Объекты и субъекты социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 12:36, контрольная работа

Описание работы

Социальную политику государства можно рассматривать как его специфическую деятельность, направленную на реализацию права каждого гражданина свободно участвовать во всех сферах социально-экономической, трудовой, духовной жизни общества, направленной на удовлетворение сущностных потребностей человека, интересов социальных групп при постоянном выявлении и учете социальных последствий экономических, политических, мировоззренческих преобразований.

Содержание работы

1. Объекты и субъекты социальной политики. Принципы социальной политики. Социальные приоритеты – понятие и сущность...................................................................................................................................................................3
2. Роль государства в организации и финансировании здравоохранения. Роль частного финансирования здравоохранения........................................................................................................................................................7
3. Ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ): понятие, значение, виды. «Монетизация льгот» в Российской Федерации......9
Задача № 126...........................................................................................................................................................12
Список используемой литературы...............................................................................................................................13

Файлы: 1 файл

экономика соц сферы.docx

— 38.97 Кб (Скачать файл)

 

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ  КООПЕРАЦИИ

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Экономика  социальной сферы

 

 

 

 

Шифр: Э-09-041

№ вопросов: 6, 30, 84, 126

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

6.  Объекты  и субъекты социальной политики. Принципы социальной политики. Социальные  приоритеты – понятие и сущность. 3

30. Роль государства  в организации и финансировании  здравоохранения. Роль частного  финансирования здравоохранения. 7

84. Ежемесячные  денежные выплаты (ЕДВ): понятие,  значение, виды. «Монетизация льгот»  в Российской Федерации. 9

Задача № 126. 12

Список используемой литературы 13

 

 

 

6.  Объекты и субъекты социальной политики. Принципы социальной политики. Социальные приоритеты – понятие и сущность.

Объекты и субъекты социальной политики.

Социальную политику государства  можно рассматривать как его  специфическую деятельность, направленную на реализацию права каждого гражданина свободно участвовать во всех сферах социально-экономической, трудовой, духовной жизни общества, направленной на удовлетворение сущностных потребностей человека, интересов  социальных групп при постоянном выявлении и учете социальных последствий экономических, политических, мировоззренческих преобразований.

Предметом социальной политики как науки являются свойства, закономерности, содержательные (устойчиво воспроизводимые  и выражающие сущность) отношения  общества, а также процессы и формы  общественной практики, которые представляют собой взаимодействие социальных групп  по поводу их общественного положения.

Политическое руководство  формирует цели социального развития общества, комплекс мер по их реализации — важная задача социальной политики. Государственные органы, общественные организации, органы местного самоуправления, производственные коллективы реализуют  социальную политику, направленную на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением благосостояния населения, улучшением качества его  жизни, обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства  в обществе.

С позиции субъект-объектных отношений термин «социальная политика» многовариантен:

  - это деятельность  государства в социальной сфере;

  - это взаимодействие  всех субъектов самодеятельного  населения, хозяйственных, управленческих  структур в рамках декларируемых  или законодательно утвержденных  целей и задач.

В системе объект-субъектных отношений объектом социальной политики выступает все самодеятельное население, отдельные граждане, социальные общности определенного уровня, объединенные конкретными связями и отношениями.

Субъектами социальной политики являются государственные органы власти, организации и учреждения, а также  действующие в социальной сфере  негосударственные организации, общественные объединения граждан и инициативы. Субъектами социальной политики являются законодательные, исполнительные, судебные органы власти, определяющие при общественном участии цели, задачи, приоритеты, нормативно-правовую базу социальной политики государства  и проводящие непосредственную практическую работу по ее реализации.

Принципы социальной политики.

