Объективные основы формирования рынка, его субъекты и объекты. Структура и функции рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 13:50, курс лекций

Описание работы

В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возрастала. Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
1.Сущность рынка………………………………………………………………...4
2.Основы формирования рынка………………………………………………….5
3.Субъекты и объекты рынка……………………………………………………6
4.Структура рынка……………………………………………………………….7
5. Функции рынка……………………………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………….…..….

Файлы: 1 файл

Экономика.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

Используя указанные  четыре варианта изменения спроса и  предложения и сдвига их кривых, можно определить равновесную точку  в случае любых колебаний спроса и предложения.

Однако не всегда "срабатывают" названные выше "четыре правила" спроса и предложения, ибо часто одновременно происходит сдвиг и кривой спроса, и кривой предложения, что значительно усложняет анализ реальных экономических явлений и процессов.

Научно обоснованный метод анализа спроса и предложения  предполагает необходимость:

  • а) отличать изменение спроса или предложения, которые ведут к сдвигу кривой, от изменения объема спроса или предложения, которые вызывают движение вдоль кривой;
  • б) соблюдать все остальные условия равными, что требует знания различий между влиянием, обусловленным изменением цены блага, и влиянием, обусловленным изменением других факторов.

Изложенная  выше модель рынка статическая, поскольку  распространяется на определенный фиксированный  период (год, квартал, месяц), связи ее переменных во времени не анализируются. Включение в модель зависимости спроса, предложения и цен во времени трансформирует модель в динамическую модель.

Если допустить, что под воздействием спроса реакция  предложения будет более медленной, возникает иной вариант, который  в экономической науке называется "паутинообразной моделью", предполагающей, что осуществление нового состояния равновесия устанавливается соотношением определенных параметров функций спроса и предложения.

Рыночное равновесие — это такая ситуация на рынке, когда спрос и предложение равны между собой.

Но всегда возникает  ситуация, когда при изменении  различных факторов, между спросом  и предложением возникает дисбаланс и рыночное равновесие теряется. Ранние экономисты, представители классической школы, рассматривали рыночное равновесие как ситуацию, способную самостоятельно придти к точке равенства. Они считали, что рынок имеет способность к саморегуляции и приходит к равновесию самостоятельно без каких-либо внешних вмешательств.

В экономической  теории существуют два подхода к  рассмотрению рыночного равновесия.

1 подход. По Вальрасу.

Швейцарский экономист Леон Вальрас рассматривал рыночное равновесие исходя из их количественной оценки. Рассмотрим данный подход на графике.

Установление рыночного равновесия по Вальрасу


В точке Е показано первоначально сложившееся на рынке равновесие, которому соответствуют Qколичество товара по цене PE. Именно в точке Е кривые спроса и предложения пересекаются, что говорит о том, что при таком объеме и цене товара спрос и предложение равны. Но при увеличении цены товара до уровня Рколичество спроса сократиться до уровня Q1D, а объем предложения товара наоборот увеличится до уровня Q1S. Возникнет излишек производителя, в результате которого продавцы пытаясь избавиться от лишнего товара начнут снижать цены на него. В итоге спрос на дешевый товар начнет расти. Данный цикл будет продолжаться до того, пока на рынке не восстановится равновесие.

При снижении цены товара до уровня Рспрос на него возрастет до уровня Q2и будет превышать предложение, которое сократится до уровня Q2S. Возникнет излишек потребителя в результате чего на рынке сложится дефицит на товар. Но излишний ажиотаж на дешевый товар будет оказывать давление на цену, которая рано или поздо станет повышаться. А при повышении цены производители в свою очередь начнут увеличивать предложение товара до тех пор, пока рынок не будет насыщен.

Условие установления рыночного равновесия по Вальрасу можно  представить в виде равенства:

QD(P) = QS(P)

Данное равенство  показывает, что по Вальрасу величины спроса и предложения являются функцией цены.

2 подход. По Маршаллу.

Английский  экономист и один главных представителей неоклассической школы Альфред Маршалл считал, что цена является единственным фактором, устанавливающим рыночное равновесие.

Установление рыночного равновесия по Маршаллу


На данном графике также показана равновесная точка Е при которой спроса и предложения равны. Но в случае, если цена спроса P1будет превышать цену предложения P1S, производители тут же отреагируют на это увеличением предложения с уровня Qдо уровня Qи цена установится на уровне PE. В случае же, если цена спроса P2будет ниже цены предложения P2S, то продавцы будут уменьшать количество предложения, а покупатели сократят свой спрос, в результате чего востановится равновесная цена.

Условие установления рыночного  равновесия по Маршаллу можно представить в виде равенства:

PD(Q) = PS(Q)

Таким образом, данное равенство показывает, что  по Маршаллу цена является функцией объемов  спроса и предложения.


Информация о работе Объективные основы формирования рынка, его субъекты и объекты. Структура и функции рынка