Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 12:36, контрольная работа
Социальную политику государства можно рассматривать как его специфическую деятельность, направленную на реализацию права каждого гражданина свободно участвовать во всех сферах социально-экономической, трудовой, духовной жизни общества, направленной на удовлетворение сущностных потребностей человека, интересов социальных групп при постоянном выявлении и учете социальных последствий экономических, политических, мировоззренческих преобразований.
1. Объекты и субъекты социальной политики. Принципы социальной политики. Социальные приоритеты – понятие и сущность...................................................................................................................................................................3
2. Роль государства в организации и финансировании здравоохранения. Роль частного финансирования здравоохранения........................................................................................................................................................7
3. Ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ): понятие, значение, виды. «Монетизация льгот» в Российской Федерации......9
Задача № 126...........................................................................................................................................................12
Список используемой литературы...............................................................................................................................13
СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Экономика социальной сферы
Шифр: Э-09-041
№ вопросов: 6, 30, 84, 126
Оглавление
6. Объекты
и субъекты социальной
30. Роль государства
в организации и
84. Ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ): понятие, значение, виды. «Монетизация льгот» в Российской Федерации. 9
Задача № 126. 12
Список используемой литературы 13
Объекты и субъекты социальной политики.
Социальную политику государства
можно рассматривать как его
специфическую деятельность, направленную
на реализацию права каждого гражданина
свободно участвовать во всех сферах
социально-экономической, трудовой, духовной
жизни общества, направленной на удовлетворение
сущностных потребностей человека, интересов
социальных групп при постоянном
выявлении и учете социальных
последствий экономических, политических,
мировоззренческих
Предметом социальной политики как науки являются свойства, закономерности, содержательные (устойчиво воспроизводимые и выражающие сущность) отношения общества, а также процессы и формы общественной практики, которые представляют собой взаимодействие социальных групп по поводу их общественного положения.
Политическое руководство формирует цели социального развития общества, комплекс мер по их реализации — важная задача социальной политики. Государственные органы, общественные организации, органы местного самоуправления, производственные коллективы реализуют социальную политику, направленную на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением благосостояния населения, улучшением качества его жизни, обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе.
С позиции субъект-объектных отношений термин «социальная политика» многовариантен:
- это деятельность
государства в социальной
- это взаимодействие
всех субъектов
В системе объект-субъектных отношений объектом социальной политики выступает все самодеятельное население, отдельные граждане, социальные общности определенного уровня, объединенные конкретными связями и отношениями.
Субъектами социальной политики
являются государственные органы власти,
организации и учреждения, а также
действующие в социальной сфере
негосударственные организации, общественные
объединения граждан и
Принципы социальной политики.
Принципы социальной политики:
Принцип социальной справедливости - Социальная справедливость является общепризнанной ценностью современного демократического общественного сознания, закрепленной в основополагающих документах мирового сообщества наряду с миром и свободой. Однако провозглашение и признание принципа социальной справедливости еще не дает представлений о том, что входит в это многозначное понятие. Аристотель впервые проанализировал представляющееся неустранимым противоречие между двумя типами справедливости в социальном смысле: справедливость с точки зрения одинаковых возможностей, предоставляемых индивидам независимо от их индивидуальных и социальных различий, и справедливость как результат воздаяния за личный труд, за успех. Эти два варианта были названы уравнительным и распределительным типом справедливости.
Принцип социальной ответственности - Он требует от индивида, семьи, малой группы приложения максимальных усилий для самопомощи и самообеспечения. При этом община (уровень муниципального самоуправления), регион или государство в целом должны лишь восполнять индивидам и семьям те виды или объемы помощи, которые они не могут обеспечить самостоятельно, помогать в решении тех проблем, которые выходят за рамки компетенции индивида или семьи, либо вмешиваться в чрезвычайных, кризисных ситуациях.
Принцип социального партнерства - выработаны общие принципы социального партнерства, среди которых:
• равноправие сторон на переговорах и при принятии решений;
• равная для всех
сторон обязательность
• обязательная и
равная ответственность сторон
за выполнение принятых
• принцип трипартизма, т. е. участия в переговорах трех сторон: государственной власти, работников и работодателей.
Социальное партнерство — неотъемлемый институт устойчивого современного общества и демократического государства, он продуктивно действует в эффективно функционирующей экономике. Однако в российском кризисном социуме внедрение начал, предусмотренных этим принципом, признание всеми сторонами «правил игры», предусмотренных им, также способно смягчить социальную напряженность, послужить механизмом, который (в рамках своей компетенции) действительно способен сбалансировать противоречивые интересы различных социальных слоев и групп и государства, создать неразрушительные технологии разрешения кризисов и обеспечить поддержание социального развития.
