Объективные основы, формы и методы государственного руководства экономикой и контроля за хозяйственной деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:18, реферат

Описание работы

В сфере экономики государство осуществляет свою деятельность в определенных правовых формах и с помощью определенных методов.
Правовые формы государственного руководства экономикой — это урегулированные нормами права, отличные за конкретными целями и способом осуществления виды деятельности государства (его органов) в сфере экономики.

Содержание работы

1 Правовые формы государственного руководства экономикой
2 Хозяйственные правоотношения: понятия и виды, методы их регулирования
3 Регулирование проверок деятельности предпринимателей
4 Правовое регулирование малого предпринимательства
5 Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства

Файлы: 1 файл

Объективные основы, формы и методы государственного руководства экономикой и кон.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Объективные основы, формы и методы государственного руководства экономикой и контроля за хозяйственной деятельностью

 

 

План

 

1 Правовые формы государственного руководства экономикой

2 Хозяйственные правоотношения: понятия и виды, методы их регулирования

3 Регулирование проверок деятельности предпринимателей

4 Правовое регулирование малого предпринимательства

5 Упрощенная система  налогообложения, учета и отчетности  субъектов малого предпринимательства

 

 

1 Правовые формы государственного руководства экономикой

 

В сфере экономики  государство осуществляет свою деятельность в определенных правовых формах и  с помощью определенных методов.

Правовые формы государственного руководства экономикой — это  урегулированные нормами права, отличные за конкретными целями и способом осуществления виды деятельности государства (его органов) в сфере экономики.

Различают такие основные правовые формы:

планирование,

управление,

контроль,

нормативное регулирование.

Планирование — это  определения с помощью правовых средств основных направлений и конкретных результатов деятельности страны, регионов, областей народного хозяйства, отдельных субъектов хозяйствования.

Различают директивное  и индикативное планирования. Первое является обязательным для всех субъектов  хозяйствования, которым оно адресовано, и при современных условиях применяется преимущественно в государственном секторе экономики; Индикативное имеет рекомендательный характер, предусматривает меры поощрение для исполнителей плана и ориентирует их на желательную для государства и общества полезную деятельность в сфере хозяйствования.

Управление означает принятие компетентным органом юридически значащих решений для субъектов хозяйствования по оперативным вопросам хозяйственной жизни.

Контроль — это  установления компетентными органами степени соответствия фактических направлений и результатов деятельности субъектов хозяйственной жизни установленным государством правилами, нормам и нормативам, а также выявление нарушений в деятельности этих субъектов, выполнение мероприятий по их искоренению, в т.ч. применение хозяйственно-правовых санкций.

Нормативное регулирование - означает установление компетентными  государственными органами правил осуществление  хозяйственной деятельности.

Это, в частности, определение:

• правового статуса субъектов хозяйствования;

• правового режима их имущества;

• порядка заключения хозяйственных договоров и выполнение хозяйственных операций; порядка рассмотрения хозяйственных споров;

• механизм защиты прав и законных интересов субъектов  хозяйственной жизни.

От форм государственного руководства экономикой следует  отличать методы государственного руководства  экономикой.

Методы государственного руководства экономикой — это  предусмотренные законодательством  способы влияния государства  на поведение субъектов хозяйственной жизни с целью получения необходимого для общества результата. Различают административные и экономические методы.

Административные методы — это способы влияния государства, если необходимый обществу результат достигается путем прямого приказа компетентного органа, который подлежит обязательному и однозначному выполнению субъектом хозяйствования.

Экономические методы —  это такие способы влияния  государства, если необходимый обществу результат достигается через  экономический интерес исполнителей.

В современных условиях хозяйствования государство в комплексе  применяет экономические и административные методы. При этом доминирование тех  или других методов зависит от состояния экономики, чрезвычайных обстоятельств (стихийное бедствие, война и т.п.), а также задач, которые стоят перед государством относительно решения тех или других вопросов общественной жизни.

 

2 Хозяйственные правоотношения: понятие  и виды

 

Хозяйственные правоотношения складываются относительно непосредственного  осуществления хозяйственной деятельности или относительно руководства такой деятельностью.

Хозяйственные правоотношения — это урегулированные нормами  права общественное отношение, которое  возникают в сфере непосредственного  осуществления хозяйственной деятельности или руководства такой деятельностью, характеризуются особым субъектным составом, а также объединением организационных и имущественных элементов.

Хозяйственные правоотношения классифицируют по следующим признаками.

1) По характеру правоотношений  выделяют:

• отношения относительно непосредственного осуществления хозяйственной деятельности ;

• отношения относительно руководства хозяйственной деятельностью;

2) по взаимоположению  сторон:

• горизонтальные;

• вертикальные;

3) по сфере действия:

• внутрихозяйственные;

внешнехозяйственные;

4) по областям народного  хозяйствования и сферами управления, в которых они возникают:

• правоотношения в области  промышленности;

• правоотношения в области  сельского хозяйства;

• правоотношения в области  транспорта;

• правоотношения в области  капитального строительства;

Методы правового регулирования  хозяйственных отношений

Методы правового регулирования  хозяйственных отношений — это  применяемые законодателем способы  правового оформления хозяйственных  отношений соответственно их свойствам  и целям правового регулирования, которые отображают взаимное положение сторон, порядок принятия ими юридически значащих решений, характер юридической ответственности в случае нарушения прав и способы юридической защиты и законных интересов сторон.