Принципы социальной политики:

Принцип социальной справедливости - Социальная справедливость является общепризнанной ценностью современного демократического общественного сознания, закрепленной в основополагающих документах мирового сообщества наряду с миром и свободой. Однако провозглашение и признание принципа социальной справедливости еще не дает представлений о том, что входит в это многозначное понятие. Аристотель впервые проанализировал представляющееся неустранимым противоречие между двумя типами справедливости в социальном смысле: справедливость с точки зрения одинаковых возможностей, предоставляемых индивидам независимо от их индивидуальных и социальных различий, и справедливость как результат воздаяния за личный труд, за успех. Эти два варианта были названы уравнительным и распределительным типом справедливости.

Принцип социальной ответственности - Он требует от индивида, семьи, малой группы приложения максимальных усилий для самопомощи и самообеспечения. При этом община (уровень муниципального самоуправления), регион или государство в целом должны лишь восполнять индивидам и семьям те виды или объемы помощи, которые они не могут обеспечить самостоятельно, помогать в решении тех проблем, которые выходят за рамки компетенции индивида или семьи, либо вмешиваться в чрезвычайных, кризисных ситуациях.

Принцип социального партнерства - выработаны общие принципы социального  партнерства, среди которых:

 • равноправие сторон  на переговорах и при принятии  решений;

 • равная для всех  сторон обязательность исполнения  договоренностей;

 • обязательная и  равная ответственность сторон  за выполнение принятых обязательств;

 • принцип трипартизма, т. е. участия в переговорах трех сторон: государственной власти, работников и работодателей.

Социальное партнерство  — неотъемлемый институт устойчивого  современного общества и демократического государства, он продуктивно действует  в эффективно функционирующей экономике. Однако в российском кризисном социуме внедрение начал, предусмотренных этим принципом, признание всеми сторонами «правил игры», предусмотренных им, также способно смягчить социальную напряженность, послужить механизмом, который (в рамках своей компетенции) действительно способен сбалансировать противоречивые интересы различных социальных слоев и групп и государства, создать неразрушительные технологии разрешения кризисов и обеспечить поддержание социального развития.

Принцип социальных гарантий - предусматривает предоставление гражданам  гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке и рациональному  трудоустройству, объем, виды, и качество которых, должны обеспечить необходимое  развитие личности и подготовку к  самостоятельной жизни. Этот принцип  предусматривает сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики.

Принцип социальной компенсации - призван обеспечить правовую и социальную защищенность граждан, необходимую для восполнения ограничений, обусловленных их социальным статусом. Он предполагает создание доступной сферы жизнедеятельности, предоставление определенных льгот и соответствующего социального обслуживания.

Социальные приоритеты – понятие и сущность.

Приоритеты социальные —  социальные задачи, которые признаются обществом на данном этапе его  развития в качестве наиболее настоятельных и неотложных, требующих первоочередного решения. При разработке комплексной социальной программы на пятилетие и более долгосрочную перспективу с необходимостью встает вопрос о социальных приоритетах, во-первых, с точки зрения выбора между различными направлениями повышения народного благосостояния (прямым повышением денежных доходов населения, снижением розничных цен, расширением объема жизненных благ, представляемых членами общества бесплатно или на льготных началах). Во-вторых, выбор социальных приоритетов предполагает научное обоснование решения вопроса о том, положению каких социальных групп следует уделить первоочередное или преимущественное внимание в планируемый период. Определение социальных приоритетов основывается на учете как текущих, так и перспективных интересов всех социально-классовых, социально-территориальных, демографических, национальных, социально-доходных групп общества. К приоритетным задачам современной социальной политики относятся решение продовольственной и жилищной проблем, ликвидация малообеспеченности отдельных групп населения, отставания социальной сферы и т. д.

30. Роль государства в  организации и финансировании  здравоохранения. Роль частного  финансирования здравоохранения.

 

Здравоохранение относится  к числу тех отраслей, где деятельность государства объективно присутствует в гораздо большей мере, чем  в экономике в целом. Причем данное положение верно независимо от того, к какой экономической модели тяготеет здравоохранение любой  рассматриваемой страны. В современной  экономической литературе недостаточно уделяется внимание государственному регулированию социальной сферы  и особенно системы здравоохранения, проблемам и противоречиям в этой области.

