Российской
Федерации, муниципальные образования);
субъекты бизнеса, руководствуясь деловыми
интересами, могут заниматься любым типом
и любым видом деловой деятельности, не
запрещенными действующим законодательством;
деятельность субъектов бизнеса является
экстерриториальной, это означает, что
никакие различия в национальном законодательстве
различных стран не могут отменить способности
субъектов бизнеса вступать в деловые
отношения между собой по всему свету;
«субъекты бизнеса» - это категория, характерная
для любой исторической формы существования
человеческого общества; в каждой из таких
форм родовые признаки бизнеса выступают
на поверхности явлений с учетом особенностей,
присущих именно данной форме, каковой,
к примеру, является рыночная экономика.
Под типом субъекта бизнеса понимается
функциональная принадлежность данного
субъекта бизнеса, функциональная специализация
его действий.
Разграничение субъектов бизнеса по признаку
их функциональной специализации обусловливает
следующую классификацию субъектов бизнеса:
• предприниматели, осуществляющие инициативную
деятельность на свой риск и под свою исключительную
экономическую и юридическую ответственность,
в том числе коллективы предпринимателей
и предпринимательские ассоциации;
• индивидуальные и коллективные потребители
продукции (работ, услуг), предлагаемой
предпринимателями, в том числе союзы
и ассоциации потребителей;
• работники, осуществляющие трудовую
деятельность по найму на контрактной
или иной основе, а также их профессиональные
союзы;
• органы государственной и муниципальной
власти и управления в тех случаях, когда
они выступают непосредственными участниками
сделок (предоставление правительственных
заказов предпринимателям, определение
цен, состава и объемов льгот при выполнении
специальных работ и др.); государственные
служащие;
• международные и национальные общественные
организации, обладающие директивными
полномочиями, и их сотрудники.
Субъект в бизнесе - это лицо, принимающее активное участие в деловых отношениях. Оно является носителем прав и ответственности. В современном бизнесе все его субъекты связаны системой обмена благами. Связующими звеньями этой системы выступают разного рода рынки, взаимосвязь которых с субъектами бизнеса изображена на рис. 4.1.
Классификация конкуренции по видам рынков - самая важная в теории конкуренции. Уже отмечалось, что конкуренция может существовать только при определенных условиях. И эти условия концентрируются в рыночной ситуации. Рыночная ситуация - это степень свободы выбора действий для производителей (продавцов) и потребителей (покупателей).
Показатели
рыночных ситуаций:
-количество производителей и потребителей
на рынке;
-степень дифференциации отраслевого
товара;
-способ формирования цен на отраслевые
товары;
-возможность вхождения новых участников
на отраслевой рынок и выход из него.
РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.
Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.
Когда "потолок
цен" устанавливается ниже равновесной
цены, образуется дефицит (иногда его
называют избыточным спросом благ)
и объем спроса превышает объем
предложения. Такое положение приведет
к конкуренции между
Когда минимальные уровни цен устанавливаются выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса и образуется избыток благ. Рыночное равновесие и отклонение от него показаны на рис. 4.2.
Рис. 4.2. Рыночное равновесие
Выделяют четыре варианта влияния сдвигов кривых спроса и предложения на цену и объем благ.