Различают четыре основных метода правового регулирования хозяйственных отношений.

Метод предписаний предусматривает  право принятия юридически значащих решений органом хозяйственного руководства относительно подчиненного ему субъекта.

Метод автономных решений  разрешает субъектам хозяйствования принимать самостоятельно.

Метод координации обеспечивает принятие юридически значащих решений  по согласию сторон, любая из которых  не вправе навязывать свои условия  другой стороне.

Метод рекомендаций предусматривает  издание компетентными органами адресованных субъектам хозяйствования предложений относительно определенного поведения в сфере хозяйствования.

 

 

3 Регулирование  проверок деятельности предпринимателей

 

Проверки деятельности предпринимателей регулируются в соответствии с Указом Президента Украины “О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности” от 23.07.03 г.

Органы исполнительной власти, уполномоченные от имени государства осуществлять проверку финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности (далее — контролирующие органы), проводят плановые и внеплановые выездные проверки.

Плановой выездной проверкой считается  проверка финансово-хозяйственной  деятельности субъекта предпринимательской  деятельности, которая предусмотрена  в плане работы контролирующего органа и проводится по местонахождению такого субъекта или по месту расположения объекта собственности, относительно которого проводится такая плановая выездная проверка.

Внеплановой выездной проверкой считается  проверка, которая не предусмотрена в планах работы контролирующего органа при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

а) по последствиям встречных проверок выявлены факты, которые свидетельствуют  о нарушении субъектом предпринимательской  деятельности норм законодательства;

б) субъектом предпринимательской  деятельности не представлены в установленный  срок документы обязательной отчетности;

г) субъект предпринимательской  деятельности подал в установленном  порядке жалобу о нарушении законодательства должностными лицами контролирующего органа при проведении плановой или внеплановой выездной проверки;

е) проводится реорганизация (ликвидация) предприятие,

Внеплановые выездные проверки на основании, определенном в пункте “е”, проводятся только органами государственной налоговой службы и органами контрольно-ревизионной службы в пределах их полномочий.

Вышестоящий контролирующей орган может по собственной инициативе проверить достоверность заключений нижестоящего контролирующего органа путем проверки документов обязательной отчетности субъекта предпринимательской деятельности или заключений акта проверки, составленного нижестоящим контролирующим органом.

Контролирующие органы, которые имеют право проводить  плановые и внеплановые выездные проверки финансово-хозяйственной  деятельности С.П.Д.:

а) органы государственной  налоговой службы — относительно уплаты налогов и сборов в бюджеты и государственные целевые фонды, неналоговых платежей;

б) таможенные органы —  относительно уплаты ввозной пошлины, акцизного сбора и налога на добавленную  стоимость, которые взимаются в  случае ввоза товаров на таможенную территорию Украины в момент пересечения таможенной границы;

в) органы государственного казначейства, государственной контрольно-ревизионной  службы и органы государственной  налоговой службы в пределах их компетенции  — относительно бюджетных займов, займов и кредитов, гарантированных  средствами бюджетов, целевого использования дотацией субсидий, других бюджетных ассигнований,

Плановые выездные проверки проводятся всеми контролирующими  органами одновременно в день, определенный органом государственной налоговой  службы. Порядок координации проведения таких проверок устанавливается Кабинетом Министров Украины.

 

 

4 Правовое  регулирование малого предпринимательства

 

Специфика малого предпринимательства  вызывает необходимость его специального государственного регулирования и  поддержки.

В Украине малое предпринимательство регулируется наряду с общими законодательными актами также рядом специальных нормативных актов, среди которых следует назвать:

- Указ Президента Украины  “О государственной поддержке  малого предпринимательства” от 12.05.01 г.;

- Указ Президента Украины “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства” от 03.07.01 г. № 727/98.

Основные направления  государственной поддержки малого предпринимательства определены Указом Президента Украины “О государственной поддержке малого предпринимательства” от 12.05.01 г.

В Указе предусмотрена  направленность государственных и  региональных программ малого предпринимательства на реализацию таких основных мер:

- совершенствование нормативно-правовой  базы по вопросам развития и поддержки малого предпринимательства;

- финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства;

- создание благоприятных  условии для привлечения к  предпринимательской деятельности  социально незащищенных слоев  населения (инвалидов, женщин, молодежи, безработных, уволенных в запас военнослужащих и пр.);

- содействие в получении  субъектами малого предпринимательства  необходимых для осуществления  такой деятельности помещений  (зданий), оборудования, а также информационных  материалов;

- привлечение субъектов малого предпринимательства к выполнению научно-технических и социально-экономических программ, осуществлению поставки продукция (работ, услуг) для государственных, нужд.

Субъектами малого предпринимательства  в соответствии с п.4 названного Указа  Президента Украины считаются:

- индивидуальные предприниматели,  т.е. физические лица, зарегистрированные  как субъекты предпринимательской  деятельности и занимающиеся  ею без создания юридического  лица;

- предпринимательские  организации со статусом юридического  лица, любой организационно-правовой формы и формы собственности (кроме доверительных обществ, банков, страховых компаний, прочих финансово-кредитных и небанковских финансовых учреждений,), а также субъекты предпринимательства, в уставном фонде которых доли, принадлежащие юридическим лицам — участникам и учредителям данных субъектов, не являющихся субъектами малого предпринимательства, и не превышают 25% фонда.

Информация о работе Объективные основы, формы и методы государственного руководства экономикой и контроля за хозяйственной деятельностью