Мировой опыт свидетельствует, что государство оказывает существенное воздействие на процесс создания и предоставления медицинских услуг  населению. Государственное регулирование  этих отношений направлено на достижение следующих целей:

создание условий для  удовлетворения потребности населения  в качественных медицинских услугах;

обеспечение устойчивых темпов развития отрасли;

поддержание научного потенциала отрасли;

регулирование структурных  изменений в здравоохранении, вызванных  уровнем заболеваемости населения, демографической ситуацией в  стране.

Важнейшая концепция, объясняющая  необходимость государственной  службы или государственного контроля здравоохранения, заключается в  том, что свободный рынок, являющийся часто наиболее эффективным способом достижения подъема отрасли, просто не пригоден для системы здравоохранения  в связи с его «провалами». Основные недостатки рынка для системы  здравоохранения состоят в следующем. Для существования свободного рынка, как известно, необходимо наличие  покупателей, определяющих спрос и  продавцов, определяющих предложение. Однако в медицине покупатель не определяет спрос на конкретную услугу. Врач, определяя одновременно и спрос и предложение, оказывается в выгоднейшем положении, получая в условиях свободного рынка неограниченную возможность, продавать то, что выгодно в первую очередь ему.

Государственное регулирование  затрагивает различные направления. Рассмотрим некоторые из них.

Важной функцией государства  в сфере здравоохранения является создание правовой основы деятельности. Эта функция государства сводится к разработке законодательных и  нормативных документов, регулирующих механизм функционирования здравоохранения  в целом и отдельных его  субъектов. Одновременно государству  необходимо контролировать выполнение установленных законодательных  и нормативных документов.

Другое важное направление  государственного регулирования здравоохранения - создание общественных медицинских  услуг. Как известно, рынок в состоянии  выявить и удовлетворить лишь спрос на частные медицинские  услуги. Создание и реализация общественных медицинских услуг являются задачей  государства.

Следующее важное направление  госрегулирования здравоохранения  является обеспечение высокого качества медицинских услуг.

Существенное место среди  мер госрегулирования медицинской  деятельности занимают экономические  средства. Это бюджетно – финансовая политика государства в сфере здравоохранения, денежно-кредитная политика, государственное программирование и т.п. Одной из составных частей бюджетно-финансовой политики является налоговая политика. В соответствии с налоговым законодательством некоторые организации здравоохранения могут полностью или частично освобождаться от уплаты налогов.

Как было отмечено, одним  из методов государственного регулирования  здравоохранения является целевое  регулирование здравоохранения или его программирование. Государственные программы можно подразделить на несколько видов. Краткосрочные программы разрабатываются обычно на срок от 1 года до 3 лет. Среднесрочные программы охватывают период в 3 – 5 лет. Долгосрочные программы планируются на срок от 5 и более лет. Целевые программы предусматривают развитие конкретных видов медицинских услуг и предоставление их отдельным группам населения.

84. Ежемесячные денежные  выплаты (ЕДВ): понятие, значение, виды. «Монетизация льгот» в Российской  Федерации.

 

Ежемесячная денежная выплата - это замена льгот в натуральной  форме на денежную компенсацию. ЕДВ  предоставляется отдельным категориям граждан из числа ветеранов, инвалидов, бывших несовершеннолетних узников  фашизма и лиц, пострадавших в  результате воздействия радиации в  денежной форме из средств федерального бюджета. В настоящее время ЕДВ  получают более 16,7 миллионов россиян.

ЕДВ устанавливается и  выплачивается территориальным  органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Ее размер подлежит индексации один раз в год с 1 апреля исходя из установленного федеральным законом  о федеральном бюджете на соответствующий  финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции.

Виды:

1) ежемесячная денежная  выплата;

2) ежемесячная социальная  выплата;

3) оплата жилья;

4) оплата коммунальных  услуг;

5) организация оздоровительного  отдыха;

Информация о работе Объекты и субъекты социальной политики