Принцип социальных гарантий
- предусматривает предоставление гражданам
гарантированного государством минимума
социальных услуг по обучению, воспитанию,
духовному и физическому
Принцип социальной компенсации - призван обеспечить правовую и социальную защищенность граждан, необходимую для восполнения ограничений, обусловленных их социальным статусом. Он предполагает создание доступной сферы жизнедеятельности, предоставление определенных льгот и соответствующего социального обслуживания.
Социальные приоритеты – понятие и сущность.
Приоритеты социальные — социальные задачи, которые признаются обществом на данном этапе его развития в качестве наиболее настоятельных и неотложных, требующих первоочередного решения. При разработке комплексной социальной программы на пятилетие и более долгосрочную перспективу с необходимостью встает вопрос о социальных приоритетах, во-первых, с точки зрения выбора между различными направлениями повышения народного благосостояния (прямым повышением денежных доходов населения, снижением розничных цен, расширением объема жизненных благ, представляемых членами общества бесплатно или на льготных началах). Во-вторых, выбор социальных приоритетов предполагает научное обоснование решения вопроса о том, положению каких социальных групп следует уделить первоочередное или преимущественное внимание в планируемый период. Определение социальных приоритетов основывается на учете как текущих, так и перспективных интересов всех социально-классовых, социально-территориальных, демографических, национальных, социально-доходных групп общества. К приоритетным задачам современной социальной политики относятся решение продовольственной и жилищной проблем, ликвидация малообеспеченности отдельных групп населения, отставания социальной сферы и т. д.
Здравоохранение относится к числу тех отраслей, где деятельность государства объективно присутствует в гораздо большей мере, чем в экономике в целом. Причем данное положение верно независимо от того, к какой экономической модели тяготеет здравоохранение любой рассматриваемой страны. В современной экономической литературе недостаточно уделяется внимание государственному регулированию социальной сферы и особенно системы здравоохранения, проблемам и противоречиям в этой области.
Мировой опыт свидетельствует,
что государство оказывает
создание условий для удовлетворения потребности населения в качественных медицинских услугах;
обеспечение устойчивых темпов развития отрасли;
поддержание научного потенциала отрасли;
регулирование структурных изменений в здравоохранении, вызванных уровнем заболеваемости населения, демографической ситуацией в стране.
Важнейшая концепция, объясняющая
необходимость государственной
службы или государственного контроля
здравоохранения, заключается в
том, что свободный рынок, являющийся
часто наиболее эффективным способом
достижения подъема отрасли, просто
не пригоден для системы здравоохранения
в связи с его «провалами».
Основные недостатки рынка для системы
здравоохранения состоят в
Государственное регулирование
затрагивает различные
Важной функцией государства
в сфере здравоохранения
Другое важное направление государственного регулирования здравоохранения - создание общественных медицинских услуг. Как известно, рынок в состоянии выявить и удовлетворить лишь спрос на частные медицинские услуги. Создание и реализация общественных медицинских услуг являются задачей государства.
Следующее важное направление госрегулирования здравоохранения является обеспечение высокого качества медицинских услуг.
Существенное место среди мер госрегулирования медицинской деятельности занимают экономические средства. Это бюджетно – финансовая политика государства в сфере здравоохранения, денежно-кредитная политика, государственное программирование и т.п. Одной из составных частей бюджетно-финансовой политики является налоговая политика. В соответствии с налоговым законодательством некоторые организации здравоохранения могут полностью или частично освобождаться от уплаты налогов.
Как было отмечено, одним из методов государственного регулирования здравоохранения является целевое регулирование здравоохранения или его программирование. Государственные программы можно подразделить на несколько видов. Краткосрочные программы разрабатываются обычно на срок от 1 года до 3 лет. Среднесрочные программы охватывают период в 3 – 5 лет. Долгосрочные программы планируются на срок от 5 и более лет. Целевые программы предусматривают развитие конкретных видов медицинских услуг и предоставление их отдельным группам населения.
Ежемесячная денежная выплата
- это замена льгот в натуральной
форме на денежную компенсацию. ЕДВ
предоставляется отдельным
ЕДВ устанавливается и
выплачивается территориальным
органом Пенсионного фонда
Виды:
1) ежемесячная денежная выплата;
2) ежемесячная социальная выплата;
3) оплата жилья;
4) оплата коммунальных услуг;
5) организация оздоровительного отдыха;